Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:51, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы обусловлена важностью налоговых поступлений в бюджет страны, что так же подчеркнул в своём послании народу Казахстана Президент Н.А. Назарбаев, в котором отметил необходимость приведения налоговой системы в соответствие с задачами нового этапа развития Казахстана, она должна способствовать модернизации и диверсификации экономики, выходу бизнеса из «тени», должно происходить снижение общей налоговой нагрузки для несырьевых секторов экономики, особенно для малого и среднего бизнеса, а ожидаемые потери бюджета должны быть компенсированы за счет повышения экономической отдачи от добывающего сектора. Цель курсовой работы – охарактеризовать налоговую деятельность как разновидность финансовой деятельности государства.
Введение ………………………………………………………………………..3
1 Теоретические аспекты налогов как экономической категории
1.1 Экономическая сущность налогов…………………………………………6
1.2 Роль и функции налоговой системы государства в экономической системе общества…………………………………………………………………………9
2 Налоговая деятельность как разновидность финансовой деятельности государства
2.1Правовые формы осуществления налоговой деятельности государства…17
2.2Содержание государственного управления в налоговой сфере …………..22
2.3Соотношение налоговой деятельности государства и государственного управления налогами……...….25
3 Пути совершенствования налоговой деятельности в Республике Казахстан
3.1 Содержание проблем налоговой деятельности и обоснование необходимости их решения ………………….30
3.2 Пути совершенствования налоговой деятельности в Республике Казахстан………....31
Заключение……………………………………………………………………...38
Список использованной литературы…………………...………………….. 40
Функция налога – это
проявление его сущности в действии,
способ выражения его свойств. Функция
показывает, каким образом реализуется
общественное назначение данной экономической
категории как инструмента
Налоги являются важнейшими финансовыми поступлениями в государственный бюджет, и в этом состоит фискальная функция налогов. В нашей стране более 85% доходов государственного бюджета формируется за счет налоговых поступлений.
В числе налоговых функций ученые также называют: фискальную, распределительную, контрольную, стимулирующую, регулирующую (макроэкономическую), социальную
Фискальная функция налогов является основной, характерной для всех видов государств. С помощью фискальной функции образуются государственные денежные фонды и создаются материальные условия для функционирования государства. Именно фискальная функция позволяет налогам реализовать свое общественное назначение – мобилизация определенной суммы денежных средств государству, без которой оно не может существовать. Действительно, исторически налоги возникли как метод перераспределения части созданной стоимости в пользу государства. Сегодня под термином «фиск» понимается «казна», т.е. бюджет государства.
Экономическая функция включает в себя регулирующую, распределительную, стимулирующую и социальную подфункции, влияющие на воспроизводственный процесс как налоговая волна. Налоги, воздействуя на воспроизводственный процесс, неизбежно влияют как на объем производства следующего цикла, так и на темпы экономического, роста в целом.
Усиление налогового бремени (увеличение числа налогов, изменение налоговых льгот, повышение налоговых ставок) ведет к уменьшению таких компонентов совокупного спроса (налоговой волны), как накопление, потребление населения, сбережения, инвестиции и т.д.
Уменьшение совокупного спроса порождает проблему реализации произведенного ВНП. Ответной реакцией становится снижение совокупного предложения. Справедливо и обратное. Снижение налогового бремени ведет к росту части дохода, остающейся в распоряжении физических и юридических лиц. В этой связи правомерно ожидать увеличения личного: потребления, сбережения, инвестиций. Ответом на эти изменения станет рост совокупного предложения, рост объемов ВНП.
Налоги также способны влиять на формирование отраслевых, межотраслевых и региональных пропорций экономики. Уменьшение налоговых изъятий через систему предоставления налоговых льгот позволяет стимулировать развитие тех отраслей и регионов, в которых заинтересовано: убийство. Налоги могут также содействовать развитию малых форм предпринимательства, увеличению занятости отдельных категорий рабочей силы.
Отметим еще раз, что экономическая функция отражает сущность налогов, заключающуюся в том, что последние представляют собой перераспределение совокупного дохода, созданного в обществе.
Экономическая функция налогов реализуется через налоговое регулирование, которая является составной частью государственного регулирования экономики. В современных условиях налоги признаны важным экономическим инструментом воздействия государства на объем потребительского спроса, инвестиции, темпы экономического роста, а также не стимулирования отдельных отраслей и сфер экономики.
Однако экономическая наука далеко не сразу признала как саму экономическую функцию налогов, так и ее положительный потенциал.
Первоначально налоги рассматривались
исключительно с позиции их фискального
назначения, как неизбежное зло. Эта
позиция находит отражения в
высказываниях экономистов
Распределительная функция
налогов выступает в виде использования
налогов в качестве инструмента
при распределении и
Стимулирующая функция налога,
органично дополняющая
Социальная функция налогов
проявляется в применении налоговых
методов поддержки социального
обеспечения и социального
Воспроизводственная функция
налогов предполагает зачисления налогов
на специальные счета бюджетной
классификации и использование
средств на мероприятия, прежде всего
природоохранного назначения и дорожного
хозяйства. К таким налогам относятся:
земельный налог; плата за пользование
водными объектами; плата за загрязнение
окружающей природной среды, отчисления
на воспроизводство минерально-
Экономисты отмечают наличие
связи между двумя основными
функциями налогов - фискальной и
экономической. Связь эта носит
своеобразный характер. Усиление налогового
бремени способствует более полной
реализации фискальной функции в
краткосрочном периоде, но при этом
подрывает экономические
Контрольная функция заключается в том, что налоги выступают своеобразным «зеркалом» экономических процессов. Анализ динамики налоговых поступлений позволяет составить картину о процессах, происходящих в экономике, об эффективности, действующей налоговой системы, о ее влиянии на национальное хозяйство, о достаточности мобилизуемых средств для финансирования бюджетных мероприятий. Контрольная функция реализуется органами, осуществляющими контроль за правильным исчислением, своевременной уплаты
Таким образом, государство с помощью налогов осуществляет регулирование экономических процессов.
