Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:51, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы обусловлена важностью налоговых поступлений в бюджет страны, что так же подчеркнул в своём послании народу Казахстана Президент Н.А. Назарбаев, в котором отметил необходимость приведения налоговой системы в соответствие с задачами нового этапа развития Казахстана, она должна способствовать модернизации и диверсификации экономики, выходу бизнеса из «тени», должно происходить снижение общей налоговой нагрузки для несырьевых секторов экономики, особенно для малого и среднего бизнеса, а ожидаемые потери бюджета должны быть компенсированы за счет повышения экономической отдачи от добывающего сектора. Цель курсовой работы – охарактеризовать налоговую деятельность как разновидность финансовой деятельности государства.
Введение ………………………………………………………………………..3
1 Теоретические аспекты налогов как экономической категории
1.1 Экономическая сущность налогов…………………………………………6
1.2 Роль и функции налоговой системы государства в экономической системе общества…………………………………………………………………………9
2 Налоговая деятельность как разновидность финансовой деятельности государства
2.1Правовые формы осуществления налоговой деятельности государства…17
2.2Содержание государственного управления в налоговой сфере …………..22
2.3Соотношение налоговой деятельности государства и государственного управления налогами……...….25
3 Пути совершенствования налоговой деятельности в Республике Казахстан
3.1 Содержание проблем налоговой деятельности и обоснование необходимости их решения ………………….30
3.2 Пути совершенствования налоговой деятельности в Республике Казахстан………....31
Заключение……………………………………………………………………...38
Список использованной литературы…………………...………………….. 40
В последние годы сделаны существенные шаги и достигнуты значительные улучшения в области налоговой политики и налогового администрирования. Значительные объемы инвестиций вложены в развитие информационных технологий, которые в настоящее время активно используются. Более 75 % налогоплательщиков используют электронные формы отчетности. Приняты меры, направленные на улучшение прозрачности и повышение эффективности управления работой налоговых органов, включая внедрение стандартов предоставления налоговых услуг.
Однако на повестке дня реформ, учитывая сложность процесса устойчивого реформирования и модернизации, все еще стоят важные вопросы.
Анализ рейтинга Казахстана по отчету Всемирного Банка "Doing business 2011" свидетельствует о том, что страна занимает общее 49-е место по простоте уплаты налогов. Это самое высокое место среди стран СНГ.
Вместе с тем, согласно отчету сферой, которая вызывает наибольшее беспокойство, является время, необходимое налогоплательщикам для выполнения своих обязательств (112 место с 271 часом, необходимым для выполнения обязательств).
Сравнительный анализ со странами Восточной Европы, Великобритании, Германии и Юго-Восточной Азии по этому параметру, свидетельствует о наличии пробелов, которые необходимо восполнять за счет комплексной модернизации налоговой службы.
Так, количество часов, необходимых для этих же целей, в Эстонии составляет - 81 час, Великобритании - 105 часов, Малайзии - 145 часов, Германии и Хорватии - 196 часов, Румынии - 202 часа.
А по индикатору "Степень
и эффект налогообложения" Глобального
индекса конкурентоспособности
Всемирного Экономического Форума - позиция
Казахстана ухудшилась (в 2007 году - 81 место,
2008 году - 83 место). Данный индикатор
отражает степень обременения налогами,
как ограничение для
Основным индикатором качества услуг, предоставляемых органами налоговой службы, является удовлетворенность потребителей.
По результатам исследования налогоплательщиков, проведенного Исследовательским Центром "Сандж" в 2012 году, удовлетворенность населения качеством предоставления услуг налоговыми органами в среднем по Казахстану высока - 85 %.
В то же время, следует отметить, что удовлетворенность - агрегированное понятие, которое включает в себя восприятие различных аспектов услуги - скорость, информация, отношение и другое.
Удовлетворенность параметрами, которые отражают уровень налогового администрирования, ниже, чем удовлетворенность качеством услуги в целом. Это, в первую очередь, удовлетворенность установленными сроками получения услуги (78 %), соблюдением сроков услуги (80 %).
Кроме того, в 2012 году профессионализмом/
Удовлетворенность населения качеством предоставления услуг налоговыми органами в среднем по Казахстану также высока - 91 %.
Следует отметить, что удовлетворенность городских налогоплательщиков - физических лиц незначительно ниже, чем удовлетворенность потребителей на селе.
3.2 Пути совершенствования налоговой деятельности в Республике Казахстан
Справедливая система налогообложения — идеальная мечта любого государства и общества, которую пока не достигла ни одна страна мира. К этой цели человеческая цивилизация идет уже столетия, и впереди неизбежно вызывает и будет вызывать критику любых фискальных институтов общества. Однако независимо от этого поиски путей рационального, эффективного и справедливого налогообложения должны продолжаться. По словам французского просветителя Ш. Монтескье, ничто не требует столько государственной мудрости и ума, как определение той части которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. Поэтому закрепление в налоговом законодательстве принципа справедливого налогообложения в конечном итоге не только позволит сделать отечественную налоговую систему более эффективной, но и будет способствовать установлению налоговой дисциплины и воспитанию цивилизованного налогоплательщика.
