Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 16:11, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - рассмотреть суверенитет народа и формы его реализации.
Задачи:
1) рассмотреть вопросы понятия государственного суверенитета Российской Федерации, его юридические свойства, взаимосвязь суверенитета государства с суверенитетом народа и национальным суверенитетом;
2) определить проблемы суверенитета народа в федеративном государстве, рассмотреть формы реализации суверенитета.
Введение
1. Суверенитет государства
1.1 Понятие государственного суверенитета, его юридические свойства
1.2 Взаимосвязь суверенитета государства с суверенитетом народа и национальным суверенитетом
2. Суверенитет народа и формы его реализации
2.1 Формы осуществления народовластия
2.2 Референдум как форма выражения власти народа
2.3 Органы государственной власти - реализация власти народа
2.4 Органы местного управления как форма осуществления народовластия
Заключение
Библиографический список
Суверенитет народа и формы его реализации
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Суверенитет государства
1.1 Понятие государственного суверенитета, его юридические свойства
1.2 Взаимосвязь суверенитета
государства с суверенитетом
народа и национальным
2. Суверенитет народа и формы его реализации
2.1 Формы осуществления народовластия
2.2 Референдум как форма выражения власти народа
2.3 Органы государственной власти - реализация власти народа
2.4 Органы местного управления
как форма осуществления
Заключение
Библиографический список
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Значительным шагом на
пути обеспечения подлинного суверенитета
Российской Федерации явилась Декларация
"О государственном
Основные положения Декларации нашли свое отражение в действующей Конституции Российской Федерации.
Государственный суверенитет Российской Федерации - категория сложная. Это обуславливается спецификой России, как многонационального государства.
Конституция РФ провозглашает
суверенитет народа: носителем суверенитета
и единственным источником власти в
России является ее многонациональный
народ. Это характерно для демократического
правового государства с
Право на суверенитет народа,
однако, содержит в себе по крайней
мере две сложные проблемы: во-первых,
кого считать народом, и во-вторых,
каковы пределы осуществления этого
права. Стоит отметить, что до сих
пор не существует чёткого определения,
что же такое народ. Под "народом"
понимается сообщество с единой историей,
языком, одинаковыми культурными
характеристиками, члены которого разделяют
идею, что они связаны друг с
другом и что они отличаются от
других групп своим своеобразием.
Современное международное
Объектом курсовой работы является государственный суверенитет Российской Федерации.
Предмет - многонациональный народ России как носитель суверенитета.
Цель данной курсовой работы - рассмотреть суверенитет народа и формы его реализации.
Задачи:
1) рассмотреть вопросы
понятия государственного
2) определить проблемы
суверенитета народа в
В ходе написания данной курсовой работы были использованы Конституция Российской Федерации, федеральные законы, нормативные документы, научные статьи, материалы периодической печати.
Анализ использованной литературы
показал, что тема государственного
суверенитета полно раскрыта в трудах
отечественных авторов и
1. СУВЕРЕНИТЕТ ГОСУДАРСТВА
1.1 Понятие государственного суверенитета, его юридические свойства
Суверенитет (от английского
sovereignty и французского souverainete) - это
верховная власть. Суверенитет - один
из существенных признаков государства,
его возможность полноправно
осуществлять внутри- и внешнеполитические
дела страны и не допускать вмешательства
в свою деятельность иностранных
государств и других внутригосударственных
сил (организаций). В качестве неотъемлемых
юридических свойств
Верховенство государственной
власти выражается в том, что она
определяет весь строй правовых отношений
в государстве, устанавливает общий
правопорядок, правоспособность, права
и обязанности государственных
органов, общественных объединений, должностных
лиц и граждан. Ярким выражением
верховенства государственной власти
является верховенство на всей территории
государства конституции и
Верховенство государственной власти России как признак суверенитета Российской Федерации закреплено в ст.4 Конституции РФ, которая гласит: "Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации".
Верховенство государственной
власти делает ее единственной политической
властью, исключая тем самым возможность
существования наряду с суверенной
государственной властью какой-
Верховенство государственной власти - характеризуется тем, что государственная власть посредством правотворчества регулирует весь комплекс общественных отношений (за исключением общественных отношений, которые не регулируются правом) в государстве и на его территории, при этом над государственной властью не может стоять никакая другая власть ни внутри страны, ни за её пределами (исключение составляет власть, осуществляемая народом непосредственно на выборах и референдуме). Верховенство государственной власти внутри страны обозначает:
1) универсальность ее властной
силы, которая распространяется
на все населения, все партии
и общественные организации
2) ее прерогативы;
3) наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагается.
