Налог на доходы с физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 09:16, контрольная работа

Описание

В статье 57 Конституции Российской Федерации написано, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Практически все российские граждане (а в ряде случаев и иностранные), получающие доходы, уплачивают налог на эти доходы.
Темой настоящей работы является исследование одного из самых распространенных налогов в налоговых системах всех стран мира – налога на доходы физических лиц (далее НДФЛ).
Налог на доходы физических лиц в той или иной форме взимался всегда: будь то церковная или светская десятина, барщина или оброк. В России, как и в большинстве стран мира, подоходный налог служит одним из главных источников доходной части бюджета. От его собираемости зависит не только федеральный, но и региональные и местные бюджеты. Следует отметить, что это - прямой налог на совокупный доход физического лица, включая доходы, полученные от использования капитала.
Его доля в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. В развитых странах он составляет значительную часть доходов государства. К примеру, в США его вклад в бюджет достигает 60%, в Великобритании, Швеции и Швейцарии - 40%, несколько меньше во Франции - 17% .
В нашей стране НДФЛ занимает более скромное место в доходной части бюджета, так как затрагивает в основном ту часть населения, которая имеет средний уровень доходов или ниже. Такая ситуация свойственна экономике переходного периода. Чтобы, с одной стороны, стимулировать рост производства и потребления, а с другой - упростить налоговую систему и тем самым снизить склонность налогоплательщиков к занижению налоговых обязательств, государство вынуждено снижать ставки налогов на доходы (имеются в виду доходы всех экономических агентов независимо от правовой формы).
В идеале налог на доходы должен быть, налогом на чистый совокупный доход физических лиц, которые либо являются резидентами, либо извлекают определенный доход на территории страны.
За последние годы схема подоходного налогообложения в России неоднократно менялась, но законодатели и государственные чиновники до сих пор не пришли к единому мнению о порядке взимания и размерах налога на доходы физических лиц. Именно он на сегодняшний день оказался, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

Содержание

Введение 3
1 Предмет налогообложения 5…7
2 Определение суммы налога подлежащей удержанию из дохода работника
8…10
3 Налоговые вычеты: стандартные налоговые вычеты; профессиональные налоговые вычеты. Начисление налога с дохода, выплаченного в натуральной форме
11…15
Заключение 16
Список используемой литературы 17

Работа состоит из  1 файл

Контрольная Налоговое право.doc

— 138.50 Кб (Скачать документ)

План 

Введение 3
1 Предмет налогообложения 5…7
2 Определение суммы налога подлежащей удержанию из дохода работника  
8…10
3 Налоговые вычеты: стандартные налоговые вычеты; профессиональные налоговые вычеты. Начисление налога с дохода, выплаченного в натуральной форме  
 
11…15
Заключение 16
Список используемой литературы 17
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     В статье 57 Конституции Российской Федерации  написано, что каждый обязан платить  законно установленные налоги и  сборы. Практически все российские граждане (а в ряде случаев и иностранные), получающие доходы, уплачивают налог на эти доходы.

     Темой настоящей работы является исследование одного из самых распространенных налогов в налоговых системах всех стран мира – налога на доходы физических лиц (далее НДФЛ).

     Налог на доходы физических лиц в той  или иной форме взимался всегда: будь то церковная или светская десятина, барщина или оброк. В России, как и в большинстве стран мира, подоходный налог служит одним из главных источников доходной части бюджета. От его собираемости зависит не только федеральный, но и региональные и местные бюджеты. Следует отметить, что это - прямой налог на совокупный доход физического лица, включая доходы, полученные от использования капитала.

     Его доля в государственном бюджете  прямо зависит от уровня развития экономики. В развитых странах он составляет значительную часть доходов государства. К примеру, в США его вклад в бюджет достигает 60%, в Великобритании, Швеции и Швейцарии - 40%, несколько меньше во Франции - 17%1.

     В нашей стране НДФЛ занимает более скромное место в доходной части бюджета, так как затрагивает в основном ту часть населения, которая имеет средний уровень доходов или ниже. Такая ситуация свойственна экономике переходного периода. Чтобы, с одной стороны, стимулировать рост производства и потребления, а с другой - упростить налоговую систему и тем самым снизить склонность налогоплательщиков к занижению налоговых обязательств, государство вынуждено снижать ставки налогов на доходы (имеются в виду доходы всех экономических агентов независимо от правовой формы).

