Налоговое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 11:55, курсовая работа

Описание

Цель работы – рассмотреть налоговое планирование в системе управления финансами хозяйствующих субъектов.
Задачи курсовой работы:
1. Дать определение, рассмотреть классификацию и роль налогового планирования в системе управления фининсами хозяйствующих субъектов.
2. Рассмотреть порядок исчисления и уплаты налогов.

Работа состоит из  1 файл

Курсовик мой.doc

— 179.00 Кб (Скачать документ)

2. Обход налогов (tax avoidance). В этом случае предприятие или физическое лицо не является плательщиком, либо его деятельность по закону не подлежит налогообложению, либо его доходы не облагаются налогами.

 

3. Стандартный метод  (standard method). В этом случае предприятие  платит налоги в соответствии  с законодательством без предварительных расчетов и выбора оптимального варианта налогообложения.

 

4. Налоговое планирование (tax planning). В этом случае юридическими  и физическими лицами проводится  активная налоговая политика, направленная  на минимизацию негативного влияния налогообложения на процесс достижения стоящих перед ними целей любыми не противоречащими законодательству методами. [10, стр. 237]

 

Необходимо отметить, что специфика налогового планирования определяется рядом факторов:

 

· спецификой объекта  налогообложения;

 

· спецификой субъекта налогообложения;

 

· определенной возможностью обхода налога, предоставляемой особенностями  методов налогообложения, способами  его исчисления и уплаты;

 

· налогообложением доходов, полученных из различных источников, по различным ставкам;

 

· возможностью для ухода  и легального снижения налогов при  использовании налоговых убежищ.

 

Таким образом, налоговое  планирование позволяет оптимизировать размер налогового бремени и избежать экономического ущерба, связанного с  выплатой штрафов в пользу государства.

 

Формами налогового планирования целесообразно считать: внутреннее налоговое планирование, включающее мониторинг налоговых вопросов, планирование элементов налогов и текущий  контроль за налоговыми обязательствами  предприятия со стороны структурных подразделений и работников хозяйствующего субъекта; внешнее налоговое планирование, состоящее в привлечении внешних консультантов и специалистов для целей налогового планирования.

В качестве методов налогового планирования целесообразно выделять: метод прямого счета, расчетно-аналитические методы, комбинированные методы и методы экономико-математического моделирования. Перечисленные методы могут носить как ситуационный характер (осуществляется при планировании конкретной деловой ситуации или процесса), так и вариационный характер (производиться при выборе возможных вариантов и направлений деятельности).

 

Алгоритм деятельности, связанной с организацией любого из перечисленных видов внутрифирменного налогового планирования, можно представить в виде следующих блоков:

 

· анализ текущего финансового  состояния предприятия и возможных  перспектив его развития;

 

· составление планов, т.е. принятие решений о будущих  финансово-хозяйственных целей организации  и способах их достижения; в том  числе налоговыми методами;

 

· осуществление плановых решений.

 

· сравнение реальных результатов с плановыми показателями, а также создание предпосылок  для корректировки действий организации  в нужном направлении;

 

· контроль является последним  блоком налогового планирования, и именно, он позволяет оценить эффективность планового процесса в организации, в том числе налогового планирования.

 

На основе системы  мероприятий по налоговому планированию осуществляются организация запланированных  работ, мотивация задействованного для их выполнения персонала, контроль результатов и их оценка с точки зрения плановых показателей. [14,стр. 158]

 

Стадии налогового планирования

 

Стадия 1. Принятие решений  о наиболее выгодном с точки зрения налогового планирования расположении самого предприятия, его руководящих органов, филиалов, дочерних и зависимых обществ для оптимизации налогов исходя из целей деятельности предприятия и особенностей налоговых режимов отдельных стран.

 

Стадия 2. Выбор организационно-правовой формы юридического лица и его внутренней структуры с учетом характера и целей деятельности и соответствия режима налогообложения юридического лица с его гражданско-правовой ответственностью по обязательствам.

 

Стадия 3. Текущее налоговое  планирование. Состоит из следующих  элементов:

 

- использование налоговых  освобождений и льгот по основным  налогам с учетом изменения  налогового законодательства с  целью оперативного реагирования  на эти изменения, включая реорганизацию  предприятия;

 

- использование оптимальных  форм договоров при прогнозировании и определении налогооблагаемого дохода и показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия, планирование сделок, опосредствующих предпринимательскую деятельность организации;

 

- разработка учетной  политики для целей оптимизации налогообложения.

 

Стадия 4. На данной стадии принимаются решения по наиболее рациональному размещению активов  и прибыли и по проблемам инвестирования и аккумулирования средств, так  как правильное размещение прибыли  и капитала позволяет получить дополнительные налоговые льготы, а в отдельных случаях - обеспечить возврат части уплаченных налогов.

В дополнение к четырем  основным стадиям можно добавить стадию формирования целей и задач  предприятия в начале его организации  и стадию контроля, анализа и оценки эффективности налогового планирования. На практике этапы налогового планирования можно использовать в совокупности или в отдельности в зависимости от того, создается ли предприятие или уже действует.

 

Все перечисленное учитывается  при моделировании налогового бремени хозяйствующего субъекта на оптимальном для него уровне в зависимости от этапа развития предприятия и целей, стоящих перед ним.

