Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 10:58, контрольная работа
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе достижений современной правовой науки, анализа действующего законодательства о выборах и соответствующей практики осуществить комплексное исследование процессов формирования муниципальных органов и выявить особенности проведения местных выборов в РФ.
Введение 3
1 Структура системы народовластия в Российской Федерации (формы прямой и представительной демократии) 5
1.1 Место и роль местного самоуправления в системе государственной власти 5
1.2 Принцип народовластия и демократии в местном самоуправлении 6
1.4 Место и значение выборов в системе местного самоуправления 8
2. Особенности организационно-правового обеспечения муниципальных выборов и некоторые проблемы их осуществления в РФ 9
3. Голосование в системе муниципальных выборов 11
3.1 Место и роль голосования в системе муниципальных выборов 11
3.2 Время проведения голосования 11
3.3 Место проведения голосования 12
3.3.1 Голосование на избирательном участке 12
3.3.2 Бюллетень для голосования 13
3.4 Особые формы голосования 14
3.4.1 Виды особых форм голосования 14
3.4.2 Голосование по открепительному удостоверению 14
3.4.3 Досрочное голосование и голосование вне избирательного помещения 16
3.4.4 Голосование по почте 17
Заключение 18
Список литературы 20
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИИЮ
УРАЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Кафедра государственного и муниципального управления
РЕФЕРАТ
по предмету
«Муниципальное управление»
Тема 16
«Выборы на муниципальном уровне»
Сорочан Александр Николаевич
группа ГМУ-31, специальность 080504.65 «Государственное и муниципальное управление»
Екатеринбург
2011
Содержание
Введение 3
1 Структура системы народовластия в Российской
Федерации (формы прямой и представительной
демократии) 5
1.1 Место и роль местного самоуправления в системе государственной власти 5
1.2 Принцип народовластия и демократии в местном самоуправлении 6
1.4 Место и значение выборов в системе местного самоуправления 8
2. Особенности организационно-
3. Голосование в системе муниципальных выборов
11
3.1 Место и роль голосования
в системе муниципальных
3.2 Время проведения голосования 11
3.3 Место проведения голосования 12
3.3.1 Голосование на избирательном участке 12
3.3.2 Бюллетень для голосования 13
3.4 Особые формы голосования 14
3.4.1 Виды особых форм голосования 14
3.4.2 Голосование по
открепительному удостоверению
3.4.3 Досрочное голосование
и голосование вне
3.4.4 Голосование по почте 17
Заключение 18
Список литературы 20
Введение
Местное самоуправление,
как форма непосредственного осуществления
народовластия давно и прочно получило
признание и осуществляется практически
во всем мире. Народ может и должен самостоятельно
решать насущные проблемы муниципального
образования, в котором проживает. Это
его естественное право. Реализация народом
права на самоуправление формирует народовластие,
из которого вырастает демократия. Не
случайно Европейская хартия о местном
самоуправлении определила, что «право
граждан участвовать в управлении государственными
делами может быть осуществлено именно
на местном уровне, а органы местного самоуправления
составляют одну из основ любого демократического
строя».
Это же положение нашло отражение и в Конституции
Российской Федерации, которая относит
местное самоуправление к основам конституционного
строя и рассматривает его как один из
основополагающих принципов организации
власти, который наряду с принципом разделения
властей определяет систему власти и управления
в стране в целом. Конституция Российской
Федерации закрепляет местное самоуправление
как важнейший элемент основ конституционного
строя, как самостоятельную форму осуществления
народом принадлежащей ему власти.
Таким образом, актуальность темы исследования
обусловлена теоретической и практической
значимостью такой формы народовластия
как муниципальные выборы, посредством
которой население реализует свое право
на местное самоуправление.
В современной России интерес к институтам прямой демократии особенно велик и проблемы избирательного права, и определения роли выборов в формировании основ народовластия в Российской Федерации не раз затрагивались в научных исследованиях.
Однако, несмотря на большое количество научных работ, посвященных проблемам избирательного права и народовластия, в том числе на местном уровне, изучению вопросов совершенствования избирательных процессов на местном уровне с учетом специфики региона уделялось недостаточно внимания.
Это и определило необходимость разработки настоящей темы в исследовании.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в связи с муниципальными выборами в Российской Федерации, их организация и правовая регламентация.
Предметом исследования являются положения Конституции Российской Федерации, федеральные законы, законы субъектов Федерации, нормативные правовые акты, принятые органами местного самоуправления регионов Российской Федерации, регламентирующие процесс организации и проведения муниципальных выборов, а также практическая деятельность различных органов местного самоуправления, участвующих в избирательном процессе.
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе достижений современной правовой науки, анализа действующего законодательства о выборах и соответствующей практики осуществить комплексное исследование процессов формирования муниципальных органов и выявить особенности проведения местных выборов в РФ.
Указанная цель опосредуются
более конкретизированными
1) анализом развития института муниципальных
выборов и определением их роли в системе
народовластия;
2) выявлением имеющихся
в законодательстве Российской
Федерации, регулирующем
3) определением общих
рекомендаций по улучшению
1 Структура системы
1.1 Место и роль местного
Местное самоуправление, являясь одной из главных
основ демократического строя, как обозначено
в Европейской Хартии местного самоуправления,
«обеспечивает соединение и взаимодействие
прямой демократии с демократией представительной».
Как мы уже писали выше, согласно статье
130 Конституции Российской Федерации,
местное самоуправление осуществляется
гражданами как непосредственно, так и
через выборные и другие органы местного
самоуправления.
