Камеральная налоговая проверка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 10:59, реферат

Описание

Давая пояснения, налогоплательщик вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (п. 4 ст. 88 НК РФ).
При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган обязан рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы.
Цель данной работы – рассмотреть порядок проведения и оформления результатов камеральной налоговой проверки.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
1 Понятие камеральных налоговых проверок. Цели проведения камеральных налоговых проверок…………………………………………………………………5
2 Порядок проведения камеральной налоговой проверки……………………….8
2.1 Этапы проведения камеральной налоговой проверки…………………8
2.2 Представление налогоплательщиком пояснений и внесение изменений в представленные на камеральную проверку документы………………………14
2.3 Истребование дополнительных документов и сведений в процессе осуществления камеральной проверки……………………….…………………..16
3 Оформление результатов камеральной налоговой проверки…………………22
Заключение…………………………………………………………………………28
Практическая часть………………………………………………………………...30
Библиографический список………………………………………………………. 35
Приложение……………………………………………………………………........37

Работа состоит из  1 файл

Камеральная налоговая проверка.doc

— 320.50 Кб (Скачать документ)

Между тем считаем  необходимым отметить, что практике известны случаи, когда налоговый  орган уведомлял налогоплательщика  о факте выявленного в процессе камеральной проверки налогового правонарушения, указывая о нем не в акте проверки, а в ином документе, заменяющем данный акт, например в докладных или служебных записках. Тем самым разница в наименовании документа не меняет его сути.

В-третьих, в силу п. 1 ст. 108 НК РФ привлечение налогоплательщика к ответственности возможно только в порядке, установленном НК РФ. До внесения в НК РФ последних изменений порядок привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности был установлен только ст. 101 НК РФ. Иного порядка привлечения к ответственности НК РФ не предусматривал. Следовательно, для привлечения к ответственности по итогам камеральной проверки необходимо было использовать положения ст. 101 НК РФ, которая предполагала направление налогоплательщику акта проверки, в котором изложено выявленное налоговое правонарушение.

В-четвертых, необходимость  составления акта по результатам  камеральной проверки обусловлена  процессуальными требованиями производства по делам о налоговых правонарушениях, т.к. в данном случае необходимо установить все существенные обстоятельства его совершения. Эти обстоятельства должны быть установлены и зафиксированы документально, а значит, отражены в акте (протоколе). Отсутствие протокола (акта) свидетельствует об отсутствии факта правонарушения.

В-пятых, в ст. 115 НК РФ был установлен срок давности взыскания  санкции, который исчислялся со дня  обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.

В обязательном порядке, согласно п. 3 ст. 100 НК РФ, в акте проверки должны быть отражены следующие сведения:

1) дата акта налоговой  проверки. Под указанной датой  понимается дата подписания акта лицами, проводившими эту проверку;

2) наименование (фамилия,  имя, отчество) налогоплательщика.  В случае проведения проверки организации по месту нахождения ее обособленного подразделения помимо наименования организации указываются полное и сокращенное наименования проверяемого обособленного подразделения и его местонахождение;

3) фамилия, имя, отчество  и должность проверяющего налогового инспектора;

4) дата представления  налогоплательщиком в налоговый  орган налоговой декларации (расчета);

5) перечень документов, представленных проверяемым налогоплательщиком  в ходе проверки в обоснование своей позиции;

6) период, за который проведена проверка;

7) наименование налога, в отношении которого проводилась  проверка;

8) даты начала и  окончания проверки;

9) адрес места нахождения (места жительства) налогоплательщика;

10) документально подтвержденные  факты совершенных налогоплательщиком налоговых правонарушений или запись об отсутствии таковых;

11) выводы и предложения  проверяющих по устранению выявленных  правонарушений.

Тем самым основное назначение акта проверки состоит в том, чтобы  проинформировать проверяемое лицо о выявленном во время проверки нарушении налогового законодательства. Лицо, получившее акт проверки, имеет возможность представить в налоговый орган свои объяснения, комментарии, дополнительные документы, подтверждающие правомерность произведенных им налоговых расчетов. Следовательно, обязательное составление налоговыми органами акта проверки по итогам камеральной проверки обеспечивает проверяемому лицу возможность заявить свои объяснения и возражения по выявленным в ходе проверки фактам налоговых правонарушений. Составление акта позволяет проверяемому лицу аргументировать правомерность своей позиции до момента принятия руководителем (заместителем руководителя) налогового органа решения о привлечении к ответственности.

Заключение

 

В соответствии с п. 1 ст. 82 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ) налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых налогоплательщиками для извлечения дохода (прибыли), а также в иных формах, предусмотренных налоговым законодательством.

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 87 НК РФ камеральная налоговая проверка является одним из основных видов  налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и одной из основных форм налогового контроля как такового.

