Устав муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 18:38, курсовая работа

Описание

Цели представленной курсовой работы сводятся к исследованию такой разновидности муниципальных правовых актов как устав муниципального образования, его значения в становлении местного самоуправления и содержания.
В соответствии с этой целью автором поставлены следующие задачи:
определить понятие устава муниципального образования, исследовать его содержание, значение для муниципального образования, проблемы, возникающие при его реализации органами местного самоуправления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….………3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ УСТАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ …………………..…………………….………..5
1.1. Система муниципальных правовых актов как часть системы законодательства о местном самоуправлении Российской Федерации...5
1.2. Устав муниципального образования как вид муниципальных правовых актов............................................................................................ 8
ГЛАВА 2. УСТАВ ЗАОЗЕРСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ……..........15
2.1. Устав Заозерского сельского поселения: общая характеристика…,……………………………………………………...…15
2.2. Устав Заозерского сельского поселения: порядок принятия, внесения изменений и дополнений…………………………………...…18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…..24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……....26

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВИК - устав.doc

— 143.00 Кб (Скачать документ)

       В-четвертых, правовой акт предназначен для регулирования общественных отношений путем установления правовых норм, возникновения, изменения и прекращения правоотношений, признания, создания и изменения юридического состояния и т.п.

     В-пятых, правовой акт обладает общеобязательностью, т.е. официально признан государством, его институтами, которые гарантируют юридическую защиту правового акта.

     Названные общие характеристики правового  акта являются обязательными сущностными  признаками муниципальных правовых актов. Помимо указанных общих (родовых) характерных черт, органически присущих любому правовому акту, муниципальные правовые акты обладают своими, только им свойственными признаками, которые можно вывести из законодательного определения понятия «муниципальный правовой акт», являющегося весьма значимой новеллой федерального закона от 6 октября 2003 года. В ст. 2 указанного Федерального закона дается следующее определение: «Муниципальный правовой акт - решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер»9. Такие правовые акты многообразны и, как правило, для их характеристики используется метод классификации, который позволяет выделить наиболее значимые разновидности, рассмотреть особенности их подготовки и принятия. В основном муниципальные правовые акты различаются10:

     1) по нормативной природе:

     а) нормативные правовые акты длительного действия, адресованные широкому кругу лиц и включающие общеобязательные для них правила поведения (уставы муниципальных образований, регламенты представительных органов муниципальных образований и др.);

       б) правовые акты индивидуального содержания, адресованные конкретному лицу или органу и рассчитанные на однократное применение (договор найма жилого помещения в муниципальном жилищном фонде социального использования, приказ главы муниципального образования об увольнении муниципального служащего и др.);

     2) по содержанию – в зависимости от предметов ведения местного самоуправления их можно разграничить на правовые акты по вопросам социальной политики, деятельности органов местного самоуправления в культурной сфере, по вопросам охраны общественного порядка и др. Такая классификация может иметь значение, например, для размещения таких актов на официальном сайте местной администрации;

     3) по порядку вступления в юридическую силу – это правовые акты, требующие обязательной публикации (в частности, нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу только после их официального опубликования), а также правовые акты, не требующие официального опубликования (как правило, акты для служебного пользования);

     4) по виду (форме), которые установлены ст. 43 федерального закона от 6 октября 2003 года. В соответствии с данной статьей в систему муниципальных правовых актов входят:

     а) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);

     б) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

     в) правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

      Уставы – акты нормативно-учредительного характера, среди которых особое место занимают уставы муниципальных образований – нормативные правовые акты, определяющие статус муниципального образования. Наряду с ними выделяют уставы территориального общественного самоуправления – нормативно-учредительные акты, закрепляющие правовые, организационные, финансовые, экономические и иные основы территориального общественного самоуправления; уставы советов муниципальных образований субъектов РФ – нормативно-учредительные акты, принимаемые на съезде (собрании членов) совета и закрепляющие правовые, организационные, финансово-экономические и иные основы межмуниципального сотрудничества и др.;

     Указом  Президента Российской Федерации был  утвержден классификатор правовых актов11, здесь выделены основные виды муниципальных правовых актов и органы, которые компетентны их издавать:

010.150.000          Местное самоуправление

010.150.010          Общие положения

010.150.020          Устав муниципального образования

010.150.030          Представительные         органы      местного самоуправления

010.150.040          Глава    муниципального  образования.  Местная           

                              администрация

010.150.050          Территориальное общественное   самоуправление

010.150.060          Муниципальная  служба (см. также  060.020.180)

     В главе 7 федерального закона от 6 октября 2003 года приведена подробная регламентация системы  муниципальных правовых актов, выделены основные виды:

    1) устав муниципального образования,  правовые акты, принятые на местном  референдуме (сходе граждан);

    2) нормативные и иные правовые  акты представительного органа  муниципального образования;

    3) правовые акты главы муниципального  образования, местной администрации  и иных органов местного самоуправления  и должностных лиц местного  самоуправления, предусмотренных уставом  муниципального образования.

