Устав
Заозерского сельского поселения
начинается с преамбулы, в которой,
как в разъясняющей части, находят отражение
те нормативные правовые акты, на основании
которых был разработан данный устав муниципального
образования, а также его роль, цели и задачи.
Устав
Заозерского сельского поселения
состоит из семи глав, 49 статей.
Проект
устава муниципального образования, проект
муниципального правового акта о
внесении изменений и дополнений
в устав муниципального образования
не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения
вопроса о принятии устава муниципального
образования, внесении изменений и дополнений
в устав муниципального образования подлежат
официальному опубликованию (обнародованию)
с одновременным опубликованием (обнародованием)
установленного представительным органом
муниципального образования порядка учета
предложений по проекту указанного устава,
проекту указанного муниципального правового
акта, а также порядка участия граждан
в его обсуждении. Не требуется официальное
опубликование (обнародование) порядка
учета предложений по проекту муниципального
правового акта о внесении изменений и
дополнений в устав муниципального образования,
а также порядка участия граждан в его
обсуждении в случае, если указанные изменения
и дополнения вносятся в целях приведения
устава муниципального образования в
соответствие с Конституцией Российской
Федерации, федеральными законами.
Устав Заозерского сельского
поселения был принят большинством
в две трети голосов от установленной
численности депутатов Совета Заозерского
сельского поселения и прошел государственную
регистрацию в органах юстиции в порядке,
установленном федеральным законом.
Согласно
федеральному закону от 21 июля 2005 года
№ 97-ФЗ «О государственной регистрации
уставов муниципальных образований»12
Устав муниципального образования направляется
главой муниципального образования в
регистрирующий орган в течение 15 дней
со дня его принятия.
Для государственной регистрации
устава муниципального образования
представляются в двух экземплярах,
а также на магнитном носителе:
1)
устав муниципального образования;
2)
решение представительного органа
муниципального образования либо
решение схода граждан о принятии
устава муниципального образования,
а также протокол заседания
представительного органа муниципального
образования либо протокол схода граждан,
на которых был принят устав муниципального
образования;
3)
сведения об источниках и о
датах официального опубликования
(обнародования) проекта устава
муниципального образования и
о результатах публичных слушаний по проекту
устава муниципального образования (не
предоставляются при государственной
регистрации уставов муниципальных образований
и муниципальных правовых актов о внесении
изменений в уставы муниципальных образований,
принятых до дня вступления в силу настоящего
Федерального закона)
Устав
муниципального образования представляется
с пронумерованными и прошитыми
страницами, скрепленными печатью представительного
органа муниципального образования (печатью
местной администрации в случае
принятия устава муниципального образования
на сходе граждан).
Для регистрации
муниципального правового акта о
внесении изменений в устав муниципального
образования в регистрирующий орган
направляются:
1)
новая редакция положений устава
муниципального образования с внесенными
в них изменениями;
2)
решение представительного органа
муниципального образования либо
решение схода граждан о принятии
указанного акта, а также протокол
заседания представительного органа
муниципального образования либо
протокол схода граждан, на которых был
принят указанный акт;
3)
сведения об источниках и о
датах официального опубликования
(обнародования) проекта указанного
акта и о результатах публичных
слушаний по указанному проекту
в случае, если проведение таких
слушаний предусмотрено федеральным
законом (не предоставляются при государственной
регистрации уставов муниципальных образований
и муниципальных правовых актов о внесении
изменений в уставы муниципальных образований,
принятых до дня вступления в силу настоящего
Федерального закона)
Решение
о государственной регистрации
устава муниципального образования
принимается в тридцатидневный
срок со дня его представления
для государственной регистрации
на основании проверки соответствия
устава Конституции Российской Федерации,
федеральным законам, конституции (уставу)
субъекта Российской Федерации, законам
субъекта Российской Федерации, а также
проверки соблюдения установленного в
соответствии с федеральным законом порядка
принятия устава муниципального образования.
