Занятость молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:30, курсовая работа

Описание

Объектом исследования является положение молодежи на рынке труда в условиях переходного российского общества. Предмет исследования социальный аспект положения молодежи на рынке труда на основе государственной политики занятости.
Исходя из актуальности, характера и степени разработанности проблемы можно сформулировать цель исследования: определение основных аспектов проблемы занятости молодежи в современной России.
Для достижения данной цели выдвинуты следующие задачи:
- выявить место проблемы трудоустройства молодежи в структуре более общей проблемы занятости населения России в целом и определить основные параметры и характеристики занятости и безработицы молодежи;
- определить решения проблем трудовой занятости молодежи.

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретико-правовые основы трудовой занятости молодежи
Нормативно-правовые основы организации занятости населения
Основные проблемы занятости молодежи в муниципальных образованиях
Глава 2 Система занятости молодежи городского округа Самара
2.1 Структурно-организационные механизмы решения проблем занятости
2.2 Перспективы развития занятости в муниципальном образовании
Заключение
Список источников и литературы

Работа состоит из  1 файл

Глава 1 Теоретико.doc

— 135.00 Кб (Скачать документ)

     В рамках данной программы специалисты  окружного центра занятости знакомят участников с правилами и секретами  составления эффективного резюме, объясняют, как разместить резюме на специализированных интернет-сайтах, рассказывают о различных видах собеседования, включая «стресс-интервью», показывают, как правильно общаться с работодателем по телефону. Занятия проводятся как групповые, так и индивидуальные. Желающие могут придти в будние дни и выбрать для себя наиболее удобную форму.

     Сотрудники  Центров стараются посодействовать  неработающей молодежи приспособиться на рынке труда. Для этого предлагается получение другой специальности; проводятся гарантированные собеседования  работодателей с возможными работниками; психологические тренинги по увеличению убежденности в себе, развитию коммуникативных свойств, целью которых является акцентирование внимания на обычных ошибках; ярмарки вакансий и учебных рабочих мест22.

     Ярмарка вакансий - одна из экономически действенных  форм работы службы занятости23. Гражданам, ищущим работу, предоставляется возможность встретиться в определенное время в одном конкретном месте со значимым числом работодателей, ускорив тем процесс собственного трудоустройства. Почти все компании принимают роль в таковых мероприятиях не лишь для того чтоб поскорее закрыть горячую вакансию, сразу рекламируя основную деятельность компании, да и также для формирования кадрового резерва для собственной компании. Это означает, что по мере возникновения вольных вакансий работодатель сначала обратиться к этому резерву.

     Для компаний-работодателей, желающих принять  на работу студентов, роль в ярмарках вакансий - это возможность собрать  банк резюме возможных участников стажировок и претендентов на вакантные стартовые  позиции. Работа со студентами также принципиальна исходя из убеждений формирования стиля компании как многообещающего работодателя посреди выпускников и юных профессионалов. Но опыт указывает, что не все компании полностью употребляют способности, которые открывают перед ними такие мероприятия.

     Долголетний опыт взаимодействия центра занятости, с работодателями указывает, что  в ситуации, когда остро и в  большом количестве необходимы кадры - Центр занятости населения - единственная организация на рынке труда готовая организовать для Вас ярмарку вольных вакансий Вашей компании, при этом безвозмездно24.

     Центры  занятости населения часто проводят общие ярмарки, рассчитанные на всякую категорию ищущих работу, и специалистов: для студентов, для выпускников, по специальным программам, по организации публичных работ. Уже вошло в практику проводить в апреле ярмарку для школьников, в октябре – для выпускников учебных заведений, а в течение всего года ярмарки вакансий проводятся для студентов на базе образовательных учреждений. Таким образом, мы рассмотрели Государственное учреждение - Центр занятости населения города Самары, куда могут обратиться все желающие в поиске работы.  

2.2 Перспективы развития занятости в муниципальном образовании 

     Молодое поколение, прежде всего, определяет не только состояние и уровень трудовых ресурсов, но и экономики города в перспективе. Необходимо проанализировать механизмы решения проблем трудоустройства молодежи.     

