Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 09:16, контрольная работа
В статье 57 Конституции Российской Федерации написано, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Практически все российские граждане (а в ряде случаев и иностранные), получающие доходы, уплачивают налог на эти доходы.
Темой настоящей работы является исследование одного из самых распространенных налогов в налоговых системах всех стран мира – налога на доходы физических лиц (далее НДФЛ).
Налог на доходы физических лиц в той или иной форме взимался всегда: будь то церковная или светская десятина, барщина или оброк. В России, как и в большинстве стран мира, подоходный налог служит одним из главных источников доходной части бюджета. От его собираемости зависит не только федеральный, но и региональные и местные бюджеты. Следует отметить, что это - прямой налог на совокупный доход физического лица, включая доходы, полученные от использования капитала.
Его доля в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. В развитых странах он составляет значительную часть доходов государства. К примеру, в США его вклад в бюджет достигает 60%, в Великобритании, Швеции и Швейцарии - 40%, несколько меньше во Франции - 17% .
В нашей стране НДФЛ занимает более скромное место в доходной части бюджета, так как затрагивает в основном ту часть населения, которая имеет средний уровень доходов или ниже. Такая ситуация свойственна экономике переходного периода. Чтобы, с одной стороны, стимулировать рост производства и потребления, а с другой - упростить налоговую систему и тем самым снизить склонность налогоплательщиков к занижению налоговых обязательств, государство вынуждено снижать ставки налогов на доходы (имеются в виду доходы всех экономических агентов независимо от правовой формы).
В идеале налог на доходы должен быть, налогом на чистый совокупный доход физических лиц, которые либо являются резидентами, либо извлекают определенный доход на территории страны.
За последние годы схема подоходного налогообложения в России неоднократно менялась, но законодатели и государственные чиновники до сих пор не пришли к единому мнению о порядке взимания и размерах налога на доходы физических лиц. Именно он на сегодняшний день оказался, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.
Введение 3
1 Предмет налогообложения 5…7
2 Определение суммы налога подлежащей удержанию из дохода работника
8…10
3 Налоговые вычеты: стандартные налоговые вычеты; профессиональные налоговые вычеты. Начисление налога с дохода, выплаченного в натуральной форме
11…15
Заключение 16
Список используемой литературы 17
План
Введение | 3 |
1 Предмет налогообложения | 5…7 |
2 Определение суммы налога подлежащей удержанию из дохода работника | 8…10 |
3 Налоговые вычеты: стандартные налоговые вычеты; профессиональные налоговые вычеты. Начисление налога с дохода, выплаченного в натуральной форме | 11…15 |
Заключение | 16 |
Список используемой литературы | 17 |
Введение
В статье 57 Конституции Российской Федерации написано, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Практически все российские граждане (а в ряде случаев и иностранные), получающие доходы, уплачивают налог на эти доходы.
Темой настоящей работы является исследование одного из самых распространенных налогов в налоговых системах всех стран мира – налога на доходы физических лиц (далее НДФЛ).
Налог на доходы физических лиц в той или иной форме взимался всегда: будь то церковная или светская десятина, барщина или оброк. В России, как и в большинстве стран мира, подоходный налог служит одним из главных источников доходной части бюджета. От его собираемости зависит не только федеральный, но и региональные и местные бюджеты. Следует отметить, что это - прямой налог на совокупный доход физического лица, включая доходы, полученные от использования капитала.
Его доля в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. В развитых странах он составляет значительную часть доходов государства. К примеру, в США его вклад в бюджет достигает 60%, в Великобритании, Швеции и Швейцарии - 40%, несколько меньше во Франции - 17%1.
В нашей стране НДФЛ занимает более скромное место в доходной части бюджета, так как затрагивает в основном ту часть населения, которая имеет средний уровень доходов или ниже. Такая ситуация свойственна экономике переходного периода. Чтобы, с одной стороны, стимулировать рост производства и потребления, а с другой - упростить налоговую систему и тем самым снизить склонность налогоплательщиков к занижению налоговых обязательств, государство вынуждено снижать ставки налогов на доходы (имеются в виду доходы всех экономических агентов независимо от правовой формы).
В идеале налог на доходы должен быть, налогом на чистый совокупный доход физических лиц, которые либо являются резидентами, либо извлекают определенный доход на территории страны.
За последние годы схема подоходного налогообложения в России неоднократно менялась, но законодатели и государственные чиновники до сих пор не пришли к единому мнению о порядке взимания и размерах налога на доходы физических лиц. Именно он на сегодняшний день оказался, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.
Вот почему выбранная тема контрольной работы: «Налог на доходы физических лиц», - особо актуальна в настоящее время. Цель данной контрольной работы - исследовать особенности налогообложения физических лиц на основе российского налогового законодательства.
Для достижения поставленной цели данной работы необходимо решить следующие задачи:
При написании работы использованы труды зарубежных и отечественных ученых, специалистов в области теории и практики налогообложения физических лиц, социальной политики государства, законодательные и нормативно-правовые акты по налогообложению, материалы периодических изданий, электронные источники. Основной теоретической базой является Налоговый кодекс РФ (далее НК РФ).
Работа состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе изложен предмет налогообложения, рассмотрены виды доходов, подлежащих и не подлежащих налогообложению. Во второй главе освещен вопрос порядка исчисления и определения суммы налога подлежащей удержанию из дохода работников. Одним из важных вопросов является вопрос о налоговых вычетах. В третьей части рассмотрены стандартные и профессиональные налоговые вычеты, а также как начисляется налог с дохода, выплаченного в натуральной форме. Общий объём работы 15 страниц.