Устав
Заозерского сельского поселения зарегистрирован
в Главном управлении Министерства юстиции
Российской Федерации по Северо-Западному
федеральному округу 30 декабря 2005 года.
Уставу присвоен государственный регистрационный
номер RU 105163062005001. На титульном листе каждого
из двух экземпляров Устава Заозерского
сельского поселения сделана отметка
о государственной регистрации путем
проставления специального штампа (см.
Приложение 2).
Датой
государственной регистрации устава
муниципального образования считается
день внесения сведений о нем в государственный
реестр уставов муниципальных образований
субъекта Российской Федерации.
Государственная
регистрация устава муниципального
образования удостоверяется свидетельством
о государственной регистрации (см.
Приложение 3). Форма свидетельства о государственной
регистрации устава муниципального образования
устанавливается уполномоченным федеральным
органом исполнительной власти в сфере
регистрации уставов муниципальных образований.
Регистрирующий орган в пятидневный
срок со дня принятия решения о государственной
регистрации устава муниципального образования
направляет главе муниципального образования
зарегистрированный устав муниципального
образования и свидетельство о его государственной
регистрации.
Принятие
регистрирующим органом решения об отказе
в государственной регистрации устава
муниципального образования не является
препятствием для повторного представления
устава для государственной регистрации
после устранения нарушений, указанных
в решении.
Отказ в государственной регистрации
или нарушение срока регистрации устава
муниципального образования (муниципального
правового акта о внесении изменений в
устав муниципального образования) могут
быть обжалованы гражданами и органами
местного самоуправления в судебном порядке.
Основаниями
для отказа в государственной
регистрации устава муниципального
образования, муниципального правового
акта о внесении изменений и дополнений
в устав муниципального образования
могут быть:
1)
противоречие устава Конституции
Российской Федерации, федеральным
законам, принимаемым в соответствии с
ними конституциям (уставам) и законам
субъектов Российской Федерации;
2)
нарушение установленного настоящим
Федеральным законом порядка
принятия устава, муниципального
правового акта о внесении
изменений и дополнений в устав.
Отказ в государственной регистрации
устава муниципального образования,
муниципального правового акта
о внесении изменений и дополнений
в устав муниципального образования,
а также нарушение установленных
сроков государственной регистрации
устава муниципального образования, муниципального
правового акта о внесении в устав муниципального
образования изменений и дополнений могут
быть обжалованы гражданами и органами
местного самоуправления в судебном порядке.
Устав муниципального образования,
муниципальный правовой акт о внесении
изменений и дополнений в устав муниципального
образования подлежат официальному опубликованию
(обнародованию) после их государственной
регистрации и вступают в силу после их
официального опубликования (обнародования).
Изменения
и дополнения, внесенные в устав
муниципального образования и изменяющие
структуру органов местного самоуправления,
полномочия органов местного самоуправления
(за исключением полномочий, срока
полномочий и порядка избрания выборных
должностных лиц местного самоуправления),
вступают в силу после истечения срока
полномочий представительного органа
муниципального образования, принявшего
муниципальный правовой акт о внесении
в устав указанных изменений и дополнений.
Изменения
и дополнения в течение пяти лет
в Устав Заозерского сельского поселения
не вносились. В данный момент принята
новая редакция Устава Заозерского сельского
поселения и направлена в Министерство
юстиции для государственной регистрации
в установленном законом порядке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В
России все более укрепляются
основы демократического устройства.
Свидетельством этого является переориентация
законодательства на четкое разграничение
полномочий между уровнями власти (федеральным,
региональным, местным). Самостоятельность
муниципальных органов власти повышает
ответственность органов и должностных
лиц местного самоуправления за подготавливаемые
и принимаемые решения.
Устав
муниципального образования является
одним из правовых средств, обеспечивающих
реализацию местного самоуправления.
Правовое значение устава муниципального
образования заключается в том, что он
устанавливает его статус, в том числе
предметы ведения и полномочия органов
местного самоуправления, обеспечивает
в целом осуществление местного самоуправления
населением данного муниципального образования.
Изучив
специфику устава муниципального образования,
можно говорить о следующих его особенностях:
1. устав
муниципального образования имеет локально-территориальный
характер, то есть возникает, изменяется
и прекращает свое существование только
в пределах муниципального образования;
2. имеет
комплексный характер, так как испытывает
на себе воздействие со стороны целого
комплекса правовых норм;
3. субъектом
муниципального правотворчества, отраженного
в уставе муниципального образования,
является либо население, либо муниципальный
орган, либо должностное лицо.
Выводы:
- Проекты уставов
муниципального образования должны готовиться
с целью: развития и конкретизации
федеральных, региональных законов и иных
нормативных правовых актов; обеспечения
регламентации тех сторон жизни муниципального
образования, регулирование которых входит
в пределы ведения вопросов местного значения;
содействия гражданам в реализации их
прав и законных интересов на местное
самоуправление.
- Во избежание
несоответствия устава муниципального
образования федеральному и региональному
законодательству необходимо своевременно
вносить изменения федерального и регионального
законодательства в данный муниципальный
правовой акт.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ
- Европейская
хартия о местном самоуправлении:
ETS № 122 от 15.10.1985 г., Страсбург // СЗ РФ. –
1998. - № 36. – Ст. 4446.
- Конституция
Российской Федерации от 12.12.1993 г. с учетом
поправок, внесенных законом о поправках
к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ // Российская
газета. - 1993. - № 237; 2008. - № 267.
- О внесении
изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации : федер. закон
от 25 декабря 2008 г. № 281-ФЗ // Российская
газета. – 2008. - № 266.
- О государственной
регистрации уставов муниципальных образований
: федер. закон от 21 июля 2005 г. № 97-ФЗ в ред.
федер. закона от 18 октября 2007 г. № 230-ФЗ
// Российская газета. – 2005. - № 161 ; 2007. -
№ 237.
- О муниципальной
службе в Российской Федерации : федер.
закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ в ред. федер.
закона от 17 июля 2009 г. № 160-ФЗ // Российская
газета. - 2007. - № 47 ; 2009. - № 133.
- О прокуратуре
Российской Федерации : федер.закон от
17 января 1992 г. № 2202-1 в ред. федер.закона
от 28 ноября 2009 г. № 303-ФЗ // Российская газета.
– 1992. - № 61 ; 2009. - № 237.
- Об общих
принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации : федер. закон
от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ в ред. федер. закона
от 27 июля 2010 г. № 237 – ФЗ // Российская газета.
– 2003. - № 202 ; 2010. - № 72.
- О классификаторе
правовых актов : указ Президента Российской
Федерации от 15 марта 2000 г. №115 в ред. указа
Президента РФ от 28 июня 2005 г. № 736 // СЗ
РФ. – 2000. - № 46. – Ст. 4720 ; 2005. - № 14. – Ст.
1413.
- Конституция
Республики Карелия от 12 февраля 2001 г.
№ 473-ЗРК в ред. закона Республики Карелия
от 23 мая 2008 г. № 1193-ЗРК // СЗ РК. – 2001. –
№ 2 ; 2008. - № 5.
- О муниципальной
службе в Республике Карелия : закон Республики
Карелия от 24 июля 2007 г. № 1107-ЗРК в ред.
закона РК от 12 января 2009 г. № 1267-ЗРК // Карелия.
– 2007. - № 84 ; 2009. – № 6.
- О Государственном
комитете РК по вопросам развития местного
самоуправления : указ Главы Республики
Карелия от 20 февраля 2009 г. № 17 // СЗ РК.
– 2009. – № 2.
- Актуальные
вопросы развития муниципальных образований
/ под общ. ред. И. Н. Барцица, В. В. Бакушева.
– Москва : РАГС, 2008. – 300 с.
- Алексеев
С. С. Право. Азбука - теория – философия.
