Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 14:07, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотрение роли налогов в экономическом развитии региона.
Задачи курсовой работы:
- раскрыть понятие региональных финансов, бюджетов и налогов,
- охарактеризовать динамику налоговых доходов бюджета Амурской области, основные направления, приоритетные задачи налоговой политики и антикризисные меры налогового стимулирования.
Введение
4
1 Понятие региональных финансов, бюджетов, налогов
6
1.1 Региональные финансы - составная часть финансовой системы
России
6
2.2 Налоговые доходы региональных бюджетов
10
2 Налоговая политика Амурской области
14
2.1 Динамика налоговых доходов бюджета Амурской области
14
2.2 Основные направления налоговой политики
18
2.3 Приоритетные задачи в области налоговой политики
22
2.4 Антикризисные меры налогового стимулирования
24
Заключение
26
Библиографический список
2.2 Налоговые доходы региональных бюджетов
Доходы бюджетов разных уровней формируются за счет налоговых и неналоговых доходов, а также доходов целевых внебюджетных фондов.
В соответствии с первой частью Налогового кодекса РФ[3] в зависимости от установления и зачисления средств в определенные бюджеты налоги и сборы подразделяются на федеральные, региональные и местные. Такое разделение связано с федеративным устройством России, соответствует мировой практике и позволяет обеспечить бюджеты разных уровней своими собственным источниками доходов. Согласно ст. 14 НК РФ, к региональным налогам относятся следующие: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с законами соответствующих субъектов РФ о налогах, принятых с учетом требований НК РФ. Федеральный законодатель устанавливает исчерпывающий перечень налоговых платежей, в том числе допустимых для введения и взимания на уровне субъектов РФ.
Следует заметить, что законодательство России о налогах и сборах, устанавливая в ст. ст. 13 - 15 НК РФ трехуровневую налоговую систему, тем не менее не конкретизирует критерии отнесения того или иного налогового платежа к федеральному, региональному или местному. Закон предлагает исходить из формального критерия. Как было отмечено выше, ст. 12 НК РФ прямо указывает, что региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. Получается, квалификация налога в качестве «регионального» прямо следует из положений НК РФ, который при этом не предусматривает четких критериев и требований к разграничению налоговых платежей между Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями для регулирования и взимания[4].
Критерий компетентности того или иного органа власти, полномочного от лица территориального образования вводить налоговый платеж, обусловлен особенностями природы того или иного платежа. Иными словами, критерии разграничения налогов между различными уровнями территориальных образований (Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями) в действительности имеют более глубокое содержание, нежели обусловленность пределами компетенции соответствующих субъектов. Критериями разграничения выступают различные характеристики самих платежей: возможные объемы поступления платежей; распространенность объектов обложения (например, доходы физических лиц, прибыль организаций и т.д.); источники уплаты налога - их территориальная привязка; обусловленность потенциальных платежей хозяйственным развитием территорий; особенности режима исчисления и уплаты платежей - привязка исчисления к конкретной территории взимания платежа. Так, например, по мнению специалистов, земельный налог и налог на имущество физических лиц целесообразнее признать местными, соответственно поступающими в доходы местного бюджета, поскольку именно на местном уровне возможно установить оптимальное соотношение между объектом налогообложения (конкретным земельным участком) и режимными характеристиками соответствующего налогового платежа в региональном законодательстве. Региональные налоги - налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес - целесообразнее взимать на региональном уровне, поскольку такие платежи предполагают значительные объемы поступлений денежных средств в собственность субъектов РФ, что должно позволять формировать им сильную финансовую основу, в том числе и в целях дальнейшего развития межбюджетных отношений с муниципальными образованиями.
При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ в их компетенцию входят утверждение следующих элементов налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.
1. Налог на имущество организаций. Налогоплательщиками налога на имущество являются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ, а также физические лица. Объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. ст. 378 и 378.1 НК РФ[5]. Налоговые ставки определяются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 % (ст. 380 НК РФ).
2. Налог на игорный бизнес. В ст. 369 НК РФ установлены минимальный и максимальный предел ставок налога на игорный бизнес. При этом также зафиксированы размеры ставок в отношении налогов на игорный бизнес законами субъектов РФ, в которых данный элемент налога не определен. Возможность предоставления налоговых льгот по налогу на игорный бизнес не предусмотрена НК РФ, следовательно, субъекты РФ лишены возможности устанавливать упомянутый элемент налогообложения.
