Порядок исчисления и уплаты НДС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 19:40, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является показать порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость.
В процессе проводимого исследования решаются следующие задачи:
- ознакомление с историей развития НДС в мире и в России;
- раскрыть экономическое содержание и правовое регулирование НДС;
- показать методику исчисления и уплаты НДС на материалах ООО «Чебоксарская типография №1»
- описать направления оптимизации НДС.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
1. Налог на добавленную стоимость в системе налогов Российской Федерации ………………………………………………………………………..6
1.1 История возникновения НДС ………………………………………...6
1.2 Экономическое содержание и правовое регулирование НДС …….10
2. Организация исчисления НДС на предприятии ……………………………16
2.1 Экономическая характеристика ООО «Чебоксарская типография №1» ………………………………………………………………………………16
2.2 Методика и практика исчисления и уплаты НДС в ООО «Чебоксарская типография №1» ……………………………………………….23
3. Направления оптимизации НДС …………………………………………….31
Заключение ………………………………………………………………………37
Список использованной литературы ...…………

Работа состоит из  1 файл

Сама курсовая по НДС.doc

— 277.50 Кб (Скачать документ)

Тем не менее остается возможность регулировать срок уплаты налога в зависимости от того, как строится работа – с использование договоров поставки (купли-продажи) или комиссии. В первом случае у поставщика (организация А) возникнет обязанность заплатить НДС сразу после отгрузки покупателю (организации Б). В то же время при использовании договора комиссии отгрузка и, следовательно, налоговая база возникнут не после передачи товаров от комитента (А) комиссионеру (Б), а после их отгрузки комиссионером (Б) покупателю (В).

А вот особые условия перехода права собственности на поставленный товар (например, после его оплаты) уже не помогут отсрочить уплату налога. Ведь с 2006 года определяющим является именно сам факт отгрузки товара покупателю (но не посреднику!), а не переход права собственности как таковой. В 2005 году этот момент относился к числу спорных. Теперь же неясность устранена и, к сожалению, не в пользу налогоплательщиков.

Другим революционным изменением в Налоговом кодексе Российской Федерации является то, что с 1 января 2006года НДС в большинстве случаев можно принимать к вычету без оплаты поставщику. Достаточно иметь счет-фактуру, приобрести имущество, работы и услуги для использования в облагаемой налогом деятельности и оприходовать покупку.

В результате потеряли свою актуальность многочисленные спорные ситуации, связанные с определением оплаты для применения налоговых вычетов по НДС. В частности, сейчас не важно, какими средствами (собственными или заемными) покупатель расплатился с поставщиком. Отпала и необходимость в использовании особых «схем», призванных показать «оплату НДС за счет собственных средств» при использовании кредитных ресурсов.

С другой стороны, исключение оплаты НДС из обязательных условий для вычета может вызвать появление схем по неправомерному возмещению налога. Отложив оплату товаров (работ, услуг) на последующие периоды, организации поставят НДС к вычету. Если поставщики не исполнят свои обязанности по начислению и уплате налога, то бюджет не только не дополучит причитающиеся суммы НДС, но и потеряет денежные средства, которые ставятся к вычету (возмещению) покупателями.

Пока же можно ожидать еще большего усиления придирок со стороны государства. Противодействие чиновников будет заключаться в уже наработанной практике признания фирм недобросовестными.

Нормы действующего законодательства, конечно, декларируют право организации на вычеты независимо от исполнения обязанностей по уплате налогов ее контрагентами. Но не исключено, что доказывать это право придется в суде. В связи с этим остается только порекомендовать фирмам внимательнее отнестись к выбору партнеров.

Право на вычет без оплаты предъявленных сумм НДС ставит еще один интересный вопрос: можно ли принять к вычету суммы НДС при безвозмездной передаче имущества? С одной стороны, да, можно. Ведь условия об оплате в Налоговом кодексе Российской Федерации больше нет.

Но с другой стороны, такое толкование, формально безупречное на первый взгляд, имеет подводные камни. Согласно пункту 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации, вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг). Правомерно ли считать «предъявленными» суммы налога при безвозмездной передаче? Чиновники считают, что нет. В пункте 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что налогоплательщик «обязан предъявить к оплате покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога». И если считать предъявленными только суммы к оплате, то при безвозмездной передаче таких сумм НДС нет, следовательно право на вычет отсутствует.

Таким образом, с уверенностью можно утверждать, что этот вопрос вызовет судебные споры, и окончательный ответ на него даст только сложившаяся арбитражная практика.

Важным изменением, которое также может сказаться на налоговой оптимизации, является прямое требование Налогового кодекса Российской Федерации восстанавливать в определенных случаях «входной» НДС. В частности, при передаче имущества в уставный капитал, использовании товаров (работ, услуг) для операций, не облагаемых НДС, при переходе на «упрощенку» или уплату ЕНВД.

Это изменение осложняет реализацию всех методов налоговой минимизации, в которых используется передача имущества в уставный капитал. В частности, при передаче имущества в уставный капитал общества, работающего на «упрощенке», с последующей его арендой. Такая схема позволяла минимизировать налог на прибыль и налог на имущество. Ведь раньше обязанности по восстановлению НДС с остаточной стоимости переданных основных средств законодательство не предусматривало. С 1 января 2006 года в такой ситуации передающая сторона обязана восстанавливать НДС.

