Технология формирования ответственности муниципальных служащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 15:37, реферат

Описание

Целью данной работы является всестороннее исследование вопросов технологии формирования ответственности муниципальных служащих в Российской Федерации.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
1. Определение сущности муниципальной службы……………………5
2. Технология формирования юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления…………….……….11
3. Ответственность муниципальных служащих ………………….…...18
4. Виды ответственности должностных лиц местного самоуправления ………………………………………………..………..22
Заключение ……………………………………………………………………..37
Список используемых источников ……………………………………….....29

Работа состоит из  1 файл

Муниципальные служащие реферат.doc

— 159.50 Кб (Скачать документ)

     Основными принципами муниципальной службы являются:

  • приоритет прав и свобод человека и гражданина;
  • равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства;
  • профессионализм и компетентность муниципальных служащих;
  • доступность информации о деятельности муниципальных служащих;
  • правовая и социальная защищенность муниципальных служащих;
  • ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
  • внепартийность муниципальной службы.

     Муниципальные должности муниципальной службы устанавливаются нормативными правовыми  актами органов местного самоуправления в соответствии с реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утверждаемым законом субъекта РФ.

     Муниципальный служащий занимает определенную должность. Должность муниципального служащего  может быть:

  • выборной, то есть замещаемой в результате муниципальных выборов (депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления), а также замещаемые на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления в отношении лиц, избранных в состав указанных органов в результате муниципальных выборов;
  • невыборной, т.е. должности, замещаемые путем заключения трудового договора.

     Глава местного самоуправления или депутат  представительного органа занимают муниципальные должности, но не находятся  на муниципальной службе и не являются муниципальными служащими. Не относится к муниципальным служащим вспомогательный и технический персонал (водители, секретари, персонал по обслуживанию зданий и другие), поскольку эти работники не исполняют полномочий местного самоуправления.

     Критерием доступа к муниципальным должностям может быть только наличие у работника  профессионального образования, квалификации и в некоторых случаях стажа  работы по специальности. Прием на муниципальную  службу может осуществляться: на условиях назначения, договора или контракта (срочного или бессрочного), на срок полномочий выборного лица, работу которого будет обеспечивать муниципальный служащий, или на иных условиях.

     Должностные права и обязанности муниципального служащего по-прежнему устанавливаются должностной инструкцией, а не должностным регламентом, как для государственных служащих, что противоречит Концепции административной реформы в Российской Федерации.

     Успешность  деятельности муниципальных (государственных) служащих определяется степенью профессионализма, ответственности, гражданской компетентностью и уровнем развития психологической компетентности, позволяющей эффективно управлять стратегией собственного профессионального поведения, моделировать саморазвитие и выстраивать конструктивное взаимодействие с людьми и организациями. 

2. Технология формирования юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления

     Местное самоуправление, в основе которого лежит право населения городских  и сельских поселений самостоятельно решать вопросы местного значения, а также обособление органов местного самоуправления в системе управления обществом и государством предполагает ответственность органов местного самоуправления за выполнение возлагаемых на них функций и полномочий, а также различные виды контроля их деятельности. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления"— это неблагоприятные правовые последствия за принятые ими противоправные решения, ненадлежащее осуществление своих задач и функций.

     Ответственность органов и должностных лиц  местного самоуправления, контроль над  их деятельностью служат — обеспечению функционирования местного самоуправления в интересах населения, граждан, общества в целом.

      Закон об общих принципах организации местного самоуправления устанавливает круг субъектов, перед которыми органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность, а также основные формы этой ответственности. Так, органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность:

а) перед  населением муниципального образования;

б) перед  государством;

в) перед  физическими и юридическими лицами (ст. 47).

     Формы государственного и общественного  контроля деятельности местного самоуправления, закрепляемые Законом и обеспечивающие защиту интересов государства, населения, граждан, предприятий, учреждений и организаций, являются в то же время необходимым условием реализации норм муниципального права, устанавливающих ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.

     Первоочередность  закрепления ответственности органов  и должностных лиц муниципального управления перед населением — основным субъектом властеотношений на территории муниципального образования — основана на сущности местного самоуправления как формы народовластия (п.2 ст. З Конституции РФ). Поэтому санкции при реализации этого института ответственности перед населением носят в основном конституционно-правовой характер. Это подтверждает содержание ст.48 Закона  «Об  общих  принципах организации местного самоуправления в РФ». Ответственность органов и должностных лиц перед населением наступает в результате утраты доверия населения, порядок и условия ответственности определяются уставами муниципальных образований.

     В законодательстве субъектов РФ эта норма федерального закона развивается и конкретизируется. Например, Закон «О местном самоуправлении Калужской области» дополняет наступление такой ответственности за неисполнение органами и должностными лицами местного самоуправления своих полномочий (п. 2. 2 ст. 60 Закона), в Свердловской области она наступает в случае нарушения ими местных правовых актов либо утраты доверия со стороны населения (п. 2. ст. 67 Закона «О местном самоуправлении Свердловской области».

