Управление социально-экономическими процессами в условиях рыночных отношений (на примере государственного и муниципального органа)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 14:45, реферат

Описание

Основные аспекты социально-экономического развития регионов. Региональная политика России. Модель стратегического плана социально экономического развития региона. Задачи и функции муниципального управления. Место муниципального управления в системе управления экономикой.

Работа состоит из  1 файл

курсовая ГМУ.doc

— 161.50 Кб (Скачать документ)
"justify">     6. Межрегиональное и международное  сотрудничество и внешнеэкономическая  деятельность. Использование экспортного  потенциала региона.

     Одним из важных источников привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов являются международные, межрегиональные связи.

     7. Система управления социально-экономическим  развитием региона. Организационное  и инфраструктурное его обеспечение.

     Немаловажным  вопросом реализуемости программы  является наличие профессиональной команды управления ею, которая может быть предоставлена тоже модельным (типовым) набором инфраструктурных образований.

     8. Информационно-рекламное и организационное  сопровождение программы социально-экономического  развития региона

     Наиболее  важным направлением информационного сопровождения программ социально-экономического развития регионов, являются проекты на динамично развивающемся рынке Internet-услуг. Такие проекты дают возможность посредством Internet создать единое информационное пространство, демонстрирующее потенциал региона, а также среду общения, продвижения и реализации региональных проектов и программ.

     4. Задачи и функции муниципального управления

 

     В состав базовых задач системы  муниципального управления входят:

     1. Стратегическое планирование, включающее в себя разработку муниципальных политик в различных сферах, определяющих жизнь муниципального образования, разработку программ и проектов, прогнозирование и сценирование социально-экономического развития.

     В управлении любыми объектами роль стратегического планирования чрезвычайно высока. Трудно переоценить ее роль и в муниципальном управлении. В своей деятельности органы местного самоуправления имеют дело с различными субъектами в экономической, предпринимательской, общественной сферах. Интересы этих субъектов всегда противоречивы и эгоистичны. Например, предприниматель стремится к извлечению максимальной прибыли за счет модернизации своей деятельности, минимизации накладных расходов и сокращения персонала; в свою очередь, органы местного самоуправления заинтересованы в обеспечении занятости и в прибыльности деятельности предприятий; население заинтересовано в гарантиях занятости и не заинтересовано в модернизации производств.

     Стратегическое  планирование и муниципальные политики необходимы в муниципальном управлении как средства согласования интересов местных сообществ в отношении ключевых вопросов муниципального развития. Они призваны переводить конфликты и проблемы в цели и задачи деятельности органов управления.

     Муниципальные программы выполняют задачу соорганизации деятельности всех подразделений Администрации и других субъектов муниципального развития. Программный подход ориентирован на работу именно с проблемами, он позволяет управлять процессом работы с ними и с постоянно меняющимся содержанием проблемного поля.

     В программном подходе центр тяжести  переносится с результата - текста программы как выражения статичного состояния - на процесс программирования. Вся структура управления втягивается  в постоянный процесс программирования своей деятельности, приобретая эластичность и способность к изменениям. Программный подход позволяет закрыть разрывы, которые появляются на границах деятельности подразделений и являются источниками организационных конфликтов и рассогласований в работе.

     2. Формирование нормативно-правовой базы местного самоуправления.

     Это, прежде всего работа с Уставом  муниципального образования и создание условий для усиления регулирующей роли органов муниципального управления. Сбалансированное решение задач  местного самоуправления требует установления четких правил деятельности со всеми местными ресурсами, вне зависимости от форм собственности. Развитая муниципальная нормативно-правовая база - важнейшее средство в освоении предметов ведения местного самоуправления. При отсутствии развернутой законодательной базы местного самоуправления, положения Устава муниципального образования выступают как основания для судебной защиты прав местного самоуправления.

     3. Формирование базы социально-технических  нормативов.

     Одной из ключевых задач, решение которых необходимо для нормальной организации муниципального управления, является определение социальных норм, по которым муниципальное образование предоставляет различные услуги населению за счет своего бюджета. Эта задача очень хорошо понимается управленцами из производственной сферы, поскольку ни один производственный процесс нельзя построить без описания составляющих его процедур и операций, а также определения стоимости каждой из них. Однако в практике муниципального управления мы научились обходиться без нормативно-технической базы. Из-за этого невозможно разработать нормативно-расчетный бюджет, организовать планирование деятельности, нормативное финансирование бюджетных расходов, соотнести качество услуг, которые предоставляются населению, с возможностями бюджета. Замещение муниципальных нормативов государственными или региональными, как правило, ведет к росту расходов, не отражающих специфики конкретного муниципального образования и его возможностей.

     4. Анализ внешней и внутренней  ситуации, как условие гибкого реагирования структуры муниципального управления на изменения.

     Безусловно, аналитическая работа - дорогое удовольствие, и не каждое муниципальное образование  может себе позволить содержать  аналитические подразделения. Однако если муниципальное образование не способно обеспечить аналитическое сопровождение своей деятельности, оно вынуждено заимствовать цели и задачи на вышестоящих уровнях управления, у других муниципальных образований. На практике это означает, что деятельность структур муниципального управления будет слабо ориентировано на собственную социально-экономическую ситуацию, а в тех областях, где структура муниципального управления не имеет своих целей, их заместят цели Администрации Субъекта Федерации.

     5. Планирование работы как условие  согласования действий подразделений Администрации по используемым ресурсам и во времени.

