Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 18:38, курсовая работа
Цели представленной курсовой работы сводятся к исследованию такой разновидности муниципальных правовых актов как устав муниципального образования, его значения в становлении местного самоуправления и содержания.
В соответствии с этой целью автором поставлены следующие задачи:
определить понятие устава муниципального образования, исследовать его содержание, значение для муниципального образования, проблемы, возникающие при его реализации органами местного самоуправления.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….………3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ УСТАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ …………………..…………………….………..5
1.1. Система муниципальных правовых актов как часть системы законодательства о местном самоуправлении Российской Федерации...5
1.2. Устав муниципального образования как вид муниципальных правовых актов............................................................................................ 8
ГЛАВА 2. УСТАВ ЗАОЗЕРСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ……..........15
2.1. Устав Заозерского сельского поселения: общая характеристика…,……………………………………………………...…15
2.2. Устав Заозерского сельского поселения: порядок принятия, внесения изменений и дополнений…………………………………...…18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…..24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……....26
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ УСТАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ …………………..…………………….………..5
1.1. Система
муниципальных правовых актов
как часть системы
1.2. Устав муниципального
образования как вид
ГЛАВА 2. УСТАВ
ЗАОЗЕРСКОГО СЕЛЬСКОГО
2.1. Устав
Заозерского сельского поселения: общая
характеристика…,……………………………………
2.2. Устав Заозерского сельского поселения: порядок принятия, внесения изменений и дополнений…………………………………...…18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……....26
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций1.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена постоянным развитием местного самоуправления, муниципального права как отрасли права, законодательства о местном самоуправлении, что порождает стойкую общественную потребность в изучении таких важных аспектов местного самоуправления, как муниципальные правовые акты, правотворческая компетенция муниципальных образований, прямое правотворчество и правотворчество органов и должностных лиц муниципальных образований, применение форм непосредственной демократии в правотворческом процессе органов и должностных лиц местного самоуправления.
Устав муниципального образования является одним из муниципальных правовых актов и содержит ряд весьма важных для него регуляторов, в том числе наименование муниципального образования; перечень вопросов местного значения; формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения; структура и порядок формирования органов местного самоуправления; и прочее.
Устав является своего рода конституцией муниципального образования со всеми присущими ей атрибутами в условиях реформирования системы местного самоуправлении меняет свое значение, содержание.
Цели представленной курсовой работы сводятся к исследованию такой разновидности муниципальных правовых актов как устав муниципального образования, его значения в становлении местного самоуправления и содержания.
В соответствии с этой целью автором поставлены следующие задачи:
определить понятие устава муниципального образования, исследовать его содержание, значение для муниципального образования, проблемы, возникающие при его реализации органами местного самоуправления.
Методологической основой работы явились такие методы исследования, как диалектический, системный, сравнительно - правовой подходы к анализу проблем нормативно - правового регулирования муниципальных правовых актов. Применение всех вышеперечисленных методов позволяет исследовать рассматриваемые вопросы во взаимосвязи, целостности, всесторонне и объективно.
Правовую основу дипломной работы составили: Конституция РФ, Федеральный закон от 6 октября 2003 года, иные федеральные законы, законы субъектов РФ, муниципальные правовые акты.
Структура
курсовой работы определена задачами
исследования и логикой ее построения.
Работа состоит из ведения, двух глав,
заключения, списка использованных источников
и литературы.
ГЛАВА
I. ПОНЯТИЕ УСТАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ, ЕГО МЕСТО
В СИСТЕМЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ПРАВОВЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
1.1.
Система муниципальных
правовых актов
как часть системы
законодательства
о местном самоуправлении
Российской Федерации
Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральный закон от 6 октября 2003 года (изменение общих принципов организации местного самоуправления, установленных этим законом, допускается не иначе как путем внесения изменений и дополнений в этот Федеральный закон), другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (ранее в законодательстве использовалось понятие правовые акты органов местного самоуправления).
В Европейской хартии местного самоуправления, в которой обозначены основные принципы местного самоуправления, под вышеуказанным термином понимается «право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения»2. Хартия дополняет общеевропейские законодательные нормы в том, что касается формулирования прав и обязанностей местных сообществ и закрепляет необходимость подведения под независимость местных властей конституционной и иных законных основ, а также определяет принципы деятельности и концепцию формирования местных органов власти, отражающие природу и масштаб их правомочности.
Статья 12 Конституции Российской Федерации гласит: «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».3 Таким образом, Конституция «спроецировала» демократические принципы на местный уровень, закрепила ключевые гарантии местного самоуправления. Однако в Конституции не прописаны детальные характеристики российской модели местного самоуправления. В этом смысле она подала пример гибкого регулирования, дающего определенный простор для адаптации такой модели к жизненным реалиям.
