Налог на имущество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:35, реферат

Описание

Цели исследования – теоретическое и практическое рассмотрение имущественного налогообложения предприятий, выявление особенностей такого налогообложения в практической деятельности организаций.
Для достижения целей ставились следующие задачи:
- определить принципы и дать характеристику имущественного налогообложения;
- проанализировать особенности порядка имущественного налогообложения;

Содержание

Введение 2
I. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ
1.1. Принципы имущественного налогообложения предприятий 5
1.2. Характеристика налога на имущество 8
1.3. Налогоплательщики и налогооблагаемое имущество 14
II. ОСОБЕННОСТИ ПОРЯДКА РАСЧЕТА И УПЛАТЫ НАЛОГА В БЮДЖЕТ
2.1. Правила формирования объекта налогообложения и налоговой базы 21
2.2. Определение налоговой базы по налогу на имущество 24
2.3. Льготы по налогу 31
2.4. Исчисление и уплата налога на имущество 36
III. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ
3.1. Проблемы практического применения налога на имущество 43
3.2. Схемы минимизации налога 48
3.3. Перспективы развития налогообложения имущества 58
Заключение 64
Список использованных источников 68
Приложения 71

Работа состоит из  1 файл

налог на имущество ГОТОВЫЙ.doc

— 214.00 Кб (Скачать документ)

- продажей товаров  с расположенных на территории  Российской Федерации и принадлежащих  этой организации или арендуемых  ею складов; 

- с осуществлением  иных работ, оказанием услуг,  ведением иной деятельности.

Иностранные фирмы, не образующие в России постоянных представительств, также должны платить налог на имущество. Обязанность уплаты налога у таких фирм возникает лишь в отношении объектов недвижимого имущества, находящегося на территории России.

Понятие налогооблагаемого  имущества содержится в ст.374 НК РФ – «Объект налогообложения».

Так, объектом налога на имущество для российских организаций  признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное  владение, пользование, распоряжение или  доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Для иностранных же организаций  налогооблагаемым имуществом является движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств.

Объектом налогообложения  для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признается находящееся на территории Российской Федерации недвижимое имущество, принадлежащее этим организациям на праве собственности.

Под имуществом в НК РФ понимаются виды объектов гражданских  прав (за исключением имущественных  прав), относящихся к имуществу  в соответствии с ГК РФ. Для целей  гражданского законодательства «имущество» - объект гражданских прав.

В соответствии со ст.128 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся  вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные  права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

Таким образом, для целей  налогообложения к имуществу  относятся любые вещи, в том  числе деньги (валюта РФ и иностранная  валюта) и ценные бумаги, но не имущественные права.

В качестве объекта налогообложения  для российской организации законодатель определил только имущество, учитываемое  на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным  порядком ведения бухгалтерского учета11.

Таким образом, никакое  иное имущество не может рассматриваться  в качестве объекта налогообложения. Если конкретное имущество не относится  к объектам основных средств по правилам бухгалтерского учета, оно не может  быть признанным объектом налогообложения.

Исходя из изложенного, для российских организаций объектом налогообложения признается движимое и недвижимое имущество (включая  имущество, переданное во временное  владение, пользование, распоряжение или  доверительное управление, внесенное  в совместную деятельность).

Это имущество должно учитываться на балансе в качестве объектов основных средств по правилам бухгалтерского учета. Говоря иначе, налогом  должно облагаться имущество, учитываемое  на счете 01 «Основные средства», а  также материальные ценности, предоставляемые организацией за плату во временное пользование (временное владение) с целью получения дохода. Такое имущество учитывается на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности».

Объектом налогообложения  для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, является движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, которое учитывается по правилам российского бухучета.

Не признаются объектами налогообложения:

- земельные участки  и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные  ресурсы);

- имущество, принадлежащее  на праве хозяйственного ведения  или оперативного управления  федеральным органам исполнительной  власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

Не признается объектами налогообложения по налогу на имущество организаций имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная служба и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

 

3. Льготы по налогу

 

Налоговые льготы – это  полное или частичное освобождение от налогообложения отдельных категорий  налогоплательщиков (юридических лиц или физических лиц), предоставляемое нормами действующего законодательства о налогах и сборах; элемент налогообложения.

Налоговые льготы могут  предоставляться по одному или нескольким налогам и сборам.

В Российской Федерации  с принятием НК РФ используется термин «льготы по налогам и сборам».

Льготы по налогам и сборам – предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

В соответствии со ст.56 НК РФ нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ.

Ст.381 НК РФ установлены налоговые льготы по уплате налога на имущество организаций.

Так, освобождаются от налогообложения:

- организации и учреждения  уголовно-исполнительной системы  – в отношении имущества, используемого  для осуществления возложенных  на них функций;

- религиозные организации – в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;

- общероссийские общественные  организации инвалидов (в том  числе созданные как союзы  общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, - в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;

- организации, уставный  капитал которых полностью состоит  из вкладов указанных общероссийских  общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, - в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

- учреждения, единственными  собственниками имущества которых  являются указанные общероссийские  общественные организации инвалидов, - в отношении имущества, используемого  ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

- организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, - в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;

- организации – в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

- организации – в  отношении ядерных установок,  используемых для научных целей,  пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов;

- организации – в  отношении ледоколов, судов с  ядерными энергетическими установками  и судов атомно-технологического  обслуживания;

- организации – в  отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации;

- организации – в  отношении космических объектов;

- имущество специализированных  протезно-ортопедических предприятий;

- имущество коллегий  адвокатов, адвокатских бюро и  юридических консультаций;

- имущество государственных  научных центров;

- организации в отношении  имущества, учитываемого на балансе  организации – резидента особой  экономической зоны, в течение  5 лет с момента постановки  имущества на учет;

- организации – в отношении судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов.

Таким образом, по сравнению  с ранее действовавшими нормами, отменены следующие льготы:

- бюджетных организаций  (за исключением тех, которые  имеют имущество, используемое  для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения);

- предприятий по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной  продукции, выращиванию, лову  и переработке рыбы и морепродуктов  при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет не менее 70 % от общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг);

- предприятий народных  художественных промыслов; 

- жилищно-строительных, дачно-строительных и гаражных  кооперативов, садоводческих товариществ;

- национально-культурных  обществ и др.

Устанавливая налог  на имущество организаций, законодательные (представительные) органы субъектов  РФ определяют налоговую ставку в  пределах, установленных гл.30 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу, а также могут устанавливать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

 

 

 

4. Проблемы практического применения налога на имущество

 

Несомненно, что налог на имущество  может значительно увеличить  налоговую нагрузку предприятия, особенно если существенную часть его имущества составляют дорогостоящие основные средства или нематериальные активы.

Однако большинством льгот по налогу на имущество, установленных законодательством, могут воспользоваться лишь фирмы, которые занимаются специфическими видами деятельности.

В связи с этим, особую актуальность приобретает процесс оптимизации налогообложения, который основывается на налоговом планировании в целом и подразумевает разработку ситуационных схем оптимизации налоговых платежей и организацию системы налогообложения для своевременного анализа налоговых последствий различных управленческих решений12.

При этом, налоговая оптимизация  может быть как перспективной (стратегической), так и по отдельным операциям (Приложение № 1).

Налоговую оптимизацию не следует  путать с уклонением от уплаты налогов. Уклонение от уплаты налогов –  это нелегальный путь уменьшения налоговых обязательств, основанный на уголовно наказуемом сознательном использовании методов сокрытия учета доходов и имущества от налоговых органов, а также искажения бухгалтерской и налоговой отчетности.

Налоговое же планирование заключается  в разработке и внедрении различных  законных схем снижения налоговых отчислений, за счет применения методов стратегического планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В условиях жестокой фискальной политики российского государства налоговое планирование позволяет предприятию выжить.

Под налоговым планированием понимаются способы выбора «оптимального» сочетания построения правовых форм отношений и возможных вариантов их интерпретации в рамках действующего налогового законодательства.

Не может быть оспорено и право  каждого субъекта предпринимательской  деятельности выбирать любые предусмотренные  законом правовые формы хозяйственной деятельности таким образом, чтобы обеспечить наиболее приемлемый для данного предприятия режим налогообложения и оптимальный уровень налоговых платежей.

Планирование налоговых платежей в рамках налогового планирования позволит предприятиям более эффективно управлять имеющимися ресурсами.

Задача налогового планирования –  организация системы налогообложения  для достижения максимального финансового  результата при минимальных затратах. Комплексное налоговое планирование является частью финансового планирования на предприятии.

Основными принципами налогового планирования являются:

1. Естественность – каждая схема  должна иметь нормальное экономическое  обоснование и быть полностью  подкреплена соответствующими юридическими  документами.

2. Принцип разумности. Разумность в налоговой оптимизации означает, что «все хорошо – что в меру». Применение грубых и необдуманных налоговых схем будет иметь только одно последствие – применениие налоговых санкций со стороны государства.

Информация о работе Налог на имущество