Налоговая политика Амурской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 14:07, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – рассмотрение роли налогов в экономическом развитии региона.
Задачи курсовой работы:
- раскрыть понятие региональных финансов, бюджетов и налогов,
- охарактеризовать динамику налоговых доходов бюджета Амурской области, основные направления, приоритетные задачи налоговой политики и антикризисные меры налогового стимулирования.

Содержание

Введение
4
1 Понятие региональных финансов, бюджетов, налогов
6
1.1 Региональные финансы - составная часть финансовой системы
России

6
2.2 Налоговые доходы региональных бюджетов
10
2 Налоговая политика Амурской области
14
2.1 Динамика налоговых доходов бюджета Амурской области
14
2.2 Основные направления налоговой политики
18
2.3 Приоритетные задачи в области налоговой политики
22
2.4 Антикризисные меры налогового стимулирования
24
Заключение
26
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

Роль налогов в экономическом развитии региона.doc

— 827.00 Кб (Скачать документ)


РЕФЕРАТ

 

 

Курсовая работа содержит 32 с., 2 рисунка, 1 таблица, 33 использованных источников, 1 приложение.

 

Налоги, региональные налоги, региональные бюджеты, налоговая база, доходы, налоговые доходы бюджета Амурской области.

 

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов России. Налогово-правовой режим регионального налогообложения складывается как из федеральных, так и региональных требований. Основные усилия региональных и местных органов власти должны быть направлены на укрепление налогового потенциала. Налоговая политика Амурской области сформирована, исходя из задач по обеспечению экономического роста области. Основная задача - принятие мер, направленных на недопущение снижения поступлений доходов в бюджетную систему в условиях экономической нестабильности.


СОДЕРЖАНИЕ

 

             

Введение

4

1 Понятие региональных финансов, бюджетов, налогов

6

1.1 Региональные финансы - составная часть финансовой системы

      России

 

6

2.2 Налоговые доходы региональных бюджетов

10

2 Налоговая политика Амурской области

14

2.1 Динамика налоговых доходов бюджета Амурской области

14

2.2 Основные направления налоговой политики

18

2.3 Приоритетные задачи в области налоговой политики

22

2.4 Антикризисные меры налогового стимулирования

24

Заключение

26

Библиографический список

28

Приложение А Структура и объемы налоговых платежей в бюджет

                          Амурской области за 2006 - 2010 гг.

 

32


ВВЕДЕНИЕ

 

 

Современная экономическая ситуация, сложившаяся под влиянием мирового кризиса, выводит на первый план в финансовой политике государства обеспечение устойчивого функциони­рования бюджетов территорий и создание условий для их последующего инновационного развития. Данные проблемы необхо­димо решать в рамках антикризисной политики государства.

Среди основных направлений финансово-эко­номической политики в условиях кризиса выделя­ется обеспечение достаточных источников доходов соответствующих бюджетов для выполнения рас­ходных обязательств. Важное условие стабильного функционирования территориальных бюджетов — достижение их сбалансированности на основе ре­альной оценки финансового положения.

В результате кризиса проблемы доходной базы бюджетов территорий в целом по стране усилились. Они стали причиной снижения поступлений от на­логов, являющихся основной составляющей доходов региональных бюджетов[1].

Федеральный законодатель устанавливает исчерпывающий перечень налоговых платежей, в том числе допустимых для введения и взимания на уровне субъектов РФ.

Региональные налоги - налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес - целесообразнее взимать на региональном уровне, поскольку такие платежи предполагают значительные объемы поступлений денежных средств в собственность субъектов РФ, что должно позволять формировать им сильную финансовую основу, в том числе и в целях дальнейшего развития межбюджетных отношений с муниципальными образованиями.

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что в современных условиях остро стоит вопрос о необходимости повышения финансовой обеспечен­ности субъектов РФ путем наращивания их собственного доходного потенциала, в том числе налогового. Достаточное финансовое обеспечение регионов - это одно из основных условий эффективного осуществления органами государственной власти субъектов РФ своих полномочий. Кроме того, наличие на региональном уровне собственных стабильных до­ходных источников позволит обеспечить большую сбалансированность в межбюджетном распределе­нии средств, оптимизировать финансовые потоки по уровням бюджетной системы, а также создать условия для бюджетной устойчивости в средне- и долгосрочной перспективе.

Цель курсовой работы – рассмотрение роли налогов в экономическом развитии региона.

Задачи курсовой работы:

- раскрыть понятие региональных финансов, бюджетов и налогов,

- охарактеризовать динамику налоговых доходов бюджета Амурской области, основные направления,  приоритетные задачи налоговой политики и антикризисные меры налогового стимулирования.


1 ПОНЯТИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ, БЮДЖЕТОВ, НАЛОГОВ

 

 

1.1 Региональные финансы - составная часть финансовой системы

      России

Важнейшим звеном финансовой системы России являются государственные и муниципальные финансы, обеспечивающие органы государственной власти и местного самоуправления денежными средствами для осуществления функций, предусмотренных Кон­ституцией РФ и другими законодательными актами. Исходя из структуры федеративного устройства России, государ­ственные финансы, будучи двухуровневыми, включают финансы федеральных органов власти и финансы органов власти субъектов РФ. Муниципальные финансы являются низо­вым звеном и выделены в самостоятельный структурный уровень. Общность трехуровневой системы государственных и муници­пальных финансов заключается в единстве их доходных источни­ков и взаимодействии по поводу достижения сбалансированности с расходами.

