Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 20:49, дипломная работа
Рассматриваются проблемные вопросы, связанные в первую очередь с инициированием данных мероприятий населением. На примере конкретных правовых актов рассматривается порядок организации и проведения форм непосредственного управления граждан, а также приводятся выводы по улучшению данного порядка.
Целью данной работы является анализ порядка организации и проведения форм непосредственного управления граждан.
Итак в соответствии со ст.25 ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сход – это форма прямой демократии, посредством которой жители реализуют полномочия представительного органа местного самоуправления, в том числе и отнесенные к его исключительной компетенции.
Сходы граждан могут проводиться только в небольших поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения. Сход граждан является правомочным при условии что в нем участвуют более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом.24 Как видно из определения сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Согласно ч.3 ст.25 сход может созываться главой муниципального образования либо по инициативе группы жителей поселения не менее 10 человек. В ст.25 также излагаются обязанности должностных лиц, такие как обеспечение проведения схода граждан возлагается на главу местной администрации, участие в сходе выборных лиц местного самоуправления обязательно, председательствует на соде граждан глава местной администрации или иное лицо избираемое на сходе граждан.
Решения схода граждан считаются принятыми если за них проголосовало более половины участников схода, таким образом мы видим, что фактически решение может быть принято четвертью жителей поселения. Данные решения являются обязательными для исполнения на всей территории поселения и подлежат официальному опубликованию. При этом органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечивают исполнение данных решений. Также как и при проведении местного референдума решения не нуждаются в утверждении какими-либо должностными лицами и органами местного самоуправления.25
Также сходы граждан могут
У данной формы прямой демократии существует ряд проблематичных вопросов. Так например не совсем понятно различие поселений с численностью населения 100 человек и 101 человек, необходимо отметить что численность населения не постоянна и может колебаться. Таким образом получается что в поселениях с пограничной численностью населения система органов местного самоуправления должна будет постоянно изменяться: в один месяц когда численность населения 101 человек необходимо создать представительный орган, в другой месяц, когда численность может измениться до 99 человек необходимо расформировать его и так может продолжаться бесконечно. На наш взгляд необходимо изменить критерии проведения сходов граждан, например взять за основу количество дворов, домов или другие наиболее неизменные в количественном составе объекты.
Другая форма прямого
Собрания граждан могут
Собрание граждан по вопросам организации
и осуществления
Собрание граждан может
Также ФЗ №131 «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в РФ» в ст.30 устанавливает
такую форму прямого
В законе лишь сказано что регламентация должна содержаться в муниципальных правовых актах. Также как и с предыдущей формой такая регламентация есть не во всех муниципальных образованиях. На примере г. Бийск Алтайского края, рассмотрим порядок назначения и проведения конференции граждан, в данном муниципальном образовании, как мне кажется, наиболее четко регулируется данный институт. Согласно положению «О порядке проведения и организации конференции граждан в г. Бийск» конференция граждан - форма реализации прав населения муниципального образования на участие в осуществлении местного самоуправления посредством проведения конференции для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.31 Необходимо отметить в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлено что конференция граждан осуществляет полномочия собраний граждан, а в полномочия собраний также входит осуществление общественного территориального самоуправления. Таким образом в г. Бийск, изначально в определении указаны не все полномочия конференций граждан.
Порядок назначения конференции граждан, также как и в случае с собраниями граждан начинается с выдвижения инициативы проведения. Правом выдвижения инициативы обладают группы жителей муниципального образования в количестве не менее 5% от числа граждан, проживающих на соответствующей территории и обладающих избирательным правом, также глава администрации и представительный орган.
Порядок инициирования проведения конференции граждан группой жителей оформляется в виде заявления с приложенными к нему подписными листами. О форме заявления в положении ничего не говорится, следует полагать что заявление составляется в свободной форме. Однако в положении четко прописано, что должно содержаться в подписном листе. Так согласно данному нормативному акту в подписной лист вносятся вопросы, выносимые на конференцию граждан, предлагаемая дата проведения конференции, территория или часть территории муниципального образования, где планируется провести конференцию, фамилию, имя, отчество, паспортные данные граждан, поддерживающих инициативу о созыве конференции граждан, адрес места жительства, собственноручная подпись и дата ее внесения. Также подписные листы должны быть заверены, лицом осуществлявшим сбор подписей.
В конференции граждан имеют право участвовать граждане Российской федерации, достигшие восемнадцатилетнего возраста и обладающие избирательным правом, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования. Следует отметить что в конференции участвуют только делегаты граждан. Делегат конференции - лицо, избранное представителем граждан для участия в конференции граждан и обладающее правом решающего голоса. Делегаты избираются на общем собрании жителей, простым большинством голосов из расчета один делегат от ста жителей. Таким образом мы видим, что проведению конференции предшествует проведение собрания граждан, что говорит о взаимосвязи этих институтов, а также о сложности проведения конференции, так как для начала необходимо провести правомочное собрание. Пороги правомочности собраний, с учетом малой активности населения, очень высоки. Что создает проблемы в практике реализации данных институтов. Конференция граждан по вопросам организации и осуществления общественного муниципального управления правомочна если в ней принимает участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
Для организации проведения конференции
граждан глава местной
Перед началом конференции происходит
регистрация, в протокол вносятся фамилия,
имя, отчество и место жительства
делегата. На конференции, проводимой
по инициативе населения или
Обращения, принятые конференцией граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного ответа.33
Другими не менее важными формами прямого волеизъявления граждан являются правотворческая инициатива и обращения в органы местного самоуправления. Данные формы регламентируются ст.26 и ст.32 ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации».
Правотворческая инициатива граждан - это предоставление определенному числу граждан права непосредственно вносить проект правового акта на рассмотрение органов местного самоуправления.34
Смысл правотворческой инициативы заключается в том, что инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, может выступить с правотворческой инициативой, в порядке определенном нормативными актами представительного органа муниципального образования. Необходимо отметить что при отсутствии данных актов, правотворческая инициатива может быть выдвинута на основании ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации». Минимальная численность инициативной группы граждан составляет 3 процента от числа жителей муниципального района, обладающих избирательным правом. Правотворческая инициатива может быть реализована путем внесения в органы местного самоуправления или должностным лицам местного самоуправления: 1. проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения; 2. проектов муниципальных правовых актов о внесении изменений или о признании утратившими силу ранее принятых муниципальных правовых актов.35
Формирование инициативной группы происходит на собрании граждан, обладающих избирательным правом, в Пермском районе Пермского края минимальная численность граждан составляет 250 человек. После чего инициативная группа выбирает представителя, который будет участвовать в рассмотрении проекта нормативного акта, данное решение должно быть обязательно занесено в протокол собрания.