В 1995 г. Кабинет Министров РК утвердил долгосрочную концепцию налоговой реформы, в которой предусмотрен поэтапный переход налогового законодательства республики на международные принципы налогообложения. Первым этапом явилось принятие Закона Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет", или Налогового кодекса, так как этот документ является кодифицированным. Главная его задача — снижение налоговой нагрузки на налогоплательщиков, обеспечение равенства между хозяйствующими субъектами в налоговых отношениях и формирование доходной части бюджета. Следует учитывать, что Казахстан первый из стран СНГ принял Налоговый кодекс, поэтому, конечно, неизбежны издержки в его применении, которые со временем общими усилиями можно будет устранить[17,97].
Налоговая нагрузка после введения Налогового кодекса снизилась, однако все еще остается достаточно тяжелой, громоздкой и потому негибкой и неэффективной. Многочисленные льготы, установленные в рамках закона, практически не стимулируют по причине их неоднозначности в трактовке. Поэтому на уровне макроуправления и налогового администрирования следует этот пробел учитывать, потому что именно он создает атмосферу вседозволенности и является питательной средой для коррупции.
"Уход от налогов", "уклонение от налогов", "избежание налогов", "обход налогов", "налоговая оптимизация", "налоговое планирование" и т.д. — так называют в прессе явление, которое получило свое развитие одновременно с разрушением советской системы экономики и формированием современной налоговой системы. Именно с появлением первых кооперативов и малых частных предприятий предприниматели и консультанты, осуществляющие интеллектуальное обеспечение бизнеса, впервые серьезно заговорили об уходе от налогов как новом требовании времени. Стремление избежать уплаты налогов есть своеобразная реакция на любые налоговые мероприятия государства. Однако в какой-то степени эта реакция представляется естественной, поскольку обусловлена попыткой собственника так или иначе защитить свое имущество, капитал и доходы от любых посягательств, даже от тех, которые освещены законом.
Необходимо отметить, что эта проблема актуальна не только для Казахстана. Во всех без исключения странах проблема криминогенности в налоговой сфере находится на первом месте.
Можно выделить следующие причины, подталкивающие предпринимателей к уклонению от уплаты налогов:
· моральные (нравственно-психологические);
· политические;
· экономические;
· технические (правовые).
Моральные (нравственно-психологические)
причины в основном порождаются
характером налоговых законов. Основной
причиной налоговой преступности является
нравственно-психологическое
Политические причины подталкивают налогоплательщика к уклонению от уплаты налогов тогда, когда налоги начинают использоваться государством не только для покрытия своих расходов, т.е. обеспечения своего функционирования, но и как инструмент социальной и экономической политики. Налоги как инструмент социальной политики при этом используются довольно часто. Например, класс, стоящий у власти, использует их для подавления другого класса — не властвующего. Уклонение от уплаты налогов выступает здесь, как форма сопротивления такому подавлению[16].
Экономические причины разделяют
обычно на два вида: причины, которые
зависят от финансового состояния
налогоплательщика, и причины, порожденные
общей экономической
Технические (правовые) причины кроются в сложности налоговой системы, которая препятствует эффективности налогового контроля, в результате чего налогоплательщик может избежать уплаты налогов.
Нельзя совершенствовать
налогообложение без
В налоговом производстве продолжает существовать множество проблем, касающихся порядка формирования отдельных налогов и сборов, их зависимости друг от друга и от других элементов хозяйственного механизма страны: ценообразования, кредитования, финансирования, как государственного, так и корпоративного и т.д.
Для достижения главной цели
налогового реформирования — обеспечения
максимально возможного равновесия
интересов собственников и
В настоящее время главным
приоритетом финансовой политики нашего
государства является создание такой
налоговой системы, которая не только
обеспечила бы фискальные интересы государства,
но и стимулировала развитие производства,
эффективное использование
Налогообложение является одной
из сложнейших проблем социально-
С 1999 года формирование бюджета
стало осуществляться по-новому. Все
внебюджетные фонды Правительством
включены в бюджет. Так как внебюджетные
фонды создавались по строго целевому
назначению для финансирования конкретных
социально-экономических
Любая налоговая система
сталкивается с попытками незаконченных
теневых операций, а "недоборы"
планируемых поступлений в
В данный момент основным и
главным принципом налоговой
системы в республике должен стать
принцип справедливости взимания налогов,
ее регулирующая роль и самое главное
— стимулирующее начало развития
всей экономики независимо от значимости
налогоплательщика для
Такой подход способствует выявлению налогоплательщиков по группам их статуса или уровня, что означает возможность как становления крупных налогоплательщиков, так и мелких в зависимости от фактической сложившейся ситуации с предприятием. Такая ситуация позволяет не только обладать налогоплательщиками, но и стать для них определенной опорой не только как к основному источнику доходов в бюджет в условиях становления рыночных отношений, но и цивилизованно сопровождать его.
В этом плане предлагается
использовать в налоговой сфере
селективную экономическую
Информация о работе Налоговая деятельность как разновидность финансовой деятельности государства