     Система планирования, пронизывающая все  уровни управления, является гарантом прозрачности деятельности подразделений, позволяет установить характеристики результативности работы. Этому способствуют унифицированные требования к разработке планов работы. Планы должны лечь в основу оперативных совещаний, оценки деятельности подразделений и их руководителей, анализа объема исполняемых функций и т.д..

     6. Контроль за исполнением нормативно-правовых актов и нормативных предписаний внутри структуры управления и в подведомственной муниципальной сфере.

     Существующие  недостатки контроля за выполнением  задач муниципального управления заключены  в их ведомственном характере. Это  нарушает важнейший принцип муниципального управления: разделение позиций заказчика, исполнителя и контролера.

     Система контроля обязательно должна быть перекрестной. Ни в коем случае нельзя сосредотачивать  все контрольные функции в  одном специальном контрольном  подразделении. На этом основании, следует проинвентаризировать все процессы, которые требуют контроля. Сюда, в частности, необходимо отнести: контроль в рамках системы делопроизводства, контроль за качеством управленческой работы, контроль за хозяйственной деятельностью, контроль за распределением и использованием финансовых ресурсов, нормативный контроль, технический контроль. И каждым из этих видов контроля должно заниматься профильное подразделение Администрации.

     7. Управление персоналом, как условие  мотивации муниципальных служащих и развития их компетентности.

     Как правило, работа с сотрудниками Администрации  ведется отделами кадров и руководителями. Она охватывает весьма узкий круг задач, главным образом, определяемый функциями учета кадров. В результате, муниципальный служащий не имеет четких представлений ни о системе требований к выполняемым им функциям, ни об условиях его продвижения по службе. Управление персоналом состоит из решения следующих задач: оценка и развитие профессиональных навыков; расширение компетенций; формирование объективной системы требований к продвижению по службе на основе публичных и прозрачных процедур и только в соответствии с компетенцией; разработка системы мотивации муниципальных служащих, включая поддержание необходимого уровня информированности; аттестация служащих.

     8. Регламентация собственной деятельности  и деятельности в подведомственной  сфере, как условие для обеспечения  нормального функционирования всей  структуры муниципального управления.

     Любая система управления может нормально функционировать, если все ее основные функциональные связи описаны в терминах процедур и операций. Соблюдение данного требования позволяет установить четкие границы между уровнями иерархии управления и горизонтальные связи между подразделениями.

     На  этом каркасе строится организация  документопотоков, распределение обязанностей, ответственности и прав, появляется система единых требований к руководителям  одного уровня. В администрациях муниципальных  образований чаще всего нет четкой иерархии управления. Заместители главы, руководители управлений, комитетов и отделов обладают различным уровнем прав и ответственности, выполняют различный набор функций, несмотря на принадлежность определенной управленческой иерархии. Заместитель главы может выполнять задачи начальника отдела, а начальник отдела - задачи заместителя главы. Распределение поручений и заданий в системе управления производится в ориентации на личные качества, а не по формальным признакам, связанным с позицией, занимаемой в структуре управления и содержанием поручения.

     Внешние требования к рабочим местам очень  неопределенны, они никак не диктуются  регламентами деятельности, а, следовательно, не влияют на требования к качеству работы. Хорошо известен дефицит квалифицированных  работников в муниципальных структурах. Сам период их выращивания длителен и дорогостоящ, но компенсировать недостаточную квалификацию можно за счет внешних требований: чем они будут более полными и охватывающими различные аспекты деятельности, тем успешнее работники будут их осваивать и, на практике, повышать свою квалификацию.

     9. Система муниципального заказа, как условие обеспечения публичности  в распоряжении средствами бюджета,  минимизации расходов и создания  конкурентной среды.

     Если  руководство муниципального образования считает, что бюджет муниципального образования - это собственность местного сообщества, а не структуры муниципального управления, то первым условием исполнения расходной части бюджета является публичность. Если руководство муниципального образования считает необходимым привлекать к исполнению своих задач предприятия различных форм собственности для создания в городе и районе конкурентной среды и повышения качества услуг при одновременном уменьшении их стоимости, снижение накладных расходов, связанных с деятельностью муниципальных учреждений и предприятий, то для достижения этой цели существует одно средство - муниципальный заказ.

     10. Публичность деятельности, как условие  вовлечения муниципальных сообществ  в решение муниципальных задач  и расширения гражданского участия.

     Принцип публичности деятельности органов  местного самоуправления - эффективное  средство установления отношений доверия  между властью и населением. Понимание  намерений власти и их поддержка  населением - условие реализации муниципальных  программ и проектов. В противном случае, власть всегда будет наталкиваться на негативную реакцию населения на свои инновации, базирующуюся на незнании, боязни потерять что-то, недоверии к власти как таковой. Информированность населения о намерениях власти повышает коэффициент реализации программ и проектов вдвое.

     Таким образом, затраты на обеспечение  публичности деятельности органов  местного самоуправления имеют вполне конкретный финансовый эквивалент.[3] 

    5. Место муниципального управления в системе управления экономикой 

     Экономика региона представляет собой сложную  динамичную открытую систему социально-экономических  отношений по поводу совместного  ведения хозяйственной жизни  совокупностью объективно сформированных муниципальных образований на юридически закрепленной территории государства в условиях ограниченности экономических ресурсов.

     Муниципальная экономика определяется как устойчивая социально-экономическая субсистема (базовый системообразующий компонент) экономики региона, включающая в  себя сложную совокупность взаимоотношений между хозяйствующими на территории муниципального образования субъектами, использующими экономические ресурсы для производства и реализации экономического продукта в целях повышения уровня и качества жизни местного населения.[2]

Информация о работе Управление социально-экономическими процессами в условиях рыночных отношений (на примере государственного и муниципального органа)