Управление социально-экономическими процессами в условиях рыночных отношений (на примере государственного и муниципального органа)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 14:45, реферат

Описание

Основные аспекты социально-экономического развития регионов. Региональная политика России. Модель стратегического плана социально экономического развития региона. Задачи и функции муниципального управления. Место муниципального управления в системе управления экономикой.

Работа состоит из  1 файл

курсовая ГМУ.doc

— 161.50 Кб (Скачать документ)

     На  территории России появились ассоциации экономического взаимодействия. 

     1.3 Деятельность ассоциаций  экономического воздействия  субъектов РФ 

     В декабре 1999 г. принят Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации», который, несомненно, окажет весьма положительное влияние на повышение эффективности межрегиональных экономических связей, укрепление общероссийского экономического пространства.

     Федеральный закон определяет «ассоциацию экономического взаимодействия субъектов РФ» как  некоммерческую организацию, учредителями которой являются органы государственной  власти субъектов РФ и которая создается на добровольной основе в целях межрегиональной интеграции и социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

     Совершенствование управления развитием регионов оказалось  в какой-то степени переломным в  реализации программ рыночных преобразований, особенно в решении финансовых проблем. Главная корректировка курса реформ – усиление государственного регулирования всех социально-экономических процессов. Причем, как справедливо считают многие экономисты-рыночники, «значение системы государственного регулирования территориального развития по мере расширения сферы рыночных отношений будет усиливаться».

     Основой социально-экономического развития регионов, несомненно, является региональный воспроизводственный  процесс, который определяется, с одной стороны, как подсистемы общественного воспроизводства, а с другой – интеграция единичных воспроизводственных процессов на уровне предприятия, что формирует условия для комплексного развития экономики региона.

     К региональным воспроизводственным циклам относятся: воспроизводство трудовых ресурсов; финансово-кредитных и денежных ресурсов; инвестиционно-строительного процесса; продовольственных ресурсов; природных ресурсов, производственных услуг; социально-бытовых услуг, услуг рыночной инфраструктуры, информации и знаний.

     Завершить характеристику самых различных  аспектов регионального развития можно  словами: Россия будет сильна и крепка, если сильными, экономически развитыми, политически стабильными будут  ее регионы, а будет сильна Россия, будет нормальная жизнь в регионах.

 

     2. Региональная политика  России 

     Любая политика – это цели и задачи, преследуемые и решаемые людьми в  связи с их конкретными интересами, а также методы, средства и институты, с помощью которых данные интересы формируются, отстаиваются и защищаются.

     Государственным регулированием развития региона можно  считать такую систему намерений  и действий, которая реализует  интересы государства в отношении  регионов и внутренние интересы самих  регионов методами и способами, учитывающими природу современных региональных процессов, и которая осуществляет все это преимущественно в структуре меж- и внутрирегиональных связей.

     Региональная  политика – это целостное и  самодостаточное звено политической основы общества, без которого последнее, а также каждый человек в отдельности и природная среда могут лишь случайно и без гарантированного успеха существовать на каждой конкретной территории, оставаясь «наедине» с государством, его экономической, внешней, внутренней и иной политикой.

     Всякое регулирование хорошо настолько, насколько удается поддерживать баланс различных интересов. Региональная политика – не исключение. Она в той мере эффективна, в какой достигнут и стабилизирован компромисс между региональными интересами государства и местными интересами самих регионов.

     Итогом  государственного регулирования социально-экономического развития регионов должна быть устойчивость, стабильность меж- и внутрирегиональных отношений.

     Ведущим, жизненно важным интересом России ныне стало недопущение необратимой территориальной дезинтеграции государства.

     Главным же интересом каждого региона – блокирование необратимого распада сферы, сбалансированность социальных, экономических, природо-ресурсных и иных отношений; обеспечение на этой основе стабильного и согласованного развития всех элементов локализованной сферы, соответствующего потребностям человека, общества и природы. При этом подразумевается, что кроме общеэкономического, общесоциального и иного общего потенциала есть мощный внутрирегиональный потенциал, который можно реализовать исключительно на местном уровне – и это одна из первейших задач региональной политики и самих регионов, и государства.

     Региональная  политика, намечаемая и проводимая самими регионами, – это то, что должно делаться для согласованного и взаимно неразрушающего развития всех элементов пространственно локализованной сферы на конкретной территории и с учетом местных условий.

     Государственная региональная политика призвана обеспечить дееспособность региональной политики на местах.

     Объект региональной политики – взаимосвязи и отношения между регионами.

     Главный региональный интерес России в настоящее  время должен быть осознан как минимизация негативных проявлений территориальной дезинтеграции на уровне субъектов Федерации, как поддержка местных преобразований, как создание общероссийских условий для того, чтобы каждый субъект Федерации максимально использовал свой внутренний потенциал и во все меньшей мере претендовал на скудные возможности государственной помощи.

     Местные интересы определяются обеспечением полнокровного и сбалансированного существования на данной территории человека, общества и природы, гарантирование их согласованного воспроизводства на базе задействования ресурсов и полномочий, государственно признаваемых местными.

     Фундаментальными методами региональной политики можно считать разъяснение ее содержания, смысла и практической пользы для всех без исключения сторон, согласительно-договорные процедуры с развернутым закреплением условий, обеспечивающих интересы регионального развития, формирование соответствующей правовой базы.

     Только  с сознанием общественной необходимости  региональной политики, с ее разработкой  и реализацией появится возможность  к решению общероссийских проблем:

  • начавшееся хозяйственное обособление регионов;
  • региональная суверенизация и конфронтация в отношениях региональных структур власти и управления с общегосударственными;
  • национально-этническое развитие и дополнительное обособление по этому поводу, внутрирегиональные конфликты социального и общественно-политического характера;
  • формирование собственной региональной ресурсной базы социально-экономического развития;
  • экологическая стабильность и другие условия устойчивого развития регионов (особенно северных территорий);
  • выделение и функционирование регионов со специфическими статусами (свободные экономические зоны, федеральные охраняемые территории, зоны экологического бедствия и т.п.) и др.

     Региональная  политика федеральных властей в  понимании президентских структур должна включать такие элементы, как:

    • конституционный процесс (правовое определение отношений между субъектами Федерации и центральными структурами, символизирующими Федерацию в целом);
    • согласование интересов территорий с различным статусом (национальные республики – области) и различных этнических групп.

     Распад  Федерации рассматривается администрацией как постоянная угроза. Для удержания  под контролем центробежных тенденций  главные усилия она направляет на соблюдение базовых конституционных  принципов (равноправие субъектов  Федерации, единство государственного строя, отсутствие внутренних экономических границ).

     Исключительно силовыми методами обеспечить соблюдение этих принципов не реально, ставка делается на разработку и осуществление «новой региональной стратегии российского государства», направленной на преодоление дифференциации регионов по уровню жизни, развитие межрегионального сотрудничества, а также переход от узкоэкономических к более широким – общественным и социальным целям.

     Шаг в этом направлении – это необходимость  быстрого реформирования налоговой системы с разделением налоговых баз бюджетов городов, регионов и Федерации.

       В отличие от президентской администрации правительственные структуры в качестве приоритетных целей региональной политики выдвигают в основном экономические. Ключевым элементом такой политики является предоставление регионам прав на ускоренное реформирование экономических отношений ради скорейшего преодоления кризиса переходного периода.

     Правительство также занимает более жесткую позицию относительно претензий региональных властей на руководство деятельностью экономических субъектов.

     В настоящее время отсутствие скоординированной  региональной политики обусловлено не только внутренними противоречиями федеральных властей, но и отсутствием давления со стороны регионов.

     Один из объектов государственного регулирования региональная бюджетно-налоговая система. Это обособленная часть соответствующей государственной системы, связанная с последней генетически и структурно. Она составляет именно часть целого (пока существует целостность государства), по-своему отражая соотношение централизации и децентрализации, баланс центробежных и центростремительных тенденций. Региональная бюджетно-налоговая система символ и гарант региональной ослабленности, независимости, самостоятельности. Региональные бюджетно-налоговые системы – порождение и результат территориальной организации общества.

     Один  из аспектов регулирования региональных бюджетов – рационализация разделения бюджетов.

     Мощным  фактором сдерживания инфляционных процессов и объединения регионов в едином движении за «тяжелый рубль» могло бы стать существенное сокращение доли в доходах бюджетов территорий именно инфляционных налогов. При этом перераспределение доходов в пользу территорий должно тесно увязываться с передачей на их уровень определенных статей расходов с соответствующей им частью дефицита бюджета. В противном случае доходы станут перераспределяться в пользу территорий, тогда как бюджетные расходы в подавляющей их части будут производиться федеральными органами.

     Можно выделить и сформулировать следующие принципы эффективного разделения бюджета по доходам и расходам.

     1. Доходы федерального бюджета целесообразно ориентировать преимущественно на косвенные (инфляционные) налоги, доходы бюджетов территорий – на прямые налоги.

     2. Перечень налоговых поступлений территориям и федеральным органам должен обеспечивать достаточную стабильность доходов бюджетов относительно уровней экономической активности и инфляции.

     3. При формулировании доходной  части государственного бюджета  должен быть максимально соблюден принцип равенства субъектов Федерации в бюджетно-налоговом отношении.

     4. Разделение доходов между бюджетами  следует осуществлять в строгом  соответствии с разграничением  объектов расходов.

     5. Эффективное разделение бюджетов базируется на принципе соответствия между расходами на развитие, расходами «рентного характера», «безвозвратными» расходами (на социальные программы) и группами налогов, выполняющих стимулирующие функции (налог на прибыль), рентные (платежи за природные ресурсы) и собственно фискальные функции (подоходный налог).

     6. В то же время одним из  основных принципов разделения доходов и расходов является принцип субсидиарности, согласно которому принятие решений и расходы осуществляются наиболее компетентной инстанцией.

     7. Крайне важно в процессе разделения бюджетов свести к минимуму перераспределение налогово-бюджетных ресурсов, как на федеральном, так и на республиканском, областном, краевом уровнях.

     8. При разделении должно быть соблюдено единство налогово-бюджетной системы и ответственности за ее исполнение. Регионам следует предоставить самостоятельность в определении налогов и сборов в пределах выделенной компетенции и социально-политической ответственности.

Информация о работе Управление социально-экономическими процессами в условиях рыночных отношений (на примере государственного и муниципального органа)