Налоговая деятельность как разновидность финансовой деятельности государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:51, курсовая работа

Описание

Актуальность темы курсовой работы обусловлена важностью налоговых поступлений в бюджет страны, что так же подчеркнул в своём послании народу Казахстана Президент Н.А. Назарбаев, в котором отметил необходимость приведения налоговой системы в соответствие с задачами нового этапа развития Казахстана, она должна способствовать модернизации и диверсификации экономики, выходу бизнеса из «тени», должно происходить снижение общей налоговой нагрузки для несырьевых секторов экономики, особенно для малого и среднего бизнеса, а ожидаемые потери бюджета должны быть компенсированы за счет повышения экономической отдачи от добывающего сектора. Цель курсовой работы – охарактеризовать налоговую деятельность как разновидность финансовой деятельности государства.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..3
1 Теоретические аспекты налогов как экономической категории
1.1 Экономическая сущность налогов…………………………………………6
1.2 Роль и функции налоговой системы государства в экономической системе общества…………………………………………………………………………9

2 Налоговая деятельность как разновидность финансовой деятельности государства
2.1Правовые формы осуществления налоговой деятельности государства…17
2.2Содержание государственного управления в налоговой сфере …………..22
2.3Соотношение налоговой деятельности государства и государственного управления налогами……...….25
3 Пути совершенствования налоговой деятельности в Республике Казахстан
3.1 Содержание проблем налоговой деятельности и обоснование необходимости их решения ………………….30
3.2 Пути совершенствования налоговой деятельности в Республике Казахстан………....31
Заключение……………………………………………………………………...38
Список использованной литературы…………………...………………….. 40

Работа состоит из  1 файл

курсовая нал.пр..docx

— 89.29 Кб (Скачать документ)

Функция налога – это  проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция  показывает, каким образом реализуется  общественное назначение данной экономической  категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения  государства.

Налоги являются важнейшими финансовыми поступлениями в  государственный бюджет, и в этом состоит фискальная функция налогов. В нашей стране более 85% доходов  государственного бюджета формируется  за счет налоговых поступлений.

В числе налоговых функций  ученые также называют: фискальную, распределительную, контрольную, стимулирующую, регулирующую (макроэкономическую), социальную

Фискальная функция налогов  является основной, характерной для  всех видов государств. С помощью  фискальной функции образуются государственные  денежные фонды и создаются материальные условия для функционирования государства. Именно фискальная функция позволяет  налогам реализовать свое общественное назначение – мобилизация определенной суммы денежных средств государству, без которой оно не может существовать. Действительно, исторически налоги возникли как метод перераспределения  части созданной стоимости в  пользу государства. Сегодня под  термином «фиск» понимается «казна», т.е. бюджет государства.

Экономическая функция включает в себя регулирующую, распределительную, стимулирующую и социальную подфункции, влияющие на воспроизводственный процесс  как налоговая волна. Налоги, воздействуя  на воспроизводственный процесс, неизбежно  влияют как на объем производства следующего цикла, так и на темпы  экономического, роста в целом.

Усиление налогового бремени (увеличение числа налогов, изменение  налоговых льгот, повышение налоговых  ставок) ведет к уменьшению таких  компонентов совокупного спроса (налоговой волны), как накопление, потребление населения, сбережения, инвестиции и т.д.

Уменьшение совокупного  спроса порождает проблему реализации произведенного ВНП. Ответной реакцией становится снижение совокупного предложения. Справедливо и обратное. Снижение налогового бремени ведет к росту  части дохода, остающейся в распоряжении физических и юридических лиц. В  этой связи правомерно ожидать увеличения личного: потребления, сбережения, инвестиций. Ответом на эти изменения станет рост совокупного предложения, рост объемов ВНП.

Налоги также способны влиять на формирование отраслевых, межотраслевых  и региональных пропорций экономики. Уменьшение налоговых изъятий через  систему предоставления налоговых  льгот позволяет стимулировать  развитие тех отраслей и регионов, в которых заинтересовано: убийство. Налоги могут также содействовать  развитию малых форм предпринимательства, увеличению занятости отдельных  категорий рабочей силы.

Отметим еще раз, что экономическая  функция отражает сущность налогов, заключающуюся в том, что последние представляют собой перераспределение совокупного дохода, созданного в обществе.

Экономическая функция налогов  реализуется через налоговое  регулирование, которая является составной  частью государственного регулирования  экономики. В современных условиях налоги признаны важным экономическим инструментом воздействия государства на объем потребительского спроса, инвестиции, темпы экономического роста, а также не стимулирования отдельных отраслей и сфер экономики.

Однако экономическая  наука далеко не сразу признала как  саму экономическую функцию налогов, так и ее положительный потенциал.