На основании положений  Регламента проведения камеральных  налоговых проверок можно выделить несколько обязательных этапов проведения камеральной налоговой проверки:

1. проверка полноты  представления налогоплательщиком  документов налоговой отчетности, предусмотренных законодательством  о налогах и сборах;

2. визуальная проверка  правильности оформления документов  налоговой отчетности (полноты заполнения необходимых реквизитов, четкости их заполнения и т.д.);

3. арифметический контроль;

4. проверка своевременности  представления данных налоговой  отчетности;

5. проверка обоснованности  применения налоговых ставок, льгот;

6. проверка правильности исчисления налоговой базы

Согласно абз. 3 ст. 88 НК РФ (в редакции Федерального закона от 9 июля 1999 года N 154-ФЗ) при проведении камеральной проверки налоговый  орган, выявивший ошибки в заполнении представленных документов или противоречия между сведениями, содержащимися в указанных документах, был вправе сообщить об этом налогоплательщику с требованием внести исправления в установленный срок. При этом ст. 88 НК РФ не закрепляла ни сроки, в которые налогоплательщик мог внести соответствующие исправления, ни порядок их внесения, ни правовые последствия внесения исправлений.

Согласно абз. 5 ст. 88 НК РФ (в ред. Федерального закона от 9 июля 1999 года N 154-ФЗ) налоговый орган при  проведении камеральной проверки был  вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Аналогичное положение  было предусмотрено и п. 1 ст. 93 НК РФ, в силу которого должностное  лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы.

Оформление результатов  камеральной проверки напрямую зависит  от итогов проверки представленной налогоплательщиком налоговой отчетности.

Если в представленной декларации (расчете) налоговый орган  не выявил каких-либо ошибок и противоречий, то, как указано в п. 3.2. Регламента проведения камеральных налоговых проверок, проводивший проверку налоговый инспектор подписывает проверенную налоговую декларацию (расчет) с указанием даты проверки на титульном листе.

Согласно п. 5 ст. 88 НК РФ, если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при  отсутствии пояснений налогоплательщика  налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Пример 1.

ООО "Садовод" получило прибыль:

  • 4 800 000 рублей - по итогам 1-ого квартала 2011 года.
  • 5 100 000 рублей - по итогам 2-ого квартала 2011 года.
  • 5 700 000 рублей - по итогам 3-ого квартала 2011 года.
  • 5 400 000 рублей - по итогам 4-ого квартала 2011 года.

ООО "Садовод" в 4-м квартале 2010 года уплачивало ежемесячные авансовые платежи в размере 300 000 рублей.

Рассчитать уплаченный налог на прибыль и сделать  проводки.

Решение:

Бухгалтерские проводки по налогу на прибыль

Дебет

Кредит

Сумма 
(руб.)

Содержание

1-й квартал 2011 года

68

51

300 000 
(по итогам 4-ого квартала 2010 г.)

Ежемесячный авансовый платеж  
за январь

68

51

300 000 
(по итогам 4-ого квартала 2010 г.)

Ежемесячный авансовый платеж  
за февраль

68

51

300 000 
(по итогам 4-ого квартала 2010 г.)

Ежемесячный авансовый платеж  
за март

99

68

960 000 
(4 800 000 х 20%)

Начислен авансовый платеж по налогу на прибыль за 1-й квартал

68

51

60 000

(960 000 - (300 000 х 3 мес.))

Доплата налога на прибыль за 1-й  квартал

2-й квартал 2011 года

68

51

320 000 
(960 000 х 1/3)

Ежемесячный авансовый платеж  
за апрель

68

51

320 000 
(960 000 х 1/3)

Ежемесячный авансовый платеж  
за май

68

51

320 000 
(960 000 х 1/3)

Ежемесячный авансовый платеж  
за июнь

99

68

1 020 000 
((4 800 000 + 5 100 000) х 20% 
- 960 000)

Начислен авансовый платеж по налогу на прибыль за полугодие 
(нарастающим итогом с начала налогового периода:  
(4 800 000 руб. + 5 100 000 руб.) х 20% = 1 980 000 руб.)

68

51

60 000  
(1 980 000 - 960 000 - (320 000 х 3 мес.))

Доплата налога на прибыль  
за полугодие

3-й квартал 2011 года

68

51

340 000 
(1 980 000 - 960 000) х 1/3

Ежемесячный авансовый платеж  
за июль 
(одна треть разницы между полугодовым "авансом" и авансовым платежом за I квартал)

68

51

340 000 
(1 980 000 - 960 000) х 1/3

Ежемесячный авансовый платеж  
за август

68

51

340 000 
(1 980 000 - 960 000) х 1/3

Ежемесячный авансовый платеж  
за сентябрь

99

68

1 140 000 
((4 800 000 + 5 100 000 + 5 700 000) 
х 20% - 1 980 000 )

Начислен авансовый платеж по налогу на прибыль за девять месяцев 
(нарастающим итогом с начала налогового периода: 
(4 800 000 руб. + 5 100 000 руб. + 5 700 000 руб.) х 20%  
= 3 120 000 руб.)

