Создание советской судебной системы в 1917 г. – 1920-е гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 00:45, контрольная работа

Описание

В настоящей контрольной работе я рассмотрел, как создавался судебный механизм Советского государства. Государства с совершенно иными формами политического устройства, чем прежде. Государства, сломавшего всю старую государственную, а следовательно и правовую систему, «…безусловной обязанностью пролетарской революции было не реформировать судебные учреждения.., а совершенно уничтожить, смести до основания весь старый суд и его аппарат. Эту необходимую задачу Октябрьская революция выполнила, и выполнила успешно» . На её обломках новая власть начала создавать систему новую.

Содержание

1.Вопрос №1 "Слом старой судебной системы и создание советской системы правоохранительных органов в 1917–1918 гг."
2.Вопрос №2 "Изменения в судебной системе в годы гражданской войны"
3.Вопрос №3 "Реорганизация юстиции и правоохранительных органов в период нэпа"
4.Выводы
5.Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации.doc

— 114.00 Кб (Скачать документ)

         

     

  

   

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3. Реорганизация юстиции и правоохранительных органов в период нэпа. 
 

   К началу двадцатых годов ХХ века, стало очевидным, что большевики берут вверх в Гражданской войне. Но территория страны лежала в руинах. Излишне сейчас называть причины этого, они известны,  как  общеизвестными фактами являются и последствия этих причин. Теперь  перед большевиками встали новые задачи - восстановление разрушенного народного хозяйства. Нужно было поднимать из руин, то, что осталось от некогда могущественной империи. Поднимать в условиях экономической и кредитной блокады. Стратегия у советского государства была одна – выживание,  а следовательно и сохранение власти в этих сложнейших условиях. Методы «военного коммунизма»  уже не были приемлемы. Внутри страны зрело недовольство проводимой большевиками политики. Росла социальная напряжённость. В различных уголках страны вспыхивали восстания против Советов. И советское правительство было вынуждено применять другие методы,  использовать экономические рычаги.

   Именно поэтому с марта 1921 года  советское правительство начало  проводить Новую экономическую  политику (НЭП), принятую на Х съезде ВКП(б), которая сменила политику «военного коммунизма». Изменения социальных, экономических условий в стране, а так же необходимость кодификации большого объёма несистематизированного нормативного материала обусловило проведение судебной реформы в 1922году.

       ВЦИК на своей IV сессии 11 ноября 1922 года принял Постановление «О введении в действие положения о судоустройства в РСФСР».16 Данное Положение статьёй 1 определяло следующую систему судов РСФСР:

    1. Народный Суд в составе постоянного народного судьи.

    2. Народный  Суд в составе того же постоянного народного судьи и двух народных заседателей.

    3. Губернский Суд.

    4. Верховный Суд РСФСР и его  коллегии.

Наряду  с единой системой Народных судов, в  качестве временной меры создавались специальные суды по различным категориям, такие как арбитражная комиссия, земельные комиссии, особые трудовые сессии народных судов, военно-транспортные трибуналы, военные трибуналы (ст. 2 Положения «О судоустройстве РСФСР»).

         Особо хотелось бы остановиться на  арбитражных комиссиях. Переход в условиях НЭПа к рыночной экономике, оживление товарооборота, включение банков в финансово-административную жизнь страны, породили этот орган юрисдикции,  который стал прообразом будущих арбитражных судов. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 21 сентября 1922 года было утверждено Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями.

      Устанавливалось, что имущественные споры между  государственными учреждениями и предприятиями разрешаются арбитражными комиссиями: в центре - при Совете Труда и Обороны, а на местах - при областных экономических совещаниях. Как и другие органы специальной юрисдикции, арбитражные комиссии тоже не стали долговечными. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 3 января 1931 года «Об упразднении арбитражных комиссий» они были ликвидированы, а в мае 1931 года учрежден специальный административный орган - Государственный арбитраж.

    23 ноября 1923 года, Президиум ЦИК СССР  издаёт постановление «Положение о Верховном суде СССР», учреждающее верховный судебный орган. В статье первой данного Положения  провозглашается понятие «социалистическая законность». Таким образом, в ходе судебной реформы 1922года,  это правовое понятие официально пришло на смену «революционной целесообразности».

