Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 20:08, реферат
Необходимым условием жизнеспособности местного самоуправления является наличие достаточной экономической и финансовой базы для его осуществления. Без этого какое-либо реальное, а не фиктивное, местное самоуправление невозможно. Не случайно, что значительное место финансовым и экономическим основам местного самоуправления отводится в международно-правовых актах и российском законодательстве.
ВВЕДЕНИЕ
Необходимым условием
жизнеспособности местного самоуправления
является наличие достаточной
Поэтому проблема данной
курсовой работы носит актуальный характер
в современных условиях. Об этом
так же свидетельствует частое изучение
поднятого вопроса.
Бюджетный кодекс Российской
Федерации относит местные
Цель курсовой работы
произвести анализ управления муниципальными
финансами и разработать
Достичь поставленной
цели видится возможным, решив следующие
задачи:
1. Изучить теоретические
основы управления
2. Провести анализ
финансовой политики
3. Рассмотреть организационные
формы управления
4. Ознакомиться с
участие местного
5. Разработать направления
совершенствования
Объектом исследования
выступают элементы управления муниципальными
финансами.
Предмет исследования
- изучение проблем экономической
самостоятельности
Курсовая работа
выполнена на 28 листах и содержит:
введение, два раздела, заключение,
список использованных источников и
литературы.
Теоретической и
методологической основой работы послужили
научные разработки отечественных
и зарубежных ученых по актуальным
вопросам управления муниципальными финансами,
учебные пособия по муниципальному
менеджменту, периодическая литература,
информация из Интернет-сайтов.
В процессе изучения
и обработки материалов применялись
следующие методы экономических
исследований: абстрактно-логический,
экономико-статистический, исторический
анализ проблемы, метод систематизаций,
анализ фактической документации, эмпирический,
метод экспертных оценок, использовались
приемы структурно-функционального
анализа, а также такие методы
сбора и анализа информации, как
собственные умозаключения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ Управления
1.1 Сущность и параметры
муниципальных финансов
Муниципальные финансы
- это совокупность денежных средств,
которыми располагает орган местного
самоуправления для решения возложенных
на него задач.
Европейская Хартия
местного самоуправления, раскрывая
в ст. 9 финансовые ресурсы органов
местного самоуправления, указывает, что
органы местного самоуправления имеют
право, в рамках национальной экономической
политики, на обладание достаточными
собственными финансовыми ресурсами,
которыми они могут свободно распоряжаться
при осуществлении своих
В состав муниципальных
финансов входят средства местного бюджета,
внебюджетные фонды, финансовые ресурсы
муниципальных предприятий и
учреждений, ссуды, займы, средства от
продажи муниципальной
Финансовые ресурсы
местного самоуправления могут классифицироваться
по различным признакам:
- бюджетные и внебюджетные:
- налоговые и неналоговые
(например, доходы от использования
муниципальной собственности и
предоставления услуг):
- собственные и
заемные:
- законодательно
закрепленные и полученные от
государства в порядке
- средства собственно
муниципального образования и
средства муниципальных
Федеральный закон "Об
общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации" в главе V11 так же закрепляет
финансово-экономическую основу местного
самоуправления.
Направления использования
финансовых ресурсов местного самоуправления
также могут классифицироваться
по различным признакам. Наиболее существенные
из них:
- на текущие нужды
(бюджет текущих расходов) и на
финансирование капитальных
- на решение вопросов
местного значения и на
С целью отражения
всех аспектов финансовых отношений
между субъектами муниципальной
экономики представляется целесообразным
сформулировать следующее определение
местного бюджета. Местный бюджет -
это система экономических
Выделение различных
типов муниципальных
С целью содействия
реформированию бюджетной сферы
и бюджетного процесса, стимулирования
экономических преобразований в
муниципальных образованиях представляется
целесообразным формирование в составе
бюджетов субъектов Фонда развития
муниципальных финансов (ФРМФ).
Участие в конкурсе
на получение субсидий могут принимать
все муниципальные образования,
имеющие собственный бюджет. Для
участия в конкурсе они должны
представить в финансовый орган
администрации субъекта в установленный
срок Программу развития муниципальных
финансов. В качестве основы Программы
рекомендуется использовать финансовую
стратегию, разрабатываемую администрацией
муниципального образования. По результатам
конкурса право на получение субсидий
ежегодно предоставляется трем пяти
муниципальным образованиям, программы
которых имеют лучшие итоговые показатели.
Результаты конкурса доводятся до сведения
участников в течение месяца после
даты завершения приема программ.
Размер Фонда развития
муниципальных финансов в большинстве
субъектов, по мнению экспертов, может
составлять не более 20% от общего объема
финансовой помощи местным бюджетам.
Источником средств Фонда развития
муниципальных финансов являются установленные
в процентах отчисления от неналоговых
доходов, в частности отчисления от доходов
от имущества, находящегося в государственной
и муниципальной собственности, и доходов
от предпринимательской деятельности.
В зависимости от уровня собираемости
указанных доходов и потребности муниципальных
образований, претендующих на получение
средств, процент отчислений может быть
принят на уровне 10%.
Реализация мероприятий
по оздоровлению централизованных и
децентрализованных финансов за счет
средств Фонда развития муниципальных
финансов обеспечит рост бюджетных,
а также ряда социально-экономических
показателей.
1.2 Финансовая политика
муниципального образования
Разрабатывая свою
финансовую политику, планируя доходы
и расходы бюджета, муниципальное
образование может ставить
- обеспечить объем
текущих расходов бюджета,
- обеспечить формирование
бюджета развития;
- обеспечить через
субъект Федерации
- обеспечить обслуживание
и погашение долговых
- иметь сбалансированный
бюджет.
Для реализации этих
целей муниципальное
Увеличение доходов
местного бюджета может происходить
за счет внешних поступлений (увеличение
размеров отчислений по регулирующим
налогам, дотации, субвенции, финансирование
участия в федеральных и
Возможности увеличения
внешних источников достаточно ограничены.
Здесь главным направлением политики
муниципальной власти является грамотное
обоснование потребности в
- увеличение налогооблагаемой
базы (налогового контингента) за
счет поддержки развития
- повышение эффективности
использования муниципальной
- использование в
отдельных случаях заемных
Серьезной проблемой
для обеспечения доходов
Источниками сокращения
расходов бюджета являются:
- повышение эффективности
хозяйственной деятельности
- регулирование цен
и тарифов на продукцию и
услуга муниципальных
- привлечение частного
капитала к оказанию отдельных
видов муниципальных услуг,
- поддержка, а
в отдельных случаях прямое
финансирование внедрения
Более подробно возможности
и условия использования
Важным инструментом
муниципальной финансовой политики
является мониторинг финансового положения
муниципального образования и прогнозирование
на его основе финансовых потоков
в зависимости от изменения отдельных
факторов. Для решения этой задачи
предложено несколько вариантов
компьютерных моделей. Так в Томске
на практике используется компьютерная
модель финансового положения города,
разработанная в Рисерч Трайэнг
инститьют, США. Модель предназначена
для отработки вопросов планирования
и контроля доходов и расходов бюджета.
Она позволяет в определенной степени
автоматизировать и формализовать процесс
составления бюджета на очередной год.
а также разрабатывать разные варианты
привлечения заемных средств с определением
долговой нагрузки на городские финансы.