Выборы на муниципальном уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 10:58, контрольная работа

Описание

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе достижений современной правовой науки, анализа действующего законодательства о выборах и соответствующей практики осуществить комплексное исследование процессов формирования муниципальных органов и выявить особенности проведения местных выборов в РФ.

Содержание

Введение 3
1 Структура системы народовластия в Российской Федерации (формы прямой и представительной демократии) 5
1.1 Место и роль местного самоуправления в системе государственной власти 5
1.2 Принцип народовластия и демократии в местном самоуправлении 6
1.4 Место и значение выборов в системе местного самоуправления 8
2. Особенности организационно-правового обеспечения муниципальных выборов и некоторые проблемы их осуществления в РФ 9
3. Голосование в системе муниципальных выборов 11
3.1 Место и роль голосования в системе муниципальных выборов 11
3.2 Время проведения голосования 11
3.3 Место проведения голосования 12
3.3.1 Голосование на избирательном участке 12
3.3.2 Бюллетень для голосования 13
3.4 Особые формы голосования 14
3.4.1 Виды особых форм голосования 14
3.4.2 Голосование по открепительному удостоверению 14
3.4.3 Досрочное голосование и голосование вне избирательного помещения 16
3.4.4 Голосование по почте 17
Заключение 18
Список литературы 20

Работа состоит из  1 файл

контрольная МУ тема 16.doc

— 122.50 Кб (Скачать документ)

В такой ситуации они  вправе получить в соответствующей избирательной комиссии открепительное удостоверение и проголосовать на том избирательном участке, на котором они будут находиться в день голосования, но только в пределах избирательного округа, где они обладают активным избирательным правом. 

Возможность и порядок голосования по открепительному удостоверению на муниципальных выборах определяются законами субъектов РФ. 

Представляется, что при  организации и проведении муниципальных  выборов применение открепительного  удостоверения вряд ли способно эффективно гарантировать участие в голосовании избирателям, которые в силу тех или иных причин не будут иметь возможность прибыть в помещение для голосования того избирательного участка, на котором они включены в список избирателей.

Это связано, в первую очередь, с тем, что открепительное удостоверение действительно только в пределах избирательного округа, где проводятся муниципальные выборы, то есть на весьма ограниченной территории.

Во-вторых, при проведении муниципальных выборов, в отличие  от выборов региональных и федеральных, уровень разъяснения через СМИ прав избирателей, возможных процедур голосования несоизмеримо ниже. Подавляющее большинство населения попросту не знакомо с правом голосования по открепительному удостоверению. 

В-третьих, при низкой электоральной активности российских граждан весьма сомнительно, что они выразят желание явиться в избирательную комиссию дважды: в первый раз – для получения открепительного удостоверения, во второй раз – непосредственно для голосования.  В-четвертых, проблематичным выглядит сам процесс получения открепительного удостоверения.

Как правило, законы субъектов  РФ устанавливают норму, согласно которой  открепительное удостоверение можно  получить в участковой избирательной  комиссии за 24-1 день до дня голосования.  
На практике участковые комиссии хотя и формируются задолго до дня выборов, но определенного помещения для постоянной работы не имеют. Затруднительным для избирателя выглядит поиск местонахождения комиссии для получения открепительного удостоверения. 
Кроме того, голосование по открепительному удостоверению таит в себе опасность фальсификации итогов голосования.

В Федеральном законе «Об основных гарантиях…» вопросы, связанные с открепительными  удостоверениями, изложены крайне скупо. В частности, запись о том, что открепительное удостоверение является документом строгой отчетности, не подкреплена конкретными нормами. 
«Если за изготовление лишнего тиража бюллетеней предусмотрена уголовная ответственность, то изготовление лишних открепительных удостоверений не считается ни административным правонарушением, ни уголовным преступлением. А ведь удостоверения меняются на бюллетени один к одному. Это оставляет возможность многократного голосования одних и тех же лиц, имеющих большой запас открепительных удостоверений».

Требования к степени  защиты избирательного бюллетеня на муниципальных выборах определены Федеральным законом «Об основных гарантиях…».

Требования же к степени  защиты открепительного удостоверения, являющегося аналогичным по значимости документом, определяются законами субъектов РФ, в которых устанавливаются разнообразные требования к степени защиты открепительного удостоверения.

