Определение сведений, составляющих служебную тайну на государственной службе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 17:32, реферат

Описание

В России действуют Федеральные законы, регулирующие отношения по отнесению сведений к информации с ограниченным доступом, например Закон РФ "О государственной тайне", Федеральный закон "О коммерческой тайне". В то же время в настоящее время в российском законодательстве отсутствует общеправовое понятие тайны. В отечественной литературе при определении отдельных видов тайны имеются различные спорные, порой противоречивые точки зрения. Между тем необходимо определить четкие признаки тайны, чтобы иметь возможность дать правильную правовую оценку необходимости отнесения той или иной информации под конкретную категорию тайны.

Содержание

§ 1. Развитие правового регулирования служебной тайны
§ 2. Основные признаки служебной тайны
§ 2.1. Субъекты служебной тайны
§ 2.2. Обладатели служебной тайны
§ 2.3. Состав служебной тайны

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 200.00 Кб (Скачать документ)
ify">    1. Отнесение сведений к служебной  тайне осуществляется на основании  перечней сведений, разрабатываемых  органами государственной власти  и утверждаемых их руководителями, в соответствии с принципами, установленными в статье 5 настоящего  Федерального закона, и с учетом ограничений, налагаемых статьей 6 настоящего Федерального закона. Действие указанных перечней распространяется также на организации и учреждения, созданные данными органами.

    2. Перечни сведений, отнесенных органами  государственной власти к служебной тайне, подлежат государственной регистрации и официальному опубликованию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для государственной регистрации и официального опубликования соответствующих нормативных правовых актов органов государственной власти.

    3. Перечни сведений, отнесенных к  служебной тайне, подлежат не  реже чем один раз в пять  лет обязательному пересмотру  в целях проверки соответствия  их содержания действительной  потребности органов государственной  власти во введении ограничений на доступ к отдельным категориям сведений. 

    Статья 8. Порядок нанесения ограничительных  пометок на документы, содержащие сведения, составляющие служебную тайну 

    1. Документы, содержащие сведения, составляющие служебную тайну,  независимо от формы представления этих документов, должны включать помимо обязательных реквизитов следующие:

    ограничительную пометку "для служебного пользования";

    наименование  органа государственной власти, установившего  ограничения на распространение  сведений;

    регистрационный номер документа в системе  делопроизводства;

    дату  снятия ограничений на распространение  сведений либо событие, при наступлении  которого ограничения подлежат отмене (в случае, если срок сохранения режима служебной тайны составляет менее 5 лет);

    наименование  должности лица, подписавшего документ, его собственноручную подпись или  электронную цифровую подпись, используемую в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

    2. При невозможности внесения указанных  реквизитов непосредственно в документ они проставляются в сопроводительной документации к нему.

    3. Не допускается использование  иных ограничительных пометок,  кроме указанной в части 1 настоящей  статьи, для указания на наличие  в документе сведений, отнесенных  к служебной тайне.

    4. Ограничительная пометка "для служебного пользования" наносится на документ, содержащий сведения, включенные в перечень сведений, отнесенных к служебной тайне, действующий в данном органе государственной власти.

    Решение о нанесении ограничительной  пометки "для служебного пользования" принимает исполнитель документа либо должностное лицо, подписывающее (утверждающее) документ, содержащий сведения, составляющие служебную тайну.

    5. Если сведения, содержащиеся в  документе, не соответствуют перечню  сведений, составляющих служебную тайну, но руководитель органа государственной власти имеет основания для установления для них режима служебной тайны, ему предоставляется право нанесения ограничительной пометки "для служебного пользования", действующей только в течение одного месяца, в соответствии с Порядком введения режима служебной тайны, установленным Правительством Российской Федерации, предусмотренным частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. За этот период либо принимается решение о дополнении соответствующего перечня новой категорией, либо по истечении месяца ограничения на распространение сведений снимаются. 

Глава III. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ  РЕЖИМА СЛУЖЕБНОЙ  ТАЙНЫ 

    Статья 9. Основные положения по организации  системы защиты служебной тайны 

    1. В органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях (далее - органы и организации), осуществляющих работы со сведениями, составляющими служебную тайну, устанавливается режим служебной тайны. Порядок установления режима служебной тайны, обязательный для исполнения всеми органами и организациями, осуществляющими работы со сведениями, составляющими служебную тайну, определяется Правительством Российской Федерации.

    2. В случае наделения органа  местного самоуправления в установленном  порядке отдельными государственными полномочиями Российской Федерации или отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации и если исполнение указанных полномочий требует установления режима служебной тайны в отношении сведений, получаемых или создаваемых в соответствии с этими полномочиями, орган местного самоуправления вправе устанавливать режим служебной тайны в соответствии с порядком, установленным в органе государственной власти, делегировавшем указанные полномочия.

    3. Ответственность за обеспечение режима служебной тайны в органах и организациях несут руководители этих органов и организаций. По решению руководителей органов и организаций допускается возложение задач по защите сведений, составляющих служебную тайну, на подразделения делопроизводства при условии реализации ими всего комплекса мероприятий по защите служебной тайны, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации или субъектов Российской Федерации.

    4. Для защиты сведений, составляющих  служебную тайну, должны использоваться средства защиты информации, прошедшие сертификацию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    Документы, содержащие сведения, составляющие служебную  тайну, не должны включаться в электронные  информационные системы, имеющие подключение к сети связи общего пользования.