2 Налоговая деятельность как разновидность финансовой деятельности государства
2.1 Правовые формы осуществления налоговой деятельности государства
Свою налоговую деятельность государство осуществляет главным образом в правовых формах. Так, установление, изменение и введение налога может быть осуществлено лишь посредством принятия соответствующего правового акта (в Казахстане — закона, принятого Парламентом, закона или указа, имеющего силу закона, принятых Президентом Республики Казахстан). Чтобы сформировать систему налоговых органов и определить их компетенцию, также требуется принятие определенных правовых актов (законов и постановлений правительства). Управление этой системой ее центральный орган осуществляет тоже путем принятия соответствующих правовых актов (главным образом приказов). Отсюда налоговые отношения всегда имеют форму правового отношения. Налоговые органы в процессе осуществления своей деятельности взаимодействуют с налогоплательщиками и другими участниками процесса налогообложения также через издание правовых актов — в основном налоговых уведомлений [8,23].
Словом, вся налоговая деятельность осуществляется путем принятия, изменения или отмены тех или иных правовых актов, которые и выступают формой этой деятельности.
Основными правовыми формами налоговой деятельности государства выступают:
1) издание нормативных правовых актов;
2) издание индивидуальных правовых актов;
3) совершение двухсторонних юридических актов в виде налоговых договоров;
4) привлечение к финансово-
По поводу последнего сразу же отметим, что в настоящее время налоговое законодательство не предусматривает такого вида юридической ответственности. Существует лишь административная и уголовная ответственность за совершение налоговых правоотношений, носящих характер соответственно административных правонарушений и уголовных преступлений.
Правовые акты (как нормативные, так и индивидуальные) представляют собой особую разновидность юридических актов — налогово-правовые акты.
Налогово-правовые акты — это юридические акты, принимаемые государственными органами в пределах своей компетенции по вопросам налоговой деятельности государства и выступающие ее правовой формой.
По своим юридическим свойствам налогово-правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные.
Нормативный налогово-правовой акт содержит общее правило поведения, рассчитанное на длительное время и адресованное неопределенному количеству субъектов. Примером нормативного налогово-правового акта является Налоговый кодекс Республики Казахстан.
Посредством издаваемых законов
и иных нормативных правовых актов
государство устанавливает и
вводит налоги, регулирует возникающие
при этом налоговые отношения, определяя
права и обязанности их субъектов
и участников. В этом же порядке
устанавливается
Деятельность государства, выступающего в целом в сфере налогообложения в качестве политически властвующего субъекта, устанавливающего налоги и регулирующего налоговые отношения, носит в основном нормотворческий характер.
Как субъект (сторона) конкретного налогового отношения государство в лице своих специализированных налоговых органов добивается исполнения конкретным налогоплательщиком своих налоговых обязательств перед государством, опираясь при этом на ту нормативно-правовую базу, которая была ранее создана им самим же [9].
Совокупность налогово-правовых актов, носящих нормативно-правовой характер, образует налоговое законодательство страны. Отметим, что налоговое законодательство является формой существования налогового права.
Индивидуальный налогово-
Налоговым уведомлением признается направленное органом налоговой службы письменное сообщение налогоплательщику о необходимости исполнения последним налогового обязательства (п. 1 ст. 31 НК).
Данное уведомление содержит все признаки индивидуального правового акта, т. е. регулирует конкретное налоговое правоотношение, адресовано определенному лицу, рассчитано на однократное применение. Этот акт порождает обязанности у лица, кому оно адресовано, обладает свойствами обязательности и принудительности исполнения, что свойственно любым правовым актам.
Налоговое уведомление как индивидуальный правовой акт используется в самых разнообразных случаях и ситуациях.
Так, налоговое уведомление используется в тех случаях, когда исчисление суммы налога осуществляется самим налоговым органом. Применяется оно при начислении суммы налога, пени и штрафов по результатам налоговой проверки, в случае принятия мер по обеспечению исполнения не выполненного в срок налогового обязательства а также при принудительном взыскании налоговой задолженности. Предметом налогового уведомления может быть устранение нарушений, выявленных по результатам камерального контроля. Данное уведомление может быть и не связано с выплатой налогоплательщиком определенной суммы денег, а содержать, например, требование об устранении нарушений налогового законодательства. Налоговое уведомление может быть адресовано не только самому налогоплательщику, но и направляться налоговому агенту, а также быть использовано для обращения взыскания на деньги на банковских счетах дебиторов (должников) налогоплательщика.
Налоговый кодекс устанавливает сроки исполнения каждого вида налогового уведомления (п. 2 ст. 31 НК).
Информация о работе Налоговая деятельность как разновидность финансовой деятельности государства