Статус европейского совета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 17:46, доклад

Описание

В состав Европейского Совета входят главы государств и (или) правительств государств - членов ЕС, возглавляющих исполнительную ветвь власти, а также председатель Европейской Комиссии. Каждого члена Европейского совета в период проведения сессии сопровождает глава ведомства иностранных дел, а Председателя комиссии - член комиссии, ведающий вопросами внешних связей.

Работа состоит из  1 файл

Статус европейского совета.doc

— 303.00 Кб (Скачать документ)

б) количественный рост Комиссии будет продолжаться, пока в Союз не вступит 27-е государство.[22]

С этого момента места  в Комиссии будут распределяться между отдельными государствами  на основе ротации (например, первые пять лет - гражданин Нидерландов, следующие пять лет - гражданин Бельгии и т.д.). Правила ротации должен установить Совет, что пока еще не сделано.

Несмотря на существование  национальных квот, в отличие от Совета и аналогично Европарламенту члены Комиссии не являются представителями государств-членов, а рассматриваются как представители «общих интересов Сообщества» (ст. 213 ДЕС).[23]

Согласно той же статье все лица назначаются в состав Комиссии «с учетом их общей компетентности», а их «независимость не должна вызывать сомнений».

Важной гарантией независимости  членов Комиссии служит запрет не только принимать, но и запрашивать инструкции от кого бы то ни было, в том числе  от государств, гражданами которых они являются. В свою очередь, государствам-членам запрещено предпринимать любые «попытки повлиять на членов Комиссии при выполнении ими своих обязанностей». Государства не имеют права «отзывать» своих граждан из Комиссии.

Еще одна немаловажная гарантия - несовместимость должностей, которая понимается в данном случае очень широко: членам Комиссии запрещено заниматься любой побочной деятельностью (даже безвозмездно). Ограничения сохраняются и после прекращения должностных полномочий: с момента своей отставки им надлежит «проявлять щепетильность и осторожность в том, что касается согласия занимать определенные должности или получать определенные выгоды».

Речь идет, в частности, о переходе на работу в коммерческие организации и, соответственно, использовании информации (и связей), полученных в период пребывания в Комиссии.[24]

В Комиссии как исполнительном органе осуществляется распределение  обязанностей между входящими в ее состав лицами. Член Комиссии, подобно члену национального правительства - это не только и не столько участник коллегии, но и комиссар по определенным делам. При этом в отличие от практики некоторых государств, в составе Комиссии не бывает комиссаров «без портфеля».

Каждый комиссар, таким  образом, не только несет коллегиальную  ответственность вместе с Комиссией, но также есть должностное лицо, индивидуально ответственное за порученную ему отрасль управления.[25]

Срок полномочий Комиссии в целом составляет пять лет (ранее, до создания Европейского Союза, он был  на год меньше). Досрочное прекращение  полномочий Комиссии (кроме случаев  добровольной отставки) возможно только по решению Европейского парламента, а именно, при вынесении Комиссии вотума недоверия.

Комиссия - орган постоянно  действующий. Как и в национальном правительстве, основными формами  ее работы выступают: во-первых, заседания  в полном составе; во-вторых, индивидуальная работа членов Комиссии в рамках подведомственной им сферы управления; в-третьих, деятельность рабочих групп, создаваемых Председателем из нескольких комиссаров для решения межотраслевых проблем; в-четвертых, деятельность генеральных директоратов, служб и других подразделений.[26]

Заседания Комиссии, по общему правилу, собираются еженедельно (как  минимум), но могут быть созваны Председателем  в любое время в случае необходимости.

Кворум для работы и принятия решений составляет большинство  от всего состава, однако, в отличие  от Европарламента, проблем с кворумом обычно не возникает. Согласно внутреннему  регламенту (далее ВР) (ст. 5) присутствие  на заседаниях - обязанность члена Комиссии как должностного лица. Если в силу уважительных причин комиссар с согласия Председателя отсутствует, от его имени, как уже отмечалось, может выступать шеф кабинета.[27]

С учетом характера функций  и полномочий Комиссии процесс подготовки и принятия решений осуществляется в закрытом порядке. «Заседания Комиссии не являются публичными. Дебаты конфиденциальны» (ст. 9 ВР).[28]

На практике при подготовке большинства решений Комиссия в  лице Председателя, других членов либо уполномоченных должностных лиц  проводит предварительные консультации с другими институтами, государствами-членами  и представителями гражданского общества. Особенно широко эта практика используется при подготовке законопроектов, вносимых Комиссией в Европарламент и Совет. Последние обычно публикуются в Официальном журнале Европейских сообществ и специальном бюллетене Комиссии.[29]

Создание Комиссии и  наделение ее достаточно широкими административными  полномочиями вызвало к жизни  практику лоббизма, а также иных неформальных методов оказания скрытого влияния. Комиссия подвергается лоббированию, главным образом, со стороны государств-членов и крупных компаний, в отношении которых она располагает широкими властными прерогативами.

