Налоговые правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 07:06, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение особенностей производства по делам о налоговых правонарушениях.
Задачами работы являются:
- определение понятия производства по делам о налоговых правонарушениях и его стадии
- рассмотрение процессуально проверочных действий в налоговом производстве, порядок их проведения и оформления
- определить виды процессуально - контрольных документов, а также полномочия органов и должностных лиц по их принятию, оформлению и исполнению
- рассмотреть порядок исполнения решения о привлечении к налоговой ответственности

Содержание

Введение 3
Понятие производства по делам о налоговых правонарушениях и его стадии 5
Процессуально проверочные действия в налоговом производстве, порядок их проведения и оформления 8
Виды процессуально - контрольных документов. Полномочия органов и должностных лиц по их принятию, оформлению и исполнению 12
Порядок исполнения решения о привлечении к налоговой ответственности 17
Заключение 19
Задача 20
Список использованной литературы 22

Работа состоит из  1 файл

налоговое право к_414.doc

— 108.00 Кб (Скачать документ)

Оглавление 
 
 

 

Введение

     С фактическим уничтожением системы государственного планирования под эгидой перехода к рыночным отношениям налоги стали основным, если не единственным источником экономического роста и рычагом властного регулирования экономики, чем и обусловливается актуальность настоящей аттестационной работы.

     Как таковые, налоговые платежи всегда являлись необходимым звеном экономических  отношений в социуме с момента  возникновения государства. Поскольку  в настоящее время налоги составляют существенную долю в доходах государства, немалое значение имеют легально установленные способы воздействия на налогоплательщиков, призванные, в том числе, способствовать более высокому уровню собираемости налогов.

     В настоящее время продолжает оставаться открытым вопрос видовой принадлежности ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.

     Существующие  точки зрения на данную проблему разнятся. Согласно одной из них, эту ответственность  следует считать разновидностью административной ответственности. Другая - относит налоговую (финансово-правовую) ответственность к самостоятельному виду юридической ответственности. Следует заметить, что отдельно существуют понятия административных правонарушений в области налогов и сборов, коим в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях посвящены отдельные положения главы 15, и преступлений в налоговой сфере, предусмотренных в главе 22 Уголовного кодекса Российской Федерации.

     Объект  работы – правоотношения возникающие  в сфере налоговых правонарушениях

     Предмет работы – налоговые правонарушения

     Целью данной работы является рассмотрение особенностей производства по делам о налоговых правонарушениях.

     Задачами работы являются:

     - определение понятия производства по делам о налоговых правонарушениях и его стадии

     - рассмотрение процессуально проверочных действий в налоговом производстве, порядок их проведения и оформления

     - определить виды процессуально - контрольных документов, а также полномочия органов и должностных лиц по их принятию, оформлению и исполнению

     - рассмотреть порядок исполнения решения о привлечении к налоговой  ответственности 
 
 
 

 

Понятие производства по делам о налоговых правонарушениях и его стадии

     Как следует из положений п.1 ст.1, ст.ст.106 и 107 Налогового кодекса РФ (далее  – НК РФ) под налоговым правонарушением подразумеваются виновные действия (бездействие) результатом которых явилось нарушение норм НК РФ (принятых в соответствии с ним федеральных, региональных законов о налогах и сборах, нормативных правовых актах муниципальных образований о местных налогах и сборах), влекущее применение к таким лицам санкции, предусмотренные гл.гл.16, 18 НК РФ. Также, в ст.108 НК РФ законодатель недвусмысленно разделил ответственность, установленную в НК РФ, от иных видов ответственности (административной и уголовной), определив, что основания признания деяния лица налоговым правонарушением, как и порядок производства по такому нарушению, устанавливаются только одним нормативным актом – НК РФ.

     Также следует обратить внимание на позицию  Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее – ВАС и РФ), изложенную в постановлении от 28.02.2001г. № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации». В п.34 названного постановления Пленум разъяснил, что существует разграничение между налоговой и другими видами ответственности, поэтому одно и то же правоотношение не может одновременно квалифицироваться как налоговое и иное, не являющееся налоговым, и налогоплательщик не может быть одновременно привлечён к налоговой и иной ответственности. Далее Пленум сделал вывод, что если выявленное налоговым органом деяние совершено в рамках налоговых правоотношений, определение которых дано в ст.2 НК РФ (в частности, в рамках властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения), вопрос о квалификации этого деяния как правонарушения и его последствиях должен решаться только в соответствии с положениями НК РФ.

     В п.1 ст.10 НК РФ обозначено, что производство по делам о налоговых правонарушениях  осуществляется в порядке, установленном гл.гл.14, 15 названного кодекса.

     При этом, разделяя процессы привлечения  к ответственности лиц, вошедших в противоречие с требованиями законодательства о налогах и сборах, на процедуру  рассмотрения материалов налоговых  проверок с последующим вынесением соответствующих решений (ст.101 НК РФ) и разбирательство по налоговым правонарушениям, выявленным с помощью иных форм налогового контроля (ст.101.4. НК РФ), законодатель не дал официального определения производства по делам о налоговых правонарушениях. По сути все сводится к рассмотрению руководителем налогового органа (его заместителем) ряда документов и принятию решения по его результатам, что противоречит сложившейся в процессуальной науке концепции, согласно которой производство начинается с момента обнаружения правонарушения (возбуждения дела о налоговом правонарушении), проходит в своем развитии определенные стадии и заканчивается исполнением решения1.

     Сложилась парадоксальная ситуация, когда государство, с одной стороны, продекларировало регламентацию производства по налоговым правонарушениям налогоплательщиков нормами НК РФ, но с другой стороны, не сконструировало процессуальные нормы, необходимые для осуществления такого производства.

     Своевременность рассмотрения дела проистекает из принципа неотвратимости наказания и означает соблюдение предусмотренных законодательством о налогах и сборах процессуальных сроков. Неотвратимость наказания, в свою очередь, выполняет профилактическую функцию в отношении будущего поведения налогоплательщика (плательщика сбора или налогового агента).

     Полнота и всесторонность рассмотрения и  разрешения дел о нарушениях законодательства о налогах и сборах связаны  с необходимостью учитывать до и  во время разбирательства все  обстоятельства, имеющие существенное значение для вынесения справедливого решения. Объективность же, в свою очередь, означает беспристрастное, непредвзятое обращение к участникам производства (привлекаемым лицам) и внимательное отношение к заявленным ходатайствам и обращениям.

     С учётом вышеизложенного под производством по делам о налоговых правонарушениях следует понимать действия (бездействие) процессуальных лиц, осуществляемые последними в пределах и порядке, определённых в НК РФ, в случае выявления (установления, обнаружения) в деянии налогоплательщика (иного лица) обстоятельств, свидетельствующих о совершении данным лицом налогового правонарушения.

 

Процессуально проверочные действия в налоговом производстве, порядок их проведения и оформления

     Налоговая проверка как основная форма налогового контроля представляет собой совокупность контрольно-проверочных действий, осуществляемых в установленных законом процессуальном порядке и форме, направленных на контроль и распознание, расследование и закрепление налоговых правонарушений, результаты ее являются основанием для возбуждения производства по налоговым и административным правонарушениям.

     Налоговый контроль в форме выездной налоговой  проверки можно разделить на две  условные части, не имеющие отдельной  процессуальной формы: 1) контрольно-проверочные  действия и распознание правонарушений; 2) сбор информации и получение доказательств с последующим процессуальным закреплением выявленных налоговых правонарушений.

     Нельзя  согласиться в полной мере с мнением  некоторых специалистов о том, что  налоговый контроль представляет по своей сути налоговое расследование.

     Из  представленной выше конструкции налоговой  проверки как формы налогового контроля следует, что в первой части осуществляется собственно контрольная функция, когда  должностное лицо налогового органа производит непосредственное сопоставление отчетных данных налогоплательщика с фактическим состоянием его финансово-хозяйственной деятельности и тем самым выявляет и распознает правонарушение. Соответственно, те процессуальные действия, которые можно охарактеризовать как налоговое расследование, составляют его вторую часть, и ее практическое осуществление зависит от результатов производства именно контрольных действий2.

     законодатель  разделил порядок привлечения к  ответственности за налоговые правонарушения юридических лиц и их должностных лиц на два самостоятельных производства, регулируемых соответственно НК РФ и КоАП РФ. При этом в порядке, определяемом НК РФ, осуществляются производства:

     1) по делу о налоговом правонарушении, совершенном налогоплательщиком, плательщиком сбора или налоговым агентом (ст. 101);

     2) по делу о предусмотренных НК РФ нарушениях законодательства о налогах и сборах, совершенных лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сбора или налоговыми агентами (органами регистрации, банками, свидетелями, экспертами и другими обязанными лицами). Статья 1011, посвященная данному производству, в большей степени является компиляцией ст. 100 и 101 и принципиальных новшеств, по сравнению с ними, не содержит.

     Указанными  статьями вся процессуально-правовая регламентация означенных производств в рамках НК РФ и ограничивается. НК РФ, по сути, сводит все производство по делу о налоговом правонарушении к рассмотрению руководителем налогового органа (его заместителем) материалов проверки и вынесению решения по его результатам, что противоречит сложившейся в процессуальной науке концепции, согласно которой производство начинается с момента обнаружения правонарушения, проходит в своем развитии определенные стадии и заканчивается исполнением решения. НК РФ не выделяет и не регулирует стадию возбуждения дела, не определяет момент, с которого дело считается возбужденным, фактически никак не регламентирует процесс рассмотрения акта налоговой проверки, возражения налогоплательщика по нему и другие документы (заключения экспертов и специалистов, протоколы процессуальных действий, документы, представленные налогоплательщиком), не определяет перечень процессуальных действий, которые могут (должны) совершаться налоговым органом в ходе производства.

     Сложилась парадоксальная ситуация, когда законодатель, с одной стороны, продекларировал регламентацию производства по налоговым правонарушениям налогоплательщиков — юридических лиц (ст. 101), а также лиц, не являющихся налогоплательщиками (ст. 1011), нормами НК РФ, но с другой стороны, не сконструировал процессуальные нормы, необходимые для осуществления производства. Это существенно ограничивает возможность разрешения во внесудебном порядке конфликтных ситуаций и тем самым переводит все споры в судебную плоскость.

     Любое производство начинается со стадии возбуждения дела. Поводом для возбуждения производства по делу о налоговом правонарушении (в рамках НК РФ либо по правилам КоАП РФ) является обнаружение фактов, указывающих на признаки нарушения законодательства о налогах и сборах.

     НК РФ не выделяет специально означенную стадию. Как следует из смысла ст. 101, поводом для возбуждения производства в отношении налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) служит обнаружение указанных фактов в ходе налоговой проверки. Хотя НК РФ и не определяет специального процессуального документа, на основании которого происходит возбуждение производства, таким документом следует признать акт выездной налоговой проверки3.

     НК РФ не предусматривает составление акта по результатам камеральной проверки и в то же время не исключает возможности привлечения налогоплательщика к ответственности по ее результатам. В этом случае, как указал Президиум ВАС РФ, исследованию подлежат иные документы, подтверждающие факт обнаружения допущенных налогоплательщиком налоговых нарушений. Фиксация правонарушения возможна, например, в сообщении налогового органа, направленного налогоплательщику, в котором отражаются результаты камеральной проверки и излагаются обстоятельства совершенного правонарушения. Заметим, однако, что подобный документ НК РФ не предусмотрен. С точки зрения теории юридического процесса, а также исходя из необходимости обеспечить налогоплательщику право на защиту, при возбуждении против него юрисдикционного производства обязательно должен быть составлен исходный процессуальный документ. Однако законодатель, похоже, о нем просто забыл.

     Отсутствие  в НК РФ процессуально-правового регулирования порядка привлечения к ответственности по результатам камеральной проверки является существенным упущением законодателя, поскольку фактически приводит к тому, что налоговые органы не предоставляют налогоплательщику возможности представить свои объяснения, возражения до момента вынесения решения, т. е. отсутствует досудебная процедура урегулирования спора. Это затрудняет надлежащую оценку обстоятельств, квалифицируемых в качестве налогового правонарушения, и значительно усложняет защиту налогоплательщиком своих прав и интересов.

Информация о работе Налоговые правонарушения