.
1 Предмет налогообложения
В соответствии со статьей 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками. Для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, это весь доход, полученный как в России, так и за ее пределами. Для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, объектом налогообложения будет только доход от источников в России.
Таким образом, для того чтобы определить, будет ли физическое лицо уплачивать НДФЛ в Российской Федерации, необходимо выяснить не только налоговый статус физического лица, но и источник дохода.
Перечни
доходов, относимые к доходам
от источников в Российской Федерации
и за ее пределами, приведены в статье
208 НК РФ (таблица 1).
Таблица
1. Доходы от источников в Российской
Федерации и доходы от источников
за пределами Российской Федерации
Доходы от российских источников | Доходы от иностранных источников | |
1. Дивиденды и проценты, выплачиваемые российской или иностранной организацией в связи с деятельностью ее постоянного представительства на территории России | 1. Дивиденды и проценты, полученные от иностранной организации, за исключением процентов, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 208 НК РФ | |
2.
Страховые выплаты при |
2. Страховые выплаты при наступлении страхового случая, полученные от иностранной организации | |
3. Доходы, полученные от использования авторских или иных смежных прав | 3. Доходы от использования за пределами РФ авторских или иных смежных прав | |
4. Доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества | 4. Доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося за пределами РФ | |
5.
Доходы от реализации: недвижимого
имущества, акций или иных |
5. Доходы от реализации: недвижимого имущества, находящегося за пределами РФ; акций ил иных ценных бумаг, а также долей участия в уставных капиталах иностранных организаций; прав требования к иностранной организации, иного имущества, находящегося за пределами РФ | |
6. Вознаграждение за выполнение трудовых и иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия | 6. Вознаграждение за выполнение трудовых и иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами России | |
7. Пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с действующим российским законодательством или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства в РФ | 7. Пенсии,
пособия, стипендии и иные | |
8.
Доходы, полученные от использования
любых транспортных средств, |
8. Доходы, полученные от использования любых транспортных средств, включая морские, речные, воздушные суда и автомобильные транспортные средства, а также штрафы и иные санкции за простой (задержку) таких транспортных средств в пунктах погрузки (выгрузки) | |
9. Доходы, полученные от использования трубопроводов, линий электропередачи (ЛЭП), линий оптико-волоконной и (или) беспроводной связи, иных средств связи, включая компьютерные сети | 9. Иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности за пределами Российской Федерации | |
10.
Выплаты правопреемникам | ||
11. Иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в Российской Федерации |
В соответствии с п.2 ст. 208 НК РФ не относятся к доходам, полученным от источников в РФ, доходы физического лица, полученные им в результате проведения внешнеторговых операций (включая товарообменные), совершаемых исключительно от имени и в интересах этого физического лица и связанных исключительно с закупкой или приобретением товара (выполнением работ, оказанием услуг) в Российской Федерации, а также с ввозом товара на ее территорию.
Это
положение применяется в
1.
Поставка товара физическим
2.
Товар не продается через
3. К операции не применяются положения п.3 ст.40 НК РФ.
В случае если не выполняется хотя бы одно из указанных условий, доходом, полученным от источников в РФ в связи с реализацией товара, признается часть полученных доходов, которая относится к деятельности физического лица в РФ.
При последующей реализации товара, приобретенного физическим лицом по внешнеторговым операциям, к его доходам, полученным от источников в РФ, относятся доходы от любой продажи этого товара, включая его перепродажу или залог, с расположенных на территории России принадлежащих ему, арендуемых, используемых им складов, либо других мест нахождения и хранения такого товара, за исключением его продажи за пределами РФ с таможенных складов.
Доходами не признаются доходы от операций, связанных с имущественными и неимущественными отношениями физических лиц, признаваемых членами семьи и/или близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом РФ, за исключением доходов, полученных указанными физическими лицами в результате заключения между ними договоров гражданско-правового характера или трудовых соглашений.
Если
нельзя однозначно определить, получены
налогоплательщиком доходы от источников
в РФ либо от источников за ее пределами,
то отнесение этого дохода к тому или иному
источнику осуществляется Министерством
финансов Российской Федерации. В аналогичном
порядке определяются и доли указанных
доходов, которые могут быть отнесены
к доходам от источников либо в РФ, либо
за ее пределами.
2 Определение суммы налога подлежащей удержанию
из
дохода работника
Порядок
исчисления НДФЛ определяется в статье
225 НК РФ. Сумма налога при определении
налоговой базы в соответствии с пунктом
3 статьи 210 НК РФ исчисляется как соответствующая
налоговой ставке, установленной пунктом
1 статьи 224 НК РФ (13%), процентная доля налоговой
базы.
=
X 13%
Рис.1.
Определение суммы налога по ставке
13%
Сумма налога при определении налоговой базы в соответствии с пунктом 4 статьи 210 НК РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Общая
сумма налога представляет собой
сумму, полученную в результате сложения
исчисленных сумм налога.
=
+
Рис. 2.
Определение общей суммы
Общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду.
Сумма налога определяется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а 50 копеек и более округляются до полного рубля.
Налог рассчитывается без учета доходов налогоплательщика от других налоговых агентов и удержанных ими сумм налога. Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Налог исчисляется и удерживается у источника ежемесячно. Удержанная сумма не может превышать 50 % суммы выплаты.2
Исчисление налога производится нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, облагаемым по общей ставе 13 %. Сумма налога применительно к доходам, облагаемым по иным ставкам, исчисляется отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику.
Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу.