Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 00:45, контрольная работа
В настоящей контрольной работе я рассмотрел, как создавался судебный механизм Советского государства. Государства с совершенно иными формами политического устройства, чем прежде. Государства, сломавшего всю старую государственную, а следовательно и правовую систему, «…безусловной обязанностью пролетарской революции было не реформировать судебные учреждения.., а совершенно уничтожить, смести до основания весь старый суд и его аппарат. Эту необходимую задачу Октябрьская революция выполнила, и выполнила успешно» . На её обломках новая власть начала создавать систему новую.
1.Вопрос №1 "Слом старой судебной системы и создание советской системы правоохранительных органов в 1917–1918 гг."
2.Вопрос №2 "Изменения в судебной системе в годы гражданской войны"
3.Вопрос №3 "Реорганизация юстиции и правоохранительных органов в период нэпа"
4.Выводы
5.Список использованной литературы
3. Реорганизация юстиции
и правоохранительных
органов в период нэпа.
К началу двадцатых годов ХХ века, стало очевидным, что большевики берут вверх в Гражданской войне. Но территория страны лежала в руинах. Излишне сейчас называть причины этого, они известны, как общеизвестными фактами являются и последствия этих причин. Теперь перед большевиками встали новые задачи - восстановление разрушенного народного хозяйства. Нужно было поднимать из руин, то, что осталось от некогда могущественной империи. Поднимать в условиях экономической и кредитной блокады. Стратегия у советского государства была одна – выживание, а следовательно и сохранение власти в этих сложнейших условиях. Методы «военного коммунизма» уже не были приемлемы. Внутри страны зрело недовольство проводимой большевиками политики. Росла социальная напряжённость. В различных уголках страны вспыхивали восстания против Советов. И советское правительство было вынуждено применять другие методы, использовать экономические рычаги.
Именно поэтому с марта 1921 года
советское правительство
ВЦИК на своей IV сессии 11 ноября 1922 года принял Постановление «О введении в действие положения о судоустройства в РСФСР».16 Данное Положение статьёй 1 определяло следующую систему судов РСФСР:
1. Народный Суд в составе постоянного народного судьи.
2. Народный Суд в составе того же постоянного народного судьи и двух народных заседателей.
3. Губернский Суд.
4. Верховный Суд РСФСР и его коллегии.
Наряду с единой системой Народных судов, в качестве временной меры создавались специальные суды по различным категориям, такие как арбитражная комиссия, земельные комиссии, особые трудовые сессии народных судов, военно-транспортные трибуналы, военные трибуналы (ст. 2 Положения «О судоустройстве РСФСР»).
Особо хотелось бы остановиться на арбитражных комиссиях. Переход в условиях НЭПа к рыночной экономике, оживление товарооборота, включение банков в финансово-административную жизнь страны, породили этот орган юрисдикции, который стал прообразом будущих арбитражных судов. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 21 сентября 1922 года было утверждено Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями.
Устанавливалось, что имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разрешаются арбитражными комиссиями: в центре - при Совете Труда и Обороны, а на местах - при областных экономических совещаниях. Как и другие органы специальной юрисдикции, арбитражные комиссии тоже не стали долговечными. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 3 января 1931 года «Об упразднении арбитражных комиссий» они были ликвидированы, а в мае 1931 года учрежден специальный административный орган - Государственный арбитраж.
23 ноября 1923 года, Президиум ЦИК СССР
издаёт постановление «
В компетенцию Верховного суда
Союза ССР входило в области
общего надзора: толкование и
разъяснение общесоюзного
Верховный суд СССР состоял
из четырёх коллегий, а именно:
гражданской, уголовной,
Важной частью этой судебной реформы было возрождение разрушенных в октябре 1917 года институтов прокуратуры и адвокатуры. Весной 1922 года Наркомюст вошел в правительство с проектом об учреждении прокуратуры как органа, который должен наблюдать за деятельностью следственных органов и поддерживать обвинение в суде, а также осуществлять надзор за законностью вообще. Предложенный вариант вызвал ожесточенные споры во ВЦИК. Во-первых, ряд деятелей коммунистической партии относились к понятию «законность» как к чему-то временному, неизбежному придатку допущенных в период НЭПа капиталистических отношений и противопоставляли ей революционную целесообразность. Прокуратура, по их мнению, являлась временным образованием. Во-вторых, споры возникли об ее подчиненности. Прокурор, утверждали противники создания прокуратуры в виде независимого органа, не должен стоять вне системы местных советских законов. В-третьих, возложение на прокуратуру надзора за законностью действий всех органов власти, по мнению некоторых противников проекта, должно было привести к дублированию уже существовавшей Рабоче-крестьянской инспекции, и поэтому следовало общий надзор исключить из функций прокуратуры, ограничив ее только судебной работой, как это было в дореволюционной России.
