Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 10:58, контрольная работа
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе достижений современной правовой науки, анализа действующего законодательства о выборах и соответствующей практики осуществить комплексное исследование процессов формирования муниципальных органов и выявить особенности проведения местных выборов в РФ.
Введение 3
1 Структура системы народовластия в Российской Федерации (формы прямой и представительной демократии) 5
1.1 Место и роль местного самоуправления в системе государственной власти 5
1.2 Принцип народовластия и демократии в местном самоуправлении 6
1.4 Место и значение выборов в системе местного самоуправления 8
2. Особенности организационно-правового обеспечения муниципальных выборов и некоторые проблемы их осуществления в РФ 9
3. Голосование в системе муниципальных выборов 11
3.1 Место и роль голосования в системе муниципальных выборов 11
3.2 Время проведения голосования 11
3.3 Место проведения голосования 12
3.3.1 Голосование на избирательном участке 12
3.3.2 Бюллетень для голосования 13
3.4 Особые формы голосования 14
3.4.1 Виды особых форм голосования 14
3.4.2 Голосование по открепительному удостоверению 14
3.4.3 Досрочное голосование и голосование вне избирательного помещения 16
3.4.4 Голосование по почте 17
Заключение 18
Список литературы 20
Сегодня муниципальные
выборы зачастую являются единственным
каналом влияния населения на
муниципальную власть.
В связи с изложенным, особую значимость
приобретает институт муниципальных выборов как наиболее часто используемая
форма прямого народовластия при осуществлении
местного самоуправления.
2. Особенности
организационно-правового
Итак,
Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ
"Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации" позволяет
на достаточно высоком качественном уровне
обеспечивать реализацию гражданами России
конституционных прав избирать и быть
избранными в органы государственной
власти и в органы местного самоуправления,
организованно и гласно проводить выборы
в стране и ее регионах.
Вместе с тем «практика проведения региональных и муниципальных выборов, а также правотворческий процесс приведения регионального избирательного законодательства в соответствие с Федеральным законом обнаружили в нем ряд существенных недостатков, требующих устранения и исправления».
Основной недостаток
данного Федерального закона в том, что он содержит ряд необоснованных
ограничений и запретов, создающих дополнительные
трудности и проблемы в реализации избирательных
прав граждан на уровне субъектов Федерации
и муниципальных образований при подготовке
и проведении соответствующих выборов
региональных органов государственной
власти и выборов органов местного самоуправления.
Закон слишком одномерно, без необходимой
дифференциации регулирует избирательный
процесс применительно ко всем видам федеральных,
региональных и муниципальных выборов,
"забывая" о специфике последних.
Некоторые из норм действующего Закона
не только не обеспечивают гарантии избирательных
прав, но и не позволяют законодателям
субъектов Федерации создавать дополнительные
условия и процедуры их реализации, наиболее
эффективно и качественно регулировать
избирательный процесс на местах при проведении
региональных и муниципальных выборов.
Эти недоработки Федерального закона
вызваны, видимо, «недопониманием многими
законодателями сущности конституционного
принципа разграничения полномочий между
Российской Федерацией и ее субъектами,
который изначально позволяет субъектам
РФ иметь ряд дополнительных возможностей
в упрочении гарантий избирательных прав
граждан».
Реальное воплощение этого принципа в
условиях федеративной России позволяет
наиболее эффективно и качественно регулировать
избирательный процесс с учетом административно-
Закон подвергается критике с разных позиций.
Высказывая свои соображения
и предложения, следует исходить,
прежде всего, из интересов безусловного
обеспечения избирательных прав граждан и конституционных
полномочий субъектов РФ.
Так, например, положения ст. 10 (п. 1) Федерального
закона, касающиеся назначения выборов,
не предусматривают возможности временного
исполнения (до очередных выборов) полномочий
лицом, занимающим выборную муниципальную
должность, в случае их досрочного прекращения.
Однако такая возможность предусмотрена
законодательством РФ о местном самоуправлении
и уставами муниципальных образований
и осуществляется на практике, что позволяет
избегать экономически обременительных
внеочередных местных выборов.