3. Транспортный налог - устанавливается как непосредственно самим Налоговым кодексом, так и законами субъектов РФ. Налогоплательщиками транспортного налога лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ. А поскольку лицами в соответствии со ст. 11 НК РФ признаются юридические и физические лица, то, соответственно, плательщиками налога признаются граждане, индивидуальные предприниматели, организации[6]. С 2011 г. вступили в действие новые поправки в НК РФ, в том числе уменьшающие налоговые ставки транспортного налога, установленные непосредственно самим Налоговым кодексом РФ. Между тем субъекты России, как и раньше, имеют право увеличивать и уменьшать эти ставки, но не более чем в десять раз. Однако с 2011 г. указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов Российской Федерации не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л. с. (до 110,33 кВт) включительно. Остальные нормы ст. 361 «Налоговые ставки» НК РФ остались в силе, и субъекты РФ также могут устанавливать дифференцированные налоговые ставки в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.
2 НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Динамика налоговых доходов бюджета Амурской области
Несмотря на негативные процессы в экономике, сложившиеся в 2009 году, в бюджетную систему Российской Федерации (с учетом государственных внебюджетных фондов) мобилизовано 35,8 млрд. рублей, что составляет 108 % к уровню поступлений 2008 года. Кроме того, по результатам контрольной работы дополнительно начислено 1,8 млрд. рублей налогов и других обязательных платежей, что на 24 % больше, чем в 2008 году[7].
Рисунок 2 – Поступления налогов в бюджет Амурской области
Структура и объемы налоговых платежей в областной бюджет за 2006 - 2010 года по данным Управления федеральной налоговой службы по Амурской области[8] представлена в приложении А.
Одной из основных задач налоговых органов остается сокращение задолженности по налоговым платежам в бюджет. В результате взаимодействия с федеральной службой судебных приставов поступления в бюджет за счет реализации имущества должников возросли к уровню 2008 года на 40 % и составили 627 млн. рублей.
Налоговыми органами области применяются не только меры принудительного взыскания задолженности, но и такие нефискальные методы, как «Дни налогоплательщика», выезды мобильных офисов, помогающие физическим лицам самостоятельно уплатить налоги. С помощью сервиса «Личный кабинет налогоплательщика» около 10 тысяч амурчан распечатали с сайта налоговой службы Амурской области www.r28.nalog.ru квитанции на оплату задолженности по имущественным налогам. С февраля в «личном кабинете» можно получить информацию о долгах по налогу на доходы физических лиц.
В 2009 году существенный вклад в увеличение доходной части бюджета внесли мероприятия, проводимые ситуационными центрами налоговых органов, которые работали во взаимодействии с Правительством Амурской области и местными органами власти. Основная задача, выполняемая центрами, - принятие мер, направленных на недопущение снижения поступлений доходов в бюджетную систему в условиях экономической нестабильности. По итогам их работы за 2009 год дополнительно в бюджетную систему поступило 978 млн. рублей доходов.
Особое внимание в 2009 году уделялось проведению мероприятий по легализации налоговой базы, как основному резерву для увеличения доходов бюджетов. Согласно представленным уточненным декларациям организации сократили убытки на 234 млн. рублей, отразив в отчетности прибыль в сумме 7,6 млн. рублей, в бюджет поступило более 1 млн. рублей.
Миграция на территорию области фирм-однодневок – серьезная проблема, с которой в 2009 году работала налоговая служба. Одним из признаков таких компаний является отсутствие юридического лица по заявленному адресу регистрации. В области нарабатывается положительная судебная практика по признанию арбитражным судом недействительной регистрации смены адреса в отношении организаций, прибывших на территорию области, но не находящихся по адресу, указанному в регистрационных документах, и зачастую не уплачивающих налоги.
Закон Амурской области от 10.10.2008 № 107-ОЗ «О целевых налоговых льготах в Амурской области на 2009 год» [9] принят в целях экономического стимулирования развития деятельности отдельных категорий налогоплательщиков, для последующего увеличения налоговой базы и обеспечения роста доходов консолидированного бюджета области.
Законом предусмотрено предоставление налоговых льгот по налогу на имущество организаций и налогу на прибыль организаций следующим категориям налогоплательщиков:
1) организациям, реализующим на территории области инвестиционные проекты, в соответствии с Законом Амурской области «Об инвестиционной деятельности в Амурской области» при условии ведения раздельного бухгалтерского учета операций, осуществляемых в процессе реализации инвестиционного проекта, увеличения налогооблагаемой базы и направления высвободившихся от налогообложения средств на расширение, модернизацию, перепрофилирование и (или) создание новых производств.