Внутри Комиссии проект решения разрабатывается компетентным генеральным директоратом или службой. После согласования с другими ведомствами, в том числе с юридической службой (когда речь идет о подготовке правового акта), проект направляется ответственному комиссару или комиссарам. Последние уже вносят его на рассмотрение всей Комиссии.[30]

Для принятия решений  на заседании Комиссии необходима поддержка  большинства ее членов.

Решение считается принятым Комиссией, если ни один из ее членов до окончания установленного срока не представил своих возражений (ст. 12 ВР).[31]

Комиссия при сохранении за собой полномочий по контролю может  наделять правом принимать отдельные  решений комиссаров и даже генеральных директоров или начальников служб (ст. 13 и 14 ВР).[32]

Комиссия является коллегиальным  органом. Соответственно ее решения  выносятся на коллективной основе, причем позиция, которую занимал тот или иной комиссар, не подлежит разглашению и не может быть предметом публичного особого мнения. Заседания Комиссии проводятся еженедельно, решения принимаются большинством голосов и выносятся от имени всей Комиссии.

Внутренний регламент  Комиссии предусматривает возможность  письменной процедуры, когда решения  принимаются путем опроса членов Комиссии вне зала заседаний. Однако такое решение может быть вынесено только в случае полного согласия всех членов Комиссии. Возражение хотя бы одного из комиссаров против применения этой процедуры исключает возможность ее использования для решения данного конкретного вопроса. Досье для рассмотрения на заседании Комиссии представляет тот из комиссаров, к основному профилю деятельности которого относится принимаемое решение. Процесс подготовки и согласования проекта решения Комиссии предполагает в обязательном порядке проведение еженедельных совещаний руководителей личных кабинетов комиссаров. В ходе такого рода собраний они констатируют наличие (или отсутствие) согласия по рассматриваемому вопросу и, при необходимости, принимают меры для отыскания максимально приемлемой компромиссной формулы.[33]

Особо важную роль в руководстве работы Комиссии играет ее Председатель. Маастрихтский и особенно Амстердамский договоры включили ряд положений, направленных на повышение роли руководителя Комиссии. В первую очередь это нашло свое отражение в особой процедуре назначения председателя и признании необходимости участия намеченного кандидата на пост председателя в формировании всей Комиссии в целом.

Согласно ст. 163 (н.н. ст. 219) Договора о ЕС Комиссия осуществляет свои функции в соответствии с  политическими ориентирами, устанавливаемыми ее Председателем.[34]

Эта новая формула  несомненно повышает статус председателя коллегии и весьма отчетливо устанавливает  иерархическое подчинение членов Комиссии установкам и указаниям ее Председателя. Глава Комиссии распределяет функции и обязанности между членами Комиссии, сохраняя возможность пересматривать это распределение обязанностей. Он координирует и направляет деятельность комиссаров, председательствует на заседаниях коллегии, определяет ее повестку дня, подписывает вместе с Генеральным секретарем Комиссии ее протоколы, а равно документы, одобренные на заседаниях Комиссии. Непосредственно под руководством Председателя работает Генеральный секретарь Комиссии и его аппарат. В его непосредственном подчинении находится также юридическая служба Комиссии - одно из важнейших подразделений аппарата Сообществ. Виза юридической службы обязательна для проектов всех решений, выносимых Комиссией. Кроме того, юридическая служба представляет Комиссию в Суде ЕС и в сношениях с юридическими службами других институтов.[35]

Действующие правовые предписания  предусматривают возможность делегирования Комиссией и каждым из ее членов в отдельности их полномочий в области административного управления непосредственно генеральным департаментам, находящимся в их подчинении. Правомерность такой передачи полномочий была подтверждена решениями Суда ЕС, признавшего, что это правило неотъемлемо присуще самому принципу организации работы Комиссии. Вместе с тем Суд сохранил за собой право контроля над решениями о передаче полномочий с тем, чтобы это делегирование полномочий не выходило за рамки обеспечения элементарных мер по управлению текущими делами.[36]