     Федеральное и региональное законодательство предусматривает также ответственность муниципальных органов и должностных лиц перед гражданами. Статья 26 Закона «Об общих принципах», предусматривает административную ответственность должностных лиц местного самоуправления за нарушение сроков и порядка ответа на обращения граждан в органы и к должностным лицам местного самоуправления. В ст.33 Конституции РФ  закреплено право граждан РФ  обращаться лично, а также, направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления. Статья 24 Конституции РФ обязывает органы местного самоуправления, их должностные лица обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом, ст. 32 (ч. 2)  Конституции РФ предоставляет гражданам право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме, п. 3 ст. 23 Закона «Об общих принципах...» предусматривает гарантированность выборов федеральными и региональными органами государственной власти.

     Таким образом, ответственность соответствующих  органов и должностных лиц  местного самоуправления перед местным  населением в значительной мере является конституционно-правовой, поскольку  речь идет об ответственности органов и должностных лиц, которым местное сообщество делегировало свои полномочия для решения вопросов местного значения. В качестве юридических лиц они несут ответственность перед физическими и другими юридическими лицами в порядке, установленном законами Федерации, ее субъектов, уставами муниципальных образований (ст.50 Закона). Нормы гражданского и иных отраслей российского права, в соответствии с которыми наступает ответственность органов и должностных лиц, получили свое развитие и дополнение в законодательстве субъектов Российской Федерации. Например, в Законе «О местном самоуправлении Калужской области» содержится норма, предусматривающая право местного сообщества предъявлять иски к управляющим субъектам местной власти в случае невыполнения ими обязанностей по отношению к отдельному жителю муниципального образования или к местному сообществу в целом (п. З ст. 60). Иногда предусматривается право на обжалование в суде решения, а также действий (бездействия) органов и должностных лиц местного самоуправления (ст. 70 Закона «О местном самоуправлении в Свердловской области»).

     Процесс становления системы местного самоуправления уже выявил всю сложность взаимоотношений  между государственными органами и  муниципальными образованиями. Конституционное  обеспечение организационной обособленности местного самоуправления от органов государственной власти и его самостоятельности, конституционное признание и гарантированность этого института в Российской Федерации (ст. 12 Конституции РФ) превращают местную власть в одну из важнейших  основ конституционного строя России.

     Все элементы структуры местного самоуправления, обеспечивая жизнедеятельность  населения муниципального образования, вступают в широкий круг разнообразных  общественных отношений, урегулированных  нормами многих отраслей российского права, несут юридическую ответственность перед местным населением, государственными органами, юридическими лицами и гражданами.

     В ст. 47 Закона об общих принципах организации  местного самоуправления определяется, что органы и должностные лица местного несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законом.

     В общей теории права и государства  юридическая ответственность определяется следующим образом.

     Юридическая ответственность в собственном смысле (негативная юридическая ответственность) – это применение санкции правоохранительной нормы, что выражается в негативных последствиях для правонарушителя, наступающих в виде лишений или ограничения личного или имущественного характера. Необходимым основанием юридической ответственности является совершение лицом правонарушения. В исключительных случаях закон предусматривает юридическую ответственность за совершение объективно противоправного деяния, например невиновное причинение вреда. Так, согласно ч. 1 ст. 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, взрывчатых веществ), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Факт правонарушения порождает охранительное правоотношение, в рамках которого государство вправе применить к правонарушителю принуждение, но в пределах санкции соответствующей правоохранительной нормы, а правонарушитель обязан подвергнуться мерам государственного принуждения, назначенным компетентным органом.

     Ответственность принято рассматривать в двух аспектах: позитивном (перспективном) и негативном (ретроспективном). Ученых-юристов, рассматривающих вопросы ответственности в публичном праве, условно можно разделить на две группы: сторонников только негативной ответственности и сторонников ответственности ''двуаспектной'', включающей как негативную, так и позитивную. Позитивная ответственность есть осознание и воспроизведение личностью в своем поведении необходимости выполнения долга.

      Цель  юридической ответственности –  защита правопорядка и воспитание законопослушности. Ее функции – карательная (возмездие, наказание, призванное предупредить совершение правонарушений в будущем, как самим правонарушителем, так и другими) и правовосстановительная (компенсация потерь при имущественной юридической ответственности, восстановление нарушенных прав).

выделяются принципы юридической ответственности, которые формулируются следующим образом:

     1. Без вины нет юридической ответственности  (объективно противоправные деяния  в исключительных случаях влекут  за собой обязанность возмещения  вреда, но не наказание).

     2.  Нет юридической ответственности,  не предусмотренной законом; договорная  ответственность применяется, поскольку  не противоречит закону. 

     3.  Меры юридической ответственности  не должны противоречить естественным  неотчуждаемым правам человека (никто не может быть подвергнут жестокому наказанию).

     4.  Справедливость (за правонарушение  отвечает тот, кто его совершил).

     5.  Юридическая ответственность для  достижения ее цели и выполнения  ее функции должна быть неотвратимой  и наступать в разумные сроки.

     Выделяют  следующие виды юридической ответственности:

     1) гражданско-правовая (носит компенсационный  характер, причиненного правонарушением);

     2) уголовная (устанавливается за  общественно опасные деяния, основная  функция -  карательная);

     3) административно- правовая (предусматривает наказание за деяния меньшей общественной опасности, не признаваемые преступлениями);

Информация о работе Технология формирования ответственности муниципальных служащих