Современное состояние муниципальной поддержки предпринимательства в Астраханской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:01, статья

Описание

В Астраханской области действует закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Астраханской области» от 12.02.2009 № 29/1, а также отраслевая целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Астраханской области на 2009г.», утверждённая постановлением регионального правительства от 13.08.2008г. № 436-П. Министерством экономического развития области в соответствии с этой программой разработан целый ряд антикризисных мер в помощь субъектам малого и среднего предпринимательства.

Работа состоит из  1 файл

Статья.docx

— 475.33 Кб (Скачать документ)
 

       Успешность  деятельности малого бизнеса во многом зависит от уровня инвестиционных процессов. В целом малыми предприятиями  Астраханской области в 2009 году освоено 1927,5 млн. рублей или 3,1% всех инвестиций на развитие экономики и социальной сферы области. По сравнению с  прошлым годом они снизились  в 1,6 раза.

       Основная  доля инвестиций в основной капитал  освоена малыми предприятиями следующих  видов экономической деятельности: строительство – 83,6%, операции с  недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг – 5,4%, оптовая и розничная  торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и  предметов личного пользования  – 4,5%, обрабатывающие производства –2,4%.

       84,7% инвестиций в основной капитал  освоено малыми предприятиями  г.Астрахани, 12,4% - предприятиями Приволжского района. Наблюдался рост инвестиций в Красноярском районе – на 89,6%, Лиманском районе – на 43,8%, Харабалинском районе – на 15,4%, Приволжском районе – на 4,3%.

       В расчете на одного работника малых  предприятий субъектов Южного федерального округа освоение инвестиций в 2009 году сложились следующим образом: Краснодарский край – 145,0 тыс. рублей, Республика Дагестан – 86,8 тыс. рублей, Ростовская область – 71,1 тыс. рублей, Республика Адыгея – 65,8 тыс. рублей, Волгоградская область – 50,0 тыс. рублей, Астраханская область – 49,2 тыс. рублей, Республика Калмыкия – 36,7 тыс. рублей, Кабардино-Балкарская Республика – 35,0 тыс. рублей, Карачаево-Черкесская Республика – 30,5 тыс. рублей, Ставропольский край – 15,6 тыс. рублей, Республика Северная Осетия – Алания – 12,5 тыс. рублей.

        

         

       Рисунок 8. Освоение инвестиций в расчете на одного работника в субъектах  ЮФО13

       Из  диаграммы видно, что Астраханская область занимает место близкое  к минимальному, то есть освоение инвестиций в расчете на одного работника в регионе достаточно низкое.

       Важным  стоимостным показателем, характеризующим  объём отгруженной продукции  и выручку от продажи приобретенных  на стороне товаров, является оборот предприятий, который в 2009 году по малым  предприятиям составил 29014,8 млн. рублей (на 3,3% ниже уровня предыдущего года в действующих ценах), это 15,9% от областного оборота по полному кругу предприятий. Наиболее весомый вклад внесли малые предприятия рыболовства, рыбоводства (76,5% к итогу по виду деятельности), гостиниц и ресторанов (54,2%), строительства (39,0%),  сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства (30,8%), предоставления прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (28,1%), операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг (27,2%), оптовой и розничной торговли; ремонта автотранспортных средств, мотоциклов бытовых изделий и предметов личного пользования (23,8%).

        

       Рисунок 9.Вклад малых предприятий  в оборот области  по полному кругу  предприятий в 2009 году (в процентах  к итогу по виду экономической деятельности)14

       Существует  определенная дифференциация оборота  в расчете на 1 малое предприятие  по видам экономической деятельности. Так, самый высокий уровень приходится на оптовую и розничную торговлю; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 59894,9 тыс. рублей, строительство – 27891,6 тыс. рублей, обрабатывающие производства – 19411,4 тыс. рублей, добычу полезных ископаемых – 18723,2 тыс. рублей, транспорт и связь - 17454,2 тыс. рублей. Самая низкая величина рассматриваемого показателя сложилась на малых предприятиях по производству и распределению электроэнергии, газа и воды  6731,6  тыс. рублей.

Таблица 6. Оборот малых предприятий  по видам экономической  деятельности  в 2009 году15

  Оборот  в расчете на
1 малое предприятие  1 среднеспи-сочного работника
Всего 24138,7 740,3
в том  числе по видам экономической  деятельности:    
Сельское  хозяйство, охота и лесное хозяйство 13760,3 364,0
Рыболовство, рыбоводство 12747,7 342,7
Добыча  полезных ископаемых 18723,2 860,8
Обрабатывающие  производства 19411,4 558,4
Производство  и распределение электроэнергии, газа и воды 6731,6 298,8
Строительство 27891,6 744,7
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий  и предметов личного пользования 59894,9 2285,2
Гостиницы и рестораны 14368,9 550,8
Транспорт и связь 17454,2 512,5
Финансовая  деятельность 11573,4 503,2
Операции  с недвижимым имуществом, аренда и  предоставление услуг 12728,8 394,8
Образование 12205,0 595,4
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 11065,2 523,4
Предоставление  прочих коммунальных, социальных и  персональных услуг 9720,6 314,3
 

       Наибольшая  величина оборота в расчете на одного среднесписочного работника  малого предприятия приходится на оптовую  и розничную торговлю; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий  и предметов личного пользования  и составляет 2285,2 тыс. рублей, превышая среднеобластной уровень в 3,1 раза. Самый низкий уровень данного показателя отмечен в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (298,8 тыс. рублей).