     Так рассмотрим  проблему такую как - отсутствие стажа и опыта работы. Решение этой проблемы можно найти в реализации  такого  механизма как квотирование  рабочих  мест  для  выпускников.  В  настоящее  время  эта практика применяется к таким категориям граждан как  инвалиды,  дети-сироты, члены многодетных семей. Однако реализация  этих  льгот  носит  добровольно- принудительный характер. Эффективного механизма реализации этой практики  на данный момент нет. Альтернативой  практике  квотирования  может  стать  система  условий,   при которых работодателям  было  бы  выгодно  брать  на  работу  выпускников,  в частности - введенная на муниципальном уровне система  налоговых  льгот  для работодателей, принимающих на  работу  выпускников  учебных заведений.  Реализация  этой идеи возможна через депутатские комиссии и комитеты исполнительных  структур власти. Прежде всего, нужны конкретные финансовые расчеты, которые  позволят определить стратегию реализации идеи. Еще одной  возможностью  получения  необходимого  опыта работы может быть практика временного найма на  разовые  работы. Такие как различного    рода    рекламные    акции,    маркетинговые     исследования, социологические опросы, работа в сфере политики, занятость на  общественных работах, деятельность в общественных  организациях  в качестве  волонтеров25. Здесь полезным было бы ввести практику получения  рекомендательных  писем  с мест такой работы.  Временная  занятость  выпускников  в  данном  случае  не только позволит им получить опыт, но  и  заработать  репутацию,  что  играет значительную роль на современном рынке труда. Кроме того, существует еще механизм молодежной практики. В  настоящее  время организацией молодежной практики занимается служба занятости26.  Однако  брать на работу человека без опыта для работодателя остается невыгодным  даже  при условии того, что половину заработной платы  выплачивает  служба  занятости. Существует возможность, при которой сам кандидат будет оплачивать  получение опыта работы тому предприятию или фирме, которые согласны  предоставить  ему место для практики. Чтобы реализовать такой  механизм,  необходимо  создание банка данных подобного рода вакансий, продвижение этой идеи в СМИ, посредством создания соответствующей странички в Internet27. На федеральном уровне необходимо создание и  реализация  программы  создания рабочих мест  специально  для  молодых  специалистов. Практическая реализация этой программы пока  маловероятна  из-за  недостатка бюджетных средств, но идея должна продвигаться уже сейчас.

     При дискриминации женщин при приеме на работу можно предложить  следующие решения проблемы. Прежде  всего -  использование   возможностей   служб   и   курсовой   сети Департамента  занятости для предоставления  возможности женщинам   пройти специальный   тренинг,   позволяющий   впоследствии   взаимодействовать    с работодателем более успешно и преодолевать   предрассудки,   ведущие   к дискриминации по половому признаку. Другим предложением стало - использовать некие обходные  пути,  позволяющие женщине, несмотря на сложившуюся ситуацию, получить  работу.  Такими  путями могут стать:  работа  на  дому,  разовые  работы,  самостоятельная занятость.  Последний вариант предложен для женщин, обладающих высокой  квалификацией  и  желающих иметь  работу,  позволяющую  раскрыть  их  интеллектуальный   и   творческий потенциал. Еще  одним  решением  проблемы  может  стать  в  перспективе  предоставление кадровыми  агентствами  услуги  по  лизингу  персонала.  Однако  в  условиях современного  налогообложения  использование  этих  услуг  для  работодателя крайне невыгодно, а потому реализация данного предложения  представляется  в настоящее время проблематичным. Необходима также реализация программ, позволяющих уменьшить  долю  женщин  в домашней работе и высвободить время для профессиональной деятельности.

     Проблема  дисбаланса спроса и предложения на рынке труда. В  данном  случае  наиболее  важным  представляется  наличие  у  выпускников навыков, позволяющих быстро  адаптироваться  к  изменившейся  ситуации.  Эти навыки должны воспитываться в процессе социализации личности, как  в  семье, так и во время обучения специальности28. Другим  механизмом  адаптации к требованиям рынка является  переобучение специалистов  в службе  занятости и в вузах.  Для   этого   могут   быть использованы  механизмы получения различного  рода  кредитования  обучения студентов  работодателями,  что   позволяет   выпускникам   определиться   с дальнейшим местом работы. Кроме  того,  возможно  налаживание  механизма,  при  котором   вузы   будут заключать  с  предприятиями  прямые  договора   на   обучение   специалистов требуемых специальностей. Создание  информационных  систем,  позволяющих  учитывать  спектр  вакансий, анализировать их и прогнозировать  ситуацию  на  рынке  труда  тоже  улучшит ситуацию. Такая работа уже  начата,  о  чем  проинформировали  представителя муниципальной власти.

     Проблема  адаптации на рынке труда  выпускников  вузов,  являющихся  рядовыми запаса российской армии. Частично  это  связано  с  тем,  что  в  данной  ситуации, оказывается, практически  невозможно получить статус  безработного  и  встать на учет на бирже труда. В  качестве  возможных  путей  решения  было   предложено   разработать   на муниципальном  уровне  через  департамент  занятости  населения  специальную программу  по  адаптации  на  рынке  труда  выпускников  вузов,   являющихся рядовыми запаса российской армии. К реализации  данной  программы  могли  бы подключиться общественные организации  города.  Одним  из  шагов  реализации подобной  программы  может  стать  создание  при  общественных  организациях консультативных центров  по  вопросам  трудоустройства  для  рядовых  запаса российской армии. Также необходима защита этих граждан на законодательном уровне. В  частности - обеспечить этой категории молодых людей  получение  статуса  безработного. Для чего общественным организациям необходимо выйти на  федеральный  уровень с соответствующими законодательными инициативами29.