    5. Финансирование мероприятий по  защите служебной тайны в органах  и организациях осуществляется  из средств соответствующих бюджетов. Юридические лица, которым данные  сведения переданы для использования  в соответствии с гражданско-правовым договором, осуществляют их защиту за счет средств, получаемых от основной деятельности при выполнении работ, связанных с использованием сведений, составляющих служебную тайну. 

    Статья 10. Отмена режима служебной тайны 

    1. Основаниями для отмены режима служебной тайны являются:

    взятие  на себя Российской Федерацией международных  обязательств по открытому обмену сведениями, которые к моменту принятия таких  обязательств отнесены к служебной  тайне;

    наличие вступившего в законную силу судебного решения, содержащего предписание о снятии ограничений на распространение сведений;

    принятие  уполномоченным должностным лицом  решения о нецелесообразности дальнейшего  ограничения распространения сведений в соответствии с принципами, определенными  в статье 5 настоящего Федерального закона.

    Решение об отмене режима служебной тайны  влечет исключение соответствующей  категории сведений из перечня сведений, отнесенных к служебной тайне, и (или) снятие ограничительных пометок  с документов, содержащих такие сведения.

    2. Срок действия режима служебной  тайны не должен превышать  10 лет, если иной срок сохранения  ограничений на распространение  конкретной категории сведений  не установлен федеральным законом.

    Указанный срок исчисляется с даты подписания уполномоченным должностным лицом документа, содержащего указанные сведения и имеющего ограничительную пометку, установленную в части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона.

    В случае если режим служебной тайны  установлен для сведений, полученных органом или организацией в соответствии с их компетенцией в установленном законодательством порядке, решение об отмене режима принимается по истечении срока, установленного предоставившим лицом, либо по истечении предельного срока в отсутствие мотивированного ходатайства лица, предоставившего эти сведения.

    3. Лицо вправе обратиться в орган  государственной власти, принявший  перечень сведений, отнесенных к  служебной тайне, с запросом  об отмене режима служебной  тайны по отношению к конкретным  сведениям, если, по его мнению, установленные ограничения нарушают его права и законные интересы.

    4. Орган государственной власти, получивший  такой запрос, обязан в течение  одного месяца рассмотреть его  и дать мотивированный ответ  по существу запроса.

    Уклонение должностных лиц от рассмотрения указанного запроса по существу влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    5. Решение об отнесении сведений  к служебной тайне может быть  обжаловано в судебном порядке  или в административном порядке  руководителю соответствующего органа государственной власти. В случае признания судом факта необоснованного установления ограничений на распространение сведений либо необоснованного неустановления ограничений снятие либо установление ограничений производится незамедлительно после вступления судебного решения в законную силу.

    6. Жалоба в письменной форме  в отношении неправомерных действий  или бездействия должностных  лиц, уполномоченных относить  сведения к служебной тайне,  проставлять на документы ограничительную  пометку "для служебного пользования", а также обеспечивать доступ лиц к сведениям, составляющим служебную тайну, может быть направлена в вышестоящий орган государственной власти или вышестоящему должностному лицу.

    7. Жалоба рассматривается вышестоящим  органом государственной власти (вышестоящим должностным лицом) в срок не позднее одного месяца со дня ее получения.

    8. По итогам рассмотрения жалобы  орган государственной власти (вышестоящее  должностное лицо) вправе вынести  решение по существу. О принятом  решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу. 

    Статья 11. Защита сведений, составляющих служебную  тайну, в условиях трудовых отношений 

    1. Обязательства государственных  служащих и иных работников  органа или организации по неразглашению сведений, составляющих служебную тайну, и обеспечению режима служебной тайны закрепляются в заключенном с ними служебном контракте. Данные обязательства могут оформляться отдельным соглашением, заключаемым в письменной форме.

    2. Обязательства государственных служащих категории "А" по неразглашению сведений, составляющих служебную тайну, возникают в силу избрания (назначения) их на должность.

    3. Обязательства работника по неразглашению  сведений, составляющих служебную  тайну, могут по инициативе работодателя сохраняться после прекращения трудовых отношений на срок, определенный в служебном контракте либо отдельном соглашении, но не свыше пяти лет.

    4. Руководители органов и организаций  обязаны создать условия, при  которых государственные служащие  и иные работники органа или  организации, а также лица, получающие  доступ к сведениям, составляющим  служебную тайну, в соответствии  с положениями статей 11 - 14 настоящего Федерального закона, получают доступ к указанным сведениям только в пределах, необходимых для выполнения своих должностных обязанностей. 

    Статья 12. Порядок доступа органов государственной  власти к сведениям, составляющим служебную  тайну 

    Федеральные органы государственной власти в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, имеют право доступа к сведениям, отнесенным к служебной тайне органами государственной власти субъектов Российской Федерации. 

    Статья 13. Взаимная передача сведений, составляющих служебную тайну 

    1. Взаимная передача сведений, составляющих  служебную тайну, между органами  государственной власти, а также  между организациями органов  государственной власти осуществляется по решению их руководителей в объемах, необходимых для исполнения указанными субъектами своих функций, либо в объемах, определенных договором на проведение совместных работ.

Информация о работе Определение сведений, составляющих служебную тайну на государственной службе