Камеральная налоговая проверка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 10:59, реферат

Описание

Давая пояснения, налогоплательщик вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (п. 4 ст. 88 НК РФ).
При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган обязан рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы.
Цель данной работы – рассмотреть порядок проведения и оформления результатов камеральной налоговой проверки.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
1 Понятие камеральных налоговых проверок. Цели проведения камеральных налоговых проверок…………………………………………………………………5
2 Порядок проведения камеральной налоговой проверки……………………….8
2.1 Этапы проведения камеральной налоговой проверки…………………8
2.2 Представление налогоплательщиком пояснений и внесение изменений в представленные на камеральную проверку документы………………………14
2.3 Истребование дополнительных документов и сведений в процессе осуществления камеральной проверки……………………….…………………..16
3 Оформление результатов камеральной налоговой проверки…………………22
Заключение…………………………………………………………………………28
Практическая часть………………………………………………………………...30
Библиографический список………………………………………………………. 35
Приложение……………………………………………………………………........37

Работа состоит из  1 файл

Камеральная налоговая проверка.doc

— 320.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………..3

1 Понятие камеральных налоговых  проверок. Цели проведения камеральных  налоговых проверок…………………………………………………………………5

2 Порядок проведения камеральной налоговой проверки……………………….8

2.1 Этапы проведения камеральной налоговой проверки…………………8

2.2 Представление  налогоплательщиком пояснений и  внесение изменений в представленные  на камеральную проверку документы………………………14

2.3 Истребование  дополнительных документов и  сведений в процессе осуществления  камеральной проверки……………………….…………………..16

3 Оформление  результатов камеральной налоговой  проверки…………………22

Заключение…………………………………………………………………………28

Практическая часть………………………………………………………………...30

Библиографический список………………………………………………………. 35

Приложение……………………………………………………………………........37

Введение

 

Понятия камеральной  проверки Налоговый кодекс РФ не содержит, в нем лишь имеется указание на то, что в процессе ее проведения проверяется налоговая отчетность налогоплательщика. Камеральная проверка осуществляется в соответствии со специальными правилами, установленными в НК РФ, по месту нахождения налогового органа.

Камеральная проверка осуществляется без какого-либо специального решения  руководителя налогового органа. Она проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с Налоговым кодексом должны подаваться вместе с ней. Заметим, что три месяца - это общий срок проведения проверки, но в виде исключения законом может быть установлен и иной срок.

Из Кодекса следует, что камеральная проверка может  проводиться только после предоставления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета). Именно этим моментом и определяется начало камеральной проверки.

Налогоплательщик специально не информируется о проведении камеральной налоговой проверки. Камеральная проверка - это прямая обязанность налогового органа, поэтому ей должен подвергаться каждый налогоплательщик при сдаче налоговой отчетности.

В ходе камеральной проверки налоговый орган проверяет, прежде всего, подана ли налоговая отчетность в установленный срок. Если оказывается, что налоговая декларация представлена позже, чем установлено законом, то налогоплательщик привлекается к ответственности по ст. 119 НК РФ.

Далее налоговый орган проверяет содержание представленных налогоплательщиком налоговых деклараций и прилагающихся к ним документов. Налоговые декларации (расчеты) сопоставляются с иными документами, касающимися деятельности налогоплательщика, которые имеются в распоряжении налогового органа.

Если камеральной проверкой  выявлены ошибки в заполнении налоговой  декларации (расчета) или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах и имеющимися у налогового органа, то налогоплательщик должен быть об этом извещен. Информация о наличии ошибок и (или) противоречий должна сопровождаться требованием о предоставлении необходимых пояснений или внесении соответствующих исправлений в течение пяти дней. Нарушение налоговиками данной обязанности может быть основанием для освобождения налогоплательщика в последующем от налоговой ответственности.

Давая пояснения, налогоплательщик вправе дополнительно представить  в налоговый орган выписки  из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (п. 4 ст. 88 НК РФ).

При проведении камеральной  налоговой проверки налоговый орган  обязан рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы.

Цель данной работы –  рассмотреть порядок проведения и оформления результатов камеральной налоговой проверки.

 

 

1 ПОНЯТИЕ КАМЕРАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ  ПРОВЕРОК. ЦЕЛИ ПРОВЕДЕНИЯ КАМЕРАЛЬНЫХ  НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК

 

В соответствии с п. 1 ст. 82 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ) налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых налогоплательщиками для извлечения дохода (прибыли), а также в иных формах, предусмотренных налоговым законодательством.

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 87 НК РФ камеральная налоговая проверка является одним из основных видов  налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и одной из основных форм налогового контроля как такового.

Порядок проведения налоговых  проверок нормативно определен ст. 88 НК РФ, а также Регламентом проведения камеральных налоговых проверок, оформления и реализации их результатов, утвержденным Приказом МНС РФ от 21.08.2003 N БГ-4-06/24дсп (далее - Регламент). К сожалению, указанный Регламент официально нигде не опубликован, и его не найти в правовых справочных системах, поскольку данный документ предназначен исключительно для служебного пользования должностных лиц налоговых органов.

Однако необходимо отметить, что камеральная проверка наряду с выездной проверкой занимает центральное  место в системе налогового контроля. Предусмотренные законодателем иные способы налогового контроля (получение объяснений, проверка учета и отчетности, осмотр помещений и др.) по сути являются контрольными мероприятиями, проводимыми, как правило, в рамках камеральной либо выездной налоговой проверки.

Налоговые органы на практике очень широко используют камеральную проверку как форму налогового контроля. Объясняется это, с одной стороны, высокой финансовой, временной, кадровой затратностью выездных проверок в сравнении с камеральными проверками. С другой стороны, традиционно именно камеральные проверки являются для налоговых органов основным источником сведений, необходимых для назначения выездной проверки, - сведений относительно потенциальных кандидатов на выездную проверку, сведений относительно предмета будущих выездных проверок.

Однако, несмотря на исключительное значение камеральных проверок в системе налогового контроля, в налоговом законодательстве отсутствует комплексное определение камеральной проверки. На основании анализа положений ст. 88 НК РФ можно выделить несколько квалифицирующих признаков данной формы налогового контроля.

Первый признак. Камеральная  проверка в силу ст. 88 НК РФ проводится только по месту нахождения налогового органа. При этом НК РФ не указывает, местонахождение какого именно налогового органа подразумевается под местом проведения проверки. Проведение камеральной проверки на территории налогоплательщика законодателем не допускается.

На основании системного анализа положений ст. 30 и ст. 82 НК РФ можно предположить, что органом, уполномоченным на проведение камеральных проверок, является соответствующее территориальное подразделение ФНС России, в котором налогоплательщик состоит на учете.

Однако один и тот  же налогоплательщик может иметь  несколько оснований для учета (например учета по месту нахождения организации, учета по месту нахождения ее обособленных подразделений, имущества или транспортных средств) и, следовательно, может быть зарегистрирован в различных налоговых инспекциях.

Законодатель в п. 2 ст. 80 НК РФ закрепил обязанность налогоплательщика  представлять налоговые декларации в налоговый орган по месту учета. При этом законодатель не делает ссылки на конкретные основания учета налогоплательщика. Из системного толкования положений ст. 30 и ст. 80 НК РФ можно сделать вывод о том, что налогоплательщик обязан представить налоговую декларацию по конкретному налогу в каждый из тех налоговых органов, в которых он состоит на учете по тем или иным основаниям и которые занимаются контролем правильности исчисления и уплаты данного налога. К примеру, если организация состоит на учете по месту нахождения и по месту нахождения обособленных подразделений, то декларация по налогу на прибыль подается не только в налоговую инспекцию по месту нахождения, но и в налоговую инспекцию по месту нахождения каждого обособленного подразделения, но в части, касающейся налоговой отчетности по этому подразделению. При этом та же организация не обязана подавать налоговую декларацию по налогу на прибыль в налоговую инспекцию по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества.

 

2 ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КАМЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ

2.1 Этапы проведения камеральной налоговой проверки

 

Камеральная проверка представляет собой процедуру, проводимую налоговым  органом в отношении конкретного лица и состоящую из ряда последовательных действий. Отметим, что до вступления в силу Федерального закона от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ в отношении камеральных налоговых проверок, в отличие от выездных, не было предусмотрено четких правил проведения. Так, например, в ст. 88 НК РФ отсутствовало указание на необходимость составления итоговых документов камеральной проверки. В связи с этим правила проведения камеральной проверки вырабатывались судебной практикой.

Федеральным законом  от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ в НК РФ внесен ряд существенных изменений и дополнений, в том числе касающихся камеральных налоговых проверок. Так, законодатель четко прописал всю процедуру проведения указанной проверки.

Так, камеральная проверка начинается в момент представления  налогоплательщиком налоговой декларации (расчетов) и документов, если необходимость представления таковых прямо предусмотрена НК РФ. Специального решения руководителя налогового органа о проведении проверки не требуется, о чем прямо указано в п. 2 ст. 88 НК РФ.

Отметим, что и до 1 января 2007 года от налоговых органов также не требовалось составления решения о проведении камеральной налоговой проверки. В частности, согласно комментариям ФНС РФ, камеральной проверке подвергаются все налоговые декларации, представляемые налогоплательщиком, независимо от установленной законодательством о налогах и сборах периодичности их представления. Поэтому камеральную проверку необходимо рассматривать как текущую работу должностных лиц налоговых органов (Письмо ФНС РФ от 18.12.2005 N 06-1-04/648 "О правомерности действий налогового органа").

Такой же позиции придерживалась и арбитражная практика. Как было указано судом при рассмотрении одного из конкретных дел, камеральная  проверка проводится как текущая  работа сотрудников налоговых органов  без специальных решений руководителя налогового органа (Постановление ФАС ВСО от 10.04.2003 N А33-16264/02-С3-Ф02-866/03-С1).

Поскольку, как и до внесения в НК РФ изменений, предусмотренных  Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ, при представлении в  налоговый орган налоговой декларации (расчета) налогоплательщик специально не информируется о начале камеральной проверки, то о ее проведении налогоплательщик узнает только при выявлении проверяющими ошибок, противоречий или несоответствия сведений в представленных документах, т.к. в этом случае налоговый орган обязан направить ему сообщение о представлении в течение пяти дней пояснений или внесении в установленный срок необходимых исправлений (п. 3 ст. 88 НК РФ). Таким образом, налогоплательщик может даже и не знать о том, что в отношении него ведется камеральная налоговая проверка, что, на наш взгляд, является не совсем обоснованным, т.к. нарушает право налогоплательщика на владение информацией о проведении в отношении него контрольных мероприятий со стороны государственного органа.

В силу того что камеральная проверка начинается с факта представления налогоплательщиком налоговой отчетности, необходимо обозначить некоторые проблемные моменты, связанные с порядком самого ее представления.

Согласно п. 3 ст. 80 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ) с 1 января 2007 налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых превышает на 1 января календарного года 250 человек, обязаны представлять налоговые декларации и расчеты в электронном виде. С 1 января 2008 года такая обязанность распространяется также на налогоплательщиков, среднесписочная численность работников которых превышает 100 человек. Это означает, что налогоплательщики, на которых действие п. 3 ст. 80 НК РФ не распространяется, вправе по-прежнему представлять налоговую отчетность на бумажном носителе, и лишь при наличии технических возможностей данные налогоплательщики представляют налоговые декларации (расчеты) в электронном виде. При этом, если налогоплательщик представляет налоговую отчетность в электронном виде, то дублировать данную информацию на бумажный носитель он не обязан.

Налоговая отчетность согласно ст. 80 НК РФ может быть представлена в виде почтового отправления с описью вложения. Суды, рассматривая налоговые споры, указывают, что своевременное представление налоговой декларации по почте при отсутствии описи вложения не может являться основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности по ст. 119 НК РФ. Отсутствие описи вложения не является обстоятельством, свидетельствующим о непредставлении налоговой декларации.

На основании положений  Регламента проведения камеральных  налоговых проверок можно выделить несколько обязательных этапов проведения камеральной налоговой проверки:

1. проверка полноты  представления налогоплательщиком  документов налоговой отчетности, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

2. визуальная проверка  правильности оформления документов  налоговой отчетности (полноты заполнения необходимых реквизитов, четкости их заполнения и т.д.);

3. арифметический контроль;

4. проверка своевременности  представления данных налоговой  отчетности;

5. проверка обоснованности  применения налоговых ставок, льгот;

6. проверка правильности  исчисления налоговой базы

1. Первый этап камеральной  проверки проходит уже при  приеме налоговой отчетности и заключается в проверке полноты представления налогоплательщиком документов налоговой отчетности в соответствии с налоговым законодательством. Данная проверка проводится специалистом отдела по работе с налогоплательщиками, принимающим налоговую отчетность у налогоплательщиков.

Информация о работе Камеральная налоговая проверка