Финансы каждого уровня включают бюджет, внебюджетные фонды, кредит и финансы казенных, государственных и муници­пальных унитарных предприятий, действующих на правах полного хозяйственного ведения или оперативного управления имуществом (рисунок 1).

Рисунок 1 – Система государственных и муниципальных финансов

Важнейшей составной частью финансовой системы многих стран мира, в том числе и России, являются региональные финансы. Развитие демократических принципов в государственном устрой­стве предполагает активные формы участия населения в поли­тическом процессе и правления не только (и не столько) в обще­национальном масштабе, сколько на местах. В таком случае появ­ляется необходимость в организационном оформлении такого участия, которое принимает форму местного самоуправления. Оно, в свою очередь, не может эффективно реализовываться без наличия соответствующих ресурсов в руках территориальных представи­тельных и исполнительных органов власти. Отсюда происходит и растущая роль региональных финансов.

Региональные финансы - достаточно сложное понятие, кото­рое можно рассматривать под разными углами зрения. В широком смысле региональные финансы представляют собой систему эконо­мических отношений, посредством которой распределяется и пере­распределяется национальный доход на экономическое и социальное развитие территорий.

Одновременно существует и другой аспект данного понятия. В узком смысле региональные финансы - это совокупность денеж­ных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий. Приведенные два определения не являются взаимо­исключающими, они скорее дополняют друг друга на разных уровнях исследования.[2].

Выделяют две современные тенденции в развитии региональных финансов, характерные для многих стран мира. Это:

- усиление роли региональных финансов;

- расширение сферы применения региональных финансов.

Основной составной частью региональных финансов большин­ства стран мира являются региональные бюджеты.

В Российской Федерации к региональным бюджетам относятся бюджеты субъектов Федерации (республик в составе РФ, автоном­ных округов, автономной области, городов федерального подчи­нения, краев, областей) и местные (муниципальные) бюджеты (районов, городов, районов в городах, поселковых и сельских органов власти).

Второй составной частью региональных финансов являются средства субъектов хозяйствования. К ним относятся:

1) финансовые ресурсы предприятий, находящихся в муници­пальной собственности (в первую очередь это предприятия жи­лищно-коммунального хозяйства);

2) финансовые ресурсы предприятий, фирм, организаций, используемые ими на финансирование социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов.

Третьим компонентом региональных финансов являются территориальные внебюджетные фонды. Источниками формирования таких фондов служат заемные ресурсы, добровольные взносы пред­приятий и населения, специальные сборы, поступления из цент­рализованных внебюджетных фондов и др.

В основе региональных бюджетных систем лежат следующие элементы: региональные бюджеты, региональные налоги, сборы, льготы, дотации, расходные обязанности, региональные финансовые отношения с госбюджетом и с местными бюджетами.

Региональные бюджетные системы выполняют следующие ос­новные функции:

1. закрепление способов движения налоговых потоков по уров­ням территориальной организации государства (направления этих потоков, пропорции их разделения, целевое назначение) и мето­дов регулирования, возникающих при этом отношений.

2. аккумулирование и использование в общерегиональных целях:

                            - средств, собранных на самой территории и поступающих в региональные бюджетные системы полностью и одноканально (например, большинство местных налогов, штрафов и иных финансовых санкций);

                            - средств, поступающих в региональные бюджетные системы частично, в соответствии с принятым порядком их распре­деления между бюджетными системами разного уровня (так называемые «регулируемые» налоги, например, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лиц, государственная пошлина).

Часть средств, аккумулируемых в вышестоящей бюджетной системе, перераспределяется в пользу нижестоящих региональных систем.

3. Финансирование выполнения региональными органами власти своих представительских и исполнительских полномочий с соблюдением требований официальной финансовой независи­мости их политики от вышестоящих уровней.

4. Самообеспечение внутрирегиональных социальных программ.

5. Формирование инфраструктуры территории (дороги, инже­нерные сети и коммуникации и др.) как важнейшего исходного условия формирования и поддержания внутрирегиональных связей.

Регулирование состояния и использования природного по­тенциала (земля, воды, недра, животный и растительный мир, воздушный бассейн) как естественного базиса существования и развития территории.

7. Стимулирование определенных ценностных региональных ориентиров населения.

От того, насколько продуманы и корректно встроены в структуру общегосударственной региональной политики вышеперечисленные функции, во многом зависит реальный баланс общегосударствен­ных и региональных интересов, а, следовательно, и целостность государства, стабильность общества.

Территориальные бюджеты РФ включают два вида бюджетов:

1) региональные бюджеты, то есть бюджеты субъектов РФ;

2) местные бюджеты - бюджеты муниципальных образова­ний.

Доходы территориальных бюджетов состоят из собственных и регулирующих. Собственные доходы бюджетов - это виды доходов, закреплен­ные на постоянной основе полностью или частично за соответ­ствующими бюджетами законодательством Российской Федерации. Это налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов законодательством России, и неналоговые доходы, определенные нормативными актами, а также безвозмездные перечисления. Собственные доходы составляют меньшую часть территориаль­ных бюджетов страны. Для финансового обеспечения выполнения возложенных на региональные и местные органы функций, эко­номического и социального развития территорий, сбалансирован­ности территориальных бюджетов им из бюджетов вышестоящего уровня в порядке бюджетного регулирования передаются регули­рующие доходы.

Регулирующие доходы бюджетов - это федеральные и региональ­ные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются норма­тивы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года) по разным видам таких доходов.

Информация о работе Налоговая политика Амурской области