Налоговая система Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 15:07, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучение опыта стран с развитой рыночной экономикой, использование которого (с учетом особенностей современного этапа развития российской экономики, а также богатейшей практики работы налоговых органов на местах) дает возможность ориентировать разрабатываемые нормативные и методические документы на уровень современных международных стандартов и требований.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ.....6
1.1. Место и функции налоговой системы в процессе общественного воспроизводства............................................................................................6
1.2. Основные понятия, отражающие содержание процесса налогообложения.........................................................................................10
1.3. Классификация налогов....................................................................12
1.4. Процесс налогового регулирования..............................................14
Глава 2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН (на примере Великобритании и Германии)........................................18
2.1. Налоговая система Великобритании..................................................18
2.2. Налоговая система Германии..............................................................25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................28
ЛИТЕРАТУРА...........................................................................................30

Работа состоит из  1 файл

Налоговая система Европы.doc

— 148.00 Кб (Скачать документ)

     Наряду  с  фискальной  налоги  выполняют  регулирующую  функцию.  Данная функция реализуется через механизм  налогообложения,  который  либо  создает благоприятные  условия  для  различных  сфер  деятельности   через   систему налоговых льгот,  либо  ограничивает  масштабы  той  или  иной  деятельности (например, хозяйственной деятельности, причиняющей вред  окружающей  среде).

     Объектами  регулирования  с  помощью  налогов  являются   научно-технический прогресс, демографические процессы, доходы населения и т.д.

     Кроме того, налоги выполняют контрольную  функцию, заключающуюся в  том, что  в  процессе  налогообложения  осуществляется  контроль  за   финансово-хозяйственной  деятельностью  предприятий,  организаций,  за  достоверностью учета доходов населения.

     Особую  роль налоги играют в рыночной  системе  хозяйствования,  которая существенно  сокращает  масштабы   и   возможности   прямого   вмешательства государства в деятельность хозяйственных субъектов.

     Доминирующую  роль в регулировании государством экономических  процессов играют  так  называемые  косвенные  методы  регулирования,  исключающие  его прямое вмешательство в эти  процессы.  Ключевая  роль  в  системе  косвенных методов   регулирования   экономики    принадлежит    налогам,    обладающим значительным регулирующим потенциалом.

     Наряду  с налогами источником наполнения доходной части бюджета являются так называемые неналоговые доходы, формируемые за счет получения  дивидендов по  акциям,  закрепленным  за   государством,   доходов  от   использования государственного  имущества,  доходов  от  выпуска  государственных   ценных бумаг, штрафов, доходов от приватизации государственного имущества. 

    1. Основные понятия, отражающие содержание процесса  налогообложения
 

     Процесс налогообложения регулируется законодательными актами. 

     При всех различиях  между  разными  налогами  есть  элементы  механизма налогообложения,  общие  для  всех   налогов,   которые   используются   для регулирования процесса взимания всех без исключения  налогов.  К  ним  можно отнести:

  1. Определение круга  плательщиков  или  субъектов  налогообложения,  к которым могут быть  отнесены  юридические  лица,  филиалы  юридических  лиц, физические лица.
  2. Определение объектов налогообложения, в роли которых могут выступать доходы юридических лиц (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности (внешнеэкономическая, банковская, страховая),  операции  с ценными  бумагами,  имущество  юридических  и  физических  лиц,  пользование

    природными  ресурсами, передача имущества, добавленная                                                  стоимость продукции, работ и услуг и др.

  1. Определение  источников  налогов.  Основными   источниками   налога являются  либо  доход,  либо  имущество. Иногда объект  налогообложения  и источник налога совпадают (например, налог на прибыль).
  2. Ставку налога или норму налогового  обложения.  Под  ставкой налога подразумевается размер, который взимается с объекта налогообложения в  целом или  с  единицы   налогообложения.   Различают   твердые   ставки,   которые устанавливаются в абсолютных суммах (земельный  налог,  домовой  и  т.д.)  и ставки, выраженные в процентах.

