Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 14:07, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотрение роли налогов в экономическом развитии региона.
Задачи курсовой работы:
- раскрыть понятие региональных финансов, бюджетов и налогов,
- охарактеризовать динамику налоговых доходов бюджета Амурской области, основные направления, приоритетные задачи налоговой политики и антикризисные меры налогового стимулирования.
Введение
4
1 Понятие региональных финансов, бюджетов, налогов
6
1.1 Региональные финансы - составная часть финансовой системы
России
6
2.2 Налоговые доходы региональных бюджетов
10
2 Налоговая политика Амурской области
14
2.1 Динамика налоговых доходов бюджета Амурской области
14
2.2 Основные направления налоговой политики
18
2.3 Приоритетные задачи в области налоговой политики
22
2.4 Антикризисные меры налогового стимулирования
24
Заключение
26
Библиографический список
В рамках намеченных направлений, а также в целях обеспечения условий для расширения налоговой базы за счет стимулирования экономической активности действующих хозяйствующих субъектов, притока инвестиционных ресурсов необходимо:
- создавать благоприятные условия для развития экономики области, повышения ее конкурентоспособности;
- активизировать работу с инвесторами, повысить эффективность системы поддержки и сопровождение инвестиций, стимулировать инвестиционные и инновационные процессы через механизм предоставления налоговых льгот;
- оказывать точечную государственную поддержку конкретным хозяйствующим субъектам при условии достижения мультипликативного эффекта, когда каждый вложенный рубль будет прямо или косвенно способствует увеличению финансовых и объемных показателей работы хозяйствующего субъекта;
- принимать конкретные меры по сокращению количества низкорентабельных и убыточных организаций;
- проводить на постоянной основе мониторинг финансово-хозяйственной деятельности градообразующих и бюджетообразующих организаций области в целях улучшения финансовых результатов их работы и сокращения недоимки по налогам в областной бюджет;
- проводить подготовительную работу по введению на территории области налога на недвижимость (формирование земельных участков под многоквартирными домами, выявления не вовлеченных в налогообложение объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности физическим лицам);
- проводить анализ налогового потенциала области для определения возможных путей его увеличения;
- проводить инвентаризацию нормативных правовых актов области о налогах и при необходимости приводить их в соответствие с федеральным законодательством;
- продолжать работу в рамках ранее принятых нормативных правовых актов по вопросам налогообложения и проводить анализ эффективности их реализации;
- продолжать сотрудничество органов исполнительной власти Амурской области с хозяйствующими субъектами посредством взаимодействия с компаниями, корпорациями и холдингами, структурные подразделения которых осуществляют свою деятельность на территории области, в том числе через заключения двухсторонних соглашений о взаимном сотрудничестве;
- обеспечивать сохранность государственного (муниципального) имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения (оперативного управления) за государственными (муниципальными) унитарными (автономными) предприятиями посредством совершенствования механизмов управления этими предприятиями, а при необходимости реорганизовывать и ликвидировать убыточные;
- продолжать работу с органами местного самоуправления по увеличению доходов местных бюджетов от земельного налога, единого налога на вмененный доход, налога на имущество физических лиц и доходов от использования муниципального имущества и земель;
- оказывать консультативную помощь органам местного самоуправления по вопросам исчисления и уплаты местных налогов.
В 2010 - 2012 годах будут сохранены налоговые льготы по региональным налогам и налогу на прибыль организаций.
Для оказания поддержки малого предпринимательства прорабатывается вопрос о возможности установления на территории области упрощенной системы налогообложения на основе патента[13].
Налоговая политика Амурской области в ближайшие три года будет ориентирована на содействие социальному и экономическому развитию Амурской области и направлена на достижение следующих основных целей:
- повышение уровня жизни населения и сохранение социальной стабильности в Амурской области;
- обеспечение роста налоговой базы в целях стабильного наращивания доходной части консолидированного бюджета Амурской области;
- создание условий для обеспечения сбалансированности бюджетных ресурсов[14].
Реализация намеченных мероприятий проводимой налоговой политики на среднесрочную перспективу в целом позволит обеспечить сохранение благоприятной экономической среды и макроэкономической стабильности в регионе.
Налоговая политика Амурской области должна стать необходимой предпосылкой для обеспечения долгосрочной сбалансированности бюджетных ресурсов и обязательств региона.
В целях создания необходимых условий для дальнейшего поступательного и динамичного социально-экономического развития области необходимо продолжить реализацию мер по дальнейшему увеличению собственных доходов консолидированного бюджета Амурской области на основе создания максимально комфортных условий для развития экономической деятельности и перехода экономики на инновационный путь развития, необходимо:
- дальнейшее совершенствование налогового законодательства;
- продолжение предоставления льгот категориям налогоплательщиков при условии роста основных фондов, улучшения материально-технической базы, увеличения объемов выпуска продукции, производительности труда;
- сокращение числа низкорентабельных и убыточных предприятий;
- осуществление скоординированных действий всех органов исполнительной власти области, территориальных органов федеральных органов власти, органов местного самоуправления, направленных на привлечение имеющихся резервов для максимальной мобилизации доходов в бюджеты всех уровней;
- продолжение работы, направленной на предотвращение фактов выплаты «теневой» заработной платы и заработной платы ниже установленного в области прожиточного минимума и совершенствование методов контроля по легализации «теневой» заработной платы;
- оказание методической помощи органам местного самоуправления по вопросам исчисления и уплаты земельного налога и налога на имущество физических лиц;
- создание благоприятных условий для развития экономики области, повышения ее конкурентоспособности, стимулирование инвестиционных и инновационных процессов;
- повышение уровня жизни населения и, как следствие, расширение платежеспособного спроса населения, развитие потребительского рынка;
- активизация работы по сокращению недоимки, финансового оздоровления и банкротства организаций, расположенных на территории области.
2.3 Приоритетные задачи в области налоговой политики
Определены приоритетные задачи налоговой политики.
1. В сфере совершенствования налогового законодательства и приведения в соответствие с нормами федерального законодательства нормативной правовой базы о налогах:
- внесение изменений в действующие на территории области законы о региональных налогах в части установления порядка рассмотрения предложений заявителей об установлении налоговых льгот, и уточнения перечня льготных категорий налогоплательщиков;
- внесение изменений в Закон Амурской области «Об инвестиционной деятельности на территории Амурской области» в части отмены перечня приоритетных видов экономической деятельности, по которым оказывается государственная поддержка, и упрощение порядка предоставления государственной поддержки организациям, реализующим инвестиционные проекты;
- внесение изменений в Закон Амурской области «О размещении объектов игорного бизнеса на территории Амурской области»;
- расширение перечня оснований для признания безнадежной к взысканию и списанию недоимки и задолженности по пеням и штрафам по региональным налогам.
2. В сфере налогообложения:
- по налогу на имущество организаций: инвентаризация налоговых льгот с оценкой эффективности и отменой неэффективно работающих льгот;
- по налогу на прибыль организаций: обеспечение эффективного налогового администрирования налогоплательщиков, снижение ставки налога на прибыль на четыре процентных пункта в части, зачисляемой в областной бюджет организациям, реализующим на территории области инвестиционные проекты;
- по транспортному налогу: создание достоверной и полноценной базы данных налогоплательщиков, сохранении действующих льгот для социально не защищенных категорий населения; организация эффективного сотрудничества контролирующих органов в вопросах актуализации базы данных транспортных средств и их владельцев; проведения разъяснительной работы с плательщиками налога;
- по налогу на доходы физических лиц: проведение мониторинга размера выплачиваемой заработной платы; продолжение работы по легализации заработной платы;
- по земельному налогу: идентификация правообладателей земельных участков; корректировка ставок земельного налога и арендной платы за земельные участки; пересмотр перечня льготных категорий налогоплательщиков;
- по налогу на имущество физических лиц: пересмотр установленного коэффициента пересчета инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений, находящихся в собственности физических лиц; проведение сплошной инвентаризации объектов недвижимости, принадлежащих физическим лицам на праве собственности;
- специальные налоговые режимы: введение на территории области упрощенной системы налогообложения на основе патента; продолжение работы по выявлению граждан осуществляющих предпринимательскую деятельность без регистрации в налоговых органах.