Опыт комплексного исследования / Алексеев
С. С. – Москва : КноРус, 1999. – 315 с.
- Вестник
Центра правовой поддержки местного самоуправления
– 2006 / под ред. М. А. Якутовой. – Москва
: Момент, 2006. – 272 с.
- Глазычев
В. О состоянии местного самоуправления
в РФ : доклад Комиссии по вопросам регионального
развития и местного самоуправлении на
пленарном заседании Общественной палаты
РФ 29 сентября 2006 г. / В. Глазычев // Государственная
власть и местное самоуправление. - 2006.
- № 10. - С. 7 - 19.
- Гулидов
П. В. Органы местного самоуправления в
Федеральном законе «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации» / П. В. Гулидов
// Вопросы Севера. - 2007. - № 4. – С. 15 - 23.
- Гулидов
П. В. Органы местного самоуправления -
одна из основных форм осуществления народовластия
в системе местного самоуправления / П.
В. Гулидов // Местное самоуправление. -
2007. - № 7. – С. 12 - 23.
- Дунаева
Н. В. Правовые акты органов местного самоуправления
: методические рекомендации для органов
местного самоуправления / Н. В. Дунаева,
Е. А. Китин, Н. В. Шубина ; под общ. ред. А.
С. Горшкова, А. А. Васецкого ; Федер. гос.
образоват. учреждение высш. профессион.
образования «Северо-Западная акад. гос.
службы», Ин-т доп. проф. образования гос.
и муницип. служащих. – Санкт – Петербург
: СЗАГС, 2007. – 185 с.
- Местное
самоуправление – ресурс развития страны
// Самоуправление : теория и практика.
– 2007. – № 5-6. – С. 2 - 11.
- Мирошников
С. Местное самоуправление на этапе реформирования:
проблемы и перспективы развития / С. Мирошников
// Государственная власть и местное самоуправление.
- 2006. - № 11. – С. 12 - 24.
- Муниципальное
управление : профессиональное развитие
персонала / А. К. Коньков [и др.]. – Москва
: Логос, 2001. - 60 с.
- Нестеров
А. В. О качестве государственного и муниципального
управления / А. В. Нестеров // Государственная
власть и местное самоуправление. - 2007.
- № 1. - С. 5 - 8.
- Периль Б.
В. Эффективность работы органов местного
самоуправления в Российской Федерации
/ Б. В. Периль // Управленческое консультирование.
-№ 3. - С. 221 - 227.
- Представительный
орган местного самоуправления : методическое
пособие для депутатов. – Хельсинки, 2006.
– 99 с.
- Проблемы
реформирования местного самоуправления
в России (1990-2006 годы). – Москва : Совет
Федерации, Аналитическое управление,
2006. – 141 с.
- Система
государственного и муниципального управления
: учебник / под общ. ред. Г. В. Атаманчука.
– Москва : РАГС, 2005. – 488 с.
- Уваров А.
А. Местное самоуправление в России / А.
А. Уваров.- 2-е изд. перераб. – Москва : Норма,
2006. – 320 с.
- Черногор
Н. Н. Проблемы ответственности в теории
муниципального права и практике местного
самоуправления / Н. Н. Черногор. – Москва
: Юриспруденция, 2007. – 304 с.
- Широков
А. Н. Организационное проектирование
структур органов местного самоуправления
в субъектах Российской Федерации / А.
Н. Широков // Муниципальная власть. - 2005.
- № 2. - С. 32 - 38.
- Широков
А. Н. Реформа местного самоуправления
в России : концептуальный подход / А. Н.
Широков. – Санкт – Петербург : ИРЭ РАН,
2003. – 87 с.
- Шумянкова
Н. В. Муниципальное управление : учебное
пособие / Н. В. Шумянкова. - Москва, 2002. –
125 с.
- Щербакова
Н. В. К вопросу о сущности представительной
власти / Н. В. Щербакова // Проблемы народного
представительства в Российской Федерации.
– 2005. - № 8. – С. 29-33.