Важнейшим выражением верховенства
государственной власти является верховенство
Конституции и законов
Единство государственной власти, как свойство государственного суверенитета, выражается в наличии единого органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть. Юридические признаки единства государственной власти заключается в том, что совокупная компетенция системы органов, составляющих высшую государственную власть, охватывает все полномочия, необходимые для осуществления функций государства, а различные органы, принадлежащие к этой системе, не могут предписывать одним и тем же субъектам при одних и тех же обстоятельствах взаимоисключающие правила поведения.
Согласно ст.11 Конституции РФ в Российской Федерации государственная власть реализуется системой, в которую входят федеральные государственные органы - Президент, законодательные, исполнительные и судебные органы, а также государственные органы субъектов Федерации.
Единство государственной
власти - один из основных принципов
организации власти в государстве.
Означает существование единой системы
органов государственной
Единство системы
Важным свойством суверенной
государственной власти является ее
независимость. Независимость государственной
власти означает самостоятельность
государства в отношении с
другими государствами и
Независимость и верховенство государственной власти выражаются:
- в универсальности - решения
государственной власти
- в прерогативе - возможность
отмены и признания ничтожным
любого незаконного проявления
другой общественной власти, а
также возможность закрепления
государственной властью
- в наличии специальных средств воздействия, которыми не располагает никакая другая общественная организация.
Однако вышеперечисленные юридические свойства суверенитета не имеют абсолютного характера. Уже в начале ХХ века появляются суждения, что "власть каждого государства ограничена и обусловлена из вне - зависимостью его от международного общения, изнутри - от разнообразных общений, из которых оно стало слагаться" , т.е. в современном мире суверенитет ни одного государства не означает, что оно не связано ни с чем внутри страны и абсолютно независимо от других государств, от мирового сообщества в целом.
Любое демократическое государство,
в частности и Россия, внутри страны
зависимо от мнения граждан, социальных
групп и их негосударственных
образований. Определяющим в деятельности
органов государственной власти
Российской Федерации являются права
и свободы человека и гражданина
(ст.18 Конституции РФ). В международных
отношениях государство берет на
себя обязательства считаться с
общепризнанными нормами
Таким образом, суверенитет государства - свойство государства самостоятельно и независимо от других государств и иных организаций осуществлять свои внутренние и внешние функции (то есть свободно решать свои дела как внутри страны, так и за её пределами, в международных отношениях).
Суверенитет государства
по политической направленности подразделяется
на внутренний и внешний, причём с
формированием мирового сообщества
и усилением международных
Формальным суверенитет государства считается тогда, когда он юридически и политически провозглашается, а фактически, в силу распространения на него влияния других государств, диктующих свою волю, не осуществляется.
Частичное ограничение суверенитета может быть принудительным и добровольным.
Принудительное ограничение суверенитета может иметь место, например, по отношению к побежденному в войне государству со стороны государств-победителей.
Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством по взаимной договоренности с другими государствами, например, ради достижения определенных, общих для всех них целей. Добровольно суверенитет ограничивается и тогда, когда государства объединяются в федерацию и передают ей часть своих суверенных прав.
Суверенитет государства пересекается с суверенитетом народа (правом народа решать свою судьбу) и национальным суверенитетом (правом наций на самоопределение).
суверенитет народовластие референдум управление
1.2 Взаимосвязь суверенитета
государства с суверенитетом
народа и национальным
Суверенитет государства, т.е.
государственный суверенитет, производен
от народного суверенитета. Конституция
РФ носителем суверенитета и единственным
источником власти в Российской Федерации
признает ее многонациональный народ
(ст.3). Согласно ст.32 Конституции РФ
"Граждане Российской Федерации
имеют право участвовать в
управлении делами государства как
непосредственно, так и через
своих руководителей. Граждане Российской
Федерации имеют право избирать
и быть избранными в органы государственной
власти и органы местного самоуправления,
а также участвовать в
А значит народный и государственный
суверенитет "настолько взаимосвязаны,
что не возможна полная реализация
народом суверенитета без наличия
государства, (еще Гегель писал о
том, что народы, не образовавшие государства,
не принадлежат истории) и наоборот,
процветание развитого
Информация о работе Суверенитет народа и формы его реализации