Налоговая система в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 19:00, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение налогов и налоговой системы России. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Выявить сущность налога и налоговой системы;
2) Изучить классификацию налогов
3) Выявить недостатки налоговой системы и найти пути к их оптимизации.

Содержание

Введение.
1.Понятие налога.
1.1 Налоговая система России
а). Основные принципы построения налоговой
системы в экономике с развитым рынком
б). Структура действующей налоговой системы
Российской Федерации
1.2 Основы налоговой системы
2. Классификация налогов.
2.1 Федеральные налоги
2.2 Региональные налоги
2.3 Местные налоги
3. Недостатки налоговой системы и пути оптимизации налоговой системы России.
3.1.Недостатки налоговой системы России.
3.2.Пути оптимизации налоговой системы России.
Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Содержание курсовой работы.doc

— 189.50 Кб (Скачать документ)

Срок предоставления отчетов – не позднее 20-го числа, а срок перечисления – не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным. 
 
 
 
 
 
 
 

3. Недостатки налоговой  системы и пути  оптимизации налоговой  системы России. 

3.1.Недостатки налоговой системы России.

Налоговая система - наиболее активный рычаг государственного

регулирования социально-экономического развития, инвестиционной

стратегии, внешнеэкономической  деятельности, структурных изменений  в

производстве, ускоренного  развития приоритетных отраслей. 

С самого начала построения налоговой системы России был взят фискальный

ориентир. Налоговая  система стала приобретать конфискационный  характер.

Через различные  налоги у предприятий изымается 85-90% прибыли.

Современная российская налоговая система лишена стимулирующего начала,

которое в современных  условиях развития должно осуществляться при

реализации всех функций налогообложения - фискальной,распределительной

и регулирующей.

Основной целью  российской налоговой системы была определена прежде всего ликвидация дефицита бюджета. Это определялось не только преобладанием монетаристского подхода к ее построению в его одностороннем понимании без учета конкретных российских условий, но и требованиями международных финансово-кредитных организаций, которые для предоставления кредитов поставили условия - стабилизация рубля и сокращение бюджетного дефицита.

Основной недостаток налоговой системы России состоит  в том, что она

ориентирована на устранение дефицитности бюджета  изъятием доходов

предприятий. Нет  достаточной увязки налоговой системы с развитием

экономики и  деятельностью непосредственных ее субъектов - предприятий.

Потеря такой  взаимосвязи привела к тому, что  налоговая система

развивается сама по себе, а предприятия, испытывая  ее чрезмерное

давление, - сами по себе. Многие поставлены на грань убыточности и

банкротства. При  этом предприятия заинтересованы в получении минимальной прибыли, чтобы избежать высокого налогообложения. Экономика как никогда становится затратной. Этому способствует почти полное отсутствие конкуренции при свободном ценообразовании. Налоговая система должна быть повернута к производству, стимулируя его рост и тем самым увеличивая базу налогообложения.

Налоговая политика России строится пока исходя из принципа - “чем больше

ставка, тем лучше  для государства и построения рыночной экономики”. В

итоге - недобор  налогов (как минимум 20-30% налоговых  сумм), сокращение

производства  товаров, падение инвестиционной активности и отсутствие

какой-либо заинтересованности предприятия в развитии производства. 

Налоговая система должна базироваться на оптимальном сочетании интересов всех социальных слоев общества - предпринимателей, работников,

государственных служащих, учащихся, пенсионеров и других, которые имеют большие различия в получаемых доходах. Такая социальная функция налогов имеет большое значение для обеспечения социального равновесия в

обществе. В ведущих  промышленно развитых странах мира соотношение

доходов 10% населения, имеющего наибольшие доходы, и такой  же

численности с  наименьшими доходами колеблется в  пределах 1:5-10 раз. В

настоящее время  в России такое соотношение составляет не менее 1:2-25.

Это значительно  усиливает социальное расслоение общества по доходам.

Налоговая система  призвана смягчать такие различия путем  прогрессивного

налогообложения доходов физических лиц, что четко прослеживается в

налоговых системах Запада. Российская же налоговая система  не выполняет

в достаточной  мере эту функцию, что является существенным ее

недостатком.

Налоговая система  России не учитывает и то, что  она функционирует в

условиях монопольного ценообразования. Это обусловливает ее инфляционный характер, так как она стимулирует “вздувание” цен. И такое явление вполне закономерно - ведь производители товаров стремятся переложить все бремя налогового давления на непосредственных и конечных потребителей товаров - население. Поэтому подавляющая часть налогов приобретает косвенный характер, когда плательщик налога фактически перекладывает его на потребителя, включая в цену. Это становится возможным благодаря тому, что производитель товара имеет возможность диктовать цену потребителю и увеличивать ее, стараясь получить большую массу прибыли для собственного использования. В России доля косвенных налогов в налогообложении возрастает. Это указывает на неблагополучие в налогообложении, стремление увеличивать налоговые поступления “любой ценой”. А цена такой политики высока - экономическая стагнация, инфляция, многократный (в тысячи раз) рост цен на потребительские товары. 

Налоговая система  должна соответствовать элементарным требованиям теории налогообложения. В России же базой налога на добавленную стоимость является не только прибыль и заработная плата (реальные элементы вновь созданной стоимости), но и амортизационные отчисления. Кроме того, в базу этого налога включаются акциз, а также таможенные пошлины, которые никакого отношения к добавленной стоимости не имеют. Необоснованно и то, что одним налогом (НДС) облагается другой налоговый платеж - акциз. Вследствие этого налог на добавленную стоимость теряет свое действительное содержание и практически превращается в налог с продаж(своеобразный многократный налог с оборота), выступающий в условиях монопольного рынка в качестве элемента цены на товар и косвенного налога, значительно увеличивающего цену. Часть налоговых платежей из прибыли предприятий также перекладывается на потребителя, имея возможность компенсировать уплату налогов ростом свободных цен. Это можно отнести и к другим налоговым платежам, а также тем начислениям на фонд заработной платы, которые включаются в себестоимость продукции.

Наша налоговая  система построена так, что налоговые  платежи возрастают

по мере роста  цен. Это очень удобно с точки  зрения фискального

содержания системы, но совершенно неприемлемо с позиций обоснованности налогообложения. Создается иллюзия роста доходности бюджета, тогда как на самом деле все это обусловлено инфляционным фактором - идет процесс “накачивания” налоговой массы, но в то же время увеличивается дефицитность бюджета, так как инфляционный фактор еще в большей степени влияет на его расходы.

Одним из наиболее существенных недостатков действующей  налоговой системы является то, что она почти не стимулирует формирования в экономике наиболее важных пропорций развития. Ядром такой пропорциональности является соотношение темпов роста производительности труда и фонда потребления, как на макро, так и на микро уровне. 

Пока же налоговая  система России не ориентирована  на косвенное

поддержание указанного соотношения налоговыми методами, хотя и была

сделана попытка  через налогообложения прибыли предприятий воздействовать на сокращение темпов роста фонда потребления на предприятиях через минимальный необлагаемый его размер. Но такой порядок налогообложения не решает главнейшей проблемы - стимулирования роста производительности труда, вызывая у предприятий желание, найти всевозможные ухищрения для сокрытия фонда заработной платы, и прежде всего его распределения на большую численность работников, то есть фактически стимулирует непроизводительный труд с минимальной оплатой, падение его производительности. 

Налоговая система  России неадекватна экономическим условиям и задачам ее развития, не отражает специфики периода построения рыночной экономики, не учитывает тенденций развития налоговой системы экономически развитых стран и мирового опыта в целом. В связи с этим актуальной остается задача обеспечить формирования такой системы налогообложения, которая способствовала бы развитию экономики, формированию полноценных субъектов рынка с одновременным постепенным решением проблемы сокращения дефицитности бюджета и достижения финансовой стабилизации с последующим переходом к экономическому росту. Понятно, что взвешенной налоговой политике принадлежит особая роль. Наряду с фискальной ролью налоговая система в условиях становления рынка должна выполнять активную стимулирующую функцию. Чтобы соответствовать этим требованиям налоговая система России должна быть принципиально реформирована. Требует

изменения механизма  и целевая направленность налогов. 
 
 
 

3.2.Пути оптимизации налоговой системы России. 

Что же должна представлять собой в сегодняшних условиях налоговая

реформа? Думается, что здесь не следует вести  речи о радикальных

изменениях. Имеется  в виду укрепление налоговой системы, ее

совершенствование. Нужно существенно повысить качество планирования и

финансирования государственных расходов, укрепить доходную базу

бюджетной системы, создать необходимые механизмы  контроля за

эффективностью  использования государственных  финансовых ресурсов.

Основная задача этого этапа - обеспечение налоговыми доходами

минимизации дефицита федерального бюджета с тем, чтобы за счет

внутренних и  внешних источников и приемлемой степенью надежности

финансировать экономическое развитие страны. 

Основные направления  налоговой реформы в России в  этом общем контексте

видятся следующими:

1) ослабление налогового бремени и упрощение

налоговой системы  путем отмены низкоэффективных налогов и отчислений во внебюджетные фонды;

2) расширение  налоговой базы благодаря отмене  ряда налоговых льгот, расширению круга плательщиков налогов и облагаемых доходов в соответствии с принципом “налоговой справедливости”;

3)постепенное  перемещение налогового бремени  с предприятий на физических

лиц;

4) решение комплекса  проблем, связанных со сбором  налогов и

контролем за соблюдением  налогового законодательства. 

На данный момент целесообразно:

- резко увеличить  налогооблагаемую базу и ставки  ресурсных платежей как

основной составляющей дифференциальной ренты, которая должна поступать в

доход государства;

- расширить права  местных органов при установлении  ставок налогов на

имущество юридических  лиц (но исключить налогообложение  оборотных

средств) и граждан;

- унифицировать  прямое налогообложение всех  юридических лиц, перейдя от

налога на доход  банков и страховых компаний к  налогообложению их прибыли

(увеличив для  этих категорий налогоплательщиков ставку налогообложения);

- расширить меры  по налоговому стимулированию  инвестиционного процесса и

преимущественного направления предприятиями средств  на развитие,

совершенствование и расширение производства, развитие малого бизнеса,

поддержку аграрного  сектора; 

- усилить социальную  направленность налогов. Для этого  нужно постоянно

увеличивать, с  одной стороны, необлагаемый минимум  доходов граждан, а с

другой - ставку подоходного налога лиц с очень  высокими доходами, а

также расширить круг подакцизных предметов роскоши и повысить ставки

акцизов на них. 

В перспективе, когда будет обеспечена финансовая стабилизация и в полную

силу задействованы  рычаги рыночной саморегуляции экономики, можно

ставить вопрос о формировании сбалансированной (с изменением некоторых

акцентов) системы  взимания налогов, выполняющей не только фискальную

(для обеспечения  потребностей государства), но и  в должной мере

стимулирующую и регулирующую функции. 

Какие стратегические цели в области планирования налогообложения должно иметь наше государство на ближайшие пять лет? Очевидно, ответ на этот вопрос таков:

Информация о работе Налоговая система в России