Управление социально-экономическими процессами в условиях рыночных отношений (на примере государственного и муниципального органа)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 14:45, реферат

Описание

Основные аспекты социально-экономического развития регионов. Региональная политика России. Модель стратегического плана социально экономического развития региона. Задачи и функции муниципального управления. Место муниципального управления в системе управления экономикой.

Работа состоит из  1 файл

курсовая ГМУ.doc

— 161.50 Кб (Скачать документ)

     При реализации данного принципа большое  значение имеют раз-работка и формирование эффективных механизмов разделения ответственности за образующийся дефицит бюджета между федеральными органами и регионами.

     Если  в регионе в процессе исполнения бюджета образовался его дефицит к собранным по единой схеме разделения бюджетным доходам территории, превышающий величину, которая соответствует 8% дефицита консолидированного бюджета к российскому ВВП – регион обязан перечислить в федеральный бюджет дополнительные средства в размере величины превышения. В случае отказа или приостановления перечислений налоговых платежей в центр, на указанную величину «недоимок» автоматически сокращаются региональные бюджетные кредиты и средства финансовой поддержки региона, а если указанной меры недостаточно, корректируются и соответствующие региональные квоты лимитов кредитования Центральным банком России. При этом в любом случае образующаяся величина неплатежей оформляется Минфином РФ как кредит по действующей ставке ЦБР.

     Подобные  механизмы регулирования дефицита российского бюджета должны заставить  регионы более тщательно подходить к своим расходам.

     Одним из элементов планирования являются регулирование государством в регионах целевых программ, иными словами  национальных проектов. Программно-целевой  метод может быть эффективным  средством централизованного управления решением отдельных крупных проблем. Он включает выделение целей, приоритетных направлений, формирование целевых заданий, выражаемых в плановых показателях, определение потребности в ресурсах, разработку мер для реализации поставленных целей и т.д.

     Один  из аспектов региональной политики государства нейтрализация различий в развитии региона.

     Исторически сложившиеся различия в экономическом  развитии регионов России оказывают  значительное влияние на государственное  устройство, структуру и эффективность экономики, стратегию и тактику институциональных преобразований и социально-экономической политики.

     Уменьшение  различий в экономическом развитии создает благоприятные условия  для развития внутреннего рынка, оптимизации социально-экономических  преобразований, укрепления единства российского государства, в то время как усиление различий затрудняет проведение единой политики социально – экономических преобразований и формирование общенационального рынка, увеличивает опасность возникновения региональных кризисов и межрегиональных конфликтов, дезинтеграции национальной экономики и ослабления целостности общества и государства.

     На  разрешение этой проблемы направлена целевая программа «Сокращение  различий в социально-экономическом  развитии регионов Российской федерации».

     Финансовая  помощь отстающим регионам из федерального бюджета предоставляется субъектам Российской Федерации через Фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, Фонд компенсаций, Фонд регионального развития. Средства Фонда регионального развития в 1999 - 2001 годах направляются на финансирование объектов, предусмотренных в десятках федеральных целевых программ развития субъектов Российской Федерации.

     Сложившаяся в России ситуация не позволяет проводить  эффективную региональную политику государственной поддержки регионов. Программа сориентирована на смягчение межрегиональных контрастов, возникших в переходный период.

     Вообще  федеральные целевые программы  важный инструмент регионального развития государством

           Федеральные целевые  программы регионального развития должны быть построены на следующих принципах:

     1. Принцип взаимосвязи и преемственности программ. Программы и проекты по каждому этапу реализации должны быть взаимосвязаны по решаемым задачам и усиливать друг друга;

     2. Принцип наращивания усилий. Необходимо обеспечить воспроизводство ресурсов по ходу реализации стратегии, то есть, возможность использовать на последующих этапах ресурсы, образовавшиеся на предыдущих этапах;

     3. Принцип экономии ресурсов. При разработке программ важно, чтобы эффект от их реализации был шире, чем непосредственное решение программных задач. Речь идет о создании общих благоприятных социальных, технологических, институциональных и организационных условий, повышающих общую эффективность экономики, социальной сферы;

     4. Принцип «средового воздействия». Программы должны быть направлены на формирование условий для решения определенного рода проблем (например, решение проблем миграции за счет создания наиболее благоприятных условий жизнедеятельности и формирования новых рабочих мест), а не на прямое устранение проблемы;

     5. Принцип инфраструктурного обеспечения. Эффективность программ определяется изменениями в организационной и институциональной сферах.

     В мировой практике существует ряд  других механизмов социально-экономического развития регионов: фонды регионального развития и поддержки проблемных территорий, плановые контракты между государством и регионами, агентства регионального развития; национальные институты территориального и городского планирования.

 

     3. Модель стратегического  плана социально-экономического  развития региона 

     В заключительной главе в качестве вывода приведем стратегический план социально-экономического развития региона.

