Определение сведений, составляющих служебную тайну на государственной службе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 17:32, реферат

Описание

В России действуют Федеральные законы, регулирующие отношения по отнесению сведений к информации с ограниченным доступом, например Закон РФ "О государственной тайне", Федеральный закон "О коммерческой тайне". В то же время в настоящее время в российском законодательстве отсутствует общеправовое понятие тайны. В отечественной литературе при определении отдельных видов тайны имеются различные спорные, порой противоречивые точки зрения. Между тем необходимо определить четкие признаки тайны, чтобы иметь возможность дать правильную правовую оценку необходимости отнесения той или иной информации под конкретную категорию тайны.

Содержание

§ 1. Развитие правового регулирования служебной тайны
§ 2. Основные признаки служебной тайны
§ 2.1. Субъекты служебной тайны
§ 2.2. Обладатели служебной тайны
§ 2.3. Состав служебной тайны

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 200.00 Кб (Скачать документ)

     Из  их содержания в первую очередь усматривается  система государственной службы Российской Федерации, которая имеет  следующую структуру:

     а) государственная гражданская служба (подразделяется на федеральную государственную  гражданскую службу и государственную  гражданскую службу субъекта Российской Федерации);

     б) военная служба;

     в) правоохранительная служба.

     Государственная гражданская служба рассматривается законодателем как "вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации".

     Военная служба в этих законах фигурирует как "вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства".

     Наконец, правоохранительная служба определяется как "вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина".

     Из  этих определений вытекает понятие  федерального государственного служащего - гражданина, осуществляющего профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающего денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.

     Муниципальным служащим в соответствии с положениями ст. 10 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" "является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета".

     Определение самой муниципальной службы приведено в ст. 2 рассматриваемого Закона. Это - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель), а представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).

     Муниципальная служба по своему содержанию наиболее тесно связана с государственной гражданской службой Российской Федерации.

     Их  взаимосвязь обусловлена наличием следующих общих особенностей:

     1) единства основных квалификационных  требований к должностям гражданской  службы и должностям муниципальной  службы;

     2) единства ограничений и обязательств  при прохождении гражданской  службы и муниципальной службы;

     3) единства требований к профессиональной  подготовке, переподготовке и повышению  квалификации гражданских служащих  и муниципальных служащих;

     4) учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;

     5) соотносительности основных условий  оплаты труда и социальных  гарантий гражданских служащих  и муниципальных служащих; 6) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и их семей в случае потери кормильца.

     Весьма  сходными являются также принципы государственной гражданской службы и муниципальной службы, основные права и обязанности служащих, а также предъявляемые к ним квалификационные требования, ограничения, запреты и др.

     В сфере обеспечения защиты информации, например, к числу основных обязательств как государственного гражданского, так и муниципального служащего относится "неразглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведений, ставших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведений, касающихся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающих их честь и достоинство".

     Для государственных гражданских и  муниципальных служащих существует и общий запрет на разглашение  или использование в целях, не связанных с гражданской службой, сведений, отнесенных в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебной информации, ставших им известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

     Нарушение данных требований является основанием для прекращения служебного контракта или трудового договора, освобождения от замещаемой должности и увольнения с гражданской или муниципальной службы.

     Итак, первая особенность служебной тайны  заключается в том, что ее субъектами и одновременно носителями являются исключительно государственные или муниципальные служащие, исполняющие обязанности по службе в случаях и порядке, установленных федеральными законами.  
 

§ 2.2. Обладатели служебной  тайны 

     Остается лишь уточнить, кто является обладателем сведений, составляющих служебную тайну. Вполне очевидно, что право обладания и распоряжения сведениями, затрагивающими важные сферы государственного или муниципального управления, может принадлежать только самим государственным органам или органам местного самоуправления, реализующим свои функции в определенных областях деятельности, в лице их руководителей. Данное обстоятельство является вторым признаком, характеризующим сущность сведений, относящихся к служебной тайне.  
 

§ 2.3. Состав служебной  тайны 

     Третий  признак характеризует качественный состав информации рассматриваемой категории.

