Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 00:45, контрольная работа
В настоящей контрольной работе я рассмотрел, как создавался судебный механизм Советского государства. Государства с совершенно иными формами политического устройства, чем прежде. Государства, сломавшего всю старую государственную, а следовательно и правовую систему, «…безусловной обязанностью пролетарской революции было не реформировать судебные учреждения.., а совершенно уничтожить, смести до основания весь старый суд и его аппарат. Эту необходимую задачу Октябрьская революция выполнила, и выполнила успешно» . На её обломках новая власть начала создавать систему новую.
1.Вопрос №1 "Слом старой судебной системы и создание советской системы правоохранительных органов в 1917–1918 гг."
2.Вопрос №2 "Изменения в судебной системе в годы гражданской войны"
3.Вопрос №3 "Реорганизация юстиции и правоохранительных органов в период нэпа"
4.Выводы
5.Список использованной литературы
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Уральская Государственная
юридическая Академия
Кафедра истории государства и права
факультет
Контрольная работа
по истории отечественного
государства и права
«Создание советской
судебной системы в 1917 г. – 1920-е гг.»
Екатеринбург 2010 год.
1. Слом старой судебной системы и создание советской системы
правоохранительных органов в 1917–1918 гг.
В результате Октябрьской революции было создано Советское государство. Оно принципиально отличалось от всех доселе существующих политических систем. Согласно марксисткой доктрине победа пролетарской революции должна была привести к разрушению старой буржуазной системы и созданию совершенно новой социалистической системы, в том числе и судебной.
Поэтому
первоочередной задачей
Одним из первых был принят в ноябре 1917 года декрет о суде1. Данный декрет имел важное значение для создания новой правовой системы. Ведь именно он был первым декретом, основой которого являлось упразднение старой системы. Поэтому первые три статьи настоящего декрета упраздняют старые судебные, следственные, прокурорские институты. В частности ст.1 «Декрета о суде№1» от 22 ноября (5 декабря) 1917 г., упраздняет доныне существующие судебные структуры, такие как окружные суды, судебные палаты и Правительствующий сенат со всеми департаментами, военные и морские суды всех наименований, а также коммерческие суд. Порядок направления неоконченных дел, а так же все сроки по ним приостановлены до выхода особых декретов.
Здесь хотелось бы остановиться на определении «до выхода особых декретов». На разрушенном до основания мире построить мир новый не так просто. Масса нового законодательства была на тот момент невелика, поэтому Советской власти приходится таким образом в первом декрете о суде ссылаться на ещё не принятые на данный момент нормативные акты. В частности в конце ст.2, где определена подсудность местных судов, подсудность по другим делам определена до «выхода особых декретов».
Статья
2 настоящего декрета,
Одновременно с этим ст.3 «Декрета о суде №1» упраздняет и институты судебных следователей, прокурорского надзора, а равно и институты присяжной и частной адвокатуры. Все полномочия этих институтов передаются вновь созданным структурам. В частности ст.4 «Декрета о суде №1» гласит «Для принятия и дальнейшего направления дел и производств как судебных установлений, так и чинов предварительного следствия и прокурорского надзора, а равно и советов присяжных поверенных соответствующие местные Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов избирают особых комиссаров, которые принимают в свое ведение и архивы и имущества этих учреждений». Как видно из этой статьи, был создан и законодательно закреплён новый институт комиссаров, который стал правопреемником институтов упразднённых. В роли же обвинителей и защитников, допускаемых и в стадии предварительного следствия, а по гражданским делам – поверенными, допускаются все не опороченные граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими и политическими правами.
Но
дефицит опытных,
Местные суды решают дела
В статье 2 «Декрета о суде№1» определена подсудность местных судов. С иском до 3тысяч рублей и статьями, наказание по которым не превышает 2-ух лет. По этим делам разрешены лишь кассационные жалобы с определением нижней планки от 100 рублей по искам и сроком наказания свыше 7-ми дней. Кассационной инстанцией является уездный, а в столицах столичный съезд местных судей. Обжалованию же в апелляционном порядке дела подсудные местным судам не подлежали.
Статья 6 «Декрета о суде№1»
Для рассмотрения дел по
«Декрет о суде №2» принят ВЦИК 18 февраля 1918г.,3 имел уже более чёткую кодификацию и предусматривал создание окружных судов для рассмотрения дел, превышающих подсудность местных судов (ст.1ч.1)4. Данная статья закрепляла выборность членов окружных судов, а так же выборность членов областных судов, которые являлись кассационными инстанциями. В целях достижения единообразия кассационной практики, учреждается в столице верховный судебный контроль (ст. 6,ч.3), который должен был устранять противоречия в толковании законов, а в случае неустранимого противоречия между действующим законом и народным правосознанием, верховный судебный контроль делает законодательным органам представления о необходимости издания нового соответствующего закона.
Несмотря на это, в литературе неоднократно указывалось на двойственность в построении общих судов в соответствии с «Декретом о суде № 2»5. Система общих судов фактически делилась на две самостоятельные и обособленные друг от друга подсистемы - местные народные суды и окружные суды, каждая с самостоятельной кассационной инстанцией. Эта двойственность в организации советской судебной системы была устранена Декретом № 3 о суде, принятым 20 июля 1918 г.6.
«Декрет о суде №2» впервые закрепил демократические основы советского судопроизводства, а именно рассмотрение дел на языке большинства населения той местности, где слушается дело (ст.7, ч.4), досрочный отзыв судей (ст.2,ч.1), коллегиальность принятия решений (ст.3,ч.1).
В
окружных судах создавались
Особо хотелось бы отметить институт народных заседателей с широчайшими полномочиями. Например, они решали вопрос не только о факте преступления, но и о мере наказания подсудимого. Народным заседателям давалось право по своему убеждению уменьшать положенное в законе наказание за то или иное деяние или вовсе освобождать от судебного преследования обвиняемого (ст.29,ч.8). Функции же председательствующего сводились к заключение о мерах наказания, предусмотренных законом. Причём он имел право лишь совещательного голоса и мог быть отведён народными заседателями в любое время процесса (ст.30, ч.8).
Для
осуществления обвинения и
Исполнение решений и
Часть 11 «Декрета о суде №2» предписывает использование доныне существующих законов лишь в той части, в которой они не отменены декретами ЦИКа и СНК и не противоречат социалистическому правосознанию. О революционном (социалистическом) правосознании чуть ниже, сейчас же остановимся на том судебном органе, в ведении которого находились дела по самым тяжёлым статьям.
В первое время после
Как уже говорилось выше, Революционный трибунал, был создан по декрету СНК «О суде №1» от 22 ноября 1917 г. Декретом от 16 мая 1918г. «О революционных трибуналах»7, означенные судебные структуры сохранялись лишь в крупных центрах. Настоящим декретом упразднялись местные и армейские революционные трибуналы (ст.1). Статья 4 отменяла деление революционных трибуналов на трибуналы по борьбе с контрреволюцией, по борьбе со спекуляцией и по делам печати.
В
дополнение к задачам,
Информация о работе Создание советской судебной системы в 1917 г. – 1920-е гг