       В компетенцию Верховного суда  Союза ССР входило в области  общего надзора: толкование и  разъяснение общесоюзного законодательства (ст.2,ч.«А», п.«а»), дача заключений  о законности с точки зрения  Конституции СССР (ст.2,ч.«А»,п.«б»), постановления о приостановлении и отмене постановлений по мотивам несогласованности таковых с Конституцией (ст. 2,ч.«А», п.«в»); по судебному надзору: рассмотрение и опротестование постановлений, решений и приговоров верховных судов Союзных Республик по соображениям противоречия таковых общесоюзному законодательству или поскольку ими затрагиваются интересы других Республик (ст.2, ч. «А»,п.«а»), рассмотрение и отмена приговоров, решений и определений коллегий и специальных присутствий Верховного Суда и решений и приговоров иных учреждений Союза ССР (ст.2,ч. «Б»,п.«б»), рассмотрение и представление к отмене незакономерных распоряжений и постановлений ГПУ СССР (ст.2,ч.«Б»,п.«в»), руководство деятельностью военных судебных учреждений Союза ССР (ст. 2, ч.«Б», п.«а»); по осуществлению судебных функций, которые включали в себя дела о подсудности членов ЦИКа, высших должностных лиц СССР, рассмотрение уголовных и гражданских дел исключительной важности, затрагивающих по своему содержанию интересы двух или нескольких Союзных Республик. Решения и постановления Верховного суда, могли быть опротестованы только в Президиуме ЦИК СССР.

    Верховный суд СССР состоял  из четырёх коллегий, а именно: гражданской, уголовной, военной  и военно-транспортной (ст. 5, раздел II).

    Важной частью этой судебной реформы было  возрождение  разрушенных  в октябре  1917  года  институтов  прокуратуры и  адвокатуры. Весной 1922  года  Наркомюст  вошел  в  правительство  с  проектом  об учреждении   прокуратуры   как   органа,   который   должен   наблюдать   за деятельностью следственных органов и поддерживать обвинение в суде, а  также осуществлять надзор  за  законностью  вообще.  Предложенный  вариант  вызвал ожесточенные споры во ВЦИК. Во-первых, ряд деятелей коммунистической  партии относились к понятию «законность»  как  к  чему-то  временному,  неизбежному придатку  допущенных   в   период   НЭПа   капиталистических   отношений   и противопоставляли ей  революционную  целесообразность.  Прокуратура,  по  их мнению, являлась временным образованием.  Во-вторых,  споры возникли  об  ее подчиненности. Прокурор, утверждали противники создания прокуратуры  в  виде независимого  органа,  не  должен  стоять  вне  системы  местных   советских законов.  В-третьих,  возложение  на  прокуратуру  надзора  за   законностью действий всех органов  власти,  по  мнению  некоторых  противников  проекта, должно было привести к дублированию уже  существовавшей  Рабоче-крестьянской инспекции,  и  поэтому  следовало  общий   надзор   исключить   из   функций прокуратуры,  ограничив  ее  только  судебной  работой,  как  это   было   в дореволюционной России.

    Огромное влияние на  создание  прокуратуры  оказала  известная  статья В.И. Ленина, написанная 20  мая  1922  года  –  «О  «двойном»  подчинении  и законности».  В  ней  он   обосновал   принцип   единства   социалистической законности.  Указал  на  ошибочность  требования,  вытекающего  из   желания «сохранить  законность  калужскую,  в  отличие  от  законности   казанской»,17 требовал, чтобы понимание законности было  одинаковым  по  всей  Республике.

    Так же В.И. Ленин высказывался  за строгое вертикальное подчинение  прокуроров, для исключения вмешательства  местных советских и партийных  органов в деятельность прокуратуры.  Вторая важная часть  ленинского  тезиса  заключалась  в  строгом  подчинении прокуроров  только  по  вертикали,  для  того,  чтобы  местные  советские  и партийные  органы  не  могли  оказывать  на   них   давление18.   Именно   эти принципиальные моменты и легли в основу  Положения  «О  прокурорском  надзоре» принятом 28мая  1922 года.

   Созданная прокуратура,  однако,  не  стала  самостоятельным  органом. Центральная  прокуратура  РСФСР  входила  в  состав Наркомюста  РСФСР (ст.1 Положения «О прокурорском надзоре»),  и была подконтрольна ВЦИКу (ст.10 настоящего Положения). Прокурором Республики являлся Народный Комиссар Юстиции (ст.3 Положения «О прокурорском надзоре»).  Кандидаты на должность прокуроров областей и губерний как назначались прокурором Республики, так и выдвигались местными органами власти (ст.5 Положения «О прокурорском надзоре»).

   Статья вторая настоящего Положения  возлагала на органы прокуратуры  полномочия по надзору за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений. А так же входить с представлениями в местные Исполнительные Комитеты об изменении или отмене подконтрольными им органами незаконных распоряжений и постановлений, и опротестовывать их (ст.11, п.«а», п.«б» Положения «О прокурорском надзоре»).  Прокуратура осуществляла поддержание обвинения на суде (ст. 2,п. «в» Положения «О прокурорском надзоре»).

   На органы прокуратуры возлагалось возбуждение судебного преследования против должностных и частных лиц, как по собственной инициативе, так и по поступающим к нему жалобам и заявлениям, надзор за производством дознания и предварительного следствия, разрешение вопроса о предании суду и прекращении дел,  утверждение обвинительных заключений следователей (ст.12 п.п. «а», «б», «в», «г» Положения «О прокурорском надзоре»). По пункту «г» статьи 12, прокурор мог выносить постановление о прекращении дела.  

   Судебная реформа 1922 года не обошла стороной и институт правозаступников. Третья сессия ВЦИК IV созыва, 26 мая утвердила Положение «Об адвокатуре». Данное положение лишь в общих чертах говорило о вновь создаваемых коллегиях защитников, а  5 июля 1922 года Наркомюстом принимается Положение «О коллегии защитников», в соответствии с которым данные коллегии образовывались в каждой губернии при губернских судах, а надзор за их деятельностью возлагался на суд, исполком и прокуратуру.19 Состав коллегий защитников утверждался губисполкомом по представлению отдела юстиции. Закон не разрешал совмещение должности члена коллегии с занятием иной должности. Коллегия защитников управлялась президиумом, избираемым общим собранием ее членов.

  

        
 
 
 

                                                           4. Выводы 
 

   В настоящей контрольной работе я рассмотрел, как создавался судебный механизм Советского государства. Государства с совершенно иными формами политического устройства, чем прежде. Государства, сломавшего всю старую государственную, а следовательно  и правовую систему, «…безусловной обязанностью пролетарской революции было не реформировать судебные учреждения.., а совершенно уничтожить, смести до основания весь старый суд и его аппарат. Эту необходимую задачу Октябрьская революция выполнила, и выполнила успешно»20. На её обломках новая власть начала создавать систему новую. Будучи юристом по образованию, В.И. Ленин понимал, что полное упразднение судебной системы приведет к хаосу и беспорядку в обществе. В то же время заменить ее сразу было нечем. Поэтому, в сложившихся условиях правового вакуума допускались ссылки на законодательство старое с той лишь оговоркой, что они не противоречат «революционному правосознанию».

  Создаваемые  декретами ЦИКа и постановлениями  СНК новые судебные структуры имели принцип демократичности, выборности судей, широкие полномочия народных заседателей, общественный институт обвинения и защиты. Но стоит отметить создание ещё одного института судебной власти, созданной как инструмент борьбы с врагами Советской власти. Революционный трибунал как чрезвычайный судебный орган не был столь демократичным.

   Со временем советская власть  совершенствовала судебную систему.  Это было обусловлено бурным  развитием советского права, кодификацией  законодательства, проведением НЭПа. С образованием СССР  были упорядочены судебные структуры, создана единая судебная вертикаль во главе с Верховным судом  Союза ССР. Созданы органы специальной юрисдикции, а так же прокуратура  и коллегии защитников.

   В целом в начале 20-ых годов построение советской судебной системы было завершено. Выстроить её за такой короткий промежуток времени, который к тому же сопровождался кровопролитной Гражданской войной - дело поистине колоссальное. Но каким целям служил этот проводник права - судебная система?  История показала нам, какие это были цели, и каковы методы их достижения. Вот что пишет В.И. Ленин  наркому юстиции   Д.И. Курскому 17 мая 1922 года: «Суд должен не устранить террор; обещать это было бы самообманом или обманом, а обосновать и узаконить его принципиально, ясно, без фальши и без прикрас. Формулировать надо как можно шире, ибо только революционное правосознание и революционная совесть поставят условия применения на деле, более или менее широкого. С коммунистическим приветом, Ленин».21

Информация о работе Создание советской судебной системы в 1917 г. – 1920-е гг