Способы местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 20:49, дипломная работа

Описание

Рассматриваются проблемные вопросы, связанные в первую очередь с инициированием данных мероприятий населением. На примере конкретных правовых актов рассматривается порядок организации и проведения форм непосредственного управления граждан, а также приводятся выводы по улучшению данного порядка.
Целью данной работы является анализ порядка организации и проведения форм непосредственного управления граждан.

Работа состоит из  1 файл

Диплом целый.doc

— 321.50 Кб (Скачать документ)

Введение

Местное самоуправление, как одна из основ конституционного строя, представляет собой основополагающий принцип  организации и осуществления  власти в обществе и государстве, который наряду с другими конституционными принципами определяет систему демократического управления в нашей стране. Местное самоуправление занимает уникальное место в политической системе России и является ключевым институтом отечественного гражданского общества, обеспечивая прямое и непосредственное участие граждан в общественно-политической жизни, в управлении своей территорией.

В настоящее время наиболее актуальным вопросом является непосредственное осуществление  управления населением на муниципальном  уровне. Сейчас как никогда общество заинтересовано в осуществлении  доступных им полномочий самостоятельно. Во-первых это связано со сложившейся обстановкой в стране: все чаще возникают вопросы о несостоятельности государственной власти, возрастает численность аппозиции. Во-вторых общество стало реально осознавать свои права в области управления государством как на федеральном, так и на местном уровне. Но в связи недостаточным регулированием данного вопроса зачастую возникают проблемы при реализации данных прав. Общество учится инициировать, организовывать и проводить мероприятия, на которых осуществляется управление, а органы власти, органы местного самоуправления учатся сдерживать данные действия. Так как иногда вопросы решаемые населением приходятся не «на руку» власти. Именно формы непосредственного управления составляют основные демократические начала государства, на наш взгляд,  поэтому данные формы требуют особого внимания со стороны государства и общества.

Данная работа посвящена формам непосредственного управления граждан  на муниципальном уровне. Данные формы  содержатся в гл.5 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» №131 от 06.10.2003 г. Через анализ федерального и регионального законодательства рассматриваются основные вопросы организации и проведения таких форм непосредственного управления граждан как: местный референдум, муниципальные выборы, сход граждан, собрание граждан, конференция граждан, правотворческая инициатива граждан, обращения граждан в органы местного самоуправления, территориальное общественное самоуправление, публичные слушания, опрос граждан, голосование по отзыву депутата или члена выборного органа местного самоуправления. Также уделяется внимание публичным мероприятиям, собрания, митинги, шествия, пикетирования, демонстрации, по средствам которых также может осуществляться непосредственное управление на муниципальном уровне.

Рассматриваются проблемные вопросы, связанные в первую очередь с  инициированием данных мероприятий  населением. На примере конкретных правовых актов рассматривается  порядок организации и проведения форм непосредственного управления граждан, а также приводятся выводы по улучшению данного порядка.

Целью данной работы является анализ порядка организации и проведения форм непосредственного управления граждан.

Задачи, решаемые в процессе исследования:

    1. Рассмотрение основных форм непосредственного управления граждан.
    2. Анализ федерального, регионального законодательства, а также локальных нормативных актов, регламентирующих формы непосредственной демократии.
    3. Выявление проблем реализации населением прав на осуществление непосредственного управления.
    4. разработка предложений по улучшению порядка организации и проведения форм непосредственного управления граждан.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяются цель и задачи работы.

В первой главе рассматриваются  основные формы непосредственной демократии на муниципальном уровне: местный референдум и муниципальные выборы.

Во второй главе рассматриваются иные формы непосредственного управления граждан на муниципальном уровне: собрания, сходы, конференции граждан, правотворческая инициатива граждан и обращения граждан в органы местного самоуправления, территориальное общественное самоуправление, публичные слушания и опрос граждан, голосование по отзыву депутата или члена выборного органа местного самоуправления.

В третьей главе рассматривается  участие населения в управлении на муниципальном уровне через публичные  мероприятия.

В заключении на основе выводов  даются конкретные предложения по решению проблем, связанных с реализацией права на непосредственное участие в управлении на муниципальном уровне.

Приводится список использованной литературы и нормативных актов.

В приложении приведены некоторые  статистические данные о проведении местных референдумов в Пермском крае.

 

Глава 1. Местный референдум и муниципальные выборы как высшие формы непосредственной демократии в системе местного самоуправления

1.1 Законодательная основа и  стадии проведения местного референдума и муниципальных выборов

Часть 3 статьи 3 Конституции Российской Федерации  называет высшим непосредственным выражением власти народа референдум и свободные  выборы. Помимо референдума, проводимого на федеральном уровне, существует также местный референдум.