     В идеале налог на доходы должен быть, налогом на чистый совокупный доход  физических лиц, которые либо являются резидентами, либо извлекают определенный доход на территории страны.

     За  последние годы схема подоходного налогообложения в России неоднократно менялась, но законодатели и государственные чиновники до сих пор не пришли к единому мнению о порядке взимания и размерах налога на доходы физических лиц. Именно он на сегодняшний день оказался, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

     Вот почему выбранная тема контрольной работы: «Налог на доходы физических лиц», - особо актуальна в настоящее время. Цель данной контрольной работы - исследовать особенности налогообложения физических лиц на основе российского налогового законодательства.

     Для достижения поставленной цели данной работы необходимо решить следующие  задачи:

  • изучение нормативно-законодательной базы по налогу на доходы физических лиц;
  • рассмотрение основных положений расчетов данного налога;
  • рассмотрение особого порядка предоставления стандартных и профессиональных налоговых вычетов;
  • предоставление возможных путей совершенствования НДФЛ.

     При написании работы использованы труды  зарубежных и отечественных ученых, специалистов в области теории и практики налогообложения физических лиц, социальной политики государства, законодательные и нормативно-правовые акты по налогообложению, материалы периодических изданий, электронные источники. Основной теоретической базой является Налоговый кодекс РФ (далее НК РФ).

     Работа  состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе изложен предмет налогообложения, рассмотрены виды доходов, подлежащих и не подлежащих налогообложению. Во второй главе освещен вопрос порядка исчисления и определения суммы налога подлежащей удержанию из дохода работников. Одним из важных вопросов является вопрос о налоговых вычетах. В третьей части рассмотрены стандартные и профессиональные налоговые вычеты, а также как начисляется налог с дохода, выплаченного в натуральной форме. Общий объём работы 15 страниц.

     . 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Предмет налогообложения 

     В соответствии со статьей 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками. Для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, это весь доход, полученный как в России, так и за ее пределами. Для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, объектом налогообложения будет только доход от источников в России.

     Таким образом, для того чтобы определить, будет ли физическое лицо уплачивать НДФЛ в Российской Федерации, необходимо выяснить не только налоговый статус физического лица, но и источник дохода.

     Перечни доходов, относимые к доходам  от источников в Российской Федерации и за ее пределами, приведены в статье 208 НК РФ (таблица 1). 

     Таблица 1. Доходы от источников в Российской Федерации и доходы от источников за пределами Российской Федерации 

Доходы  от российских источников Доходы от иностранных  источников
1. Дивиденды и проценты, выплачиваемые российской или иностранной организацией в связи с деятельностью ее постоянного представительства на территории России 1. Дивиденды  и проценты, полученные от иностранной организации, за исключением процентов, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 208 НК РФ
2. Страховые выплаты при наступлении страхового случая, выплачиваемые российской или иностранной организацией в связи с деятельностью ее постоянного представительства на территории России 2. Страховые  выплаты при наступлении страхового случая, полученные от иностранной организации
3. Доходы, полученные от использования  авторских или иных смежных прав 3. Доходы от  использования за пределами РФ  авторских или иных смежных прав
4. Доходы, полученные от сдачи в  аренду или иного использования имущества 4. Доходы, полученные  от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося за пределами РФ
5. Доходы от реализации: недвижимого  имущества, акций или иных ценных  бумаг, а также долей участия в уставном капитале организаций; прав требования к российской или иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства на территории России; иного имущества, находящегося в РФ и принадлежащего физическому лицу 5. Доходы от  реализации: недвижимого имущества, находящегося за пределами РФ; акций ил иных ценных бумаг, а также долей участия в уставных капиталах иностранных организаций; прав требования к иностранной организации, иного имущества, находящегося за пределами РФ
6. Вознаграждение за выполнение  трудовых и иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия 6. Вознаграждение  за выполнение трудовых и иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами России
7. Пенсии, пособия, стипендии и иные  аналогичные выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с действующим российским законодательством или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства в РФ 7. Пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с законодательством иностранных государств
8. Доходы, полученные от использования  любых транспортных средств, включая  морские, речные, воздушные суда и автомобильные транспортные средства, в связи с перевозками в РФ и (или) из РФ или в ее пределах, а также штрафы и иные санкции за простой (задержку) таких транспортных средств в пунктах погрузки (выгрузки) в РФ 8. Доходы, полученные от использования любых транспортных средств, включая морские, речные, воздушные суда и автомобильные транспортные средства, а также штрафы и иные санкции за простой (задержку) таких транспортных средств в пунктах погрузки (выгрузки)
9. Доходы, полученные от использования  трубопроводов, линий электропередачи (ЛЭП), линий оптико-волоконной и (или) беспроводной связи, иных средств связи, включая компьютерные сети 9. Иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности за пределами Российской Федерации
10. Выплаты правопреемникам умерших  застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании (Федеральный закон от 29.12.2004 № 204-ФЗ)
11. Иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в Российской Федерации
 
