Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 19:00, курсовая работа
Целью данной работы является изучение налогов и налоговой системы России. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Выявить сущность налога и налоговой системы;
2) Изучить классификацию налогов
3) Выявить недостатки налоговой системы и найти пути к их оптимизации.
Введение.
1.Понятие налога.
1.1 Налоговая система России
а). Основные принципы построения налоговой
системы в экономике с развитым рынком
б). Структура действующей налоговой системы
Российской Федерации
1.2 Основы налоговой системы
2. Классификация налогов.
2.1 Федеральные налоги
2.2 Региональные налоги
2.3 Местные налоги
3. Недостатки налоговой системы и пути оптимизации налоговой системы России.
3.1.Недостатки налоговой системы России.
3.2.Пути оптимизации налоговой системы России.
Заключение.
Список литературы.
Срок предоставления
отчетов – не позднее 20-го числа, а срок
перечисления – не позднее 22-го числа
месяца, следующего за отчетным.
3.
Недостатки налоговой
системы и пути
оптимизации налоговой
системы России.
3.1.Недостатки налоговой системы России.
Налоговая система - наиболее активный рычаг государственного
регулирования социально-экономического развития, инвестиционной
стратегии, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в
производстве, ускоренного
развития приоритетных отраслей.
С самого начала построения налоговой системы России был взят фискальный
ориентир. Налоговая
система стала приобретать
Через различные налоги у предприятий изымается 85-90% прибыли.
Современная российская налоговая система лишена стимулирующего начала,
которое в современных условиях развития должно осуществляться при
реализации всех функций налогообложения - фискальной,распределительной
и регулирующей.
Основной целью российской налоговой системы была определена прежде всего ликвидация дефицита бюджета. Это определялось не только преобладанием монетаристского подхода к ее построению в его одностороннем понимании без учета конкретных российских условий, но и требованиями международных финансово-кредитных организаций, которые для предоставления кредитов поставили условия - стабилизация рубля и сокращение бюджетного дефицита.
Основной недостаток налоговой системы России состоит в том, что она
ориентирована на устранение дефицитности бюджета изъятием доходов
предприятий. Нет достаточной увязки налоговой системы с развитием
экономики и деятельностью непосредственных ее субъектов - предприятий.
Потеря такой взаимосвязи привела к тому, что налоговая система
развивается сама по себе, а предприятия, испытывая ее чрезмерное
давление, - сами по себе. Многие поставлены на грань убыточности и
банкротства. При этом предприятия заинтересованы в получении минимальной прибыли, чтобы избежать высокого налогообложения. Экономика как никогда становится затратной. Этому способствует почти полное отсутствие конкуренции при свободном ценообразовании. Налоговая система должна быть повернута к производству, стимулируя его рост и тем самым увеличивая базу налогообложения.
Налоговая политика России строится пока исходя из принципа - “чем больше
ставка, тем лучше для государства и построения рыночной экономики”. В
итоге - недобор налогов (как минимум 20-30% налоговых сумм), сокращение
производства товаров, падение инвестиционной активности и отсутствие
какой-либо заинтересованности
предприятия в развитии производства.
Налоговая система должна базироваться на оптимальном сочетании интересов всех социальных слоев общества - предпринимателей, работников,
государственных служащих, учащихся, пенсионеров и других, которые имеют большие различия в получаемых доходах. Такая социальная функция налогов имеет большое значение для обеспечения социального равновесия в
обществе. В ведущих промышленно развитых странах мира соотношение
доходов 10% населения, имеющего наибольшие доходы, и такой же
численности с наименьшими доходами колеблется в пределах 1:5-10 раз. В
настоящее время в России такое соотношение составляет не менее 1:2-25.
Это значительно усиливает социальное расслоение общества по доходам.
Налоговая система призвана смягчать такие различия путем прогрессивного
налогообложения доходов физических лиц, что четко прослеживается в
налоговых системах Запада. Российская же налоговая система не выполняет
в достаточной мере эту функцию, что является существенным ее
недостатком.
Налоговая система России не учитывает и то, что она функционирует в
условиях монопольного
ценообразования. Это обусловливает ее
инфляционный характер, так как она стимулирует
“вздувание” цен. И такое явление вполне
закономерно - ведь производители товаров
стремятся переложить все бремя налогового
давления на непосредственных и конечных
потребителей товаров - население. Поэтому
подавляющая часть налогов приобретает
косвенный характер, когда плательщик
налога фактически перекладывает его
на потребителя, включая в цену. Это становится
возможным благодаря тому, что производитель
товара имеет возможность диктовать цену
потребителю и увеличивать ее, стараясь
получить большую массу прибыли для собственного
использования. В России доля косвенных
налогов в налогообложении возрастает.
Это указывает на неблагополучие в налогообложении,
стремление увеличивать налоговые поступления
“любой ценой”. А цена такой политики
высока - экономическая стагнация, инфляция,
многократный (в тысячи раз) рост цен на
потребительские товары.
