Способы местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 20:49, дипломная работа

Описание

Рассматриваются проблемные вопросы, связанные в первую очередь с инициированием данных мероприятий населением. На примере конкретных правовых актов рассматривается порядок организации и проведения форм непосредственного управления граждан, а также приводятся выводы по улучшению данного порядка.
Целью данной работы является анализ порядка организации и проведения форм непосредственного управления граждан.

Работа состоит из  1 файл

Диплом целый.doc

— 321.50 Кб (Скачать документ)

День голосования  определяется в соответствии с федеральным  законодательством, таким образом  муниципальные выборы могут быть назначены только на календарный выходной день. Не допускается назначение голосования на праздничный день.

Второй этап - подготовка к проведению выборов. Этот этап включает образование избирательных округов, избирательных участков, формирование окружных и участковых избирательных комиссий, составление списков избирателей, различную подготовительную деятельность избирательных комиссий на всех уровнях. Параллельно этому процессу происходит выдвижение кандидатов, списков кандидатов, сбор подписей избирателей, представление документов в Избирательную комиссию для регистрации выдвинутых кандидатов, списков кандидатов. И так на 2-ом этапе происходит: 1. Включение гражданина в список избирателей служит основанием для участия его в голосовании. В Российской Федерации в списки избирателей включаются все граждане РФ, обладающие на день голосования активным избирательным правом, достигшие возраста 18 лет, независимо от пола, расы, национальной принадлежности и др. особенностей. Список избирателей составляется участковой избирательной комиссией отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, предоставляемых главой муниципального образования. Основанием для регистрации избирателей на конкретном избирательном участке является факт постоянного или преимущественного проживания гражданина на соответствующей территории. 2. Создание избирательных округов и участков. Для проведения выборов необходимо образование избирательных округов и участков. Избирательный округ составляет единую территорию: не допускается создание избирательного округа из не граничащих между собой территорий, за исключением случаев, установленных законодательством. При соблюдении законных требований образования избирательных округов учитывается административно-территориальное деление. Для проведения голосования и подсчета голосов граждан избирательный округ делится на избирательные участки. 3.Формирование избирательных комиссий. Избирательная комиссия - муниципальный орган, создаваемый для подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата Думы, Главы города председателя Думы, голосования по вопросам изменения границ, преобразования Пермского городского округа в соответствии с федеральными законами и законодательством Пермской области (края).17 Избирательная комиссия не входит в структуру органов местного самоуправления города Перми. В пермском крае избирательная комиссия формируется в составе 10 человек, при том Председатель Избирательной комиссии, заместитель председателя Избирательной комиссии, секретарь Избирательной комиссии осуществляют свои полномочия на постоянной (штатной) основе. Наряду с избирательной комиссией муниципального образования формируются территориальные и участковые избирательные комиссии. 4. Выдвижение и регистрация кандидатов. Право выдвижения кандидатов (списков кандидатов) принадлежит избирательным объединениям и блокам, непосредственно избирателям, а также лицам в порядке самовыдвижения. Решения о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) от избирательных объединений принимаются на съездах (конференциях) региональных избирательных объединений, на собраниях местных отделений этих избирательных объединений. В поддержку кандидатов (списков кандидатов), выдвинутых от избирательных объединений и избирательных блоков, собираются подписи избирателей в порядке и количестве, определяемых законодательством.18 В соответствии со ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на референдум граждан Российской Федерации" при проведении выборов в представительные органы местного самоуправления со средней нормой представительства менее 10 тыс. человек законом субъекта Федерации может быть установлен порядок выдвижения кандидатов, не предусматривающий сбор подписей в поддержку кандидата. При этом названный Федеральный закон не накладывает каких-либо требований к указанному особому порядку.

 Кандидаты после регистрации  по их личным заявлениям освобождаются  от работы, военной службы, военных  сборов и учебы на время  участия в выборах. В течение  этого срока соответствующая  избирательная комиссия за счет средств, выделенных на организацию подготовки и проведения выборов, выплачивает им денежную компенсацию.

Третий этап - предвыборная агитация. Государство гарантирует гражданам Российской Федерации, общественным объединениям свободное проведение предвыборной агитации в соответствии с федеральными законами. Граждане РФ, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за или против любого кандидата, избирательного объединения. Кандидатам и избирательным объединениям гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации. Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий, в том числе собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, выпуска и распространения агитационных печатных материалов. В предвыборной агитации не могут участвовать члены избирательных комиссий, государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления.19

При проведении предвыборной агитации не допускаются злоупотребление  свободой массовой информации, агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны. Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации.

Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и  прекращается за один день до дня выборов. В течение трех дней до дня выборов, включая день голосования, опубликование  результатов опросов общественного  мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами, не допускается.

Четвертый этап - голосование. Голосование проводится в календарный выходной день. О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного и повторного голосования в сроки, установленные законом, но не позднее чем за 5 дней до голосования. Избирателю, который в течение 15 дней до дня выборов включительно по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти на избирательный участок, на котором он включен в список избирателей, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно, путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении окружной или участковой избирательной комиссии.20 Избирательная комиссия обязана при этом обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, обеспечить сохранность избирательного бюллетеня и учет голоса избирателя при установлении итогов голосования. Голосование производится путем нанесения избирателем в избирательном бюллетене какого-либо знака в квадрате, напротив какого-либо кандидата или партии, в пользу которых сделан выбор. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц запрещено. Избирательные бюллетени выдаются гражданам, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего их личность. Избирательные бюллетени заполняются избирателем в специально оборудованных кабине или комнате, в которых не допускается присутствие иных лиц, а также в которой гарантируется тайна голосования. Получение избирательного бюллетеня гражданин отмечает своей подписью в списке избирателей. Заполненные избирательные бюллетени опускаются голосовавшими в избирательные ящики, которые должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.

Пятый этап - подсчет голосов, установление результатов выборов и их обнародование. Подсчет голосов производится членами участковой избирательной комиссии. В целях исключения фальсификации итогов голосования подсчет голосов граждан начинается сразу же после окончания времени голосования и проводится без перерыва до получения итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, представляющие кандидатов и избирательные объединения. После подсчета голосов участковая избирательная комиссия составляет протокол итогов голосования. Этот протокол передается в избирательную комиссию муниципального образования, которая устанавливает окончательные результаты. Итоги голосования по каждому избирательному участку должны предоставляться для ознакомления любому избирателю, кандидату, наблюдателю или представителю средств массовой информации.21 Избирательная комиссия муниципального образования передает результаты в средства массовой информации в течение одних суток после окончания выборов.

1.2 Проблемы связанные с проведением местного референдума и муниципальных выборов

В настоящее время существует ряд  проблем организации и проведения местных референдумов. Во первых местные  референдумы регламентируются на всех уровнях власти, что создает некоторую  путанность. Человеку не обладающему  специальными знаниями будет достаточно сложно сориентироваться в законодательстве, так как местный закон отсылает нас в федеральный, а федеральный в региональный и так далее. На наш взгляд необходим, единый закон о местном референдуме, что придаст ясности данной форме непосредственной демократии. Во вторых, даже если гражданину удалось собрать воедино всю процедуру организации и проведения местного референдума, данная процедура является очень трудоемкой, так как требует взаимодействия инициативной группы с местными и региональными властями в период ее регистрации и подготовки референдума, высокого уровня общественного согласия, а также высоких материальных затрат. Пробелы в регулировании процедур проведения и исполнения решений местных референдумов свидетельствует о том, что разработчики законов не ставили перед собой цель использовать местный референдум как действенное средство для реальной вовлеченности население в решение вопросов местного уровня. Напротив, ясно отслеживается тенденция по завуалированному ограждению граждан от любой возможности повлиять на принятые вышестоящими инстанциями и заинтересованными лицами решения.

Также необходимо отметить, что в  Пермском Крае в 2008 году во многих сельских поселениях прошли референдумы по вопросам объединения этих поселений, все эти референдумы инициированы «сверху». И во всех поселениях результаты референдума были положительными. Что говорит о выгодности этих объединений для власти, но не для населения, иначе бы граждане сами инициировали данные референдумы.22

Как видно из анализа основных положений нормативно-правовых актов в настоящее время практически не представлены нормы-санкции за неисполнение решения референдума. Представляется, что, приравнивание неисполнение решения референдума к неисполнению закона, содержит некоторые противоречия. В частности, действующее законодательство, признавая за населением муниципалитета правосубъектность (участие в выборах, референдумах и т.д.), в тоже время не содержит правового основания для самостоятельного обращения граждан в судебные инстанции с целью принуждения третьих лиц к исполнению решения референдума.

