Управление государственными финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 20:08, реферат

Описание

Необходимым условием жизнеспособности местного самоуправления является наличие достаточной экономической и финансовой базы для его осуществления. Без этого какое-либо реальное, а не фиктивное, местное самоуправление невозможно. Не случайно, что значительное место финансовым и экономическим основам местного самоуправления отводится в международно-правовых актах и российском законодательстве.

Работа состоит из  1 файл

УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ.docx

— 37.40 Кб (Скачать документ)

К числу проблем  формирования и использования местных  бюджетов следует отнести и такие  как неэффективность расходов бюджетов, наличие фактов нецелевого использования  средств, недостаточное развитие муниципальной  финансовой статистики, отсутствие системы  мониторинга состояния и качества управления государственными и муниципальными финансами, нечеткость методик регулирования  межбюджетных финансовых потоков. 

В настоящее время  через муниципальные бюджеты  финансируется 65% расходов консолидированного бюджета на образование, более 60% - на жилищно-коммунальное хозяйство, 58% и 50% соответственно - на здравоохранение  и социальную политику. 

За последние годы проблема взаимосвязи и взаимодействия государственных и муниципальных  органов в области межбюджетных отношений резко обострилась. В  первую очередь это связано с  тем, что передача на нижестоящий  уровень расходных полномочий и  ответственности не подкрепляется  соответствующей финансово-бюджетной  и экономической базой. Недостающие  суммы должны перечисляться непосредственно  из федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации, однако в необходимом  объеме этого зачастую не делается. 

Для разрешения этих противоречий необходимо четкое, установленное  в законодательном порядке, разграничение  предметов ведения и расходных  полномочий между всеми уровнями бюджетной системы с одновременным  обеспечением их соответствующими доходными  источниками. 

В настоящее время  доля местных финансовых ресурсов в  структуре консолидированного бюджета  Российской Федерации составляет более 20%. При этом следует отметить, что  за последние годы явно обозначилась тенденция увеличения дефицита местных  бюджетов. Так, по сравнению с 2006 г. доля местных бюджетов в доходной части  консолидированного бюджета Российской Федерации возросла на 4%, а в расходной  части - на 10%. Фактически, за счет повсеместно  используемой практики недофинансирования местных бюджетов, произошла передача дефицитов вышестоящих бюджетов на уровень муниципальных образований. 

Поэтому совершенно закономерно, что система социальной защиты, которая в настоящее время  в большей своей части передана на местный уровень, не может нормально функционировать, - налицо явный дефицит средств в местных бюджетах для ее реализации. 

Финансовые проблемы местного самоуправления не исчерпываются  общим недостатком финансовых ресурсов, обусловленным отчасти вертикальной несбалансированностью бюджетной  системы, продолжающейся практикой  принятия законов, влекущих за собой  снижение доходов и увеличение расходов региональных (соответственно и местных) бюджетов, отчасти слабой активностью  местных властей. Не менее серьезная  проблема - структурное несоответствие муниципальных доходов и расходов. 

Так шесть основных статей затрат местного самоуправления - транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение, социальная защита, - составляют 94% всех расходов муниципальных  бюджетов. 

В общем объеме доходов  местных бюджетов удельный вес трех его основных регулирующих источников (налог на прибыль, подоходный налог  и налог на добавленную стоимость) составляет более 50%. При этом удельный вес налога на прибыль постоянно  снижается, что связано со значительным спадом промышленного производства, вследствие которого налог на прибыль  вообще перестал быть стабильным источником доходов муниципальных образований. 

Абсолютное большинство (около 95%) местных бюджетов являются дотационными. Недостаточность собственной  доходной базы местных бюджетов неизбежно  ставит муниципальные образования  и их органы в полную зависимость  от органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и  не позволяет им осуществлять не только перспективное, но и текущее планирование, финансировать свои неотложные нужды. 

Последствиями этого  является тенденция ряда субъектов  Федерации к централизации расходных  полномочий в региональном бюджете. 

Так, например, в Московской области, в результате согласительного  процесса между губернатором и главами  муниципальных образований достигнута договоренность о передаче в областной  бюджет из ряда бюджетов муниципальных  образований финансирования расходов на заработную плату работникам организаций  социальнокультурной сферы, на обеспечение отдельных категорий населения медикаментами и иными лекарственными препаратами на бесплатной и льготной основе, на реализацию федеральных законов: "О ветеранах " (за исключением льгот по коммунальным услугам), "О социальной защите инвалидов в РФ", "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", на оплату газовой и электрической составляющей в составе расходов на ЖКХ. Перечисленные функции передали на областной уровень в основном те муниципальные образования, которые имели в своих бюджетах дотации свыше 40-50%. 

Нынешнее социально  напряженное состояние местных  бюджетов привело к пониманию  федеральными органами власти необходимости реформирования системы межбюджетных отношений. Местные финансовые ресурсы должны соответствовать функциям, исполняемым органами местного самоуправления. В первую очередь это должно найти отражение в правовых актах, регламентирующих вопросы разграничения видов расходов между бюджетами разных уровней. Законодательному закреплению разграничения видов расходов должно предшествовать четкое разграничение государственной собственности, предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, а также внутри этих субъектов с органами местного самоуправления. 

Законодательство  о местных финансах должно совершенствоваться на основе следующих принципов: 

- четкого разграничения  расходов и доходов между уровнями  бюджетной системы; 

- повышения заинтересованности  органов местного самоуправления  в максимальной собираемости  налогов через механизм долгосрочного  закрепления доходных источников; 

- повышения заинтересованности  муниципалитетов в оптимизации  расходной части местных бюджетов  через укрепление их самостоятельности. 

Необходимо законодательно установить на федеральном уровне предельно  допустимый дефицит местного бюджета, который не должен превышать фиксированной  величины, исчисляемой в процентах. Эта мера должна заставить субъекты Российской Федерации установить для  муниципальных образований собственные нормативы отчислений от региональных налогов и будет способствовать сбалансированности местных бюджетов. 

Прежде всего, неэффективность  бюджетной системы России отчетливо  проявляется в неспособности  органов власти всех уровней обеспечивать население гарантированными благами, а бюджетные учреждения - достаточным  финансированием, чтобы своевременно погашать собственные заимствования  на открытом рынке. Непомерные объемы кредиторской задолженности, непрозрачность и неполная подконтрольность финансовых операций исполнительных органов власти законодательным обусловливают необходимость разработки мер с целью «укрепления финансовых основ местных бюджетов, закрепления в действующем законодательстве механизмов обеспечения устойчивых, стабильных источников пополнения в местный бюджет». Это в современных условиях - одна из актуальных проблем развития бюджетного федерализма, а незавершенность реформы бюджетной системы России выступает подлинной угрозой безопасности не только отдельных территорий, но и страны в целом.  

Анализ процесса стабилизации экономического и социального  положения в регионах России сквозь призму целенаправленной работы по укреплению территориальных финансов и совершенствованию  управления ими позволяет сделать  вывод о рассогласованности усилий, архаичности подходов и недостаточной  системности при разработке решений  в развитии бюджетного федерализма  и публичных финансов.  

Прежде всего, необходима разработка моделей управления муниципальными финансами, призванных обеспечивать устойчивое финансово-бюджетное равновесие в  муниципальных образованиях, организация  рационального движения потоков  финансовых ресурсов, развитие финансового  потенциала муниципального образования  на основе финансовой реструктуризации предпринимательских структур в  регионе.  
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Местные бюджеты  являются фундаментом бюджетной  системы Российской Федерации. Не укрепив  фундамент, нельзя кардинально улучшить всю систему. При этом в местных  бюджетах сосредоточена основная часть  бюджетных расходов на социальную сферу. Вопросы регулирования межбюджетных отношений в социальной сфере, в  условиях, когда основные социальные функции, - образование, здравоохранение, обеспечение жильем, выплата детских  пособий, пособий по нуждаемости  и др., - передаются с федерального уровня на региональный и далее в ведение муниципалитетов, приобретают особенно важное значение и требуют детальной проработки. 