Комиссия наделена правом создания необходимых для ее функционирования вспомогательных органов и агентств специализированного характера, которым также могут делегироваться некоторые из полномочий, принадлежащих Комиссии. Такого рода делегирование прав должно носить четкий и строго определенный характер и не предусматривать передачу дискреционной власти или полномочий. Согласно внутреннему Регламенту все административные службы образуют единый административный корпус, находящийся под руководством Комиссии; Координацию деятельности служб осуществляет Генеральный секретарь Комиссии, который обеспечивает соблюдение правил внутреннего распорядка и процедуры представления документов в Комиссию. Он равно удостоверяет их подлинность и обеспечивает их опубликование.

Внутренняя организация  Комиссии как исполнительного органа представляет собой иерархическую  систему на основах единоначалия, имеющую значительные сходства со структурой национальных правительств.[37]

Руководит работой Комиссии Председатель, которому помогают его  заместители. Следующий уровень  образуют комиссары, ответственные за отдельные сферы управления. Комиссары, а в ряде случаев непосредственно Председатель и его заместители направляют работу генеральных директоратов (всего их 26), которые созданы по отраслевому признаку и которые по своим задачам и статусу похожи на правительственные министерства и ведомства.

Генеральные директораты  подразделяются на директораты, а директораты - на отделы. Заместителями членов Комиссии являются генеральные директора  соответствующих отраслевых генеральных директоратов.

Членам Комиссии в их деятельности помогают помощники членов Комиссии. Каждый член Комиссии имеет свой личный персонал - Кабинет, состоящий из помощников. Связь между комиссаром и его генеральным директором носит, таким образом, двусторонний характер.[38]

Кроме генеральных директоратов в структуре Комиссии существуют и другие департаменты, в том числе  и юридическая служба. Должностные  лица и иной персонал департаментов  Комиссии по своему правовому статусу являются международными чиновниками.

Внутренняя организация  Комиссии как исполнительного органа представляет собой иерархическую  систему на началах единоначалия, имеющую значительные сходства со структурой национальных правительств.[39]

Председатель располагает  полномочиями по текущему руководству  Комиссией (они закреплены в ее внутреннем регламенте): созыв Комиссии на заседания, установление повестки дня. Он же подписывает нормативные акты и иные документы, одобренные Комиссией, и т.п.

Среди общеполитических полномочий Председателя, (т.е. осуществляемых в отношении Сообщества и всего  Союза) наиболее важным является официальное  представительство ЕС на международной арене.

Председатель Комиссии совместно с Председателем Совета принимает верительные грамоты  от глав иностранных дипломатических  представительств, аккредитованных  при Европейских сообществах.

Вместе с главами  государств или правительств стран-участниц Председатель Комиссии входит в состав высшего органа политической координации на уровне Союза - Европейского совета.[40]

Договор о Европейском  сообществе предусматривает существование в Комиссии должности заместителя Председателя - одного или двух (вице-председателя, вице-президента) Комиссии.[41]  

Например, юридическая  служба Комиссии является органом, осуществляющим правовую экспертизу будущих правовых актов Комиссии.

Среди других служб можно  выделить службу переводов, службу пресс-секретаря  Комиссии, статистическое ведомство.

Комиссия вправе также  учреждать «особые структуры, ответственные  за выполнение специальных задач» (ст. 20 ВР). Примером такой «структуры» служит Европейское ведомство по борьбе с финансовыми махинациями, которое учреждено Комиссией в 1999г. для проведения «административных расследований» правонарушений, затрагивающих финансовые интересы Сообщества, включая коррупцию (ст. 2 решения Комиссии «Об учреждении Европейского ведомства по борьбе с финансовыми махинациями»).[42]

Данное ведомство, хотя и учреждено Комиссией, действует как независимый орган ЕС под руководством директора, которого Комиссия назначает по согласованию с Европейским парламентом и Советом Европейского Союза (ст. 5 указанного решения).

Особое место среди  подразделений Комиссии занимает ее Генеральный секретариат. Как и в других институтах Союза, Генеральный секретариат является вспомогательным органом Комиссии в целом.

Его руководитель - Генеральный  секретарь Комиссии - подотчетен непосредственно  Председателю и содействует последнему в руководстве всей работой Европейской комиссии (ст. 17 ВР). На Генерального секретаря также возложена обязанность поддержания «официальных отношений» Комиссии с другими институтами Европейского Союза.[43]

Информация о работе Статус европейского совета