 
3.4.3 Досрочное голосование  и голосование вне избирательного  помещения

 
          Правовое регулирование досрочного голосования и голосования вне помещения осуществляется нормами Федерального закона «Об основных гарантиях…». Субъекты РФ не имеют полномочий по установлению собственных норм по этим процедурам и в своих законах текстуально копируют нормы Федерального закона.  

Досрочное голосование, по общему правилу, применяется исключительно на муниципальных выборах. Применение такого голосования возможно только в том случае, если на данных выборах не применяется открепительное удостоверение. Федеральные закон «Об основных гарантиях…» установил исчерпывающий перечень оснований, в связи с которыми избиратель вправе проголосовать досрочно, а именно: отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья. 
 Представляется, что проведение досрочного голосования в большей степени, нежели институт открепительного удостоверения, может обеспечить реализацию принципа всеобщности избирательного права.  
Федеральным законом (ст. 66) строго регламентирован порядок голосования вне помещения для него.

Более того, в нынешней редакции данная норма (п. 1) ужесточила требования к избирателям.

Проголосовать может  только тот, кто по состоянию здоровья и инвалидности (исключая другие уважительные причины) не может прибыть в помещение для голосования и предварительно подал заявление в участковую избирательную комиссию.

«Данная норма не учитывает  ни практику непрерывно работающих предприятий, ни дежурства, ни тем более специфику  сельской местности. Во многих сельских населенных пунктах нет избирательных участков, а их удаленность от населенных пунктов, в которых участки располагаются, достигает десяти и более километров. Пассажирское сообщение между ними отсутствует. Бывает, что и телефонной связи нет. Голосование вне помещения проводится по единой форме, установленной для всех уровней выборов».

Что касается проведения выборов органов и должностных  лиц местного самоуправления, то какие-либо отличительные особенности в  данной процедуре для них не предусмотрены. 
В целях повышения гарантий защиты избирательного права лиц, проголосовавших на дому, необходима поправка в ст. 68 (п. 12) Федерального закона.

Суть ее в том, чтобы  ужесточить условия признания всех избирательных бюллетеней в переносном ящике недействительными в случае, если их количество окажется больше числа (даже на один) заявлений избирателей, содержащих отметку о количестве полученных бюллетеней.  
Прежде чем принимать такое решение, аннулирующее голоса многих избирателей и влияющее, порой значительно, на итоги голосования и даже на результаты выборов, избирательная комиссия обязана проверить обстоятельства этого расхождения.

На практике имели  место случаи, когда выяснялось, что два избирателя, голосовавшие на дому (муж и жена), расписывались  за получение бюллетеней на одном заявлении.

Подобное формальное нарушение вряд ли может служить  безусловным основанием для того, чтобы участковая избирательная  комиссия признала все бюллетени  в урне недействительными, аннулируя  тем самым голоса многих избирателей  при проведении выборов.

Только в случае установления фактов подлога, иного умышленного  искажения результатов волеизъявления избирателей (а не в результате технической  ошибки или небрежности) все бюллетени, находившиеся в переносном ящике  для голосования, решением участковой избирательной комиссии должны признаваться недействительными, о чем составляется отдельный акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования и в котором указываются фамилии и инициалы членов избирательной комиссии, обеспечивающих проведение голосования вне помещения для голосования с использованием данного ящика.

 

3.4.4 Голосование  по почте

 

Голосование по почте  может применяться при указании на такую возможность в законах  субъектов РФ. Установление такой  возможности при проведении  муниципальных выборов – редкое явление в законах субъектов Федерации.

Представляется, что при  проведении муниципальных выборов  голосование по почте не получит  сколько-нибудь значительного применения на практике.

Во-первых, крайне ограничивается круг избирателей, которые могут голосовать по почте. Не могут участвовать в голосовании те избиратели, которые могут проголосовать досрочно или по открепительному удостоверению.

Во-вторых, сложной выглядит процедура для избирателя: он должен заблаговременно подать письменное обращение в избирательную комиссию, объяснить причину, по которой не имеет возможности проголосовать на избирательном участке. Затем он должен получить конверт с избирательным бюллетенем, заполнить его и еще раз отправить по почте.

