Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 13:14, контрольная работа
«Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения» - гласит статья 3 Европейской Хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 г.
Местное самоуправление - одна из основ любого демократического строя, в связи, с чем Хартия устанавливает, что принцип местного самоуправления должен быть закреплен в законодательстве и, по возможности, в конституции каждой страны.
«Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения» - гласит статья 3 Европейской Хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 г.
Местное самоуправление - одна
из основ любого
Местное самоуправление
В XIX в. сложились и поныне существуют три основные системы местного самоуправления:
а) англосаксонская, при которой исключаются какие-либо представители центрального правительства на местах, а муниципалитеты самостоятельно осуществляют власть в пределах своих полномочий;
б) французская, допускающая контроль центральной власти через специально назначаемых представителей или в других формах;
в) германская, при которой органы местного самоуправления действуют по поручению государства, а община самостоятельно и под свою ответственность решает задачи на своем уровне, но в соответствии с законами.
В России местное
Цель настоящей работы состоит
в том, чтобы, опираясь на
законы и научные источники,
раскрыть понятие и сущность
российского местного
Местное
самоуправление в Российской
Федерации — признаваемая и
гарантируемая Конституцией РФ,
самостоятельная и под свою
ответственность деятельность
В настоящее время попытки определить понятие "местное самоуправление" также имеются в юридической, политической, исторической и иной научной литературе.
В. И. Фадеев полагает, что "местное самоуправление" — это система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное, под свою ответственность, решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории".
С. А. Авакьян
справедливо утверждает: "Абсолютно
недостаточно сказать, что местное
самоуправление — это самостоятельное
и под свою ответственность решение
населением и избранными им органами
местных дел (вопросов местного значения)...
В таком подходе отражены предметно-объектное
содержание местного самоуправления,
да еще его претензия на автономность.
Однако этого недостаточно, поскольку
в принципе любой уровень управления
имеет свой предмет (объект) и должен
быть самостоятельным в
Конституционный
подход представляется С. А. Авакьяну неконструктивным
и неперспективным. Местное самоуправление
— это территориальное
"В сложившемся
сегодня положении
М. И. Пискотин дает краткое определение понятия "местное самоуправление", ограничиваясь тем, что "местное самоуправление" — это самоуправление граждан, населения сел, городов, поселков. Ими управляет не кто-то сверху, а они сами управляют своими местными делами".
Местное самоуправление
в любом государстве, как справедливо
отмечает М. И. Пискотин, служит средством
осуществления трех основных целей:
обеспечения децентрализации в
государственном управлении; развития
демократических начал в
Основной
смысл местного самоуправления, в
понимании М. И. Пискотина, в том,
что центральная власть или власть
субъекта Федерации концентрирует
в своих руках соответственно
лишь общегосударственные или
Местное самоуправление — это
комплексное, сложное,
• как основополагающий принцип осуществления власти в обществе и государстве, который определяет систему управления демократического правового государства;
• как форму народовластия;
• как право граждан (жителей определенной территории) на самостоятельное ведение дел местного сообщества;
• как способ организации и осуществления населением власти на местах
В демократическом государстве организация и осуществление власти базируются на принципе разделения властей, который сочетается с принципом местного самоуправления. Этот принцип обеспечивает такую децентрализацию системы управления в Российской Федерации, которая делает данную систему наиболее пригодной к обеспечению интересов населения на местах с учетом исторических и иных местных традиций.
Однако местное
самоуправление — не только один из
важнейших демократических
Граждане Российской Федерации осуществляют свое право на местное самоуправление в городах, сельских поселениях и других муниципальных образованиях в соответствии с федеральными гарантиями избирательных прав граждан. Они имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, имеют равный доступ к муниципальной службе, имеют право обращаться в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления, знакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина.
Согласно Конституции РФ (ст. 12), органы местного самоуправления «не входят в систему органов государственной власти». Органы государственной власти создают правовые рамки для деятельности местного самоуправления, однако осуществлять его не вправе. Они обеспечивают государственный контроль за реализацией закрепленных в законодательстве прав физических и юридических лиц, а также защиту этих прав.
Ставя органы
местного самоуправления вне системы
органов государственной
Таким образом, самостоятельность местного самоуправления имеет пределы, устанавливаемые Конституцией РФ и федеральными законами, а само местное самоуправление интегрировано в общую систему управления делами общества и государства.
Не являясь
частью системы государственных
органов, органы местного самоуправления,
как и все местное
Следует учитывать, что на уровне местного самоуправления, в границах местного сообщества, находят проявление и реализацию преобладающая часть прав и свобод человека и гражданина.
Согласно действующему российскому законодательству местное самоуправление характеризуется следующими признаками:
- это один из институтов гражданского общества и политической системы России, составляющий основу конституционного строя страны (ст. 3, 12 Конституции РФ расположены в гл. 1 "Основы конституционного строя", их нормы находятся под особым режимом правовой охраны, образуя так называемые "вечные конституционные положения");
- это один из институтов публичной власти, принадлежащей многонациональному народу России (согласно ст. 3 Конституции РФ народ является единственным источником власти и осуществляет ее непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления), причем власти самостоятельной и независимой (ст. 130 Конституции РФ);
- это право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения, защищенное системой государственных гарантий (ст. 12, 130 Конституции РФ). Это право закрепляет статья 3 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации" № 131 -ФЗ;
- это наиболее широкое сочетание форм непосредственной и представительной демократии (ст. 130 Конституции РФ);
- местное самоуправление имеет особый объект управления: вопросы местного значения. Перечень этих вопросов дан в главе 3 федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". К ним относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования;
- собственная ответственность муниципальных образований, которая обеспечивается различными формами контроля со стороны населения и государства.
Конституция РФ провозглашает признание и гарантирование местного самоуправления, которое получает в ней статус одной из основ конституционного строя страны (гл. гл. 1, 8). Естественно, что конституционная формула "местное самоуправление" должна толковаться не как подтверждение того, что есть, а как цель для всех, на кого распространяет свое действие Конституция.
Развивая конституционную модель местного самоуправления, Закон от 6 октября 2003 г. характеризует его как форму осуществления народом своей власти. Данная форма обеспечивает в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций (ст. 1). Согласно Закону от 28 августа 1995 г. местное самоуправление - это признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Оба определения в основном совпадают. Ключевое отличие современного подхода - прямая характеристика местного самоуправления как формы народовластия, что точно отражает роль местного самоуправления в системе народовластия (ст. 3 Конституции РФ).
Информация о работе Сущность российского местного самоуправления