Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 18:38, курсовая работа
Цели представленной курсовой работы сводятся к исследованию такой разновидности муниципальных правовых актов как устав муниципального образования, его значения в становлении местного самоуправления и содержания.
В соответствии с этой целью автором поставлены следующие задачи:
определить понятие устава муниципального образования, исследовать его содержание, значение для муниципального образования, проблемы, возникающие при его реализации органами местного самоуправления.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….………3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ УСТАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ …………………..…………………….………..5
1.1. Система муниципальных правовых актов как часть системы законодательства о местном самоуправлении Российской Федерации...5
1.2. Устав муниципального образования как вид муниципальных правовых актов............................................................................................ 8
ГЛАВА 2. УСТАВ ЗАОЗЕРСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ……..........15
2.1. Устав Заозерского сельского поселения: общая характеристика…,……………………………………………………...…15
2.2. Устав Заозерского сельского поселения: порядок принятия, внесения изменений и дополнений…………………………………...…18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…..24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……....26
В-четвертых, правовой акт предназначен для регулирования общественных отношений путем установления правовых норм, возникновения, изменения и прекращения правоотношений, признания, создания и изменения юридического состояния и т.п.
В-пятых, правовой акт обладает общеобязательностью, т.е. официально признан государством, его институтами, которые гарантируют юридическую защиту правового акта.
Названные общие характеристики правового акта являются обязательными сущностными признаками муниципальных правовых актов. Помимо указанных общих (родовых) характерных черт, органически присущих любому правовому акту, муниципальные правовые акты обладают своими, только им свойственными признаками, которые можно вывести из законодательного определения понятия «муниципальный правовой акт», являющегося весьма значимой новеллой федерального закона от 6 октября 2003 года. В ст. 2 указанного Федерального закона дается следующее определение: «Муниципальный правовой акт - решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер»9. Такие правовые акты многообразны и, как правило, для их характеристики используется метод классификации, который позволяет выделить наиболее значимые разновидности, рассмотреть особенности их подготовки и принятия. В основном муниципальные правовые акты различаются10:
1) по нормативной природе:
а) нормативные правовые акты длительного действия, адресованные широкому кругу лиц и включающие общеобязательные для них правила поведения (уставы муниципальных образований, регламенты представительных органов муниципальных образований и др.);
б) правовые акты
2) по содержанию – в зависимости от предметов ведения местного самоуправления их можно разграничить на правовые акты по вопросам социальной политики, деятельности органов местного самоуправления в культурной сфере, по вопросам охраны общественного порядка и др. Такая классификация может иметь значение, например, для размещения таких актов на официальном сайте местной администрации;
3) по порядку вступления в юридическую силу – это правовые акты, требующие обязательной публикации (в частности, нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу только после их официального опубликования), а также правовые акты, не требующие официального опубликования (как правило, акты для служебного пользования);
4) по виду (форме), которые установлены ст. 43 федерального закона от 6 октября 2003 года. В соответствии с данной статьей в систему муниципальных правовых актов входят:
а) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);
б) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;
в) правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Уставы – акты нормативно-учредительного характера, среди которых особое место занимают уставы муниципальных образований – нормативные правовые акты, определяющие статус муниципального образования. Наряду с ними выделяют уставы территориального общественного самоуправления – нормативно-учредительные акты, закрепляющие правовые, организационные, финансовые, экономические и иные основы территориального общественного самоуправления; уставы советов муниципальных образований субъектов РФ – нормативно-учредительные акты, принимаемые на съезде (собрании членов) совета и закрепляющие правовые, организационные, финансово-экономические и иные основы межмуниципального сотрудничества и др.;
Указом
Президента Российской Федерации был
утвержден классификатор
010.150.000 Местное самоуправление
010.150.010 Общие положения
010.150.020
Устав муниципального
010.150.030 Представительные органы местного самоуправления
010.150.040 Глава муниципального образования. Местная
администрация
010.150.050 Территориальное общественное самоуправление
010.150.060 Муниципальная служба (см. также 060.020.180)
В
главе 7 федерального закона от 6 октября
2003 года приведена подробная
1)
устав муниципального
2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;
3)
правовые акты главы
Рассмотрим
подробнее устав муниципального образования
на примере Заозерского сельского поселения
в следующей главе курсовой работы.
ГЛАВА
2. УСТАВ ЗАОЗЕРСКОГО
СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
Устав муниципального образования - один из наиболее традиционных актов местного самоуправления. Хартии вольностей в Англии, уставные грамоты в Русском централизованном государстве XVI - XVII вв. и другие источники постепенно формировали опыт создания подобных актов местного самоуправления. К концу XX в. мировая муниципальная практика имеет в своем распоряжении огромное разнообразие уставов, различающихся как по форме, так и по содержанию. Так, только в США можно встретить четыре основных типа уставных документов, основанием для классификации которых является характер функций местного самоуправления. Это – устав общего типа, который разрешает осуществлять органам местного самоуправления самые разнообразные функции; классифицированный устав, регламентирующий функции в зависимости от численности населения муниципального образования; устав необязательный, предполагающий, что органы местного самоуправления имеют право менять формы деятельности в зависимости от реальных обстоятельств; уставы «местных правил» – наиболее гибкий тип устава, предоставляющий органам местного самоуправления наибольшую свободу в выборе форм деятельности.
Согласно федеральному закону от 6 октября 2003 года Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.
Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).
В Уставе муниципального образования в основном используются нормы четырех типов:
1. Нормы-понятия. Всякий, кто обращается к тексту устава, должен примерно одинаково воспринимать все понятия и термины, встречающиеся в нем. Разумеется, полного совпадения в понимании и трактовке содержания устава добиться невозможно, однако следует, по крайней мере, стремиться максимально сблизить представления всех, кто им руководствуется.
2. Нормы, определяющие структуру органов местного самоуправления, их наименования, основных должностных лиц, их права и функциональные обязанности. Это необходимо для стабильности в работе подразделений, их взаимодействия друг с другом, с населением, со всеми предприятиями и организациями.
3.
Нормы процедурного характера,
регулирующие порядок
4.
Нормы-запреты, которые
Важной особенностью устава является его самодостаточность. Это означает, что по возможности он должен включать все нормы, необходимые в практике местного самоуправления. Поэтому в уставе следует конкретизировать основные законодательные нормы, имеющие отношение к местному самоуправлению, а при необходимости цитировать и собственно статьи законов, чтобы обращающийся к тексту устава не был вынужден заниматься поиском других нормативных актов.
Устав
Заозерского сельского
1)
наименование муниципального
2)
перечень вопросов местного
3)
формы, порядок и гарантии
4)
структуру и порядок
5)
наименования и полномочия
6)
виды, порядок принятия (издания), официального
опубликования (обнародования)
7)
срок полномочий Совета
8)
виды ответственности органов
местного самоуправления и
9)
порядок формирования, утверждения
и исполнения местного бюджета,
10) порядок внесения изменений и дополнений в устав Заозерского сельского поселения.
Уставом
Заозерского сельского
Устав Заозерского сельского поселения был принят Решением Совета Заозерского сельского поселения от 19 декабря 2005 года №1 (см. Приложение 1). В поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек, Устав принимается населением непосредственно на сходе граждан.