Налоговая система должна соответствовать элементарным требованиям теории налогообложения. В России же базой налога на добавленную стоимость является не только прибыль и заработная плата (реальные элементы вновь созданной стоимости), но и амортизационные отчисления. Кроме того, в базу этого налога включаются акциз, а также таможенные пошлины, которые никакого отношения к добавленной стоимости не имеют. Необоснованно и то, что одним налогом (НДС) облагается другой налоговый платеж - акциз. Вследствие этого налог на добавленную стоимость теряет свое действительное содержание и практически превращается в налог с продаж(своеобразный многократный налог с оборота), выступающий в условиях монопольного рынка в качестве элемента цены на товар и косвенного налога, значительно увеличивающего цену. Часть налоговых платежей из прибыли предприятий также перекладывается на потребителя, имея возможность компенсировать уплату налогов ростом свободных цен. Это можно отнести и к другим налоговым платежам, а также тем начислениям на фонд заработной платы, которые включаются в себестоимость продукции.
Наша налоговая система построена так, что налоговые платежи возрастают
по мере роста цен. Это очень удобно с точки зрения фискального
содержания системы, но совершенно неприемлемо с позиций обоснованности налогообложения. Создается иллюзия роста доходности бюджета, тогда как на самом деле все это обусловлено инфляционным фактором - идет процесс “накачивания” налоговой массы, но в то же время увеличивается дефицитность бюджета, так как инфляционный фактор еще в большей степени влияет на его расходы.
Одним из наиболее
существенных недостатков действующей
налоговой системы является то, что
она почти не стимулирует формирования
в экономике наиболее важных пропорций
развития. Ядром такой пропорциональности
является соотношение темпов роста производительности
труда и фонда потребления, как на макро,
так и на микро уровне.
Пока же налоговая система России не ориентирована на косвенное
поддержание указанного соотношения налоговыми методами, хотя и была
сделана попытка
через налогообложения прибыли предприятий
воздействовать на сокращение темпов
роста фонда потребления на предприятиях
через минимальный необлагаемый его размер.
Но такой порядок налогообложения не решает
главнейшей проблемы - стимулирования
роста производительности труда, вызывая
у предприятий желание, найти всевозможные
ухищрения для сокрытия фонда заработной
платы, и прежде всего его распределения
на большую численность работников, то
есть фактически стимулирует непроизводительный
труд с минимальной оплатой, падение его
производительности.
Налоговая система России неадекватна экономическим условиям и задачам ее развития, не отражает специфики периода построения рыночной экономики, не учитывает тенденций развития налоговой системы экономически развитых стран и мирового опыта в целом. В связи с этим актуальной остается задача обеспечить формирования такой системы налогообложения, которая способствовала бы развитию экономики, формированию полноценных субъектов рынка с одновременным постепенным решением проблемы сокращения дефицитности бюджета и достижения финансовой стабилизации с последующим переходом к экономическому росту. Понятно, что взвешенной налоговой политике принадлежит особая роль. Наряду с фискальной ролью налоговая система в условиях становления рынка должна выполнять активную стимулирующую функцию. Чтобы соответствовать этим требованиям налоговая система России должна быть принципиально реформирована. Требует
изменения механизма
и целевая направленность налогов.
3.2.Пути
оптимизации налоговой
системы России.
Что же должна представлять собой в сегодняшних условиях налоговая
реформа? Думается, что здесь не следует вести речи о радикальных
изменениях. Имеется в виду укрепление налоговой системы, ее
совершенствование. Нужно существенно повысить качество планирования и
финансирования государственных расходов, укрепить доходную базу
бюджетной системы, создать необходимые механизмы контроля за
эффективностью использования государственных финансовых ресурсов.
Основная задача этого этапа - обеспечение налоговыми доходами
минимизации дефицита федерального бюджета с тем, чтобы за счет
внутренних и внешних источников и приемлемой степенью надежности
финансировать
экономическое развитие страны.
Основные направления налоговой реформы в России в этом общем контексте
видятся следующими:
1) ослабление налогового бремени и упрощение
налоговой системы путем отмены низкоэффективных налогов и отчислений во внебюджетные фонды;
2) расширение
налоговой базы благодаря
3)постепенное
перемещение налогового
лиц;
4) решение комплекса проблем, связанных со сбором налогов и
контролем за соблюдением
налогового законодательства.
На данный момент целесообразно:
- резко увеличить
налогооблагаемую базу и
основной составляющей дифференциальной ренты, которая должна поступать в
доход государства;
- расширить права
местных органов при
имущество юридических лиц (но исключить налогообложение оборотных
средств) и граждан;
- унифицировать прямое налогообложение всех юридических лиц, перейдя от
налога на доход банков и страховых компаний к налогообложению их прибыли
(увеличив для этих категорий налогоплательщиков ставку налогообложения);
- расширить меры по налоговому стимулированию инвестиционного процесса и
преимущественного
направления предприятиями
совершенствование и расширение производства, развитие малого бизнеса,
поддержку аграрного
сектора;
- усилить социальную
направленность налогов. Для
увеличивать, с одной стороны, необлагаемый минимум доходов граждан, а с
другой - ставку подоходного налога лиц с очень высокими доходами, а
также расширить круг подакцизных предметов роскоши и повысить ставки
акцизов на них.
В перспективе, когда будет обеспечена финансовая стабилизация и в полную
силу задействованы рычаги рыночной саморегуляции экономики, можно
ставить вопрос о формировании сбалансированной (с изменением некоторых
акцентов) системы взимания налогов, выполняющей не только фискальную
(для обеспечения потребностей государства), но и в должной мере
стимулирующую
и регулирующую функции.
Какие стратегические цели в области планирования налогообложения должно иметь наше государство на ближайшие пять лет? Очевидно, ответ на этот вопрос таков: