Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 14:07, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотрение роли налогов в экономическом развитии региона.
Задачи курсовой работы:
- раскрыть понятие региональных финансов, бюджетов и налогов,
- охарактеризовать динамику налоговых доходов бюджета Амурской области, основные направления, приоритетные задачи налоговой политики и антикризисные меры налогового стимулирования.
Введение
4
1 Понятие региональных финансов, бюджетов, налогов
6
1.1 Региональные финансы - составная часть финансовой системы
России
6
2.2 Налоговые доходы региональных бюджетов
10
2 Налоговая политика Амурской области
14
2.1 Динамика налоговых доходов бюджета Амурской области
14
2.2 Основные направления налоговой политики
18
2.3 Приоритетные задачи в области налоговой политики
22
2.4 Антикризисные меры налогового стимулирования
24
Заключение
26
Библиографический список
РЕФЕРАТ
Курсовая работа содержит 32 с., 2 рисунка, 1 таблица, 33 использованных источников, 1 приложение.
Налоги, региональные налоги, региональные бюджеты, налоговая база, доходы, налоговые доходы бюджета Амурской области.
Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов России. Налогово-правовой режим регионального налогообложения складывается как из федеральных, так и региональных требований. Основные усилия региональных и местных органов власти должны быть направлены на укрепление налогового потенциала. Налоговая политика Амурской области сформирована, исходя из задач по обеспечению экономического роста области. Основная задача - принятие мер, направленных на недопущение снижения поступлений доходов в бюджетную систему в условиях экономической нестабильности.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 4 |
1 Понятие региональных финансов, бюджетов, налогов | 6 |
1.1 Региональные финансы - составная часть финансовой системыРоссии | 6 |
2.2 Налоговые доходы региональных бюджетов | 10 |
2 Налоговая политика Амурской области | 14 |
2.1 Динамика налоговых доходов бюджета Амурской области | 14 |
2.2 Основные направления налоговой политики | 18 |
2.3 Приоритетные задачи в области налоговой политики | 22 |
2.4 Антикризисные меры налогового стимулирования | 24 |
Заключение | 26 |
Библиографический список | 28 |
Приложение А Структура и объемы налоговых платежей в бюджет Амурской области за 2006 - 2010 гг. |
32 |
ВВЕДЕНИЕ
Современная экономическая ситуация, сложившаяся под влиянием мирового кризиса, выводит на первый план в финансовой политике государства обеспечение устойчивого функционирования бюджетов территорий и создание условий для их последующего инновационного развития. Данные проблемы необходимо решать в рамках антикризисной политики государства.
Среди основных направлений финансово-экономической политики в условиях кризиса выделяется обеспечение достаточных источников доходов соответствующих бюджетов для выполнения расходных обязательств. Важное условие стабильного функционирования территориальных бюджетов — достижение их сбалансированности на основе реальной оценки финансового положения.
В результате кризиса проблемы доходной базы бюджетов территорий в целом по стране усилились. Они стали причиной снижения поступлений от налогов, являющихся основной составляющей доходов региональных бюджетов[1].
Федеральный законодатель устанавливает исчерпывающий перечень налоговых платежей, в том числе допустимых для введения и взимания на уровне субъектов РФ.
Региональные налоги - налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес - целесообразнее взимать на региональном уровне, поскольку такие платежи предполагают значительные объемы поступлений денежных средств в собственность субъектов РФ, что должно позволять формировать им сильную финансовую основу, в том числе и в целях дальнейшего развития межбюджетных отношений с муниципальными образованиями.
Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что в современных условиях остро стоит вопрос о необходимости повышения финансовой обеспеченности субъектов РФ путем наращивания их собственного доходного потенциала, в том числе налогового. Достаточное финансовое обеспечение регионов - это одно из основных условий эффективного осуществления органами государственной власти субъектов РФ своих полномочий. Кроме того, наличие на региональном уровне собственных стабильных доходных источников позволит обеспечить большую сбалансированность в межбюджетном распределении средств, оптимизировать финансовые потоки по уровням бюджетной системы, а также создать условия для бюджетной устойчивости в средне- и долгосрочной перспективе.
Цель курсовой работы – рассмотрение роли налогов в экономическом развитии региона.
Задачи курсовой работы:
- раскрыть понятие региональных финансов, бюджетов и налогов,
- охарактеризовать динамику налоговых доходов бюджета Амурской области, основные направления, приоритетные задачи налоговой политики и антикризисные меры налогового стимулирования.
1 ПОНЯТИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ, БЮДЖЕТОВ, НАЛОГОВ
1.1 Региональные финансы - составная часть финансовой системы
России
Важнейшим звеном финансовой системы России являются государственные и муниципальные финансы, обеспечивающие органы государственной власти и местного самоуправления денежными средствами для осуществления функций, предусмотренных Конституцией РФ и другими законодательными актами. Исходя из структуры федеративного устройства России, государственные финансы, будучи двухуровневыми, включают финансы федеральных органов власти и финансы органов власти субъектов РФ. Муниципальные финансы являются низовым звеном и выделены в самостоятельный структурный уровень. Общность трехуровневой системы государственных и муниципальных финансов заключается в единстве их доходных источников и взаимодействии по поводу достижения сбалансированности с расходами.