       Эффективность деятельности малых предприятий  регионов Южного федерального округа, рассчитанная по обороту на одного работника, значительно варьирует. Наиболее эффективным является малый бизнес Краснодарского края (2308,7 тыс. рублей), Республики Дагестан (1656,5 тыс. рублей), Кабардино-Балкарской Республики (1421,2 тыс. рублей), Ростовской области (1393,5 тыс. рублей). Наименее эффективно работали малые предприятия Республики Калмыкия (575,6 тыс. рублей) и Астраханской области (740,2 тыс. рублей).

        

       Рисунок 10. Эффективность  деятельности малых  предприятий в  расчете на одного работника по регионам Южного федерального округа в 2009 году16

       От  реализации товаров, продукции, работ, услуг малые предприятия области  получили 30227,1 млн. рублей выручки. Наиболее весомый вклад в общий объем выручки внесли предприятия оптовой и розничной торговли; ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 36,0% или 10880,3 млн. рублей, строительства – 22,6% или 6838,8 млн. рублей, обрабатывающих производств – 15,4% или 4643,3 млн. рублей, операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг – 11,3% или 3407,4 млн. рублей.

       Среди территорий области 75,0% выручки получили малые предприятия  г. Астрахани, 5,8% малые предприятия Приволжского района, 3,4% - Ахтубинского, 3,0% - Наримановского, 2,4%- Лиманского, 2,3% - Камызякского, 2,2% - Володарского района.

       Подводя итоги можно сказать, что 2009 год  являлся для малого бизнеса не лучшим периодом для развития, снижение коснулось: инвестиций в основной капитал; среднесписочной численности работников; оборота организаций; выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг. 

       2.2. Влияние органов  местного самоуправления  на формирование  и развитие предпринимательства  в Астраханской  области

     Малое и среднее предпринимательство  играет существенную роль в народнохозяйственном комплексе Астраханской области, представляя  собой по количественным и качественным характеристикам сложное социально-экономическое  явление.

     Внимание  органов государственной власти к бизнесу обусловлено современными темпами развития экономики России, необходимостью наращивания экономического потенциала, перехода на инновационный  путь развития экономики.17

     Согласно Стратегии социально-экономического развития Астраханской области на средне- и долгосрочную перспективу, одобренной Правительством Российской Федерации (протокол заседания Правительства Российской Федерации от 18.05.2006 №16 «О вопросах социально-экономического развития Астраханской области») (далее - Стратегия), существенная роль в реализации приоритетных направлений развития Астраханской области отводится бизнесу как важнейшему инструменту реализации инноваций, фактору, позволяющему решать как экономические, так и социальные задачи, в том числе способствовать формированию конкурентной среды, насыщению рынка товарами и услугами, обеспечению занятости, увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Учитывая, что целью Стратегии в новых условиях развития России может быть только обеспечение ее долгосрочной конкурентоспособности, то именно малый и средний бизнес во многом может обеспечить стабильное и долгосрочное развитие экономики Астраханской области.

     При этом основными наиболее отрицательно влияющими на развитие предпринимательства  проблемами, которые приходится преодолевать представителям малого и среднего бизнеса, являются:

     - несовершенство нормативной правовой  базы, регулирующей вопросы развития  малого и среднего бизнеса,  и частое внесение изменений  в действующие законодательные  акты;

     - наличие административных барьеров  при развитии малого и среднего  предпринимательства и большого  количества контрольно-надзорных  органов;

     - недостаток у субъектов малого  и среднего предпринимательства  начального капитала и оборотных  средств;

     - крайне низкий уровень фактического  бюджетного финансирования действующей  отраслевой  целевой Программы  «Государственная поддержка малого  и среднего предпринимательства  в Астраханской области на 2006-2008 годы»;

     - отсутствие действующих механизмов  микрофинансирования малых предприятий;

     - слаборазвитые механизмы самофинансирования;

     - ограниченные возможности аренды  земельных участков и производственных  площадей для субъектов малого  и среднего предпринимательства;

     - неразвитость системы информационного  обеспечения малого и среднего  предпринимательства;

     - отсутствие надежной социальной  защищенности и безопасности  предпринимателей;

     - нехватка квалифицированных кадров.

     В Астраханской области за последние  десять лет заложены основы системы  государственный поддержки малого и среднего предпринимательства. Созданы  нормативная правовая база, специализированная инфраструктура содействия развитию малого и среднего бизнеса (бизнес-инкубаторы), разработан и осуществляется ряд государственных механизмов финансового, имущественного, информационного, обучающего и иного содействия росту субъектов малого и среднего предпринимательства. Осуществлен переход от отдельных мероприятий к программно-целевому методу поддержки малого и среднего предпринимательства. Ежегодно в бюджете области предусматривается отдельной статьей сумма расходов на реализацию мероприятий программ государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Созданы объективные предпосылки для перехода малого и среднего предпринимательства от старта и становления к периоду развертывания и устойчивого поступательного развития.

     По  данным территориального органа Федеральной  службы государственной статистики по Астраханской области, на 01.01.2008 на территории Астраханской области осуществляют свою деятельность 5412 тыс. малых предприятий (МП). 
 

Таблица 7. Отраслевая структура  предприятий малого и среднего предпринимательства  по ключевым факторам (количеству малых предприятий, средней численности  занятых на малых  предприятиях, обороту  организаций, объёму инвестиций, налоговых  поступлений)18 .

Показатель 2008 г. 2009 г. Темп роста %
Количество  МП, ед. 4959 5412 109
Численность занятых на МП, чел. 53701 61021 114
Среднемесячная  заработная плата работников списочного состава МП, руб. 4875,4 6544, 134
Доля  продукции МП в ВРП, % 19,2 22,8  
Объем инвестиций в предприятия малого бизнеса, млн. руб. 1090,0 1870,0 149,1
Налоговые доходы, млн. руб. 1500,8 1951,2 130

Информация о работе Современное состояние муниципальной поддержки предпринимательства в Астраханской области