Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 13:14, контрольная работа
«Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения» - гласит статья 3 Европейской Хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 г.
Местное самоуправление - одна из основ любого демократического строя, в связи, с чем Хартия устанавливает, что принцип местного самоуправления должен быть закреплен в законодательстве и, по возможности, в конституции каждой страны.
В обоих определениях местное самоуправление наделяется качеством самостоятельной и под свою ответственность активности (решения вопросов местного самоуправления, деятельности по решению вопросов местного самоуправления). Оба Закона вслед за Конституцией говорят о признании и гарантировании местного самоуправления. Кратко раскроем все эти качества. Исходное определение местного самоуправления уточняется в его содержательной, пространственной, субъектной составляющих. Для этого законодатель раскрывает смысл таких категорий, как "вопросы местного значения", "муниципальное образование", "органы местного самоуправления", "должностное лицо местного самоуправления" и др.
Самостоятельная и под свою ответственность активность. Самостоятельная активность - осуществляемая людьми по своей воле и в своем интересе. По В. Далю самостоятельный - это стоящий или сущий сам по себе, независимо от других, от чего-то другого. Однако В.И. Даль добавляет, что самостоятельный человек тот, у кого свои твердые убеждения, в ком нет шаткости. Получается, что как самостоятельную мы должны оценивать ту деятельность людей, которая не только осуществляется по их воле и в их интересах, но еще и покоится на их твердых убеждениях, на осознании ими своих действительных, а не мнимых интересов. Выходит, что самостояние не дается законом или по одному желанию - до него надо еще дорасти.
Местное самоуправление согласно Европейской Хартии о местном самоуправлении составляет одну из основ любого демократического строя. "Принцип местного самоуправления, - гласит статья 2 Хартии, - должен быть признан в законодательстве страны, и, по возможности, в конституции страны"
Местное самоуправление
как одна из основ конституционного
строя представляет собой основополагающий
принцип организации и
Народовластие в РФ осуществляется не только через государственные органы, но и через органы местного самоуправления. Как отмечается в ст. 3 Конституции РФ, «народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления».
Конституционные
основы. В главе 1 Конституции «Основы
конституционного строя» одна из статей
(ст. 12) специально посвящена местному
самоуправлению, его фундаментальным
конституционным основам. В ней
говорится, что в РФ признается и
гарантируется местное
В развитие
конституционных основ местного
самоуправления в РФ в августе 1995
г. был принят основополагающий по данному
вопросу Федеральный закон «Об
общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации».* В нем прежде всего
дается характеристика муниципального
образования как
Очень важное значение имеет и то, что закон дает как общее, принципиальное, так и весьма конкретное представление о том, что такое «вопросы местного значения». В общем плане — это «вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации». В более конкретном плане — это три десятка вопросов, характеризующих различные направления деятельности местного самоуправления и его органов, среди которых: принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением; владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; местные финансы, формирование, утверждение и использование местного бюджета, установление местных налогов и сборов; решение других финансовых вопросов местного значения; комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования; содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений; организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования; организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения; охрана общественного порядка; муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения; создание условий для жилищного и социально-культурного строительства; контроль за использованием земель; благоустройство и озеленение территории; организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечение населения услугами связи; создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания, для деятельности учреждений культуры, средств массовой информации, организации зрелищных мероприятий, развития физической культуры и спорта; сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности и др.
Говоря обобщенно, конституционный статус местного самоуправления в РФ сводится к следующим основным положениям:
а) местное самоуправление — одна из фундаментальных основ конституционного строя РФ как демократического государства (ст. 3 и 12);
б) местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно (ст. 12 и 130);
в) местное самоуправление обеспечивает децентрализацию власти и управления, направленную на лучшее обеспечение интересов населения мест с учетом исторических и иных местных традиций (ст. 12, 130);
г) местное самоуправление — один из важнейших путей реализации конституционного права граждан РФ на участие в управлении страной, благодаря которому они получают возможность самостоятельно в пределах своих полномочий решать в собственных интересах весьма широкий круг общественных дел (ст. 3,12, 130, 132 и др.);
д) местное самоуправление осуществляется на уровне муниципальных образований, где вопросы местного значения возможно решать наиболее эффективно (ст. 131);
е) местное
самоуправление может
ж) местное
самоуправление и его органы, будучи
формой самоорганизации и
з) структура
органов местного
к) изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующей территории (ч. 2 ст. 131);
л) местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами (ст. 133).
4. Местное самоуправление и
Впервые в
истории Российского
Местное самоуправление является одной из форм народовластия, через которую осуществляется выражение власти народа.
Конституция
РФ в ст. 3 определяет основные каналы,
через которые народ
Население осуществляет
свое право на местное самоуправление
как непосредственно, т.е. путем референдума,
выборов, других форм прямого волеизъявления,
так и через своих
Самостоятельность
муниципальной власти находит свое
выражение в отделенности, обособленности
местного самоуправления от государства
и его структур, что прямо закреплено
в ст. 12 Конституции РФ: "Органы
местного самоуправления не входят в
систему органов
В начале 90-х годов, когда формировалась новая система взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления. Был принят целый ряд федеральных законов, в том числе и Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон от 6 октября 2003 г.).
Сущность Закона от 6 октября 2003 года состоит в расширении полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления. Значительно расширен и уточнен перечень государственных полномочий, которыми наделяются органы местного самоуправления. Специальная глава посвящена экономическим основам местного самоуправления, включая владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом, местные бюджеты. Происходит дальнейшее развитие взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в финансово-бюджетной сфере. В частности, детально регламентируются расходы и доходы местных бюджетов, полномочия органов местного самоуправления по установлению, изменению и отмене местных налогов и сборов. Большое внимание уделено проблемам выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселков и муниципальных районов, предоставлению субвенций местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
Федеральные
законы «Об общих принципах
Не секрет,
что в большинстве субъектов
Российской Федерации до сих пор
сохраняется командный подход в
построении отношений органов
Информация о работе Сущность российского местного самоуправления