     Рассмотрим  подробнее устав муниципального образования  на примере Заозерского сельского поселения в следующей главе курсовой работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2.  УСТАВ ЗАОЗЕРСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ  
 

    1. Устав Заозерского сельского  поселения: общая  характеристика
 
 

      Устав муниципального образования - один из наиболее традиционных актов местного самоуправления. Хартии вольностей в Англии, уставные грамоты в Русском централизованном государстве XVI - XVII вв. и другие источники постепенно формировали опыт создания подобных актов местного самоуправления. К концу XX в. мировая муниципальная практика имеет в своем распоряжении огромное разнообразие уставов, различающихся как по форме, так и по содержанию. Так, только в США можно встретить четыре основных типа уставных документов, основанием для классификации которых является характер функций местного самоуправления. Это – устав общего типа, который разрешает осуществлять органам местного самоуправления самые разнообразные функции; классифицированный устав, регламентирующий функции в зависимости от численности населения муниципального образования; устав необязательный, предполагающий, что органы местного самоуправления имеют право менять формы деятельности в зависимости от реальных обстоятельств; уставы «местных правил» – наиболее гибкий тип устава, предоставляющий органам местного самоуправления наибольшую свободу в выборе форм деятельности.

    Согласно  федеральному закону от 6 октября 2003 года Устав муниципального образования  и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном  референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.

    Иные  муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

    В Уставе муниципального образования  в основном используются нормы четырех типов:

    1. Нормы-понятия. Всякий, кто обращается  к тексту устава, должен примерно  одинаково воспринимать все понятия и термины, встречающиеся в нем. Разумеется, полного совпадения в понимании и трактовке содержания устава добиться невозможно, однако следует, по крайней мере, стремиться максимально сблизить представления всех, кто им руководствуется.

    2. Нормы, определяющие структуру органов местного самоуправления, их наименования, основных должностных лиц, их права и функциональные обязанности. Это необходимо для стабильности в работе подразделений, их взаимодействия друг с другом, с населением, со всеми предприятиями и организациями.

    3. Нормы процедурного характера,  регулирующие порядок разработки, принятия и отмены основных  актов местного самоуправления, формирования органов местного  самоуправления и избрания либо  назначения его должностных лиц,  разрешения споров между органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и иными физическими и юридическими лицами.

    4. Нормы-запреты, которые ограничивают  деятельность органов местного  самоуправления и его должностных  лиц (депутатов), в том числе  занятие ими определенных должностей, деятельность в общественных организациях, получение дополнительных доходов и т.д.

    Важной  особенностью устава является его самодостаточность. Это означает, что по возможности он должен включать все нормы, необходимые в практике местного самоуправления. Поэтому в уставе следует конкретизировать основные законодательные нормы, имеющие отношение к местному самоуправлению, а при необходимости цитировать и собственно статьи законов, чтобы обращающийся к тексту устава не был вынужден заниматься поиском других нормативных актов.

    Устав Заозерского сельского поселения  определяет:

    1) наименование муниципального образования;

    2) перечень вопросов местного значения;

    3) формы, порядок и гарантии участия  населения в решении вопросов  местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;

    4) структуру и порядок формирования  органов местного самоуправления;

    5) наименования и полномочия выборных  и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления;

    6) виды, порядок принятия (издания), официального  опубликования (обнародования) и  вступления в силу муниципальных  правовых актов;

    7) срок полномочий Совета Заозерского  сельского поселения, депутатов,  членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц;

    8) виды ответственности органов  местного самоуправления и должностных  лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;

    9) порядок формирования, утверждения  и исполнения местного бюджета,  а также порядок контроля за  его исполнением в соответствии  с Бюджетным кодексом Российской  Федерации;

    10) порядок внесения изменений и дополнений в устав Заозерского сельского поселения.

    Уставом Заозерского сельского поселения  регулируются иные вопросы организации  местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. 
 

    1. Устав Заозерского сельского поселения: порядок принятия, внесения изменений и дополнений
 
 

      Устав Заозерского сельского поселения был принят Решением Совета Заозерского сельского поселения от 19 декабря 2005 года №1 (см. Приложение 1). В поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек, Устав принимается населением непосредственно на сходе граждан.

Информация о работе Устав муниципального образования