Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 16:11, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - рассмотреть суверенитет народа и формы его реализации.
Задачи:
1) рассмотреть вопросы понятия государственного суверенитета Российской Федерации, его юридические свойства, взаимосвязь суверенитета государства с суверенитетом народа и национальным суверенитетом;
2) определить проблемы суверенитета народа в федеративном государстве, рассмотреть формы реализации суверенитета.
Введение
1. Суверенитет государства
1.1 Понятие государственного суверенитета, его юридические свойства
1.2 Взаимосвязь суверенитета государства с суверенитетом народа и национальным суверенитетом
2. Суверенитет народа и формы его реализации
2.1 Формы осуществления народовластия
2.2 Референдум как форма выражения власти народа
2.3 Органы государственной власти - реализация власти народа
2.4 Органы местного управления как форма осуществления народовластия
Заключение
Библиографический список
Как отмечает И.А. Умнова, сочетание народного и государственного суверенитетов - это "свойство и способность государства самостоятельно определять свою внутреннюю и внешнюю политику при условии соблюдения прав человека и гражданина, защиту прав национальных меньшинств и соблюдения норм международного права".
Понятие государственного суверенитета тесно связано с понятием национального суверенитета. Национальный суверенитет означает право наций на самоопределение. В России как многонациональном государстве данное право закреплено в ст.5 Конституции РФ.
Однако следует отметить
что, в многонациональных
Так, в целях сохранения
государственного единства России, как
многонационального государства, недопустимости
нарушения прав человека, интересов
каждой нации, народы России свое право
на самоопределение, могут реализовывать
либо только в рамках Российской Федерации
либо в любой другой форме, но только
с согласия Российской Федерации. Со
своей стороны Россия как суверенное
государство гарантирует
Итак, государственный суверенитет - это присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях.
Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных единиц и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, говорят о нарушении его суверенитета.
Выступая признаком
Суверенитет является полным и исключительным, одним из неотъемлемых свойств государства. Более того, именно он и есть тот критерий, который позволяет отличить страну от других публично-правовых союзов.
2. СУВЕРЕНИТЕТ НАРОДА И ФОРМЫ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ
2.1 Формы осуществления народовластия
Конституция РФ провозглашает
суверенитет народа: носителем суверенитета
и единственным источником власти в
России является ее многонациональный
народ. Это характерно для демократического
правового государства с
Суверенитет народа означает, что именно ему принадлежит суверенная государственная власть, имеющая такие свойства, как верховенство и независимость; народ обладает всей полнотой власти на территории страны. Народу принадлежит верховенство в государстве, в системе власти, его суверенная государственная воля обязательная для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, вообще всех лиц, организаций на территории государства. Никто, никакая часть народа, организация, лицо не должны присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону - гласит ч.4 ст. 3 Конституции РФ. Власть должна исходить только от народа - ее единственного источника.
Важнейшие органы государства
избираются голосованием народа, получают
свои властные полномочия от него. Все
государственные органы, должностные
лица, органы местного самоуправления,
осуществляя властные полномочия, должны
действовать в соответствии с
волей народа, выраженной в Конституции
и законах, в его интересах. Для
осуществления власти необходимы организованные
формы, механизм властвования. Сам народ
непосредственно осуществляет власть
в современных государствах нечасто,
в основном он это делает через
систему государственных
Действующая Конституция РФ устанавливает, что народ осуществляет свою власть непосредственно через органы (органы государственной власти и органы местного самоуправления). Основной Закон РФ закрепляет, таким образом, следующие каналы осуществления народовластия: непосредственную (прямую) демократию, органы государственной власти, органы местного самоуправления. Особую роль в осуществлении народом власти выполняют выборные представительные органы, воплощающие представительную демократию. Представительные органы имеются среди и органов государственной власти, и органов местного самоуправления.
Под непосредственной демократией
понимается прямое волеизъявление народа
или его части, непосредственное
решение ими вопросов государственной
и общественной жизни или выражение
мнения по этим вопросам. Конституция
закрепляет ряд институтов (форм) непосредственной
демократии, в том числе как
высшее непосредственное выражение
власти народа - референдум и свободные
выборы. К этим институтам относятся
также: собрания, митинги, шествия, демонстрации,
пикетирование, индивидуальные и коллективные
обращения в государственные
органы и органы местного самоуправления.