 

Инструментарий, применяющийся  в налоговом планировании, разнообразен. Среди прочих, в литературе обычно называются: экспертные правовые системы, базы данных по налоговой тематике (в том числе по СМИ); формирование запросов в налоговые инспекции, ГНС РФ, Министерство финансов и иные государственные органы; специальная научная и периодическая литература; арбитражная и общегражданская судебная практика; разъяснения и разработки специализированных консалтинговых и аудиторских компаний. Инструментарий налогового планирования формируется в зависимости, во-первых, от уровня принятия управленческих решений (оперативного, тактического или стратегического), а во-вторых, от мероприятий, использующихся в планировании налоговых отчислений, которые, в свою очередь, дифференцируются исходя из тяжести налоговой нагрузки в той или иной налоговой юрисдикции. Налоговая нагрузка рассчитывается как суммарная доля налоговых платежей, причитающихся с предприятия, за рассматриваемый период в добавленной стоимости продукции, произведенной предприятием за тот же период, при этом добавленная стоимость находится путем вычитания из стоимости произведенной продукции стоимости потребленных материальных средств производства (сырья, энергии и пр.) и услуг других организаций.

 

Налоговое планирование, как и любая деятельность, носящая  управленческий характер, призвано выполнять  оперативные функции, функции контроля и собственно функции планирования, отсюда налоговое планирование можно изобразить в виде трехуровневой системы, включающей оперативный, тактический и стратегический элементы, в зависимости от которых трансформируется объективная сторона процесса налогового планирования, видоизменяются мероприятия по планированию налогов.

 

Проекция конструкции  налогового планирования в виде пирамиды неслучайна, т.к. позволяет наиболее точно отобразить имеющиеся связи  и зависимости, прослеживающиеся на всех “этажах” налогового планирования. Цементирующим, фундаментальным звеном в процессе налогового планирования выступает оперативный уровень, также часто именуемый в литературе текущим внутренним налоговым контролем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Схема налогового  планирования, порядок исчисления и уплаты налогов

 

2.1 Общая схема налогового планирования

Важный элемент, способствующий проведению налогового планирования на предприятии, - это организация бухгалтерского и налогового учета: выбранная форма, методология, содержание и способы ведения.

1. Как уже отмечалось, текущее планирование в первую очередь предусматривает формирование налогового поля. В соответствии со статусом предприятия, на основании его устава и законодательных актов в области налогообложения определяется спектр основных налогов, которые надлежит уплачивать в бюджет и внебюджетные фонды. Составляется налоговая таблица, характеризующая налоговое поле хозяйствующего субъекта, в которой каждый налог описывается с помощью следующих основных показателей (параметров):

- источник платежа (статья расходов);

- бухгалтерская проводка;

- налогооблагаемая база;

- ставка налога;

- сроки уплаты;

- пропорции перечисления в бюджеты  разных уровней;

- реквизиты организации, в адрес  которых делаются перечисления,

- льготы или особые условия исчисления налога.

После этого специалистами предприятия  анализируются все предоставленные  законодательством льготы по каждому  из налогов на предмет их использования  в практической деятельности. С учетом результатов этого анализа составляется детальный план использования льгот по выбранным налогам.

2. Согласно уставу  предприятия и на основе гражданского  законодательства, формируется система  договорных отношений (договорное  поле). В рамках текущей предпринимательской  деятельности осуществляется планирование возможных форм сделок: аренда, подряд, купля-продажа, возмездное оказание услуг и т. п. Каждая сделка должна быть оценена с точки зрения возникающих при ней налоговых последствий на момент подготовки документов, т. е. еще до того, как она будет заключена.

Далее выполняются действия в следующей последовательности:

3. Подбираются типичные  хозяйственные операции, которые  предстоит выполнять предприятию;

4. Разрабатываются различные  ситуации с учетом налоговых,  договорных и хозяйственных наработок;

5. Выбираются наилучшие  варианты, которые оформляются в  виде блоков бухгалтерских и/или  налоговых проводок;

6. Из оптимальных блоков  составляется журнал типовых  хозяйственных операций, который  служит основой ведения финансового  и налогового учета;

7. Оценивается получение максимального финансового результата с учетом налоговых рисков (возможных штрафных санкций), осуществляется наиболее рациональное с налоговой точки зрения размещение активов и прибыли предприятия;

8. Определяются альтернативные  способы учетной политики организации.

 

Учетная политика - это определенные принципы, правила и практические приемы, принятые хозяйствующим субъектом для формирования бухгалтерского и налогового учета, подготовки финансовой отчетности. С помощью учетной политики проще разобраться в системе налогообложения, а также создать модель минимизации налогов, приемлемую для конкретной организации.

При разработке учетной  политики предстоит, решить следующие  задачи:

- сделать бухгалтерский  учет прозрачным и доступным  для понимания;

- создать систему налогового  учета;

- предусмотреть определенные  направления снижения налогов,  не противоречащие действующему  законодательству;

- построить такую организацию  финансовой (бухгалтерской) службы, которая способствовала бы своевременному  и четкому решению задач бухгалтерского учета и налогообложения.

Учетная политика, отвечающая на все вышеперечисленные задачи, может оказать действенную помощь организации, а не стать тем формальным документом, который во избежание  проблем необходимо предоставить в налоговый орган. При разработке учетной политики следует также учитывать специфику деятельности организации.

Учетные приемы, формирующие  оценку активов, порядок признания  выручки от реализации и списания затрат, имеют прямую связь с налогообложением предприятия и его финансовым положением. Варьируя учетной методологией в дозволенных законом пределах, имеется возможность выбирать наиболее выгодный способ учета. Поэтому определение и грамотное применение элементов учетной и налоговой политики - одно из направлений эффективного налогового планирования.

 

2.2 Порядок исчисления и уплаты налогов

Сумма налога на добавленную  стоимость при определении налоговой  базы в соответствии со статьями 154-159 и 162 Налогового кодекса РФ исчисляется  как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (стоимость выполненных строительно-монтажных работ х 18%). Уплата налога производится по итогам налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения работ) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. [1,стр. 23]

Информация о работе Налоговое планирование