Финансы каждого уровня включают бюджет, внебюджетные фонды, кредит и финансы казенных, государственных и муниципальных унитарных предприятий, действующих на правах полного хозяйственного ведения или оперативного управления имуществом (рисунок 1).
Рисунок 1 – Система государственных и муниципальных финансов
Важнейшей составной частью финансовой системы многих стран мира, в том числе и России, являются региональные финансы. Развитие демократических принципов в государственном устройстве предполагает активные формы участия населения в политическом процессе и правления не только (и не столько) в общенациональном масштабе, сколько на местах. В таком случае появляется необходимость в организационном оформлении такого участия, которое принимает форму местного самоуправления. Оно, в свою очередь, не может эффективно реализовываться без наличия соответствующих ресурсов в руках территориальных представительных и исполнительных органов власти. Отсюда происходит и растущая роль региональных финансов.
Региональные финансы - достаточно сложное понятие, которое можно рассматривать под разными углами зрения. В широком смысле региональные финансы представляют собой систему экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход на экономическое и социальное развитие территорий.
Одновременно существует и другой аспект данного понятия. В узком смысле региональные финансы - это совокупность денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий. Приведенные два определения не являются взаимоисключающими, они скорее дополняют друг друга на разных уровнях исследования.[2].
Выделяют две современные тенденции в развитии региональных финансов, характерные для многих стран мира. Это:
- усиление роли региональных финансов;
- расширение сферы применения региональных финансов.
Основной составной частью региональных финансов большинства стран мира являются региональные бюджеты.
В Российской Федерации к региональным бюджетам относятся бюджеты субъектов Федерации (республик в составе РФ, автономных округов, автономной области, городов федерального подчинения, краев, областей) и местные (муниципальные) бюджеты (районов, городов, районов в городах, поселковых и сельских органов власти).
Второй составной частью региональных финансов являются средства субъектов хозяйствования. К ним относятся:
1) финансовые ресурсы предприятий, находящихся в муниципальной собственности (в первую очередь это предприятия жилищно-коммунального хозяйства);
2) финансовые ресурсы предприятий, фирм, организаций, используемые ими на финансирование социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов.
Третьим компонентом региональных финансов являются территориальные внебюджетные фонды. Источниками формирования таких фондов служат заемные ресурсы, добровольные взносы предприятий и населения, специальные сборы, поступления из централизованных внебюджетных фондов и др.
В основе региональных бюджетных систем лежат следующие элементы: региональные бюджеты, региональные налоги, сборы, льготы, дотации, расходные обязанности, региональные финансовые отношения с госбюджетом и с местными бюджетами.
Региональные бюджетные системы выполняют следующие основные функции:
1. закрепление способов движения налоговых потоков по уровням территориальной организации государства (направления этих потоков, пропорции их разделения, целевое назначение) и методов регулирования, возникающих при этом отношений.
2. аккумулирование и использование в общерегиональных целях:
- средств, собранных на самой территории и поступающих в региональные бюджетные системы полностью и одноканально (например, большинство местных налогов, штрафов и иных финансовых санкций);
- средств, поступающих в региональные бюджетные системы частично, в соответствии с принятым порядком их распределения между бюджетными системами разного уровня (так называемые «регулируемые» налоги, например, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лиц, государственная пошлина).
Часть средств, аккумулируемых в вышестоящей бюджетной системе, перераспределяется в пользу нижестоящих региональных систем.
3. Финансирование выполнения региональными органами власти своих представительских и исполнительских полномочий с соблюдением требований официальной финансовой независимости их политики от вышестоящих уровней.
4. Самообеспечение внутрирегиональных социальных программ.
5. Формирование инфраструктуры территории (дороги, инженерные сети и коммуникации и др.) как важнейшего исходного условия формирования и поддержания внутрирегиональных связей.
Регулирование состояния и использования природного потенциала (земля, воды, недра, животный и растительный мир, воздушный бассейн) как естественного базиса существования и развития территории.
7. Стимулирование определенных ценностных региональных ориентиров населения.
От того, насколько продуманы и корректно встроены в структуру общегосударственной региональной политики вышеперечисленные функции, во многом зависит реальный баланс общегосударственных и региональных интересов, а, следовательно, и целостность государства, стабильность общества.
Территориальные бюджеты РФ включают два вида бюджетов:
1) региональные бюджеты, то есть бюджеты субъектов РФ;
2) местные бюджеты - бюджеты муниципальных образований.
Доходы территориальных бюджетов состоят из собственных и регулирующих. Собственные доходы бюджетов - это виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством Российской Федерации. Это налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов законодательством России, и неналоговые доходы, определенные нормативными актами, а также безвозмездные перечисления. Собственные доходы составляют меньшую часть территориальных бюджетов страны. Для финансового обеспечения выполнения возложенных на региональные и местные органы функций, экономического и социального развития территорий, сбалансированности территориальных бюджетов им из бюджетов вышестоящего уровня в порядке бюджетного регулирования передаются регулирующие доходы.
Регулирующие доходы бюджетов - это федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года) по разным видам таких доходов.