При написании курсовой работы были выполнены следующие  задачи: 

- ознакомление с  теоретическими аспектами муниципальных  финансов в Российской Федерации; 

- выяснение специфики  деятельности финансовой политики  муниципального образования; 

- изучения механизма  участие местного самоуправления  в финансово-кредитных отношениях. 

Современное состояние  бюджетной системы характеризуется  децентрализацией расходных полномочий и одновременно концентрацией доходных источников на федеральном уровне. Местные бюджеты кроме собственных  обязательств включают ряд государственных полномочий, передача которых на местный уровень не сопровождается адекватным финансированием. Низкая собираемость доходов не способствует укреплению финансовой самостоятельности территорий Российской Федерации. В связи с этим большое значение для сбалансированности местных бюджетов приобретает организация эффективной системы регулирования межбюджетных отношений на уровне субъект Российской Федерации - муниципальные образования. 

В условиях финансовой нестабильности и необходимости  восстановления и совершенствования  контроля за исполнением бюджетов особую актуальность приобретают муниципальные балансовые построения, делающие их прозрачными, отражающие социально-экономические, финансовые и кредитно-денежные отношения и позволяющие удовлетворить информационные потребности органов власти: и населения. Не менее актуальными являются задачи определения прогнозных параметров финансовой базы на основе сводного баланса финансовых ресурсов и затрат для оценки перспектив социально-экономического развития муниципального образования. 

Модели и инструменты  управления финансовыми потоками муниципального образования должны вбирать весь спектр легитимных источников финансирования, технологий финансово-экономического анализа и управления, институтов, адаптированных к функциональной деятельности муниципалитета крупного города и прежде всего бюджетно-финансовый менеджмент, проектное финансирование, SWOT - анализ, институты казначейства, программные  продукты на базе научно обоснованных бюджетных технологий. 

Для создания условий  для нормальной работы системы муниципальных  финансов следует пересмотреть подходы  к формированию и исполнению местных  бюджетов. Необходимо: 

- обеспечить четкое  разделение муниципальных расходов  на текущие и связанные с развитием муниципалитетов; 

- каждой категории  расходов должны соответствовать  достаточные доходы. 

В равной мере актуальными  являются задачи определения прогнозных параметров финансовой базы на основе сводного баланса финансовых ресурсов и расходов для оценки перспектив социально-экономического развития муниципального образования.  

Важным направлением исследования представляется разработка технологий казначейского управления муниципальными финансами, анализ опыта  внедрения автоматизированной казначейской муниципальной системы, порядка  формирования особого алгоритма  управления денежным оборотом муниципального образования на базе небанковской кредитной  организации, позволяющей радикально повысить управляемость денежным оборотом, высвободить часть дополнительных бюджетных средств.  

Следует отметить, что  совершенствование управления муниципальными финансами все еще отличает фрагментарный  подход, а достижение финансовой стабилизации в экономике неоправданно отрывается от процесса оздоровления финансов муниципальных  образований.  

Таким образом, возникает  актуальная необходимость в теоретико-методологической и практической разработке такого финансового  механизма, который стимулировал бы развитие производства и экономической  активности, а также экономию ресурсов, обеспечение эффективного использования  средств в рамках новой парадигмы управления финансами территориальных образований.  
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 

  

1. Бабич А.М. Государственные  и муниципальные финансы: учебник  для вузов / А.М. Бабич, Л.Н.  Павлова.- М.: ЮНИТИ, 2006. - 689 с.

2. Бабун Р.В. Вопросы муниципальной экономики / Р.В. Бабун, З.З. Муллагалеева. – М.: Обществ. научн. фонд, 2005. - 143 с.  

3. Бюджетная система  России: учебник для ВУЗов /под  ред. проф. Поляка. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007.- 398с. 

4. Бюджетный кодекс  Российской федерации от 31.07.1998 №  145- ФЗ // Собр. Законодательства РФ. - №107.- Ст.4992 

5. Европейская Хартия  местного самоуправления. // Местное  самоуправление в Российской  Федерации: Сборник нормативных  правовых актов. - М.:2008.- №52. – Ст.7803 

Информация о работе Управление государственными финансами