2) товариществам собственников жилья при условии направления высвободившихся от налогообложения средств на создание резерва для проведения всех видов ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
3) организациям, приобретающим и передающим в собственность своим работникам жилые помещения или возмещающим (полностью, частично) работникам стоимость приобретенного ими (строящегося) жилого помещения, в пределах сумм, не превышающих указанные расходы, при условии направления высвободившихся от налогообложения средств на данные цели.
В целях реализации Закона принято постановление Правительства области от 03.11.2009 № 489 «Об организации работы по предоставлению налоговых льгот в 2009 году», утверждающее Порядок предоставления налоговых льгот, в соответствии с которым налогоплательщики, претендующие на получение налоговых льгот, должны заключить с Правительством области налоговое соглашение.
По итогам 2009 года заключено одно налоговое соглашение с ООО «Торговый дом «ДВ-Цемент» (предоставлена льгота по налогу на прибыль организаций в сумме 160 тыс. рублей)[10]. Общий размер выпадающих доходов по региональным налогам в результате действия налоговых льгот, установленных законодательством Амурской области за 2007 - 2009 гг. приведен в таблице 1.
Таблица 1 - Выпадающие доходы по региональным налогам
Налоги | Выпадающие доходы в соответствии с региональным законодательством | ||
2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | |
Федеральные налоги, млн. руб. | 0,5 | 0,0 | 0,2 |
- налог на прибыль организаций | 0,5 | 0,0 | 0,2 |
Региональные налоги, млн. руб. | 936,4 | 1948 | 1030,2 |
- налог на имущество организаций | 909,5 | 1917,4 | 994,0 |
- транспортный налог | 26,9 | 30,6 | 36,2 |
Итого выпадающих доходов областного бюджета, млн. руб. | 936,9 | 1948,0 | 1030,2 |
Всего налоговых и неналоговых доходов областного бюджета, млн. руб. | 11 177,9 | 14 446,5 | 17 608,8 |
Итого выпадающих доходов областного бюджета, % | 8,4 | 13,5 | 5,8 |
Оказание государственной поддержки в виде предоставления налоговой льготы ООО «Торговый дом «ДВ-Цемент» носит социальный характер и не влияет на экономические показатели деятельности организации, так как высвободившиеся от налогообложения средства в соответствии с Законом направлены данной организацией на оказание помощи своему работнику в приобретении жилья.
2.2 Основные направления налоговой политики
Основные направления налоговой политики Амурской области на 2009 год и среднесрочную перспективу сформированы на основании Бюджетного и Налогового кодексов Российской Федерации, Закона Амурской области от 31 августа 2007 г. № 368-ОЗ «О бюджетном процессе в Амурской области»[11], в соответствии с целями и задачами, отраженными в Бюджетном Послании Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2009 - 2011 годах».
Основные направления налоговой политики Амурской области на 2011 год разработаны в рамках подготовки проекта областного бюджета на очередной период и является одним из документов, который необходимо учитывать в процессе бюджетного планирования при подготовке проекта областного бюджета.
Налоговая политика на 2011 год сформирована, исходя из задач по обеспечению экономического роста области в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и «Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», одобренных Правительством Российской Федерации 26.05.2010, а также с учетом Программ антикризисных мер Правительства РФ и Правительства Амурской области[12].
Основными направлениями налоговой политики, одобренными в 2009 - 2010 гг., предусматривалось внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:
- совершенствование налогообложения в рамках специальных налоговых режимов;
- изменения сроков уплаты региональных налогов;
- расширения льготных категорий налогоплательщиков.
Приоритеты налоговой политики на ближайшую перспективу определены с учетом преемственности поставленных ранее базовых целей и задач, направленных на увеличения налоговых доходов за счет экономического роста, развития внутреннего налогового потенциала и повышения инвестиционной привлекательности области, повышения собираемости налогов и сохранение наметившихся положительных тенденций в динамике макроэкономических показателей и решении задач социального характера.
Налоговая политика в 2011 году будет направлена на создание условий для сохранения положительных темпов экономического роста и развития экономики области. В этой связи важнейшим фактором проводимой налоговой политики в области будет являться необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы и стимулирования инвестиционной и инновационной активности.