Современное состояние муниципальной поддержки предпринимательства в Астраханской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:01, статья

Описание

В Астраханской области действует закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Астраханской области» от 12.02.2009 № 29/1, а также отраслевая целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Астраханской области на 2009г.», утверждённая постановлением регионального правительства от 13.08.2008г. № 436-П. Министерством экономического развития области в соответствии с этой программой разработан целый ряд антикризисных мер в помощь субъектам малого и среднего предпринимательства.

Работа состоит из  1 файл

Статья.docx

— 475.33 Кб (Скачать документ)
 

     В таблице  представлена структура  видов деятельности по основным категориям: производственная сфера, торговля, инновационная  сфера, социальная сфера и сфера  услуг и другое.

Таблица 8. Структура видов  деятельности  предпринимательства  по основным категориям19

Показатель 2006 2007
Объем инвестиций в предприятия малого бизнеса, млн. руб., в т.ч. 1096,2 1876,5
Сельское  хозяйство, охота и рыболовство 12,278 3,318
Рыболовство, рыбоводство 10232,8 9642,9
Обрабатывающие  производства 68387,2 94950,6
Производство  и распределение электроэнергии, газа, воды 2397,7 5971,3
Строительство 576993,8 1398329,3
Оптовая, розничная торговля 53945,8 143737,1
Гостиницы, рестораны 41,0 433,1
Транспорт, связь 134971,5 7675,7
Операции  с недвижимым имуществом, аренда и  предоставление услуг 350817,7 195807,8
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 2478,1 270,8
Предоставление  прочих коммунальных услуг 5153,8 16380,9

     Согласно  прогнозу социально экономического развития до 2011 года показатели развития субъектов малого и среднего предпринимательства  будут следующими:

     - количество малых предприятий  – 6,9 тыс. единиц;

     - средняя численность работников, занятых на малых предприятиях, – 69600;

     - оборот малых предприятий –  92653,13 млн. рублей.

     Наиболее  значимой проблемой, сдерживающей во все  годы развитие малого бизнеса, является несовершенство налогообложения, законодательства и финансово-кредитных механизмов. 20

     На  пути развития малого и среднего предпринимательства  продолжают существовать неоправданные  административные барьеры, особенно при  регистрации предприятий, лицензировании видов деятельности, сертификации продукции, выделении производственных и торговых помещений, земли, осуществлении контролирующими  организациями контрольно-ревизионных  функций. По оценке авторитетных экспертов, каждый десятый рубль предпринимателями  тратится на преодоление административных барьеров, выстроенных властями всех уровней при ведении субъектами малого и среднего предпринимательства  хозяйственной деятельности.

     У малого и среднего предпринимательства  слаба производственно-техническая  и ресурсная база. Сдерживают развитие предпринимательской деятельности высокие цены на энергоресурсы и  коммунальные услуги, отсутствие доступной деловой информации о состоянии рынка, ресурсах, государственных и муниципальных заказах, нормативных правовых актах.

     У предпринимателей недостает навыков  ведения бизнеса, опыта управления, юридических, экономических знаний для более эффективного саморазвития бизнеса. Низкий уровень самоорганизации  малого бизнеса, слабая общественная активность большинства предпринимателей, их разобщенность - существенные проблемы, негативно  сказывающиеся на развитии малого и  среднего предпринимательства. Неустойчивое финансовое положение ряда малых  предприятий связано с неспособностью некоторых из них адаптироваться к рыночным изменениям, перестроить  внутренний менеджмент, наладить эффективные  связи с потребителями продукции  и услуг.21

     Существующие  трудности не разрушают малое  и среднее предпринимательство, но предприниматели при преодолении  их несут значительные организационные, моральные и финансовые издержки.

     Государственная политика в отношении малого и  среднего бизнеса является важным самостоятельным  системным направлением социально-экономической  политики Губернатора Астраханской области и Правительства Астраханской области.

     Малое и среднее предпринимательство  обеспечивает укрепление рыночных отношений, формирует средний слой общества, который служит гарантом демократии и социальной стабильности. Частные  предприниматели по экономическому положению и условиям жизни относятся  к основной массе работающего  населения, где меньше имущественная  дифференциация, больше условий для  социального партнерства.

       Практика показывает, что существующие  в экономике проблемы, в том  числе в малом и среднем  предпринимательстве, наиболее эффективно  решаются программными методами, поскольку комплексный подход  позволяет обеспечить наиболее рациональную концентрацию финансовых, материальных, трудовых и прочих ресурсов в приоритетных направлениях.

     Реализация  мероприятий по развитию малого и  среднего предпринимательства в  Астраханской области предусматривает, что главной задачей его развития является оказание государственной  поддержки малым и средним  предпринимателям Астраханской области  путем оптимизации использования  финансовых ресурсов для решения ключевых проблем субъектов малого и среднего предпринимательства программно-целевым методом.

     Программа будет основываться на нормативных  правовых актах, определяющих социально-экономическое развитие Астраханской области в целом на среднесрочную и долгосрочную перспективу.22

     Программно-целевой  подход направлен на решение ключевых проблем развития малого и среднего предпринимательства путем реализации следующих мероприятий:

     - эффективное обеспечение субъектов  малого и среднего предпринимательства  трудовыми ресурсами, в первую  очередь кадрами высокой квалификации, способными работать с современными  передовыми технологиями и обеспечить  значительный рост оборота малых  и средних предпринимателей на  базе существенного увеличения  производительности труда;

     - внедрение международных стандартов  на системы качества менеджмента  малых и средних предприятий  региона особенно актуально с  учетов вступления России во  Всемирную торговую организацию  и активной позиции Астраханской  области в развитии международных  экономических отношений. Данное  направление повлияет на развитие  экономики области путем формирования  в регионе экспертной базы  и содействия хозяйствующим субъектам в сертификации систем менеджмента качества в соответствии с требованиями государственного стандарта ГОСТ Р ИСО 9001;

     - повышение конкурентоспособности  субъектов малого и среднего  предпринимательства Астраханской  области, прежде всего за счет  обеспечения широкого доступа  к финансовым ресурсам, имущественной  поддержки, а также облегчения  доступа к новейшим технологиям;

     - структурирование и формирование  в Астраханской области независимых  саморегулируемых некоммерческих организаций субъектов малого и среднего предпринимательства, способных эффективно представлять их интересы.

     - продвижение экспортно ориентированного производственного потенциала малого и среднего предпринимательства региона на российский и международные рынках путем оказания государственной поддержки экспортно ориентированным производственным предприятиям (повышение значимости экспортно ориентированного бизнеса);

     - развитие малых предприятий в  области инноваций и промышленного  производства;

     - поддержка муниципальных (межмуниципальных) программ развития малого и  среднего предпринимательства;

     -  развитие микрофинансирования (фондов, потребительских кооперативов и т. п.);

     -  создание технопарков и промышленных парков;

     -  формирование региональной системы финансирования инновационной деятельности и научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ малых и средних предприятий с целью повышения конкурентоспособности их продукции и услуг в связи с вступлением России во Всемирную торговую организацию.

     Реализация  указанных мероприятий позволит повысить уровень развития малого и  среднего  предпринимательства, который  будет соответствовать требованиям перехода к современному развитию предпринимательства в Астраханской области.

     Поскольку обеспечение эффективной реализации стратегических направлений решающим образом определяет результат развития малого и среднего  предпринимательства, исполнительным органам государственной  власти Астраханской области необходимо сосредоточить свои усилия на решении  следующих задач:

     - полное и оперативное информирование  не только субъектов малого  и среднего предпринимательства,  но также всех заинтересованных  сторон о перспективных планах  и программах, практических мерах  и шагах, предпринимаемых Правительством  Астраханской области в данной  сфере;

     - обеспечение открытости исполнительных  органов государственной власти  Астраханской области для активного  обсуждения готовящихся проектов  нормативных правовых актов, регулирующих  деятельность субъектов малого  и среднего предпринимательства,  и возможных последствиях их  применения с представителями  малого и среднего предпринимательства,  общественных организаций, средств  массовой информации и т.д.;

     - обеспечение активного и эффективного  сотрудничества исполнительных  органов государственной власти  Астраханской области и представителей  малого и среднего предпринимательства  в интересах развития Астраханской  области.

     Принятие  Программы позволит решить поставленные задачи в области поддержки малого и среднего предпринимательства  в Астраханской области.

     Наиболее  значимой проблемой, сдерживающей во все  годы развитие малого бизнеса, является несовершенство налогообложения, законодательства и финансово-кредитных механизмов.23

     На  пути развития малого и среднего предпринимательства  продолжают существовать неоправданные  административные барьеры, особенно при  регистрации предприятий, лицензировании видов деятельности, сертификации продукции, выделении производственных и торговых помещений, земли, осуществлении контролирующими  организациями контрольно-ревизионных  функций. По оценке авторитетных экспертов, каждый десятый рубль предпринимателями  тратится на преодоление административных барьеров, выстроенных властями всех уровней при ведении субъектами малого и среднего предпринимательства  хозяйственной деятельности.

     У малого и среднего предпринимательства  слаба производственно-техническая  и ресурсная база. Сдерживают развитие предпринимательской деятельности высокие цены на энергоресурсы и  коммунальные услуги, отсутствие доступной  деловой информации о состоянии  рынка, ресурсах, государственных и  муниципальных заказах, нормативных  правовых актах.

     У предпринимателей недостает навыков  ведения бизнеса, опыта управления, юридических, экономических знаний для более эффективного саморазвития бизнеса. Низкий уровень самоорганизации  малого бизнеса, слабая общественная активность большинства предпринимателей, их разобщенность - существенные проблемы, негативно  сказывающиеся на развитии малого и  среднего предпринимательства. Неустойчивое финансовое положение ряда малых  предприятий связано с неспособностью некоторых из них адаптироваться к рыночным изменениям, перестроить  внутренний менеджмент, наладить эффективные  связи с потребителями продукции  и услуг.24

Информация о работе Современное состояние муниципальной поддержки предпринимательства в Астраханской области