Налог на имущество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:35, реферат

Описание

Цели исследования – теоретическое и практическое рассмотрение имущественного налогообложения предприятий, выявление особенностей такого налогообложения в практической деятельности организаций.
Для достижения целей ставились следующие задачи:
- определить принципы и дать характеристику имущественного налогообложения;
- проанализировать особенности порядка имущественного налогообложения;

Содержание

Введение 2
I. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ
1.1. Принципы имущественного налогообложения предприятий 5
1.2. Характеристика налога на имущество 8
1.3. Налогоплательщики и налогооблагаемое имущество 14
II. ОСОБЕННОСТИ ПОРЯДКА РАСЧЕТА И УПЛАТЫ НАЛОГА В БЮДЖЕТ
2.1. Правила формирования объекта налогообложения и налоговой базы 21
2.2. Определение налоговой базы по налогу на имущество 24
2.3. Льготы по налогу 31
2.4. Исчисление и уплата налога на имущество 36
III. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ
3.1. Проблемы практического применения налога на имущество 43
3.2. Схемы минимизации налога 48
3.3. Перспективы развития налогообложения имущества 58
Заключение 64
Список использованных источников 68
Приложения 71

Работа состоит из  1 файл

налог на имущество ГОТОВЫЙ.doc

— 214.00 Кб (Скачать документ)

3. Цена решения. Выгода, получаемая от налоговой оптимизации должна значительно превосходить затраты, которые необходимо осуществить для реализации данного решения.

4. Нельзя строить способ оптимизации  налогообложения только на смежных  с налоговым отраслях права  (финансового, банковского, гражданского и др.).

5. Комплексный подход. Выбрав метод  снижения какого-либо налога, необходимо  проверить, не приведет ли его  применение к увеличению других  налоговых платежей.

6. Индивидуальный подход. Только  изучив все особенности деятельности предприятия, можно рекомендовать тот или иной метод снижения налогов. Механически переносить одну и ту же схему с одного предприятия в другое нельзя.

7. Юридическая чистота. Необходимо  проанализировать все используемые  в том или ином методе юридически значимые документы на предмет соответствия их требованиям действующего законодательства. Уделить пристальное внимание документальному оформлению операций, так как небрежность в оформлении или отсутствие необходимых документов может послужить формальным основанием для переквалификации налоговыми органами всей операции и, как следствие, привести к применению более обременительного для предприятия порядка налогообложения.

8. Принцип законности предполагает  не только следование букве,  но у духу закона, учет всех существующих тенденций развития налогового законодательства и внимательное отношение к позиции государственных органов по вопросам применения налогового законодательства. Поэтому налоговое планирование должно основываться не только на изучении текстов действующих налоговых законов и инструкций, но и на общей принципиальной позиции, занимаемой налоговыми органами по тем или иным вопросам, результатах судебной и арбитражной практики по налоговым спорам, проектах налоговых законов, направлениях и содержании готовящихся налоговых реформ, а также на анализе направлений налоговой политики, проводимой правительством.

9. Принцип адекватности затрат. Допустимое соотношение затрат  на созданную схему и ее  обслуживание к сумме экономии  налоговых издержек имеет индивидуальный порог, который может зависеть и от степени риска, связанного с данной схемой, и от психологических факторов.

10. Принцип конфиденциальности. Доступ к информации о фактическом  предназначении и последствиях  проводимых трансакций должен  быть максимально ограничен. 

11. Принцип подконтрольности. Достижение желаемых результатов  от использования схемы оптимизации  налоговых платежей зависит от хорошо продуманного контроля и существования реальных рычагов воздействия на всех исполнителей и на всех этапах.

12. Принцип допустимого  сочетания формы и содержания. Известны случаи, когда предприятия,  не имеющие на балансе или  в аренде никаких основных фондов и содержащие в штате только директора, оказывали и транспортные, и полиграфические, и любые другие услуги.

Организация налогового планирования заключается в:

- предварительном анализе  финансово-хозяйственной деятельности  организации;

- исследовании действующего  законодательства;

- исследовании и анализе  налоговых проблем конкретного  налогоплательщика с целью выявления  наиболее перспективных направлений  налогового планирования;

- изучении схем оптимизации  налогообложения партнеров и конкурентов в конкретных видах деятельности, а также применении наиболее выгодных способов налогообложения на предприятии.

