Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 11:55, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть налоговое планирование в системе управления финансами хозяйствующих субъектов.
Задачи курсовой работы:
1. Дать определение, рассмотреть классификацию и роль налогового планирования в системе управления фининсами хозяйствующих субъектов.
2. Рассмотреть порядок исчисления и уплаты налогов.
2. Обход налогов (tax avoidance). В этом случае предприятие или физическое лицо не является плательщиком, либо его деятельность по закону не подлежит налогообложению, либо его доходы не облагаются налогами.
3. Стандартный метод (standard method). В этом случае предприятие платит налоги в соответствии с законодательством без предварительных расчетов и выбора оптимального варианта налогообложения.
4. Налоговое планирование
(tax planning). В этом случае юридическими
и физическими лицами
Необходимо отметить, что специфика налогового планирования определяется рядом факторов:
· спецификой объекта налогообложения;
· спецификой субъекта налогообложения;
· определенной возможностью обхода налога, предоставляемой особенностями методов налогообложения, способами его исчисления и уплаты;
· налогообложением доходов, полученных из различных источников, по различным ставкам;
· возможностью для ухода
и легального снижения налогов при
использовании налоговых
Таким образом, налоговое планирование позволяет оптимизировать размер налогового бремени и избежать экономического ущерба, связанного с выплатой штрафов в пользу государства.
Формами налогового планирования целесообразно считать: внутреннее налоговое планирование, включающее мониторинг налоговых вопросов, планирование элементов налогов и текущий контроль за налоговыми обязательствами предприятия со стороны структурных подразделений и работников хозяйствующего субъекта; внешнее налоговое планирование, состоящее в привлечении внешних консультантов и специалистов для целей налогового планирования.
В качестве методов налогового планирования целесообразно выделять: метод прямого счета, расчетно-аналитические методы, комбинированные методы и методы экономико-математического моделирования. Перечисленные методы могут носить как ситуационный характер (осуществляется при планировании конкретной деловой ситуации или процесса), так и вариационный характер (производиться при выборе возможных вариантов и направлений деятельности).
Алгоритм деятельности,
связанной с организацией любого
из перечисленных видов
· анализ текущего финансового
состояния предприятия и
· составление планов,
т.е. принятие решений о будущих
финансово-хозяйственных целей
· осуществление плановых решений.
· сравнение реальных
результатов с плановыми
· контроль является последним блоком налогового планирования, и именно, он позволяет оценить эффективность планового процесса в организации, в том числе налогового планирования.
На основе системы мероприятий по налоговому планированию осуществляются организация запланированных работ, мотивация задействованного для их выполнения персонала, контроль результатов и их оценка с точки зрения плановых показателей. [14,стр. 158]
Стадии налогового планирования
Стадия 1. Принятие решений о наиболее выгодном с точки зрения налогового планирования расположении самого предприятия, его руководящих органов, филиалов, дочерних и зависимых обществ для оптимизации налогов исходя из целей деятельности предприятия и особенностей налоговых режимов отдельных стран.
Стадия 2. Выбор организационно-правовой формы юридического лица и его внутренней структуры с учетом характера и целей деятельности и соответствия режима налогообложения юридического лица с его гражданско-правовой ответственностью по обязательствам.
Стадия 3. Текущее налоговое планирование. Состоит из следующих элементов:
- использование налоговых
освобождений и льгот по
- использование оптимальных форм договоров при прогнозировании и определении налогооблагаемого дохода и показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия, планирование сделок, опосредствующих предпринимательскую деятельность организации;
- разработка учетной политики для целей оптимизации налогообложения.
Стадия 4. На данной стадии принимаются решения по наиболее рациональному размещению активов и прибыли и по проблемам инвестирования и аккумулирования средств, так как правильное размещение прибыли и капитала позволяет получить дополнительные налоговые льготы, а в отдельных случаях - обеспечить возврат части уплаченных налогов.
В дополнение к четырем основным стадиям можно добавить стадию формирования целей и задач предприятия в начале его организации и стадию контроля, анализа и оценки эффективности налогового планирования. На практике этапы налогового планирования можно использовать в совокупности или в отдельности в зависимости от того, создается ли предприятие или уже действует.
Все перечисленное учитывается при моделировании налогового бремени хозяйствующего субъекта на оптимальном для него уровне в зависимости от этапа развития предприятия и целей, стоящих перед ним.
Инструментарий, применяющийся в налоговом планировании, разнообразен. Среди прочих, в литературе обычно называются: экспертные правовые системы, базы данных по налоговой тематике (в том числе по СМИ); формирование запросов в налоговые инспекции, ГНС РФ, Министерство финансов и иные государственные органы; специальная научная и периодическая литература; арбитражная и общегражданская судебная практика; разъяснения и разработки специализированных консалтинговых и аудиторских компаний. Инструментарий налогового планирования формируется в зависимости, во-первых, от уровня принятия управленческих решений (оперативного, тактического или стратегического), а во-вторых, от мероприятий, использующихся в планировании налоговых отчислений, которые, в свою очередь, дифференцируются исходя из тяжести налоговой нагрузки в той или иной налоговой юрисдикции. Налоговая нагрузка рассчитывается как суммарная доля налоговых платежей, причитающихся с предприятия, за рассматриваемый период в добавленной стоимости продукции, произведенной предприятием за тот же период, при этом добавленная стоимость находится путем вычитания из стоимости произведенной продукции стоимости потребленных материальных средств производства (сырья, энергии и пр.) и услуг других организаций.
Налоговое планирование, как и любая деятельность, носящая управленческий характер, призвано выполнять оперативные функции, функции контроля и собственно функции планирования, отсюда налоговое планирование можно изобразить в виде трехуровневой системы, включающей оперативный, тактический и стратегический элементы, в зависимости от которых трансформируется объективная сторона процесса налогового планирования, видоизменяются мероприятия по планированию налогов.
Проекция конструкции налогового планирования в виде пирамиды неслучайна, т.к. позволяет наиболее точно отобразить имеющиеся связи и зависимости, прослеживающиеся на всех “этажах” налогового планирования. Цементирующим, фундаментальным звеном в процессе налогового планирования выступает оперативный уровень, также часто именуемый в литературе текущим внутренним налоговым контролем.
2. Схема налогового планирования, порядок исчисления и уплаты налогов
2.1 Общая схема налогового планирования
Важный элемент, способствующий проведению налогового планирования на предприятии, - это организация бухгалтерского и налогового учета: выбранная форма, методология, содержание и способы ведения.
1. Как уже отмечалось, текущее планирование в первую очередь предусматривает формирование налогового поля. В соответствии со статусом предприятия, на основании его устава и законодательных актов в области налогообложения определяется спектр основных налогов, которые надлежит уплачивать в бюджет и внебюджетные фонды. Составляется налоговая таблица, характеризующая налоговое поле хозяйствующего субъекта, в которой каждый налог описывается с помощью следующих основных показателей (параметров):
- источник платежа (статья расходов);
- бухгалтерская проводка;
- налогооблагаемая база;
- ставка налога;
- сроки уплаты;
- пропорции перечисления в
- реквизиты организации, в
- льготы или особые условия исчисления налога.
После этого специалистами
2. Согласно уставу
предприятия и на основе
Далее выполняются действия
в следующей последовательности
3. Подбираются типичные
хозяйственные операции, которые
предстоит выполнять
4. Разрабатываются различные
ситуации с учетом налоговых,
договорных и хозяйственных
5. Выбираются наилучшие
варианты, которые оформляются в
виде блоков бухгалтерских и/
6. Из оптимальных блоков
составляется журнал типовых
хозяйственных операций, который
служит основой ведения
7. Оценивается получение максимального финансового результата с учетом налоговых рисков (возможных штрафных санкций), осуществляется наиболее рациональное с налоговой точки зрения размещение активов и прибыли предприятия;
8. Определяются альтернативные способы учетной политики организации.
Учетная политика - это определенные принципы, правила и практические приемы, принятые хозяйствующим субъектом для формирования бухгалтерского и налогового учета, подготовки финансовой отчетности. С помощью учетной политики проще разобраться в системе налогообложения, а также создать модель минимизации налогов, приемлемую для конкретной организации.
При разработке учетной политики предстоит, решить следующие задачи:
- сделать бухгалтерский учет прозрачным и доступным для понимания;
- создать систему налогового учета;
- предусмотреть определенные
направления снижения налогов,
не противоречащие
- построить такую организацию
финансовой (бухгалтерской) службы,
которая способствовала бы
Учетная политика, отвечающая
на все вышеперечисленные задачи,
может оказать действенную
Учетные приемы, формирующие оценку активов, порядок признания выручки от реализации и списания затрат, имеют прямую связь с налогообложением предприятия и его финансовым положением. Варьируя учетной методологией в дозволенных законом пределах, имеется возможность выбирать наиболее выгодный способ учета. Поэтому определение и грамотное применение элементов учетной и налоговой политики - одно из направлений эффективного налогового планирования.
2.2 Порядок исчисления и уплаты налогов
Сумма налога на добавленную
стоимость при определении