Споры о том, является ли местное самоуправление институтом гражданского общества или частью публично-властного механизма, по нашему мнению, не являются принципиальными. Как форма самоорганизации граждан, местное самоуправление является институтом гражданского общества, а как форма управления публичными делами – уровнем публичной власти в России. Последнее соответствует распространенному в мировой практике пониманию муниципальной автономии, при которой органы местного самоуправления мыслятся как самостоятельный элемент государственной (публично-властной) системы, имеющий четко определенную в законе сферу компетенции, а также ясно зафиксированные права, обязанности и ответственность.
Детализируя правовую основу местного самоуправления, федеральный закон от 6 октября 2003 года вводит понятие «муниципальный правовой акт» - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер4.
Законодательство о местном самоуправлении с точки зрения теории права является подсистемой более общей категории «система законодательства Российской Федерации», в связи с чем она обладает всеми свойствами, присущими последней. В частности, оно характеризуется вертикальной (иерархической) структурой, определенной юридической силой входящих в нее нормативных правовых актов. Исходя из указанного признака, в систему законодательства о местном самоуправлении могут входить исключительно нормативные правовые акты всех трех уровней публичной власти Российской Федерации: федеральной, региональной и муниципальной. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. (ст. 4, 7), устанавливая трехуровневую систему законодательства о местном самоуправлении, включает в муниципальный уровень данной системы не только нормативные акты, но и все «иные муниципальные правовые акты», т.е. и локальные, и индивидуальные. В связи с этим налицо явное рассогласование муниципального уровня системы законодательства о местном самоуправлении с двумя вышестоящими уровнями, выстроенными по юридической силе входящих в них нормативных правовых актов. Представляется, что муниципальные правовые акты должны включаться в систему законодательства о местном самоуправлении не просто в своей совокупности, а в организованной и упорядоченной правовой целостности, т.е. в качестве подсистемы. Это предполагает, что в данную подсистему могут быть включены только муниципальные нормативные правовые акты.
Недостаточная
четкость норм федерального закона от
6 октября 2003 года, проявившаяся в неполной
регламентации иерархической
1.2. Устав муниципального образования
как муниципальный
правовой акт
Практическая деятельность по решению вопросов местного значения в области права в конечном счете выражается в выработке, оформлении многочисленных муниципальных правовых актов. Муниципальный правовой акт, как и любой иной правовой акт, является внешней формой права. «Форма права - это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения»5. Форма права дает конкретное внешнее выражение тем глубоким внутренним процессам, которые совершаются в праве как явлении общественной жизни и характеризуют сущность права и его содержание. Сущность права и его форма всегда взаимосвязаны и оказывают взаимное влияние друг на друга. «Сущностные качества права - это свойства, характерные для права вообще, те качества, без которых права не может быть»6.
Муниципальный
правовой акт обладает всеми свойствами,
присущими правовому акту в целом,
поэтому целесообразно сначала
рассмотреть понятие правового
акта. Законодательное определение
данного понятия отсутствует, хотя можно
отметить публичное, официальное обозначение
правовых актов в Конституции Российской
Федерации. Так, в п. 1 ст. 15 Конституции
РФ использован термин «правовые акты»,
в п. 6 ст. 125 - «акты». Помимо этого в Конституции
РФ многократно упоминаются различные
виды правовых актов: федеральные и конституционные
законы, указы Президента РФ, постановления
Правительства РФ и пр. В юридической науке
(в основном, в общей теории права) имеется
множество определений понятия правового
акта. На наш взгляд, наиболее оптимальным,
объединяющим характерные черты правового
акта, является следующее его определение:
«Правовой акт есть письменный документ,
принятый управомоченным субъектом права
(государственным органом, местным самоуправлением,
институтами прямой демократии), имеющий
официальный характер и обязательную
силу, выражающий властные веления и направленный
на регулирование общественных отношений»7.
Признаки, общезначимые для всех правовых
актов, следующие.
Во-первых, правовой акт есть письменный документ особого рода, обладающий определенной формой выражения содержащейся в нем информации (структуризация текста акта и построение его по правилам юридической техники, формулирование правил поведения длительного и разового характера, нормативный язык, соблюдение обязательных реквизитов и пр.).
Во-вторых, правовой акт имеет официальный характер (издается только управомоченными субъектами и в рамках их компетенции, определенной в Конституции РФ, конституциях и уставах субъектов РФ, федеральных и региональных законах, уставах муниципальных образований, положений об различных органах и учреждениях).
В-третьих,
правовой акт обладает целевой ориентацией,
поскольку в нем в