К сожалению, в ст. 18 (п.
8) Федерального закона сохранено ранее
существовавшее ограничение для всех
выборов на число мандатов (не более пяти),
подлежащих распределению в многомандатном
избирательном округе.
Право регулировать этот вопрос стоит
предоставить субъектам Федерации.
Введенное в данный пункт положение о
том, что подобное ограничение не применяется
при выборах в орган местного самоуправления
в избирательном округе, образованном
в границах избирательного участка, не
только ничего не дает для практического
решения вопросов подготовки и проведения
муниципальных выборов, но и еще больше
ужесточает ограничение.
3. Голосование
в системе муниципальных
3.1 Место и роль голосования в системе
муниципальных выборов
Голосование – одна из ведущих стадий избирательного процесса, включающая в себя комплекс действий, направленных на обеспечение гражданину России его конституционных прав на свободное волеизъявление на выборах.
Порядок, условия голосования достаточно подробно урегулированы в законодательстве, в частности, в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
В нем оговариваются требования к помещению для голосования, указывается на возможность применения открепительного удостоверения, определяются требования к содержанию бюллетеней, их изготовлению и распространению, порядок голосования на избирательных участках, досрочного голосования, голосования вне помещения для голосования. Данные нормы направлены на регулирование процесса волеизъявления применительно ко всем уровням выборов.
Важность процедуры голосования, ее значение для определения итогов выборов определяет тот факт, что Федеральным законом «Об основных гарантиях…» регламентируется подавляющее большинство отношений по процедуре волеизъявления избирателей, и в нем содержится немного отсылок к законодательству субъектов РФ, в которых они правомочны устанавливать собственные нормы.
3.2 Время проведения голосования
В законах
субъектов РФ устанавливается время голосования
на муниципальных выборах. В большинстве
своем региональные законодатели устанавливают
время голосования с 8 до 20 часов по местному
времени.
.При этом участковой комиссии на избирательном
участке, образованном в отдаленной или
труднодоступной местности, дано право
объявить голосование завершенным до
окончания указанного времени, если проголосовали
все внесенные в список избиратели, но
не ранее 18 часов по местному времени.
Возможность закрытия избирательного
участка до окончания установленного
времени голосования при
Введение такого положения возможно, но только при условии отсутствия в законе субъекта РФ указания на возможность голосования по открепительному удостоверению. Иначе «это будет являться нарушением прав тех лиц, которые, получив открепительное удостоверение на одном участке, пожелают проголосовать на другом, где они не внесены в список избирателей».
Можно констатировать, что время голосования на муниципальных выборах, устанавливаемое в законах субъектов РФ, соответствует федеральному законодательству, требующему не менее 10-часовой продолжительности голосования. Стоит лишь отметить, что предпочтительным представляется установление наиболее широкого диапазона времени голосования, позволяющего воспользоваться своими избирательными правами наибольшему кругу лиц.
3.3 Место проведения голосования
3.3.1 Голосование на избирательном
участке
Наиболее
распространенным способом волеизъявления
является голосование на избирательных
участках.
Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой избирательной комиссии главой соответствующего муниципального образования, а в случае, если должность главы не предусмотрена, – лицом, уполномоченным на то органом местного самоуправления. В качестве такового по решению представительного органа местного самоуправления могут выступать глава администрации, управляющий делами и другие представители муниципального органа управления.
Ни в Федеральном
законе «Об основных гарантиях…», ни
в большинстве законов
Если при проведении
федеральных и региональных выборов
не оговоренные в законе нормативы,
как правило, «спускают сверху»,
то при муниципальных выборах у глав местного
самоуправления в данном вопросе появляется
полная свобода собственного усмотрения.
Представим себе ситуацию, когда глава
муниципального образования или иное
уполномоченное должностное лицо по тем
или иным причинам заинтересовано в срыве
выборов.
В условиях отсутствия нормативно
установленного срока предоставления
участковой избирательной комиссии
помещения для голосования
Перечень организационных
мероприятий довольно широк. Так, согласно
статье 61 Федерального закона «Об основных гарантиях…»
в помещении для голосования либо непосредственно
перед указанным помещением участковая
избирательная комиссия оборудует информационный
стенд, вывешивает увеличенную форму протокола
об итогах голосования, размещает стационарные
ящики для голосования, также могут устанавливаться
технические средства подсчета голосов.