Огромное влияние на создание прокуратуры оказала известная статья В.И. Ленина, написанная 20 мая 1922 года – «О «двойном» подчинении и законности». В ней он обосновал принцип единства социалистической законности. Указал на ошибочность требования, вытекающего из желания «сохранить законность калужскую, в отличие от законности казанской»,17 требовал, чтобы понимание законности было одинаковым по всей Республике.
Так же В.И. Ленин
Созданная прокуратура, однако, не стала самостоятельным органом. Центральная прокуратура РСФСР входила в состав Наркомюста РСФСР (ст.1 Положения «О прокурорском надзоре»), и была подконтрольна ВЦИКу (ст.10 настоящего Положения). Прокурором Республики являлся Народный Комиссар Юстиции (ст.3 Положения «О прокурорском надзоре»). Кандидаты на должность прокуроров областей и губерний как назначались прокурором Республики, так и выдвигались местными органами власти (ст.5 Положения «О прокурорском надзоре»).
Статья вторая настоящего
На органы прокуратуры возлагалось
возбуждение судебного преследования
против должностных и частных лиц, как
по собственной инициативе, так и по поступающим
к нему жалобам и заявлениям, надзор за
производством дознания и предварительного
следствия, разрешение вопроса о предании
суду и прекращении дел, утверждение
обвинительных заключений следователей
(ст.12 п.п. «а», «б», «в», «г» Положения «О
прокурорском надзоре»). По пункту «г»
статьи 12, прокурор мог выносить постановление
о прекращении дела.
Судебная реформа 1922 года не обошла стороной и институт правозаступников. Третья сессия ВЦИК IV созыва, 26 мая утвердила Положение «Об адвокатуре». Данное положение лишь в общих чертах говорило о вновь создаваемых коллегиях защитников, а 5 июля 1922 года Наркомюстом принимается Положение «О коллегии защитников», в соответствии с которым данные коллегии образовывались в каждой губернии при губернских судах, а надзор за их деятельностью возлагался на суд, исполком и прокуратуру.19 Состав коллегий защитников утверждался губисполкомом по представлению отдела юстиции. Закон не разрешал совмещение должности члена коллегии с занятием иной должности. Коллегия защитников управлялась президиумом, избираемым общим собранием ее членов.
В настоящей контрольной работе я рассмотрел, как создавался судебный механизм Советского государства. Государства с совершенно иными формами политического устройства, чем прежде. Государства, сломавшего всю старую государственную, а следовательно и правовую систему, «…безусловной обязанностью пролетарской революции было не реформировать судебные учреждения.., а совершенно уничтожить, смести до основания весь старый суд и его аппарат. Эту необходимую задачу Октябрьская революция выполнила, и выполнила успешно»20. На её обломках новая власть начала создавать систему новую. Будучи юристом по образованию, В.И. Ленин понимал, что полное упразднение судебной системы приведет к хаосу и беспорядку в обществе. В то же время заменить ее сразу было нечем. Поэтому, в сложившихся условиях правового вакуума допускались ссылки на законодательство старое с той лишь оговоркой, что они не противоречат «революционному правосознанию».
Создаваемые
декретами ЦИКа и
Со временем советская власть
совершенствовала судебную
В целом в начале 20-ых годов построение советской судебной системы было завершено. Выстроить её за такой короткий промежуток времени, который к тому же сопровождался кровопролитной Гражданской войной - дело поистине колоссальное. Но каким целям служил этот проводник права - судебная система? История показала нам, какие это были цели, и каковы методы их достижения. Вот что пишет В.И. Ленин наркому юстиции Д.И. Курскому 17 мая 1922 года: «Суд должен не устранить террор; обещать это было бы самообманом или обманом, а обосновать и узаконить его принципиально, ясно, без фальши и без прикрас. Формулировать надо как можно шире, ибо только революционное правосознание и революционная совесть поставят условия применения на деле, более или менее широкого. С коммунистическим приветом, Ленин».21
Информация о работе Создание советской судебной системы в 1917 г. – 1920-е гг