Современное состояние муниципальной поддержки предпринимательства в Астраханской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:01, статья

Описание

В Астраханской области действует закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Астраханской области» от 12.02.2009 № 29/1, а также отраслевая целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Астраханской области на 2009г.», утверждённая постановлением регионального правительства от 13.08.2008г. № 436-П. Министерством экономического развития области в соответствии с этой программой разработан целый ряд антикризисных мер в помощь субъектам малого и среднего предпринимательства.

Работа состоит из  1 файл

Статья.docx

— 475.33 Кб (Скачать документ)

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В  АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1 Анализ  процесса взаимодействия  органов  местного самоуправления и предпринимательства  в Астраханской области

       Современный этап социально-экономического развития России характеризуется растущим интересом  к малому бизнесу, который является неотъемлемой частью эффективной экономики.

       В Астраханской области действует  закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Астраханской области» от 12.02.2009 № 29/1, а также отраслевая целевая программа «Развитие  малого и среднего предпринимательства  в Астраханской области на 2009г.», утверждённая постановлением регионального  правительства от 13.08.2008г. № 436-П. Министерством  экономического развития области в  соответствии с этой программой разработан целый ряд антикризисных мер  в помощь субъектам малого и среднего предпринимательства.

       В качестве финансовой поддержки малого и среднего бизнеса реализуется  несколько программных мероприятий:

       - осуществляется субсидирование  государством двух третей процентной  ставки по кредиту, займу, лизингу,  а также части затрат субъектов  малого предпринимательства, производящих  и реализующих товары, предназначенные  для экспорта;

       - на территории действует программа  предоставления на безвозмездной  основе грантов в форме бюджетной  субсидии до 300 тыс. рублей малым  предприятиям на начальном этапе  их организации. 

       - на базе ОАО «Астраханский  залоговый фонд» создан гарантийный  фонд кредитования субъектов  малого и среднего предпринимательства,  средства которого направлены  на предоставление гарантий по  кредитам;

       - создается сеть бизнес - инкубаторов,  в них предоставляется аренда  помещений на льготных условиях - первый год всего 40% рыночной  стоимости.

       В соответствии с действующим законодательством, в 2009 году на территории области осуществляли хозяйственную деятельность 1202 малых  предприятия. На их долю приходилось 13,0% численности постоянных работников организаций, 15,9% оборота организаций, 3,1% всех инвестиций на развитие экономики  и социальной сферы области.

Таблица 1. Основные показатели предпринимательства  в Астраханской области1

  2009г. 2008г. Справочно:  
по ЮФО  
2009г.
Количество  малых предприятий на конец года, тыс. единиц 1,2 х 27,4
Число замещенных рабочих мест, тыс. человек 43,0 44,0 х
в том  числе:      
   среднесписочная численность работников  
   (без внешних совместителей)
39,2 40,4 729,0
   средняя численность внешних  совместителей 2,2 2,1 х
 средняя  численность работников, выполнявших  работы по договорам гражданско – правового характера 1,5 1,5 х
Оборот  малых предприятий, млн. рублей 29014,8 30016,5 1056334,6
Инвестиции  в основной капитал, млн. рублей 1927,5 3041,2 55434,9
Среднемесячная  номинальная начисленная заработная плата одного работника, рублей 9740,2 9136,7 х
 
 

       Структура малого бизнеса Астраханской области  характеризуется высокими долями предприятий  со следующими видами экономической  деятельности: операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (22,4%), строительство (19,3%).

 

 

       Рисунок 1. Распределение  числа малых предприятий  по видам экономической  деятельности  в 2009 году.2

       Как и раньше следующий, по числу малых  предприятий, вид экономической  деятельности - обрабатывающие производства (16,3%). Удельный вес малых предприятий, занятых оптовой и розничной  торговлей; ремонтом автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий  и предметов личного использования  составил 15,1%, транспорта и связи - 7,2%. Доли малых предприятий остальных  видов экономической деятельности во всей количественной совокупности сложились в интервале от 4,7% до 0,3%

       Существует  достаточно сильная территориальная  дифференциация числа малых предприятий  в Астраханской области. Большая  их часть сосредоточена в г. Астрахани (806 предприятий или 67,1% от общего количества малых предприятий). По районам области наибольшее число малых предприятий осуществляет производственную деятельность в Приволжском (5,5%), Камызякском (4,8%), Наримановском (3,7%), Ахтубинском, Икрянинском (по 3,4%) Володарском (3,0%) районах.

         

       Рисунок 2. Количество малых  предприятий по районам  Астраханской области3 

       В сфере занятости на малых предприятиях области в течение года сохранялась  тенденция увеличения численности  работников с каждым последующим  периодом. Тем не менее, по сравнению  с 2008 годом общая численность  занятых на предприятиях малого бизнеса  снизилась на 2,3% и составила 43,0 тыс. человек, в том числе на постоянной основе – 39,2 тыс. человек или 91,2%. Численность  работников списочного состава на 3,0% ниже уровня прошлого года. По видам  экономической деятельности наибольший удельный вес численности постоянных работников приходится на строительные организации – 22,2%, операции с недвижимым имуществом  аренду и предоставление услуг - 22,1%, обрабатывающие производства – 17,4%, оптовую и розничную торговлю; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов  личного пользования – 12,1%, транспорт  и связь – 7,5%. 

