Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 13:14, контрольная работа
«Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения» - гласит статья 3 Европейской Хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 г.
Местное самоуправление - одна из основ любого демократического строя, в связи, с чем Хартия устанавливает, что принцип местного самоуправления должен быть закреплен в законодательстве и, по возможности, в конституции каждой страны.
Традиционно
в России все еще срабатывают
старые стереотипы подчиненности органов
местного самоуправления органам вышестоящего
уровня, в результате возникает нередко
неоправданное вмешательство
С другой стороны,
автономизация власти на местах, существенное
возрастание уровня ее независимости
и компетенции, передача ей ряда государственных
полномочий должны проходить под
пристальным контролем
Самостоятельность местной власти проявляется также в обязанности для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов и должностных лиц местного самоуправления, принятых в пределах их полномочий.
Самостоятельный
характер местной власти выражается
в наличии собственных
Самостоятельность местной власти тесно связана с конституционно установленными гарантиями местного самоуправления. В их числе:
1. право на судебную защиту;
2. право на
компенсацию дополнительных
3. запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией и федеральными законами.
На протяжении
всей истории государственности
прослеживается тесная органическая взаимосвязь
между развитием государства
и самоуправлением. В различных
типах государства, на разных этапах
эволюции существовали различные модели
местного самоуправления, которые, в
конечном счете, всегда следуют за государственным
развитием, подчиняясь предписаниям, которые
устанавливает государство, будь то
в форме правовых норм либо в форме
директивных указаний, и тем самым
практически всегда зависят от типа
государства, его устройства, формы
правления и политического
Сложная природа местного самоуправления является объективной предпосылкой формирования противоречивых взглядов на природу этого института и его сущность.
Современное местное самоуправление, будучи формой самоорганизации населения, имеет признаки как государства, так и общественных институтов. Местное самоуправление в современных условиях имеет двойственную природу и по своей сути является общественно-государственным институтом.
Российская
и зарубежная практика развития местного
самоуправления свидетельствует о
тесной взаимосвязи, взаимозависимости
и взаимопроникновении
Местное самоуправление в широком понимании - это институт самоорганизации общества. В силу своей двойственной природы, как общественной, так и государственной, оно может реализоваться в виде властного института. И именно в таком виде местное самоуправление существует сегодня в России и гарантируется действующей Конституцией. В то же время местное самоуправление может реализовываться в виде территориального общественного самоуправления. Наконец, местное самоуправление может существовать в сочетании, как первого, так и второго.
В настоящее
время организация
Местное самоуправление - важнейший элемент организации публичной власти. Его специфика, как отмечается в научной литературе, заключается в двойственной политической природе. С одной стороны, органы самоуправления интегрированы в единый государственный механизм управления страной. Местное самоуправление имеет действующий на основе законов и иных нормативных актов аппарат, наделенный правом использовать "средства законодательно институированного насилия", оно может самостоятельно формировать бюджет, устанавливать и собирать налоги. С другой стороны, местное самоуправление является важным элементом гражданского общества, формой политической самоорганизации локальных сообществ (использующей в числе прочих и механизмы прямой демократии). Поэтому ему свойственны: относительная независимость как от органов государственной власти, так и от внегосударственных структур (двоякого рода автономия); способность осуществлять коллективные акции по защите и достижению своих интересов (коллективное действие); отсутствие стремления присваивать себе функции по управлению политикой в целом (не узурпация чужих полномочий); готовность действовать в рамках сложившихся гражданских и правовых норм (гражданственность).
Возможность
передачи органам местного самоуправления
полномочий, как федеральных органов,
так и органов субъектов
Говоря о взаимоотношении местного самоуправления с институтами государства, общества, институтом прав и свобод человека и гражданина, необходимо подчеркнуть, что местное самоуправление есть одна из форм демократии - как непосредственной, так и представительной.
Общественные
начала в местном самоуправлении
имеют своим назначением
Сочетание государственного
и общественного в
Заключения
Подводя итоги работы, хотелось бы отметить, что развитие местного самоуправления нуждается в поддержке федерального Центра, его политических решениях, опирающихся на гражданские инициативы населения. Становление местного самоуправления тормозится рядом нерешенных проблем, связанных с несовершенством ныне существующей правовой базы, в том числе: отсутствием федерального нормативного правового регулирования, обеспечивающего реализацию ряда норм Конституции РФ о местном самоуправлении; отсутствием четкого нормативного правового разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления; внутренней несогласованностью и бессистемностью законодательства Российской Федерации о местном самоуправлении; неэффективностью законодательного обеспечения финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований; несовершенством системы судебной защиты интересов местного самоуправления.
Становление местного самоуправления нуждается в разработке института осуществления им государственных полномочий, прежде всего в социальной сфере - наиболее близкой и болезненной для населения. Между тем вопросы наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями, в том числе и в социальной сфере, относятся к малоизученным.
Список использованных источников
Правовые акты
1.Конституция РФ, - 1993 год
2. Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 г.
3 .Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28.08.95 г. // Собрание законодательства РФ. 1995. №35. Ст. 3506.
Научная литература
Информация о работе Сущность российского местного самоуправления