В-третьих, представляется, что сами избирательные комиссии будут всячески избегать данной процедуры, так как это накладывает дополнительные, весьма весомые финансовые затраты на организацию процесса.

Заключение

Итак, проведенные нами исследования позволяет сформулировать следующие основные выводы:

1. Местное самоуправление  исторически возникает как объективный  результат поиска человечеством  наилучших форм государственного  управления, сочетающего принципы  централизма и самоуправления. Имеющиеся  различия в существующих моделях  местного самоуправления объясняются историческими, географическими, национальными, религиозными и другими особенностями развития различных государств и народов, но в их основе лежат общие черты, предопределяющие осознанное стремление граждан самостоятельно решать местные вопросы, ограничение роли государства и децентрализации государственной власти, примат права над государством, обеспечение своих прав и свобод.

2. Анализ становления  и развития института выборов  на местном уровне в России  показывает, что переход к реальной демократии и проведение в связи с этим реформирования политической и правовой систем Российской Федерации, меняет роль муниципальных выборов в системе народовластия, придавая им все большую значимость. Муниципальные выборы являются самой распространенной, а в большинстве муниципальных образований единственной реально используемой формой непосредственной демократии.

3. Традиции российского  самоуправления свидетельствуют  об уникальности института местного  самоуправления в нашей стране, тем не менее, конституционное закрепление общепризнанных принципов и норм международного права и признание международных договоров составной частью Российской правовой системы, предполагает необходимость использования международных стандартов при совершенствовании избирательного законодательства Российской Федерации, в том числе и на уровне местного самоуправления.

4. Представляется, что  в основе дальнейшей работы  по совершенствованию федерального  и регионального избирательного  законодательства должны лежать  идеи:

- укрепления законодательных  гарантий проведения в стране  и регионах периодических, свободных,  демократических, достоверных выборов  депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, выборных должностных лиц органов  государственной власти и органов местного самоуправления на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании;

- создания высококачественного,  наиболее оптимального и соответствующего  реальным условиям избирательного  законодательства, как федерального, так и регионального;

- предоставления субъектам  РФ согласно конституционному  принципу распределения полномочий  между центром и регионами  возможности самостоятельно, с учетом  местных условий, законодательно  регулировать подготовку региональных и муниципальных выборов и соответствующий им избирательный процесс, вводить и обеспечивать дополнительные гарантии избирательных прав граждан;

- разумного рационализма  и экономичности подготовки и  проведения избирательных кампаний  без ущерба для демократии и необоснованного обременения государственного бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. - М.: Право 2007 – 320 с.

2. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральными законами от 27 сентября 2002 г. N 119-ФЗ, от 23 июня 2003 г. N 83-ФЗ, от 4 июля 2003 г. N 97-ФЗ и N 102-ФЗ ) – М.: Юридическая литература 2007 – 120 с. 3.

3. Европейская хартия о местном самоуправлении. Русская версия. Страсбург. Совет Европы. Отдел изданий и документов. ISB № 92-871-0804-8. Май. 1990 // Местное самоуправление в зарубежных странах. М., 1994. С. 71-78; Собрание законодательства РФ. 1998. №36. Ст. 4466.

4. Кудинов Л.Д. Основы теории государства (в схемах): Учебное пособие. СПб: СГУ, 2008 – 200 с.

5. Кутафин О. Е. Основы государства и права. М.: Право, 2007 – 420 с.

6. Матвеев Р.Ф. Избирательное право и избирательная система. - М., Посткриптум, 2008.- 480 с.

6. Нифанов А.Н. Институты народовластия  в системе муниципального управления. Ростов-на-Дону, 2008. С. 20-29.

7. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В.Лазарева. М.:Юрист,2007 – 320 с.

8. Об укреплении законодательных  гарантий проведения выборов  в субъектах Российской Федерации  и на муниципальном уровне // Журнал  российского права. – 2004. –  № 1.

9. Хрусталев Е.Н. Голосование  на выборах: виды, особенности  // В сб.: Актуальные проблемы государства и права на рубеже веков. – Владивосток, 2008 С.15 - 26




Информация о работе Выборы на муниципальном уровне