 Действительно, в случае, если  третьи лица не исполняют решение  референдума, а органы местного  самоуправления не имеют полномочий  для исполнения решения, то  по логике народу необходимо снова инициировать новый референдум для принуждения к исполнению ранее принятого решения. Такая ситуация несколько противоречит здравому смыслу: иными словами: для принуждения исполнения решения референдума необходимо решение референдума.

В настоящее время одновременно протекают два противоречивых процесса: с одной стороны общественность учится инициировать референдумы и добиваться их проведения, в то время как с другой стороны органы власти осваивают механизмы торможения инициатив. Какой из этих процессов сильнее покажет время. Сегодня же институты прямой демократии пока не имеют простора для своего развития, любые попытки упростить проведение различных форм непосредственного управления граждан пресекаются на законодательном уровне. Это говорит нам о том, что в данный момент органы власти понимают неудовлетворенность населения их работой и всячески пытаются уйти от принятия решений, идущих во благо всему народу. В результате все чаще референдум используется «не по назначению», как инструмент давления либо как пиар шаг в политических играх.

В организации и проведении муниципальных  выборов ситуации несколько проще: их проведение не нужно инициировать «снизу». Но в тоже время проблемы все-таки существуют: малая доля регионального  законодательства в регулировании института муниципальных выборов, применение полностью пропорциональной системы в ряде муниципальных образований, которая имеет ряд негативных качеств: ослабляет личную связь избирателей с депутатами, представительный орган обладает лишь представителем общего интереса. В муниципальном образовании как правило нет устойчивых политических объединений, что говорит о низком уровне развития политической структуры общества. Также при пропорциональной системе нарушаются конституционное право гражданина на непосредственное осуществление своих прав, закрепленное в ст.18 Конституции РФ. Так например беспартийный гражданин не сможет реализовать свое право быть избранным, так как для того чтобы его выбрали необходимо принадлежать к какой либо партии.

 В ряде субъектов применяется мажоритарная система, она более проста для организации, более удобна и привычна для населения. Данная система обуславливает низкий уровень активности избирателей и кандидатов, граждане как правило голосуют не из за партийной принадлежности, а из за личных и деловых качеств. Также при анализе предшествующих муниципальных выборов существует много споров по поводу отмены регистрации кандидатов, так в 2001 году в г. Зверево Ростовской области по жалобе граждан городским судом была отменена регистрации кандидата, выборы прошли по бюллетеням с вычеркнутым кандидатом, однако в этот же день городской суд отменяет решение об отмене регистрации. Данный факт не позволил достоверно определить результаты волеизъявления граждан, что побудило Центральную избирательную комиссию внести изменения в проект дополнения к ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» положение, согласно которому отмена регистрации кандидата позже, чем за пять дней до дня выборов невозможна. На данный момент в данный закон уже внесены изменения, так в п.5 ст.78 установлено, что Заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования (в том числе повторного). Решение суда должно быть принято не позднее чем за пять дней до дня голосования. Что говорит об более скрупулёзной проработке всех действий кандидатов и избирателей. Существенным обстоятельством, обусловливающим жалобы в судебные органы на действия (бездействие) избирательных комиссий, органов местного самоуправления, других субъектов избирательного процесса, является не только активизация политической борьбы в период проведения местных выборов, но и новизна действующего избирательного законодательства для большинства из кандидатов, принимающих участие в избирательной кампании.

 

Глава 2. Иные формы участия населения в осуществлении местного самоуправления

2.1. Собрания, сходы и конференции  граждан

Наиболее чаще используемыми формами непосредственной демократии на муниципальном уровне являются собрания, сходы и конференции граждан. Порядок их проведения и организации закреплены в ст.25,29 и 30 ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Более подробную регламентацию порядка организации и проведения собраний, сходов и конференций должны дать уставы муниципалитетов в соответствии с законами субъектов. Хотелось бы отметить, что в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1995 г. Понятие «собраний» и «сходов» были взаимозаменяемы. И можно было разделить собрания (сходы) на: собрания (сходы) граждан, наделенные функциями представительных органов местного самоуправления; собрания (сходы) граждан проводимые на всей территории муниципального образования для решения наиболее важных вопросов;  собрания (сходы) граждан, проводимые на части муниципального образования.23 В настоящее время ФЗ №131 данные формы разделены.

Информация о работе Способы местного самоуправления