     Практика  свидетельствует о том, что в  государственных и муниципальных  структурах обычно концентрируются  сведения двух основных видов:

     1) информация, связанная с отдельными  сторонами функционирования субъектов государственного и муниципального управления, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью и регламентируются подзаконными и ведомственными нормативными правовыми актами;

     2) информация, получаемая субъектами управления из внешних источников на законных основаниях в силу исполнения государственными и муниципальными служащими своих служебных обязанностей (ее первооснову составляет внутренняя или конфиденциальная информация, первоначальными обладателями которой являются иные лица).

     Касаясь первой категории сведений, следует  особо подчеркнуть, что они не относятся к государственной  тайне, несмотря на то, что их разглашение или утрата в отдельных случаях могут причинить ущерб интересам государства. В качестве подобной информации, например, могут рассматриваться отдельные категории военной тайны, тайны уголовного судопроизводства, сведений о мерах государственной защиты в отношении участников уголовного процесса, сведений, связанных с оперативно-розыскной деятельностью, а также иная информация, касающаяся специфичных сторон деятельности государственных или муниципальных структур. Это так называемая "внутренняя" составляющая служебной тайны, или "служебная информация ограниченного распространения".

     Во  втором случае речь идет о трансформации в служебную тайну коммерческой и профессиональной тайн, а также тайны частной жизни и персональных данных граждан. Это так называемая "внешняя" составляющая служебной тайны.

     При получении субъектами управления подобной информации они обязаны вводить для ее защиты режим конфиденциальной информации. Причем конфиденциальность полученной информации должна защищать интересы не только ее держателей (лиц, передавших сведения субъектам управления), но и доверителей (первоначальных обладателей сведений, если таковые имеются).

     На  основе изложенного, можно дать следующее научное определение служебной тайны. Служебная тайна - это не относящиеся к государственной тайне сведения, связанные с деятельностью государственных и муниципальных органов, доступ к которым ограничен законодательством, а также сведения ограниченного доступа, ставшие известными органам государственной власти и местного самоуправления на законных основаниях в силу исполнения их представителями своих служебных полномочий. 
 

Заключение 

     Федеральный закон "О  служебной тайне" до сих пор  не принят. Наличие дополнительной самостоятельной разновидности  информации о деятельности государственных  органов и органов местного самоуправления, относящейся к категории ограниченного доступа, представляется чрезмерным, поскольку термин "служебная тайна" в его сегодняшнем понимании может полностью перекрываться понятием "государственная тайна".

     Вместе  с тем следует отметить, что  при определенных обстоятельствах  органы власти становятся обладателями информации, которая хотя и не является государственной тайной, но ее конфиденциальность должна быть обеспечена в соответствии с федеральными законами в интересах иных лиц.

     Сегодня в России действуют следующие  Федеральные законы, регулирующие отношения, возникающие в связи с обращением информации ограниченного доступа: Федеральный закон "О коммерческой тайне", Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (ст. 8), Закон РФ "О средствах массовой информации" (ст. 41), Федеральный закон "Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" (ч. 2 ст. 16 и ч. 3 ст. 28), Федеральный закон "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (ст. 61), Федеральный закон "О связи" (ст. 63), Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" (ст. 26), Налоговый кодекс Российской Федерации (ст. 102) и другие законы.

     Например, тайна усыновления не является государственной  тайной, но усыновители вправе рассчитывать на то, что органы власти (в частности, органы ЗАГС и их сотрудники), которые  могут владеть указанной информацией на законных основаниях, обеспечат ограничение доступа посторонних лиц к такой информации. В связи с этим появляется целый массив не являющейся государственной тайной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой должен быть ограничен в интересах иных лиц.

     В связи с этим имеет смысл пересмотреть отношение к понятию служебной  тайны и определить ее так: служебная  тайна - это не относящаяся к государственной  тайне, полученная государственным органом или органом местного самоуправления информация, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральным законом в интересах иных лиц. При таком понимании служебной тайны к ней будут относиться все иные (за исключением государственной тайны) виды информации ограниченного доступа, находящиеся в обладании государственного органа или органа местного самоуправления. Кроме того, в этом случае потребовалось бы принятие специального федерального закона "О служебной тайне", поскольку отношения в этой сфере будут регулироваться федеральными законами, которые устанавливают конфиденциальность определенных видов информации. 
 

Информация о работе Определение сведений, составляющих служебную тайну на государственной службе