2.4 Антикризисные меры налогового стимулирования
В рамках антикризисных мер налогового стимулирования были приняты Законы Амурской области:
- «Об установлении дифференцированных ставок налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, для отдельных категорий налогоплательщиков» от 13.05.2009 № 200-ОЗ[15] (снижены ставки для налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов и осуществляющие деятельность в сельском хозяйстве, обрабатывающих производствах, строительстве с 15 до 10 %, а для налогоплательщиков, осуществляющих виды деятельности в образовании; здравоохранении и по предоставлению прочих коммунальных, социальных и персональных услуг до 5 %);
- «Об установлении дополнительных оснований и иных условий предоставления отсрочки или рассрочки по уплате региональных налогов и об иных основаниях и условиях предоставления инвестиционного налогового кредита» от 13.05.2009 № 201-ОЗ[16] (установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки или рассрочки уплаты региональных налогов и иные основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита);
- «О целевых налоговых льготах в Амурской области на 2010 год» от 03.10.2010 № 249-ОЗ[17] (установлены целевые льготы для отдельных категорий налогоплательщиков в виде освобождения от уплаты налога на имущество организаций и снижения ставки налога на прибыль на четыре процентных пункта в части, зачисляемой в областной бюджет).
А также внесены дополнения и изменения в Законы Амурской области:
- от 10.10.2008 г. № 107-ОЗ «О целевых налоговых льготах в Амурской области на 2009 год» включена льготная категория «организации, приобретающие и передающие в собственность своим работникам жилые помещения или возмещающие (полностью, частично) работникам стоимость приобретенного ими (строящегося) жилого помещения в пределах сумм, не превышающих указанные расходы» (для данных организаций снижена ставка налога на прибыль на четыре процентных пункта в части, зачисляемой в областной бюджет);
- от 18.11.2002 г. № 142-ОЗ «О транспортном налоге на территории Амурской области»[18] (отменено условие, позволяющие пенсионерам, получающим трудовую пенсию по старости, и инвалидам I и II групп вне зависимости от факта нахождения гражданина на учете в органах социальной защиты населения воспользоваться льготой по уплате транспортного налога).
В процессе реализации региональной налоговой политики особое внимание обращается на анализ практики применения и администрирования налоговых льгот, представляемых налогоплательщикам. Принятие решений по вопросам сохранения применения тех или иных льгот осуществляется с учетом анализа их результативности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Порядок установления, введения и взимания региональных налогов связан с разграничением налоговых полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Субъекты РФ вправе вводить на своих территориях исключительно те налоговые платежи, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ в качестве региональных. Пределы регулирования субъектами РФ элементов налогообложения применительно к региональным налогам также установлены Налоговым кодексом РФ. Таким образом, налогово-правовой режим регионального налогообложения складывается как из федеральных, так и региональных требований.
В процессе формирования бюджета Амурской области, осуществляемого в условиях сложившейся неблагоприятной экономической ситуации, которая негативным образом сказывается на доходных источниках регионального и местных бюджетов, должны будут максимально использоваться все возможности по наполнению доходной базы областного и местных бюджетов,
Основные усилия региональных органов власти должны быть направлены на укрепление налогового потенциала территории. Необходимо провести анализ обоснованности и эффективности установленных налоговых льгот и принять меры по их оптимизации. Существуют реальные резервы увеличения поступлений доходов в бюджеты субъектов Российской Федераций, связанные с уплатой региональных налогов благодаря выявлению неучтенных объектов налогообложения.
Другим резервом сохранения налогового потенциала является поддержка значимых для региона о отраслей экономики, наиболее подверженных кризису. Она включает меры по использованию гарантийных механизмов и осуществление субсидирования процентных ставок по кредитам банков, предоставляемых предприятиям этих отраслей.
Осуществлены приоритетные направления деятельности в 2010 году:
- мероприятия, в том числе профилактические, по снижению налоговой задолженности и ее принудительному взысканию,