Народная правотворческая инициатива
на уровне местного самоуправления (внесение
местным населением проектов правовых
актов по вопросам местного значения),
народная инициатива проведения референдумов,
народные обсуждения вопросов государственной
жизни, законопроектов. Институты прямой
демократии разнообразны. Среди них
есть способы принятия окончательных,
общеобязательных решений (выборы, референдум)
и формы выражения мнения (например,
обсуждения проектов законов, митинги),
имеющие лишь совещательное, консультативное
значение, а не обязательное для
государственных органов, должностных
лиц, граждан. Посредством ряда форм
свою волю, мнение может выражать народ
в целом - это референдум РФ, всенародные
выборы; с помощью других форм - его
часть, население субъекта федерации,
административно-
В системе институтов непосредственной
демократии важнейшее место принадлежит
выборам - форме наиболее широкого участия
граждан в управлении государственными
делами. Посредством выборов
2.2 Референдум как форма выражения власти народа
Наряду со свободными выборами высшим непосредственным выражением власти народа является референдум. Законодательство предусматривает референдум Российской Федерации, референдумы субъектов федерации, местный референдум. О референдуме РФ говорится в Конституции РФ, подробно же его организация и проведение регламентированы Федеральным конституционным законом "О референдуме Российской Федерации" от 10 октября 1995 года.
Референдум Российской Федерации
- всенародное голосование
Референдум РФ проводится
по инициативе: 1) не менее двух миллионов
граждан РФ, имеющих право на участие
в референдуме; 2) Конституционного
Собрания в случае, когда оно выносит
на всенародное голосование проект
новой Конституции РФ. Только эти
субъекты могут выдвинуть юридически
значимое требование референдума. Инициатива
указанного количества граждан реализуется
в определенном порядке. Образуется
инициативная группа для сбора подписей
в поддержку такой инициативы;
эта группа указывает формулировку
вопроса, выносимого на голосование, и
собирает подписи граждан в количестве
не менее двух миллионов (причем не
более 10 процентов из этого числа
должно приходится на один субъект
федерации) в течение не более
чем трех месяцев. Впоследствии подписанные
листы, другие необходимые документы
передаются в Центральную избирательную
комиссию, которая направляет соответствующие
документы со своим заключением
Президенту РФ. Он, после проверки и
признания Конституционным
Подготовку и проведение референдума организуют комиссии по проведению референдума: Центральная избирательная комиссия РФ и избирательные комиссии субъектов РФ, действующие в качестве соответствующих комиссий по проведению референдума, а также территориальные (районные, городские и другие) и участковые комиссии по проведению референдума.
Граждане РФ, общественные объединения имеют право, соблюдая законы, беспрепятственно вести агитацию за или против проведения референдума, за или против участие в референдуме, за или против законопроекта, действующего закона или иного вопроса, выносимого на референдум РФ. Агитация должна быть прекращена в ноль часов по местному времени накануне дня. Предшествующего дню проведения референдума; а также в предшествующий ему день агитация запрещается.
В бюллетене для голосования
точно воспроизводится
Всероссийские референдумы
уже проводились: 17 марта 1991 года - по
вопросу о введении поста Президента
в России; 25 апреля 1993 года - по ряду
вопросов: о доверии Президенту РФ,
одобрении социально-
Референдумы могут также
проводиться в субъектах
2.3 Органы государственной власти - реализация власти народа
Большую роль в осуществлении власти, принадлежащей народу, играют органы государственной власти. Именно через них народ повседневно осуществляет государственную власть, управление государственными и общественными делами. Они выполняют колоссальный объем управленческой работы. Государственную власть в Российской Федерации, прежде всего, осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство, суды Российской федерации. В субъектах РФ государственную власть осуществляют образуемые ими сами органы государственной власти (президенты, законодательные органы, правительства, администрации и т.д.)
Информация о работе Суверенитет народа и формы его реализации