Принцип сочетания представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан гарантирует непосредственное участие населения в решении вопросов местного значения.
Это участие обеспечивается, прежде всего, такими формами прямой демократии, как:
- муниципальные выборы,
- местный референдум,
- собрания,
- сходы,
- конференции граждан,
- обращения граждан,
- народная правотворческая инициатива,
- общественные слушания,
- территориальное общественное самоуправление и др.
Данный принцип призван
гарантировать равные права граждан
на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих
представителей независимо от пола, расы,
национальности, вероисповедания, происхождения,
языка, имущественного и должностного
положения, убеждений и принадлежности
к общественным объединениям. В Федеральном
законе «Об общих принципах организации
местного
самоуправления в Российской Федерации»
закреплены основные гарантии этого права,
в котором отражается взаимное проникновение
форм и институтов муниципальной демократии:
прямой и представительной.
Однако, прежде чем рассматривать институты
муниципальной демократии, необходимо
обозначить понятие народовластия и его
роль в построении демократического государства,
так как основополагающим постулатом
всех демократических государств является
провозглашение принципа принадлежности
власти народу.
1.2 Принцип народовластия и демократии в местном самоуправлении
«В первую
очередь, народовластие означает принадлежность
всей государственной власти народу, что
предполагает свободное осуществление
народом этой власти в полном соответствии
с его суверенной волей и коренными интересами».
В данном понятии признается народный суверенитет, что означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было сил, использует исключительно в своих интересах. Народный суверенитет неделим.
Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации, как гласит Конституция РФ, является ее многонациональный народ, что определяет место самоуправления в системе народовластия.
Иными словами, никто, кроме российского народа, не может претендовать на государственную власть в России.
То есть, в российской Конституции народный суверенитет «получил свое полное выражение и закрепление применительно к определению конституционных основ государства, прав и свобод человека и гражданина, характеру полномочий, соответствующих государственных органов и должностных лиц, а также формам реализации институтов демократии в системе местного самоуправления».
Говоря о соотношении демократии и местного самоуправления, необходимо отметить, что исторически существовало три разнообразных точки зрения о связи местного самоуправления и демократии.
Первая рассматривала самоуправление как бережно охраняемую традицию, находящуюся в противоречии с демократическими принципами.
Согласно второй, принципы демократии - правление большинства, эгалитаризм и общие стандарты для всех — не могут быть приспособлены к потребностям местного самоуправления — разноликого, потенциально олигархического и коррумпированного.
Третья точка зрения настаивает на необходимой связи демократии и местного самоуправления.
Бесспорно, демократия и
местное самоуправление имеют ряд
общих черт. Обе они являются формами
осуществления публичной
«Развитость и демократии,
и местного самоуправления определяется
широтой применения принципа выборности лиц, занимающихся управлением, расширением
системы представительных органов, функционированием
институтов непосредственного народовластия».
Вместе с тем, если демократия как форма
государства всегда носит политический
характер, то самоуправление многозначно,
может быть как государственным, так и
общественным; носить как политический,
так и социальный характер.
Демократия, ее основные
формы и институты закреплены
в праве, что обусловливает их
юридическую обязательность для
всех. Поэтому в рамках общества
может существовать лишь одна общегосударственная
система демократии. В то же время самоуправление
имеет сложную структуру. В тех же рамках,
но на разных уровнях может существовать
множество систем самоуправления, обслуживающих
интересы разных социальных общностей.
Одни из них функционируют в масштабах
общества, другие в масштабах отдельных
регионов, третьи — в сфере деятельности
общественных организаций и образований,
четвертые — их первичных ячеек и структурных
подразделений, пятые — в сфере объединений
по интересам. Поэтому, в отличие от демократии,
некоторые системы самоуправления имеют
локальный характер.
В меру их участия в
делах государства системы
В то же время степень
развития самоуправления зависит от
степени развития демократии в обществе:
чем более демократичным оно
будет, тем более широко в нем
будут развиты
«Местное самоуправление служит делу строительства
демократии снизу вверх, является неотъемлемым
и важнейшим звеном в концепции построения
открытого гражданского общества на принципах
демократии, плюрализма и децентрализации
государственной власти, а также в рамках
концепций правового и социального государства».
Эффективное местное самоуправление создает совершенно иную психологическую атмосферу в обществе.
Указанные выше положения
Конституции находят свое отражение
и в действующем
1.4 Место и значение выборов в системе местного самоуправления
Итак, местное
самоуправление в Российской Федерации
осуществляется путем проведения референдумов,
выборов, при помощи иных форм прямого
волеизъявления, а также через выборные
и другие органы местного самоуправления.
Полномочия представительных
органов местного самоуправления осуществляются
собраниями и сходами граждан
лишь в некоторых, небольших по численности
населения муниципальных образованиях.
Местные референдумы используются по
большей части в случае изменения границ,
территории муниципального образования,
что происходит крайне редко.
Отзыв депутата, выборного должностного лица также не получил широкого распространения на местном уровне.
Практикой не подтверждается
тезис о существенном влиянии
на систему местного самоуправления
народных правотворческих инициатив
и обращений граждан в органы
местного самоуправления.
Что касается территориального общественного самоуправления, то опыт показывает,
что граждане, не проявляют широкой инициативы
в отношении указанной, как и иных форм
самоорганизации в целях решения вопросов
местного значения.
Из этого следует, что в большинстве муниципальных образований единственной формой непосредственной демократии, реально используемой и ориентированной на всех дееспособных жителей соответствующей территории, являются муниципальные выборы.
Все иные институты непосредственной
демократии, предусмотренные