Первоначально налоги рассматривались  исключительно с позиции их фискального  назначения, как неизбежное зло. Эта  позиция находит отражения в  высказываниях экономистов прошлого. Д. Рикардо считал, что налоги являются злом, как так препятствуют образованию и накоплению капитала. Лишь к середине XIX в. экономическая наука изменяет взгляд на роль налогов в обществе. Постепенно приходит признание экономической функции налогов, их позитивного воздействия на экономику. С помощью математических методов устанавливается характер зависимости между налогами и их стимулирующим воздействием на производство. В это же время находит признание позиция, что высшим принципом налогообложения, который должен быть в основе всякой податной системы, является развития производительных сил.

Распределительная функция  налогов выступает в виде использования  налогов в качестве инструмента  при распределении и перераспределении  валового внутреннего продукта. Этот процесс происходит путем введения новых и отмены старых действующих налогов, изменения ставок, расширения либо сокращения налоговой базы, изменения уровня зачисления налогов. Первоначально распределительная функция была неразрывно связана с фискальными интересами государства, но увеличение роли государства в экономики привило к усилению регулирующих акцентов преимущественно через налоговую систему.

Стимулирующая функция налога, органично дополняющая регулирующую функцию, проявляется в дифференциации налоговых ставок, введении налоговых  льгот, направленных на поддержку малого предпринимательства, производства продукции  социального, сельскохозяйственного  назначения, капитальных вложений, а также инновационной и внешнеэкономической  деятельности.

Социальная функция налогов  проявляется в применении налоговых  методов поддержки социального  обеспечения и социального страхования. Вычеты на благотворительные цели: на содержание детей и иждивенцев, платежи в государственные социальные внебюджетные фонды, (с 1 января 2001 г. взимание единого социального налога) непосредственно  направлены на обеспечение социальной защищенности и государственных  гарантий членам общества, нуждающимся  в первоочередной поддержке. Кроме  того, финансирование государственных  социальных программ, социальной сферы  за счет общих налоговых поступлений (налога на прибыль, налога на добавленную  стоимость и др.) также свидетельствует  о социальном характере налогов.

Воспроизводственная функция  налогов предполагает зачисления налогов  на специальные счета бюджетной  классификации и использование  средств на мероприятия, прежде всего  природоохранного назначения и дорожного  хозяйства. К таким налогам относятся: земельный налог; плата за пользование  водными объектами; плата за загрязнение  окружающей природной среды, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; налоги, зачисляемые в дорожные фонды.

Экономисты отмечают наличие  связи между двумя основными  функциями налогов - фискальной и  экономической. Связь эта носит  своеобразный характер. Усиление налогового бремени способствует более полной реализации фискальной функции в  краткосрочном периоде, но при этом подрывает экономические стимулы  развития. Однако в долгосрочном периоде  итоговые поступления снижаются  как из-за банкротств, сокращения предпринимательской  и трудовой активности, так и из-за нежелания платить налоги (вывоз  капитала за рубеж, уход в теневую  экономику, уклонение от налогов). Снижение налогового бремени; наоборот, уменьшает  фискальный эффект на первых порах, но активизирует стимулирующее воздействие  налогов на экономику. Поэтому в  долгосрочном периоде за счет усиления деловой активности налоговые доходы государства возрастают даже в условиях низкого налогового бремени.

Контрольная функция заключается  в том, что налоги выступают своеобразным «зеркалом» экономических процессов. Анализ динамики налоговых поступлений  позволяет составить картину  о процессах, происходящих в экономике, об эффективности, действующей налоговой  системы, о ее влиянии на национальное хозяйство, о достаточности мобилизуемых средств для финансирования бюджетных мероприятий. Контрольная функция реализуется органами, осуществляющими контроль за правильным исчислением, своевременной уплаты

Таким образом, государство  с помощью налогов осуществляет регулирование экономических процессов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Налоговая деятельность как разновидность финансовой деятельности государства

2.1 Правовые формы осуществления налоговой деятельности государства

 

Свою налоговую деятельность государство осуществляет главным  образом в правовых формах. Так, установление, изменение и введение налога может  быть осуществлено лишь посредством  принятия соответствующего правового  акта (в Казахстане — закона, принятого  Парламентом, закона или указа, имеющего силу закона, принятых Президентом Республики Казахстан). Чтобы сформировать систему налоговых органов и определить их компетенцию, также требуется принятие определенных правовых актов (законов и постановлений правительства). Управление этой системой ее центральный орган осуществляет тоже путем принятия соответствующих правовых актов (главным образом приказов). Отсюда налоговые отношения всегда имеют форму правового отношения. Налоговые органы в процессе осуществления своей деятельности взаимодействуют с налогоплательщиками и другими участниками процесса налогообложения также через издание правовых актов — в основном налоговых уведомлений [8,23].