Таблица 2.  Средняя численность  работников списочного состава в 2009 году4

  Тыс. 
человек
В % к итогу
Всего 39,2 100
    в том числе  по видам экономической деятельности:
   
Сельское  хозяйство, охота и лесное хозяйство 1,9 4,9
Рыболовство, рыбоводство 2,0 5,2
Добыча  полезных ископаемых 0,1 0,2
Обрабатывающие  производства 6,8 17,4
Производство  и распределение электроэнергии, газа и воды 0,4 1,1
Строительство 8,7 22,2
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных  
средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов  
личного пользования
4,7 12,1
Гостиницы и рестораны 1,5 3,8
Транспорт и связь 2,9 7,5
Финансовая  деятельность 0,1 0,3
Операции  с недвижимым имуществом, аренда и  
предоставление услуг
8,7 22,1
Образование 0,1 0,3
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 0,3 0,8
Предоставление  прочих коммунальных, социальных и  
персональных услуг
0,8 2,1
 

           Численность занятых на постоянной основе в расчете на одно малое предприятие составляет 33 человека. Выше среднеобластного уровня этот показатель был на предприятиях следующих видов деятельности: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (38 человек), строительство, рыболовство, рыбоводство (по 37 человек), обрабатывающие производства (35 человек), транспорт и связь (34 человека). В остальных видах экономической деятельности на одно малое предприятие приходилось от 21 до 32 работников постоянного состава. В среднем по регионам Южного федерального округа численность постоянных работников на одно малое предприятие составила 27 человек.

       В общей численности постоянных работников, занятых на всех предприятиях области, на долю работников малых предприятий  приходится 13,0%, при этом в рыболовстве, рыбоводстве - 44,3%, строительстве - 37,9%, операциях с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении услуг – 35,0%, гостиницах и ресторанах – 28,8%, сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве - 26,6%, оптовой и розничной  торговле; ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий  и предметов личного пользования  – 24,8%, обрабатывающих производствах - 21,6%.

       Наибольший  удельный вес среднесписочной численности  работников малых предприятий по районам области в среднесписочной  численности работников всех предприятий  и организаций сложился в Приволжском  районе – 27,2%, Камызякском – 19,9%, Володарском – 18,1%, Лиманском – 18,0%, Наримановском – 15,6%, Харабалинском – 15,1%, Икрянинском – 15,0%, Енотаевском районе – 12,3%, г. Астрахани – 14,7%. 

         

       Рисунок 3. Удельный вес среднесписочной  численности работников малых предприятий  в среднесписочной численности  работников всех предприятий и организаций  по районам области в  2009 году5 

                Кроме работников постоянного  состава на малых предприятиях  заняты внешние совместители  и работники, выполняющие работу  по договорам гражданско-правового  характера. В 2009 году их численность  составила 3,8 тыс. человек или  8,8% в общей численности. Удельный  вес внешних совместителей в  общем числе работающих на  условиях вторичной занятости  составил – 59,2% (2,2 тыс. человек), работников, выполнявших работы  по договорам гражданско-правового  характера – 40,8% (1,5 тыс. человек).

        

       Рисунок 4. Соотношение численности  работников  списочного состава и вторичной  занятости по видам  экономической деятельности на малых предприятиях

       в 2009 году (в процентах)6 
 

       Особенно  высока доля вторичной занятости  в образовании, здравоохранении  и предоставлении социальных услуг (по 24%), финансовой деятельности (18%), предоставление прочих коммунальных, социальных и  персональных услуг (15%). На малых предприятиях остальных видов экономической  деятельности удельный вес численности  работников вторичной занятости  в общей численности колеблется в интервале от 4% до 11%.

       По  районам области наиболее высокая  доля вторичной занятости в Черноярском районе – 17,9%, Володарском – 14,9%, Ахтубинском - 10,5%, Наримановском – 10,2%, Приволжском и городе Астрахани – по 8,9%, Камызякском – 8,5%, Красноярском – 7,4%, Лиманском – 5,8%. В остальных районах области доля вторичной занятости составляет 5% и менее.

       В 2009 году всем работникам малых предприятий  было начислено 4581,1 млн. рублей заработной платы, что составляет 9,0% от общего фонда заработной платы, начисленной  работникам всех предприятий области.

       Среднемесячная  начисленная заработная плата работающих на малых предприятиях области в 2009 году составила 9740,2 рублей (в организациях без малых предприятий – 15543,8 рублей) и увеличилась по сравнению  с прошлым годом на 6,6%.

       Снижение  уровня реальной заработной платы, рассчитанной с учетом индекса потребительских  цен, на малых предприятиях в 2009 году составило 4,7%, в то время как на крупных и средних наблюдался рост данного показателя на 2,0%.

       Среднемесячная  заработная плата работников малых  предприятий по Астраханской области  превышает показатель прожиточного минимума трудоспособного населения  в 2 раза. При этом заработная плата  работающих на предприятиях отдельных  видов экономической деятельности значительно превышала прожиточный  минимум: в образовании в 3,6 раза, финансовой деятельности - в 3,4 раза, добыче полезных ископаемых – в 3,1 раза, здравоохранении  и предоставлении социальных услуг  – в 2,3 раза, строительстве, транспорте и связи – в 2,2 раза.

       Довольно  неравномерно распределение величины среднемесячной начисленной заработной платы на малых предприятиях области  по видам экономической деятельности. На 83,8% выше среднеобластного уровня сложилась заработная плата работников малых предприятий образования, на 73,2% - занятых финансовой деятельностью, на 60,4% - добычей полезных ископаемых. В здравоохранении и предоставлении социальных услуг среднеобластной уровень превышен на 18,9%, транспорте и связи - на 14,0%, строительстве - на 10,7%.

Информация о работе Современное состояние муниципальной поддержки предпринимательства в Астраханской области