     Процентные  ставки в зависимости от метода  установления  подразделяются на пропорциональные и прогрессивные.

     Пропорциональные налоговые ставки устанавливаются в едином  проценте  к доходу налогоплательщика независимо от  его  величины,  например:  налог  на прибыль - 30%, налог на дивиденды с юридических лиц - 15% и др.

     Прогрессивные  ставки  налога  увеличиваются  по  мере  роста   дохода.

     Различают два вида прогрессии:

    1. простая - при которой ставки увеличиваются по мере увеличения дохода для всей суммы в целом;
    2. сложная - при которой доходы делятся на  части,  каждая  из  которых облагается своей ставкой. Повышенные ставки действуют не для всего объекта, а для части, превышающей предыдущую.
  1. Определение  сроков  уплаты налогов в   течение   года,   которые предусматриваются особо по каждому налогу.
  1. Налоговые льготы, означающие полное или  частичное  освобождение  от налогов. Налоговые льготы  предусматриваются  в законах о соответствующих налогах: в Законе о налоге на прибыль, в  Законе  о  налоге  на  добавленную стоимость и т.д. Основными формами предоставления налоговых льгот являются:
  • установление необлагаемого налогом минимума объекта  налогообложения.

     Например, минимальная зарплата не облагается налогом;

  • изъятие из обложения определенных элементов объекта  налогообложения.

     Например,   прибыль,   используемая    на    инвестиции,    вычитается из налогооблагаемой прибыли;

  • освобождение  от  уплаты  налогов  определенных  лиц  или  категорий

     плательщиков. Например, малых предприятий, инвалидов  и т.д.;

  • вычет из налогового платежа за определенный период;
  • понижение налоговых ставок;
  • целевые  налоговые  льготы,  включая  налоговые  кредиты   (отсрочка взимания налоговых платежей).

     Налоговые  льготы  используются  для  стимулирования  различных   видов хозяйственной    деятельности,     различных     экономических     процессов (инвестирования, развития  новых производств и др.),  а также различных категорий плательщиков. 

    1. Классификация налогов
 

     Объединение налоговых платежей в систему  позволяет их  классифицировать по различным признакам.  Это  дает  возможность  лучше  уяснить  сущность  и механизм их действия.

     Классификация налогов представляет собой их  группировку по  различным принципам или основаниям. Налоги классифицируются следующим образом:

    • по субъектам платежей, что означает, что они разделяются  на  налоги, взимаемые с юридических лиц и на налоги, уплачиваемые физическими лицами.  В то же время есть ряд налогов общих для юридических и физических лиц. К ним относятся земельный налог, налоги в дорожные фонды;
    • по методам взимания. По этому признаку различают прямые  и  косвенные налоги. К прямым налогам относятся налоги  на  доход  и  на  имущество.  При прямом налогообложении  фактически  является  юридическое  или  уплачивающее налог. 

          Косвенные налоги отличаются  от  прямых,  выплачиваемых  с  дохода  или имущества, тем, что включаются в виде надбавки в цену товара или  тарифа  на услуги. Юридически обязанность внесения  косвенных  налогов  возлагается  на предприятие, производящее товары или  услуги  или  предприятие,  реализующее их. Но  данные  предприятия  не  являются  фактическими  налогоплательщиками применительно к косвенным налогам. В связи с тем, что они включаются в  цены товаров или услуг, фактическим налогоплательщиком является  их  потребитель, поскольку именно он приобретает их по ценам, повышенным на сумму налога.

     В группу косвенных  налогов  входят  налог на  добавленную стоимость, акцизы, таможенные  пошлины  и  др.  Платежи  во  внебюджетные  фонды  также относятся  к  косвенным  налогам,  но  включаются  они  не  в  цену,   а   в себестоимость продукции.  Но,  в  конечном  счете,  повышение  себестоимости увеличивает цену.

     Сочетание прямых  и  косвенных  налогов  позволяет  государству  полнее использовать как фискальную, так и стимулирующую  функции  налогов.  В  этом случае под налоговым  воздействием  оказываются  и  материальные  ресурсы  и рабочая сила, и доход, в зависимости от территориального уровня, на котором  они  взимаются.