     Стратегическими целями программы социально-экономического развития любого региона Российской Федерации, в основном, являются:

     · обеспечение стабильного и сбалансированного развития экономики региона на основе наиболее эффективного использования его ресурсного потенциала, в том числе рационального природопользования;

     · законодательное обеспечение программы развития региона на основе гармоничной системы (по горизонтали и вертикали) законодательных региональных актов, дополняющих и конкретизирующих (для условий региона) федеральное законодательство, учитывающих требования международных инвестиционных институтов;

     · структурная перестройка организационно-производственной инфраструктуры региона (в соответствии с требованиями глобализации мировой экономики и интеграции информационных, финансовых и организационных технологий), достаточной для реализации целевых региональных проектов и программ (основу которых составят проекты бюджетообразующих предприятий);

     · оптимизация использования регионального и федерального бюджетов, территориального размещения и развития производительных сил региона, административно-территориального деления региона на уровне районов с учетом наличия ресурсного потенциала, обеспечивающего самостоятельное эффективное развитие;

     · обеспечение экономической и экологической безопасности и соблюдение финансовых интересов субъектов Федерации, эффективного участия организаций региона в реализации политики Правительства Российской Федерации в области структурной перестройки экономики и федеральных целевых программ;

     · повышение уровня социальной защищенности населения;

     · создание эффективной организационной инфраструктуры программы, способной представлять интересы региона в федеральных органах власти, международных инвестиционных институтах, согласовывать (координировать) действия субъектов программ социально-экономического развития, учесть интеграционные процессы;

     · создание эффективного регионального, межрегионального и международного инструментария реализации региональных программ на основе привлечения значительных дополнительных инвестиционных ресурсов в мероприятия программы, региональные проекты;

     · формирование экономической основы местного самоуправления и бюджетного федерализма.

     Программа социально-экономического развития региона должна состоять из двух основных блоков:

     Стратегические  цели и приоритеты социально-экономического развития региона на долгосрочную перспективу (тридцать-пятьдесят лет).

     Программа социально-экономического развития региона на очередной плановый период (пять лет), которая и утверждается Правительством Российской Федерации в виде целевой региональной программы.

     Реализация  такого подхода позволит:

     · обеспечить преемственность исполнительной и законодательных региональных властей в региональной политике по развитию экономики региона;

     · вынести из законодательных актов положения о стратегических интересах регионов, имеющих принципиально-методологическое значение (уставы регионов), гармонизировав (приведя в соответствие) региональное экономическое и инвестиционное законодательство;

     · гибко подходить к формулированию экономических и социальных приоритетов региона, основываясь на историческом опыте развития региона и адаптации их к конкретным этапам развития регионального социально-экономического планирования.

     На  основе вышеназванного, модельную структуру  региональной программы социально-экономического развития должны формировать следующие  основные элементы:

     1. Экономическое развитие региона.  Оценка состояния региональных  рынков промышленных и продовольственных товаров, экспортного потенциала.

     Кроме традиционного анализа состояния  экономики региона, крайне необходимо проведение достаточно глубоких региональных маркетинговых исследований, как  состояния рынков продукции и  услуг, производимых в регионе, так и их импорта (и межрегионального).

     2. Финансовая ситуация и бюджетный  процесс, финансовые интересы  региона. Региональное финансовое  планирование.

     Реформирование  региональной и финансово-кредитной  политики. Экономические приоритеты. Основой построения структуры программы социально-экономического развития региона, формирования механизмов ее реализации является бюджетный процесс, его анализ, планирование и прогнозирование развития,

     3. Социально-демографическая ситуация  в регионе. Социальные программы и приоритеты.

     4. Финансовые и инвестиционные  инструменты и механизмы. Мобилизация  ресурсов для обеспечения бюджета  и региональных программ. К развиваемым (помимо традиционных) региональным инвестиционным инструментам следует отнести:

  • организация траста активами региона;
  • гарантирование выкупа части вторичной эмиссии (для закрепления управления и привлечения инвесторов);
  • бюджетные гарантии субъекта Федерации, акцептованные региональными, федеральными банками;
  • экспортное покрытие инвестиционных ресурсов в инвестиционные проекты и программы региона;
  • межгосударственные двухсторонние и многосторонние соглашения о технической помощи и целевому финансированию;
  • целевое финансирование международных инвестиционных институтов и организаций программ российских регионов;
  • использование доли собственности администрации региона и ее прав в качестве залогового фонда;
  • использование активов области для организации выпуска областных облигаций за рубежом, вексельных займов, ADR GDR администрации;
  • создание субъектами Российской Федерации финансовых мультипликаторов для привлечения дополнительных финансовых ресурсов;
  • проведение согласованной политики в отношении реструктуризации предприятий региона.

     Механизмы реализации этих возможностей необходимо организационно и законодательно обеспечить, что можно и должно реализовать в рамках программы социально-экономического развития региона.

     5. Региональная законодательная и  нормативная базы 

     Использование модельных форм региональных нормативных  и законодательных актов позволяет:

     · ускорить процесс их подготовки в условиях конкретных регионов;

     · обеспечить соответствие этих актов федеральным законам и требованиям международным инвестиционным институтам;

     · унифицировать, а значит упростить взаимодействие инвестиционных институтов региона с потенциальными инвесторами.

Информация о работе Управление социально-экономическими процессами в условиях рыночных отношений (на примере государственного и муниципального органа)