68

51

120 000  
(3 120 000 - 1 980 000 - (340 000 х 3 мес.))

Доплата налога на прибыль за девять месяцев

4-й квартал 2011 года

68

51

380 000  
(3 120 000 - 1 980 000) х 1/3

Ежемесячный авансовый платеж  
за октябрь  
(одна треть разницы между суммой авансового платежа за девять месяцев и полугодовым "авансом")

68

51

380 000  
(3 120 000 - 1 980 000) х 1/3

Ежемесячный авансовый платеж  
за ноябрь

68

51

380 000  
(3 120 000 - 1 980 000) х 1/3

Ежемесячный авансовый платеж  
за декабрь

68

99

60 000 
4 200 000 - 3 120 000 - (380 000 руб. х 3 мес.)

Принято "к уменьшению" сумма  налога на прибыль за год 2011


 

Авансового платежа за 4-й квартал 2011 года уже нет, так как заканчивается налоговый период, и сумма налога рассчитывается по итогам всего года:  
(4 800 000 руб. + 5 100 000 руб. + 5 700 000 руб. + 5 400 000 руб.) х 20% = 4 200 000 руб. С учетом авансового платежа за девять месяцев 2011 года и ежемесячных налоговый период, и сумма налога рассчитывается по итогам всего года: (4 800 000 руб. + 5 100 000 руб. + 5 700 000 руб. + 5 400 000 руб.) х 20% = 4 200 000 руб. С учетом авансового платежа за девять месяцев 2011 года и ежемесячных "авансов" за 4-й квартал получается следующая сумма:  
4 200 000 руб. - 3 120 000 руб. - (380 000 руб. х 3 мес.) = - 60 000 руб.  
Так как получилась отрицательная сумма, в налоговой декларации за 2011 год 60 000 рублей принимаются к уменьшению.

 

1-й квартал 2011 года

68

51

380 000  
(по итогам 4-ого квартала 2010 г.)

Ежемесячный авансовый платеж  
за январь 2012 г.

68

51

380 000  
(по итогам 4-ого квартала 2010 г.)

Ежемесячный авансовый платеж  
за февраль 2012 г.

68

51

380 000  
(по итогам 4-ого квартала 2010 г.)

Ежемесячный авансовый платеж  
за март 2012 г.


 

 

Пример 2.

ООО «Принт» 1 февраля 2010 года приобрело справочно-правовую систему стоимостью 17 700 рублей (в том числе НДС 2 700 рублей). Предположим, что срок использования программы соглашением не предусмотрен. Приказом руководителя организации срок использования установлен в 2 года.

 

Решение:

Если в лицензионном договоре не указан конкретный срок использования  программы, в целях налогового учета  расходы на приобретение программы  уменьшают прибыль единовременно  в том отчетном периоде, когда  программа была поставлена. При кассовом методе организация может списать расходы сразу после их оплаты.

Если в целях бухгалтерского учета стоимость программы будет  списываться равными долями в  течение срока, определенного приказом директора, то есть в течение 24 месяцев, а в целях налогового учета учтена единовременно, то возникнет налогооблагаемая временная разница, которую согласно ПБУ 18/02, следует отразить в бухгалтерском учете.

Для отражения операций на счетах будем использовать к счету 97 «Расходы будущих периодов» субсчета»:

97-1 «Расходы будущих  периодов»;

97-2 «Налогооблагаемые  временные разницы».

 

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей

Содержание операции

Дебет

Кредит

97-1

60

15 000

Расходы на приобретение программы  отнесены в состав расходов будущих периодов

19

 

2 700

Учтен НДС по приобретенной программе

68

19

2 700

Принят к вычету НДС по приобретенной  и принятой к учету программе

60

51

17 700

Оплачена справочно-правовая система

97-2

97-1

15 000

Отражена налогооблагаемая временная  разница

68

77

3 600

Отражено отложенное налоговое  обязательство (15 000 рублей х 24%)

Ежемесячно в течение 24 месяцев с момента приобретения программы:

26

97-1

625

Списана часть затрат на приобретение программы (15 000 рублей / 24 месяца)

97-1

97-2

625

Погашена часть временной разницы (15 000 рублей / 24 месяца)

77

68

150

Погашена часть отложенного  налогового обязательства (3 600 рублей / 24 месяца)

Информация о работе Камеральная налоговая проверка