Наиболее часто для голосования используются
помещения школ, других учебных заведений,
учреждений культуры. Их временное перепрофилирование
для нужд голосования также требует определенного
времени.
Кроме того, отечественные традиции организации
голосования требуют подготовки такого
не указанного ни в одном нормативном
правовом акте мероприятия, как буфет
для голосующих.
Таким образом, «в неподготовленном помещении
практически невозможно проведение процедуры
голосования, либо это будет сопряжено
со значительными нарушениями прав избирателей,
других участников выборного процесса».
В условиях отсутствия указания
на срок предоставления помещения участковой
избирательной комиссии отсутствует возможность
обжалования таких действия главы муниципального
образования, так как по формальным признакам
отсутствует какое-либо нарушение законодательства,
хотя все признаки срыва процедуры голосования
налицо.
Исходя из приведенных доводов, можно
констатировать необходимость нормативного
закрепления срока предоставления помещения
в распоряжение участковой избирательной
комиссии.
В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины для голосования так, чтобы это оборудование находилось в поле зрения членов комиссии и наблюдателей. Законодательство некоторых субъектов Российской Федерации предъявляет повышенные требования к помещениям для голосования на избирательном участке.
3.3.2 Бюллетень для голосования
Важнейшим
документом, содержащим первичную и юридически
значимую информацию о волеизъявлении
избирателей, является бюллетень. Основополагающие
правила, имеющие универсальный характер
для всех видов выборов, содержатся в статье
63 Федерального закона «Об основных гарантиях…».
Требования к содержанию бюллетеня, порядку получения, хранения и погашения бюллетеня являются унифицированными для всех уровней выборов.
Существенно различны лишь
степени защиты, предъявляемые к
бюллетеням по муниципальным выборам по сравнению с иными выборами.
Так, при изготовлении бюллетеней для
выборов в федеральные органы государственной
власти, органами государственной власти
субъектов РФ должна использоваться специальная
бумага (бумага с водяными знаками или
цветная бумага) или специальная краска
с нанесением на бланк бюллетеня типографским
способом надписи микрошрифтом или защитной
сетки.
Что же касается выборов в органы местного
самоуправления, то для их проведения
бюллетени должны изготавливаться с использованием
или цветной бумаги, или специальной краски,
или с нанесением типографским способом
цветного фона, а также с нанесением на
бланк бюллетеня типографским способом
надписи микрошрифтом или защитной сетки.
Данная норма закона подверглась критической
оценке.
Так, по мнению Е.Н. Хрусталева, для таких
избирательных бюллетеней требуется специальная
бумага, изготавливаемая на единственной
в стране бумажной фабрике.
Наносить защитную сетку
и надписи микрошрифтом на эту
бумагу имеют право не все полиграфические
предприятия, а только получившие лицензию
Минфина России на изготовление бланков
ценных бумаг. В связи с этим, считает Е.Н.
Хрусталев, «резко вырастают дополнительные
полиграфические, транспортные и иные
расходы».
Следует согласиться с выдвинутым им предложением
передать установление способа защиты
избирательных бюллетеней на муниципальных
выборах на уровень законов субъектов
РФ.
3.4 Особые формы голосования
3.4.1 Виды особых форм голосования
Наряду с основным традиционным способом голосования, в целях обеспечения избирательных прав граждан, которые по тем или иным причинам на избирательный участок прибыть не могут, существуют также иные способы голосования.
К ним относятся:
- голосование по открепительному удостоверению,
- досрочное голосование,
- голосование вне помещения при помощи переносного избирательного ящика,
- голосование по почте.
Данные формы голосования возможны и при проведении муниципальных выборов.
3.4.2 Голосование по
Голосование по открепительному удостоверению предусматривается для избирателей, которые не будут иметь возможность прибыть в помещение для голосования того избирательного участка, где они включены в список избирателей, в день голосования.