     Закон "Об основах налоговой системы" вводит  подразделение  налогов  на  три вида   в   зависимости   от   их   территориального   уровня:    федеральные (общероссийские), субъектов Федерации, местные налоги.

     К федеральным налогам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы на отдельные группы товаров, налог на доходы  банков,  налог  на  доходы  от страховой деятельности, налог на  операции  с  ценными  бумагами,  налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, налоги, зачисляемые  в  дорожные фонды,  налог  на  имущество,  переходящее  в  порядке  наследования.  Кроме налогов  к  федеральным   платежам   относятся:   государственная   пошлина, таможенная пошлина, гербовый сбор, плата за пользование ресурсами и др.

     Отличительными  чертами федеральных налогов  являются:  их  обязательное установление государственным законодательным  актом,  их  взимание  на  всей территории  Российской  Федерации.  Они  могут  быть  зачислены  частично  в федеральный бюджет, частично - в бюджеты других уровней (подоходный налог  с физических лиц, налог на прибыль).

     К  налогам  субъектов   Федерации   относятся:   налог   на   имущество

предприятий, зачисляемый в бюджеты субъектов Федерации  и  местные  бюджеты, лесной налог, плата за воду, забираемую промышленными  предприятиями.  Кроме того,  субъекты  Федерации  имеют  право  вводить   транспортный   налог   с предприятий (кроме бюджетных предприятий) и разовые сборы за право торговли товарами народного потребления.

     Часть  налогов  субъектов  Федерации  устанавливается  государственными законодательными актами. Часть - законодательными актами самих субъектов.

     В группу местных налогов входят: налог  на  имущество  физических  лиц, налог на строительство объектов промышленного назначения в курортных зонах, на перепродажу автомобилей, на содержание жилого фонда и др. 

     Другая  часть - решениями местных органов власти, в зависимости от характера  использования  налоги  подразделяются  на налоги общего и целевого значения.

     Налоги  общего значения зачисляются  в  бюджет  соответствующего  уровня (государственный, субъектов Федерации, местный) и используются как денежный фонд, общий для расходов исполнительной власти на различные цели.

     Целевые налоги зачисляются в государственные  внебюджетные целевые фонды для  строго  целевого  использования:  пенсионный  фонд,  фонд   социального страхования, фонд обязательного медицинского  страхования,  фонд  занятости, земельный фонд. 

    1. Процесс налогового регулирования
 

     Регулирование налогообложения - комплексное  понятие,  означающее,  во-первых,  деятельность  работников  финансового  и  налогового  аппарата   по формированию денежных фондов, образуемых за счет налогов.

     Во-вторых, в процессе регулирования осуществляется контроль над  сбором налогов, управление налогово-финансовыми органами.

     В процессе изменения  экономической  ситуации  в  стране  регулирование налоговой  системы  постоянно  модифицируется.  Особо   значение   налоговое регулирование приобретает в условиях рыночной системы как один  из  основных методов косвенного регулирования экономики.

     Основные    задачи    налогового    регулирования:    -    формирование централизованных  бюджетных  и   внебюджетных   фондов   путем   мобилизации налоговых поступлений;

  • составление  программ  (краткосрочных  и  долгосрочных) поступления налогов;
  • разработка принципов формирования и учета налогооблагаемой базы.
  • Правильное определение налогооблагаемой базы - ключевой момент механизма исчисления налогов;
  • осуществление контроля  над  налоговыми  поступлениями  физических  и юридических   лиц,   привлечение   к   ответственности   налогоплательщиков, уклоняющихся от уплаты налогов.

     Налоговая  политика  государства  представляет  систему  мероприятий  и является составной частью финансовой политики.  Характер  и  цели  налоговой политики  обусловливаются  экономической  ситуацией  в  стране,   характером использования механизма налогообложения и принципов налогообложения.

     Различают   два   типа    налоговой    политики:    дискреационную    и недискреационную или автоматическую.

Информация о работе Налоговая система Европы