 

      В соответствии с п.2 ст. 208 НК РФ не относятся к доходам, полученным от источников в РФ, доходы физического лица, полученные им в результате проведения внешнеторговых операций (включая товарообменные), совершаемых исключительно от имени и в интересах этого физического лица и связанных исключительно с закупкой или приобретением товара (выполнением работ, оказанием услуг) в Российской Федерации, а также с ввозом товара на ее территорию.

      Это положение применяется в отношении  операций, связанных с ввозом товара на территорию РФ в таможенном режиме выпуска в свободное обращение, только в том случае, если соблюдаются следующие условия:

      1. Поставка товара физическим лицом  осуществляется не из мест  хранения, в том числе таможенных  складов, находящихся на территории РФ;

      2. Товар не продается через обособленное  подразделение иностранной организации  в РФ;

      3. К операции не применяются  положения п.3 ст.40 НК РФ.

      В случае если не выполняется хотя бы одно из указанных условий, доходом, полученным от источников в РФ в связи с реализацией товара, признается часть полученных доходов, которая относится к деятельности физического лица в РФ.

      При последующей реализации товара, приобретенного физическим лицом по внешнеторговым операциям, к его доходам, полученным от источников в РФ, относятся доходы от любой продажи этого товара, включая его перепродажу или залог, с расположенных на территории России принадлежащих ему, арендуемых, используемых им складов, либо других мест нахождения и хранения такого товара, за исключением его продажи за пределами РФ с таможенных складов.

      Доходами  не признаются доходы от операций, связанных  с имущественными и неимущественными отношениями физических лиц, признаваемых членами семьи и/или близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом РФ, за исключением доходов, полученных указанными физическими лицами в результате заключения между ними договоров гражданско-правового характера или трудовых соглашений.

      Если  нельзя однозначно определить, получены налогоплательщиком доходы от источников в РФ либо от источников за ее пределами, то отнесение этого дохода к тому или иному источнику осуществляется Министерством финансов Российской Федерации. В аналогичном порядке определяются и доли указанных доходов, которые могут быть отнесены к доходам от источников либо в РФ, либо за ее пределами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2 Определение суммы налога подлежащей удержанию

      из  дохода работника 

     Порядок исчисления НДФЛ определяется в статье 225 НК РФ. Сумма налога при определении налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 НК РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 224 НК РФ (13%), процентная доля налоговой базы. 

       
 

     = X 13% 
 
 

     Рис.1. Определение суммы налога по ставке 13% 

     Сумма налога при определении налоговой  базы в соответствии с пунктом 4 статьи 210 НК РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

     Общая сумма налога представляет собой  сумму, полученную в результате сложения исчисленных сумм налога. 

     

     = + 
 
 

Рис. 2. Определение общей суммы налога, подлежащей удержанию из доходов работника 

     Общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду.

     Сумма налога определяется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а 50 копеек и более округляются до полного рубля.

     Налог рассчитывается без учета доходов  налогоплательщика от других налоговых  агентов и удержанных ими сумм налога. Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Налог исчисляется и удерживается у источника ежемесячно. Удержанная сумма не может превышать 50 % суммы выплаты.2

     Исчисление  налога производится нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, облагаемым по общей ставе 13 %. Сумма налога применительно к доходам, облагаемым по иным ставкам, исчисляется отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику.

     Если  из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу.

Информация о работе Налог на доходы с физических лиц