Оптимизация налогообложения  предприятия, разработка отдельных  схем минимизации налогов применительно  к конкретному виду деятельности или определенной организационно-правовой форме позволит сократить налоговые платежи и освобожденные средства можно инвестировать, например, в развитие бизнеса.

Налоговое планирование наиболее эффективно на этапе организации  бизнеса, так как целесообразно изначально грамотно подойти к выбору организационно-правовой формы, места регистрации предприятия, разработке организационной структуры предприятия.

Организация налогового планирования в процессе функционирования предприятия необходима при оформлении договорных отношений с поставщиками и заказчиками, осуществлении хозяйственных операций и т. д. Налоговое планирование является неотъемлемой частью процесса создания, реорганизации, ликвидации предприятия, преобразования, слияния и т. п.

Налоговая оптимизация по какому-либо налогу – это, в сущности, решение математической задачи.

Сначала выясняется сущность этого налога, то есть определяются все условия, при которых возникает обязанность уплачивать этот налог. Затем определяются направления, по которым возможно уменьшение налога.

После этого, исходя из этих направлений, рассматриваются все способы (применение договоров, учетной политики, разных категорий налогоплательщиков, льгот, разных ставок по налогу и т.д.), по которым возможна оптимизация налога.

Итогом этой работы является выбор только тех способов оптимизации, которые позволяют уменьшить совокупное налогообложение налогоплательщика в зависимости от принятой им стратегии.

Налог на имущество является одним из самых проблемных для налогоплательщика обременений, и сложность его оптимизации заключается в том, что он является «прямым» налогом, то есть обложение им не предусматривает возможности уменьшения его на суммы каких-либо вычетов.

В сущности, очевидно, что  данный налог является достаточно высоким. Так, организация, обладающая основными средствами на сумму 100 млн. рублей обязана (если не брать в расчет амортизацию) уплачивать по большинству субъектов РФ 2,2 млн. рублей в год с данного имущества.

При этом отягощает данный налог и тот факт, что он взыскивается и с транспортных средств, что не вполне справедливо по отношению к налогоплательщику, уплачивающему с них еще и транспортный налог. По сути, это двойное налогообложение одних и тех же объектов налогового учета.

В связи с изложенным, оптимизация данного налога является на сегодняшний день единственным эффективным способом его снижения.

Рассмотрим далее основные схемы оптимизации имущественного налогообложения, уделив этим вопросам большую часть главы.

 

5. Схемы минимизации налога

 

Несовершенство налогового законодательства, жесткость фискального  контроля и налогового бремени, непродуманность  налогового администрирования, и неумение правительства эффективно использовать собранные налоги вынуждают предпринимателя  принимать меры по сохранению своего имущества.

Уклонение от уплаты налогов  в последние годы приобрело массовый характер. Но это не просто стремление предпринимателя получить сверхприбыль. Это реакция налогоплательщика  на недостатки налоговой политики государства. Именно это является главной причиной налоговой оптимизации.

Сегодня существует достаточно много схем минимизации имущественного налогообложения организаций.

Например, наиболее простым  способом избежания уплаты налога на имущество организации является переход этой организации на специальный режим налогообложения.

Также нередко встречается  такой способ, как покупка имущества  на физическое лицо (или юридическое лицо) и передача его в аренду организации. Однако с 2006 года данный прием невозможен.

Как установлено письмом ФНС России от 17 февраля 2006 года № ГВ-6-21/178а, согласно п.1 ст.374 НК РФ объектом налогообложения по налогу на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Осуществление некоторых  схем возможно при определенных условиях. Так, А.Меньков рассматривает такой прием, как выбор низконалоговой территории.

В случае, если приобретается дорогостоящее оборудование или недвижимость, то их можно купить от имени компании, зарегистрированной в регионе, в котором установлена низкая ставка налога на имущество, или от имени фирмы, имеющей право на льготу в каком-либо регионе.

Ведь налог на имущество является региональным. Поэтому, если компания не ведет свою деятельность по месту нахождения имущества (не создает постоянные рабочие места, то есть обособленные подразделения), то налог с этого имущества уплачивается по ставке того региона (субъекта РФ), в котором зарегистрирована компания.

В большинстве регионов налог на имущество взимается по максимальной ставке 2%. Однако в некоторых регионах ставка налога составляет 1, 1,8%. Кроме того, в некоторых регионах установлены пониженные ставки по налогу на имущество для отдельных категорий налогоплательщиков. А в ряде регионов установлены дополнительные льготы по налогу на имущество в части, зачисляемой в региональный бюджет.

Схема, основанная на выборе низконалоговой территории, заключается в следующем. Предположим, что компания «А» планирует приобрести недвижимость. Для того чтобы оптимизировать налоговые платежи по налогу на имущество, покупку необходимо оформить на организацию (фирму «Б»), которая пользуется региональной льготой или уплачивает налог по низкой ставке. При этом фирма «Б» не должна вести деятельность по местонахождению приобретаемой недвижимости: тогда она либо будет уплачивать налог с этой недвижимости только в местный бюджет, либо уплачивать налог по невысокой ставке. Затем фирма «А» арендует приобретенную фирмой «Б» недвижимость и использует ее для своей производственной деятельности.

При выборе низконалоговой территории следует иметь в виду, что региональные льготы могут предоставляться только на ограниченный период.

Необходимо также учитывать возможные неудобства, связанные с управлением фирмой, зарегистрированной в другом регионе (например, необходимость сдачи отчетности в местные налоговые органы и другие проблемы, требующие дополнительных затрат)13.

Также достаточно часто используются приемы, связанные с минимизацией стоимости имущества.

Например, это списание стоимости материалов, переданных в производство.

В своей учетной политике предприятие определяет порядок списания на затраты стоимости расходных материалов. Обычно используются методы списания FIFO (First in, first out - «первый пришел, первый ушел»), LIFO (Last in, first out - «последний пришел, первый ушел») или по средней стоимости.

При применении метода LIFO стоимость списанных материалов максимальна, так как списываются последние купленные партии, которые, как правило, дороже более ранних. Себестоимость продукции повышается, а прибыль снижается. Стоимость материалов на остатке меньше, соответственно, налог на имущество также снижается. Метод LIFO весьма выгоден, особенно в условиях инфляции.

Также применяется переоценка стоимости основных средств. Она  является важным элементом в оптимизации налога на имущество предприятий14.

Сейчас формируется  тенденция, когда многие компании начинают активно пользоваться предоставленным  им правом и приводят восстановительную  стоимость основных средств в  соответствие с данными о рыночной стоимости. Провести переоценку можно либо в конце года, предшествующего отчетному, либо в первом квартале отчетного года. В последнем случае результаты переоценки отражаются в отчетности за первый квартал.

При переоценке необходимо иметь в виду, что абсолютно достоверно определить реальную рыночную стоимость имущества сегодня практически невозможно. Поскольку введение договорных, а потом и свободных цен привело к тому, что, например, однотипное оборудование отличается по учетной стоимости в несколько раз в зависимости от периода приобретения. С учетом этого предприятие при помощи специалистов оценочных фирм может значительно снизить стоимость основных средств. Однако не следует забывать, что изменение их цены влечет изменение валюты баланса и, соответственно, чистых активов предприятия. А это, в свою очередь, способно вызвать недоверие у инвесторов и кредиторов.

Еще один способ, связанный  с минимизацией стоимости имущества  – консервация основных средств. Зачастую в составе облагаемого налогом имущества числятся устаревшие товары, неисправные и морально устаревшие основные средства и материалы, предназначенные для выпуска продукции, снятой с производства. Если у предприятия есть производственные фонды, в которых оно не нуждается, но по каким-то причинам не может списать, а налог на имущество по ним тяжелое бремя, то самое время эти фонды законсервировать. Для этого достаточно приказа руководителя о переводе фондов на консервацию.

С.А. Шилкин рассматривает такую схему минимизации, как разделение основного средства на несколько объектов15.

В этом случае разные части  основного средства можно учесть как отдельные объекты и быстрее  списать на затраты. Как следствие, фирма экономит не только на налоге на имущество, но и на налоге на прибыль. Однако применить этот способ можно только в том случае, если фирма покупает несколько основных средств, представляющих собой единый комплекс. При этом, правомерность этой схемы не вызывает подозрений ни у бухгалтеров, ни у чиновников.

Пример.

В феврале 2005 года компания приобрела одновременно системный блок, монитор и принтер. Стоимость покупки без учета НДС составила 25 500 руб., в том числе:

- системный блок –  9 000 руб.;

- монитор – 8 500 руб.;

- принтер – 8 000 руб.

В соответствии с Классификацией основных средств срок полезного  использования электронно-вычислительной техники – свыше трех лет и до пяти лет включительно. Руководитель фирмы своим приказом установил для купленного имущества такие сроки полезного использования:

Информация о работе Налог на имущество