Словом, вся налоговая  деятельность осуществляется путем  принятия, изменения или отмены тех  или иных правовых актов, которые  и выступают формой этой деятельности.

Основными правовыми формами  налоговой деятельности государства выступают:

1) издание нормативных правовых актов;

2) издание индивидуальных правовых актов;

3) совершение двухсторонних  юридических актов в виде налоговых договоров;

4) привлечение к финансово-правовой  ответственности лиц, совершивших налоговые правонарушения.

По поводу последнего сразу  же отметим, что в настоящее время  налоговое законодательство не предусматривает  такого вида юридической ответственности. Существует лишь административная и  уголовная ответственность за совершение налоговых правоотношений, носящих  характер соответственно административных правонарушений и уголовных преступлений.

Правовые акты (как нормативные, так и индивидуальные) представляют собой особую разновидность юридических  актов — налогово-правовые акты.

Налогово-правовые акты —  это юридические акты, принимаемые  государственными органами в пределах своей компетенции по вопросам налоговой  деятельности государства и выступающие ее правовой формой.

По своим юридическим  свойствам налогово-правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные.

Нормативный налогово-правовой акт содержит общее правило поведения, рассчитанное на длительное время и  адресованное неопределенному количеству субъектов. Примером нормативного налогово-правового  акта является Налоговый кодекс Республики Казахстан.

Посредством издаваемых законов  и иных нормативных правовых актов  государство устанавливает и  вводит налоги, регулирует возникающие  при этом налоговые отношения, определяя  права и обязанности их субъектов  и участников. В этом же порядке  устанавливается ответственность  за нарушение налогового законодательства, которая по большей части носит  характер ответственности за ненадлежащее исполнение налогового обязательства.

Деятельность государства, выступающего в целом в сфере  налогообложения в качестве политически  властвующего субъекта, устанавливающего налоги и регулирующего налоговые  отношения, носит в основном нормотворческий характер.

Как субъект (сторона) конкретного  налогового отношения государство  в лице своих специализированных налоговых органов добивается исполнения конкретным налогоплательщиком своих  налоговых обязательств перед государством, опираясь при этом на ту нормативно-правовую базу, которая была ранее создана им самим же [9].

Совокупность налогово-правовых актов, носящих нормативно-правовой характер, образует налоговое законодательство страны. Отметим, что налоговое законодательство является формой существования налогового права.

Индивидуальный налогово-правовой акт касается конкретного налогоплательщика  либо иного лица, связанного с налогообложением, и рассчитан он на определенную ситуацию. Примером индивидуального налогово-правового  акта является уведомление органа налоговой  службы, направляемое налогоплательщику  при уплате окладных налогов, исчисление суммы налога в данном случае осуществляется самим налоговым органом. Такой  способ уплаты налога применяется, например, при уплате налога на имущество физических лиц, когда налоговый орган самостоятельно исчисляет сумму налога и вручает  налогоплательщику налоговое уведомление, в соответствии с которым налогоплательщик производит уплату налога.

Налоговым уведомлением признается направленное органом налоговой  службы письменное сообщение налогоплательщику  о необходимости исполнения последним  налогового обязательства (п. 1 ст. 31 НК).

Данное уведомление содержит все признаки индивидуального правового  акта, т. е. регулирует конкретное налоговое  правоотношение, адресовано определенному  лицу, рассчитано на однократное применение. Этот акт порождает обязанности  у лица, кому оно адресовано, обладает свойствами обязательности и принудительности исполнения, что свойственно любым правовым актам.

Налоговое уведомление как  индивидуальный правовой акт используется в самых разнообразных случаях и ситуациях.

Так, налоговое уведомление  используется в тех случаях, когда  исчисление суммы налога осуществляется самим налоговым органом. Применяется  оно при начислении суммы налога, пени и штрафов по результатам  налоговой проверки, в случае принятия мер по обеспечению исполнения не выполненного в срок налогового обязательства а также при принудительном взыскании налоговой задолженности. Предметом налогового уведомления может быть устранение нарушений, выявленных по результатам камерального контроля. Данное уведомление может быть и не связано с выплатой налогоплательщиком определенной суммы денег, а содержать, например, требование об устранении нарушений налогового законодательства. Налоговое уведомление может быть адресовано не только самому налогоплательщику, но и направляться налоговому агенту, а также быть использовано для обращения взыскания на деньги на банковских счетах дебиторов (должников) налогоплательщика.

Налоговый кодекс устанавливает  сроки исполнения каждого вида налогового уведомления (п. 2 ст. 31 НК).

Информация о работе Налоговая деятельность как разновидность финансовой деятельности государства