Местный референдум - это голосование жителей муниципального образования по утверждению наиболее важных вопросов местного значения. Законодательное  определение референдума дано в  Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Согласно ст. 2 данного Федерального закона референдум - это форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме. Наряду с общероссийским референдумом существуют также региональные и местные референдумы. Местный референдум - это референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституцией (уставом), законом субъекта Федерации, уставом муниципального образования среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования.1

Как элемент  конституционной системы, местный  референдум закреплен в ч. 3 ст. 3 Конституции  РФ, Федеральных законах об общих  принципах организации местного самоуправления (ст. ст. 3, 22 и др.), об основных гарантиях избирательных прав (ст. 2 и др.). Детально порядок организации и проведения местных референдумов определяют законы субъектов РФ, уставы муниципальных образований. Так, например, в Пермском крае правовые основы подготовки и проведения местного референдума содержатся в законе «О местном референдуме в Пермском крае» от 19.07.2007 г. Данный закон частично дублирует федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», но в тоже время более детально определяет порядок проведения местного референдума именно в нашем субъекте.

Согласно закона «Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации» и  закону Пермского края «О местном референдуме» на референдум могут быть вынесены лишь вопросы местного значения в уставе муниципального образования могут быть прописаны вопросы обязательные для вынесения на референдум.

На местный  референдум не могут быть вынесены вопросы: 1) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов местного самоуправления, а также о проведении досрочных выборов в органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов; 2) о персональном составе органов местного самоуправления; 3) об избрании депутатов и должностных лиц, утверждении, назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от нее; 4) о принятии или об изменении местного бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования; 5) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.2

Вопросы, выдвигаемые  на местный референдум, должны быть сформулированы так, чтобы на них можно было дать однозначный ответ, чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятых по ним решений.

Приведенные положения  показывают, что компетенция местных  референдумов ограничена. На наш взгляд, это правильно. Вряд ли разумно, например, выносить на референдум такие сложные вопросы, как утверждение местных бюджетов. Перечень вопросов запрещенных к вынесению на местный референдум является окончательным.

Законодатель приводит основополагающие начала проведения местного референдума в ст.3 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» №67 от 12.06.2002 г. Данные положения полностью дублируются в региональном законодательстве. Так принципами проведения местного референдума в Пермском крае являются: 1) Местный референдум проводится на основе всеобщего, равного и прямого волеизъявления граждан Российской Федерации при тайном голосовании. 2)  Участие в местном референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в местном референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. 3) Деятельность комиссий при подготовке и проведении местного референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов референдума осуществляется открыто и гласно.     4) В соответствии с федеральным законом иностранные граждане, за исключением случая, указанного в части 5 статьи 3 настоящего Закона, лица без гражданства, иностранные организации не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению инициативы проведения местного референдума и проведению местного референдума, достижению определенного результата на местном референдуме. 5)  Местный референдум организуют и проводят комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.3

Право гражданина на участие в референдуме основывается на одних принципах, что и право  граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Таким образом участвовать в  референдуме могут лица являющиеся гражданами Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, место жительства которых расположено на территории проведения местного референдума, независимо от расы, пола, языка, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, религиозных убеждений, принадлежности к общественным объединениям, и других обстоятельств.

Не имеют  права участвовать в местном  референдуме граждане, признанные судом  недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Также на основании  международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном  законом, иностранные граждане, постоянно  проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют  право участвовать в местном  референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации. Аналогично федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в законе Пермского края дублируются права: на прямое волеизъявление, тайное голосование и равенство участников.

Местный референдум проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Пермского края, настоящим  Законом, иными законами Пермского  края и иными нормативными правовыми актами о референдумах, принимаемыми в Российской Федерации.

Обстоятельства, исключающие назначение и проведение референдума: 1)Референдум не назначается  и не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации либо на территории, на которой предполагается проводить референдум, или на части этой территории, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения, 2)Представительный орган муниципального образования вправе отказать в назначении референдума только в случае нарушения при выдвижении инициативы проведения референдума нормативных правовых актов, регулирующих подготовку и проведение соответствующего референдума, 3)Уставом муниципального образования может быть установлен срок, в течение которого местный референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса не проводится.4 Пермском крае данный срок равен 2 годам.

Организация и  проведение местного референдума включает в себя несколько стадий, которые  можно объединить в следующие этапы.

Первый этап выдвижение инициативы. Инициатива проведения местного референдума может исходить от разных субъектов, так согласно Закону Пермского края право требовать назначения референдума принадлежит: 1.гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в местном референдуме; 2. избирательным объединениям, иным общественным объединениям, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдуме и которые зарегистрированы в установленном порядке не позднее чем за один год до дня образования инициативной группы по проведению референдума; 3. совместно представительному органу местного самоуправления, главе местной администрации.5 Установление первых двух групп относится к традиционным общедемократическим требованиям к организации публичной власти. Третий способ выдвижения инициативы о местном референдуме является одной из форм защиты от использования местного референдума в целях разрешения возможных конфликтов представительного органа муниципального образования и главы местной администрации.6

Информация о работе Способы местного самоуправления