     Проблема  недостатка рабочих мест определённой специальности. Для того чтобы решить эту проблему необходимо, прежде всего, обратить внимание на неё государству. Принять меры для вовлечения молодёжи во все сферы  трудовой занятости. Необходимость формирования современной  законодательной  базы  в  области государственной молодежной политики определяется сохранением,  а  нередко  и нарастанием  целого  ряда  социальных  проблем   молодежи,   что   негативно отражается  на  социально-экономическом и культурно-духовном  аспектах  ее жизнедеятельности и перспективах  ее  развития.  Предпринимаемые меры  по повышению образовательного  уровня  молодежи,  ее  трудоустройству,  решению жилищной  проблемы,  развитию  разносторонних  способностей  молодых   людей недостаточно эффективны в силу слабой координации этих  мер,  их  частичного характера и недостаточной правовой обеспеченности.

     Правовое  регулирование, связанное  с  проблемами  молодежи,  до  активизации нормативно-правовой    деятельности    Комитета    по     делам     молодежи, характеризовалось принятием документов, направленных на решение проблем  тех или иных наиболее незащищенных категорий молодежи или  категорий  населения.  В которые без особого выделения входили и молодые жители  округа  (инвалиды, дети, оставшиеся без попечения родителей, семьи с низкими доходами и  т.д.)30.

     В количественном отношении документы, отстаивающие  и  реализующие  принципы прямых мер социальной защиты, как правило, в виде единовременных  пособий  и компенсаций преобладали.  Несмотря  на  существование  на  тот  период  ряда общественных объединений молодежи в стране, активное участие самой  молодежи в программах  ее  временной  и  постоянной  занятости,  достаточно  развитую клубную работу, молодежь до  определенного  момента  не  имела  достаточного правового обеспечения,  своего статуса  в  качестве  субъекта  государственной молодежной политики,  как не имели ее в достаточной степени органы  по  делам молодежи31. Однако формирование  сильной политики,  достижение  устойчивого управления требуют четкого правового регулирования сферы приложения, в первую  очередь посредством законодательных   актов,   определяющих   рамки   деятельности, регулирующих взаимодействия, связь событий и процессов,  распорядительных  и исполнительных актов. Их  принятие - залог  эффективного  функционирования системы государственного управления субъекта РФ.  Важнейшими  документами  с этой точки  зрения  являются  законодательные  акты,  касающиеся  реализации местной государственной молодежной политики. Целью таких законов  является установление правовых  основ  государственной молодежной политики в автономном округе. Это означает, что  общие  положения государственной молодежной политики в данном законе преобразуются в  систему правомерной деятельности окружных органов  государственной  власти,  органов местного самоуправления.

     В городском округе Самара разработали стратегический план развития Самары по трудоустройству молодых людей на временную и постоянную работу до 2025 года.  Стратегическая цель – создать единую систему трудоустройства молодежи в Самаре. В нем приняли участие все организации, которые располагают реальными возможностями оказывать содействие занятости молодежи. Стратегическая важность вопросов, связанных с трудоустройством и занятостью молодежи, очевидна. Потребность поработать есть у многих молодых: кому-то для реализации личных потребностей, кому-то для самоутверждения, некоторым – для выявления интереса к определенным профессиям. Часть подростков ищут временную летнюю работу, чтобы помочь своим родителям. Трудоустройство молодых людей играет важную роль в профилактике детской безнадзорности, преступности, наркомании. Работающим подросткам есть куда применить свою энергию, есть, с кем общаться. Трудовые навыки позволяют им адаптироваться к современному рынку труда.

       Все участники встречи пришли к выводу: несмотря на то, что активная работа в этом направлении проводится многими учреждениями городского и федерального уровня, в Самаре не сформирована целостная система организации занятости молодежи. Такая система позволит проводить целенаправленную работу всем субъектам рынка труда, разграничить ответственность, контроль и учет взаимных интересов молодых работников и работодателей. Итогом круглого стола стало решение регулярно обмениваться информацией, проводить совместные мероприятия, создать единую базу данных вакансий и желающих найти работу. Подобные встречи решено проводить регулярно32.

     Таким образом, мы рассмотрели Государственное  учреждение - Центр занятости населения  города Самары, куда могут обратиться все желающие в поиске работы.

     В итоге можно сделать следующий  вывод, существует множество способов реализации трудовой занятости молодежи, что дает возможность подобрать отличный вариант как временной, так и постоянной работы, а также найти доступную работу на лето. Для выявления технологических подходов в решении проблем незанятости среди молодежи мы рассмотрели правовые акты, регулирующие деятельность городского центра занятости населения в городе Самара, который и применяет эти подходы. 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 
 
 

Информация о работе Занятость молодежи