Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 20:08, реферат
Необходимым условием жизнеспособности местного самоуправления является наличие достаточной экономической и финансовой базы для его осуществления. Без этого какое-либо реальное, а не фиктивное, местное самоуправление невозможно. Не случайно, что значительное место финансовым и экономическим основам местного самоуправления отводится в международно-правовых актах и российском законодательстве.
1.3 Доходы и расходы
местного самоуправления
Доходы местных
бюджетов состоят из собственных, то
есть закрепленных, и регулирующих. Они
также могут включать финансовую помощь
в различных формах (дотации, субвенции,
средства фонда финансовой поддержки
муниципальных образований), средства
по взаимным расчетам.
К собственным доходам
относятся:
- местные налоги
и сборы:
- доли федеральных
и региональных налогов и
- доходы от приватизации,
реализации, сдачи в аренду муниципального
имущества, а также
- платежи за пользование
недрами и природными
- доходы от проведения
муниципальных займов и
- часть прибыли
рентабельных муниципальных
- доходы от муниципальных
ценных бумаг:
- штрафы, подлежащие
перечислению в местные
- государственная
пошлина, установленная
- отчисления в
местный бюджет от некоторых
региональных налогов и сборов;
- отчисления от
некоторых федеральных налогов
и сборов;
- безвозмездные перечисления
из бюджетов других уровней,
включая дотации на
- доходы от имущества,
находящегося в муниципальной
собственности;
- часть прибыли
муниципальных предприятий,
- добровольные пожертвования
- другие платежи,
установленные федеральными и
региональными законами.
К регулирующим доходам
относятся:
- отчисления от
федеральных и региональных
- финансовая помощь
в различных формах.
Особое место в
составе доходов местных
Органы местного
самоуправления заинтересованы в том,
чтобы основная часть их доходов
формировалась за счет собственных
источников. Однако фактически для
разных муниципальных образований
эта доля составляет от 10 до 50%. Бюджетное
регулирование со стороны субъекта
РФ чаше всего сводится к выравниванию
финансового положения
Основными статьями
бюджета текущих расходов (без
учета расходов на выполнение государственных
полномочий) являются:
- Финансирование
муниципального хозяйства.
- Финансирование
социально-культурной сферы (
- Расходы на управление.
- Расходы, связанные
с обслуживанием и погашением
муниципального долга по
- Ассигнования на
страхование муниципальных
- Прочие расходы,
в том числе непредвиденные.
В бюджете текущих
расходов могут выделяться так называемые
«защищенные» статьи, сокращение расходов
по которым недопустимо ни при
каких обстоятельствах. К защищенным
статьям обычно относятся расходы на заработную
плату, на оплату коммунальных и транспортных
услуг бюджетных организаций, на питание
в бюджетных учреждениях (больницы, детские
учреждения и др.), на медикаменты, на выплату
пособий и компенсаций и др. Однако при
существенном недовыполнении доходов
бюджета сохранить в целости защищенные
статьи не удается, о чем свидетельствуют
массовые задержки выдачи заработной
платы в бюджетных организациях. Ряд муниципальных
образований уже отказался от выделения
защищенных статей своих бюджетов.
Средства бюджета
развития расходуются на капитальное
строительство, капитальный ремонт
и иные инновационные мероприятия.
В условиях экономического кризиса
и неплатежей по текущим расходам
большинство муниципалитетов
ГЛАВА 2. Проблемы и
пути реформирования управления финансами
на местном уровне
2.1 Участие органов
местного самоуправления в
Существенным инструментом
муниципальной финансовой политики
может быть использование финансово-
Законодательство
требует, чтобы кассовое исполнение
бюджетов всех уровней осуществлялось
территориальными органами Банка России.
Если по каким-либо причинам это невозможно,
то орган местного самоуправления вправе
выбрать для этой цели на конкурсной
основе уполномоченный коммерческий банк.
На уполномоченный банк может быть
возложено:
- кассовое исполнение
местного бюджета и кассовое
обслуживание органов местного
самоуправления:
- размещение (инвестирование)
свободных остатков средств
- размещение муниципальных
облигаций и билетов муниципальных
денежно-вещевых лотерей.
В некоторых крупных
городах были созданы муниципальные
банки. Работа с муниципальным банком
требует отношения к нему не просто
как к коммерческой структуре, а
как к учреждению, готовому разделить
ответственность с
Муниципальное образование
может также создавать другие
муниципальные или смешанной
формы собственности финансово-
Согласно действующему
законодательству органы местного самоуправления
имеют право на выпуск муниципальных
займов и эмиссию муниципальных
ценных бумаг. Договор муниципального
займа заключается путем
В условиях финансовой
нестабильности доверие коммерческих
банков к муниципальному образованию
как заемщику невелико. Поэтому в
муниципальной практике преобладают
краткосрочные займы, необходимые
для решения отдельных
2.2 Минимальный местный
бюджет и проблема его
финансы муниципальный
местный бюджет
Всякое муниципальное
образование, независимо от величины его
собственной доходной базы, обязано
обеспечить для населения определенный
минимум муниципальных услуг, гарантируемых
государством. Величина этих услуг должна
определяться социальными нормами и минимальными
государственными социальными стандартами
ужилите, образование, медицина, социальное
обслуживание и др.;. на основании минимальных
государственных социальных стандартов
и с учетом региональных цен и тарифов
в каждом субъекте Российской Федерации
может быть определена минимально необходимая
потребность в бюджетных средствах в расчете
на одного жителя. Эта величина называется
«минимум бюджетной обеспеченности».
Умноженная на число жителей в муниципальном
образовании, она дает величину его минимального
бюджета текущих расходов.
Федеральный закон
«Об общих принципах
Фактически этот
порядок не соблюдается. Минимальные
государственные социальные стандарты
находятся в стадии разработки. Соответственно
отсутствуют региональные нормативы
минимальной бюджетной
В настоящее время
в Российской Федерации существует
около двенадцати с половиной
тысяч муниципальных