Кроме того, обязанность восстанавливать НДС при переходе на «упрощенку» уменьшит экономические выгоды этой системы.

Таким образом, во многих случаях проще зарегистрировать новую фирму и сразу перевести ее на «упрощенку», чем переводить на эту систему уже работающее предприятие. Это, в частности, актуально для холдингов, которые используют отношения между своими юридическими лицами для минимизации налогов.

Для строительных организаций очень важным изменением является переход на общеустановленный порядок вычетов налога. С 1 января 2006 года вычет НДС, предъявленный подрядчиками по капитальному строительству, производится по мере осуществления затрат. Это нововведение позволит налогоплательщикам высвободить дополнительные средства. Ведь при прежнем порядке вычетов эти суммы были исключены из оборота до того момента, пока построенный объект не будет введен в эксплуатацию. А это могло произойти только через несколько лет.

Другое положительное нововведение – увеличение до 2 000 000 руб. лимита ежемесячной выручки, позволяющей платить НДС и отчитываться по нему раз в квартал, а не ежемесячно. Такая отсрочка платежа – существенная экономия для фирмы, пренебрегать которой не следует. Причем создать такую возможность можно и искусственно. Например, при помощи посреднических договоров, когда доходом фирмы будет только сумма вознаграждения. Если же в этом нет необходимости, достаточно следить за сезонными пиками и спадами выручки и не позволять ей превышать установленный лимит.

Проект Налогового Кодекса предусматривает практически законодательное закрепление невозможности возврата отрицательной разницы по НДС из бюджета.

Так, если сумма налоговых вычетов в данном налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленного с реализации, то разница считается излишне уплаченным налогом и подлежит вычетам из общей суммы налога в следующем периоде в первоочередном порядке. Если и в следующем налоговом периоде общая сумма налога окажется меньше этой суммы излишне уплаченного налога, то новая разница подлежит зачету в счет исполнения обязательств по другим налогам (сборам), уплаты пеней и штрафов или возврату из бюджета. Возврат из бюджета производится при условии, что указанная разница сохраняется в течение шести месяцев со дня получения расчета за соответствующий налоговый период.

Таким образом, на первый план в финансовых службах предприятий должен выйти процесс налогового планирования, в результате которого предприятие будет оптимизировать свои платежи в бюджет по периодам, так как переплата в одном из налоговых периодов оставит предприятие на долгих шесть месяцев без финансовых средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Построение справедливой и эффективной налоговой системы, обеспечение ее ясности, предсказуемости и стабильности являются важнейшими условиями повышения предпринимательской и инвестиционной активности, прогресса РФ на пути создания  рыночной экономики и интегрирования российской экономики в мировую. Существует несколько групп основных причин кардинальных изменений в налоговом законодательстве: политические – развитие демократических преобразований,  увеличение самостоятельности региональных и местных властей и, как следствие,  перераспределение средств между бюджетами различных уровней, изменения во взаимоотношениях между налогоплательщиком и государством; экономические – развитие рыночных отношений, появление новых экономических и финансовых структур, таких как финансовый и фондовый рынки, рынок страховых услуг, взаимопроникновение российской и мировой экономики; правовые -  появление новых правовых институтов,  несогласованность налогового и гражданского законодательства, наличие большого числа подзаконных актов, позволяющих найти возможность ухода от налогообложения, отсутствие единой нормативной базы налогообложения и многое другое.

              Основными направлениями реформирований системы налогообложения являются следующие:  построение единой налоговой системы в интересах сохранения целостности  Российского государства, исключение условий для формирования несовместимых региональных налоговых схем; создание  оптимальной налоговой системы, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и  частных интересов. Содействующей развитию отечественного предпринимательства и наращиванию национального богатства России; упрощение системы налогов;  создание совершенной законодательной налоговой базы; совершенствование системы сбора налогов, увеличение на этой основе налоговых поступлений в государственную казну при  одновременном поддержании справедливости налогообложения; создание  рациональной системы ответственности за налоговые правонарушения; повышение эффективности деятельности органов налогового контроля. В то же время кардинальная ломка или замена налогового законодательства была бы губительна для экономики.

              НДС относится к федеральным налогам и действует на всей территории РФ. Согласно Закону о НДС налог представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
С появлением НДС и акцизов в налоговой системе РФ косвенные налоги стали открыто играть решающую роль при мобилизации доходов в бюджет. В консолидированном бюджете РФ поступления от НДС уступают только налогу на прибыль и составляют около четверти всех доходов. В то же время в федеральном бюджете РФ налог на добавленную стоимость стоит на первом месте, превосходя по размеру все налоговые доходы.
Несмотря на огромное фискальное значение данного налога, нельзя отрицать его регулирующее влияние на экономику. Через механизм обложения НДС и, в частности, через систему построения ставок он влияет на ценообразование и инфляцию, так как фактически увеличивает цену товара на сумму налога.

              Необходима взвешенная последовательность предпринимаемых шагов по совершенствованию налоговой системы, которая могла бы привести к намеченным целям без значительных потерь накопленного опыта и уровня развития экономики. В настоящее время  можно утверждать, что налоговая система России уже содержит ряд методов и средств, применяемых в мировой практике и являющихся приемлемой формой перераспределения средств в условиях  рыночных отношений.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.      Налоговый кодекс Российской Федерации. – М.: «ГросМедиа», 2006. – 560 с.

 

2.      Закон Российской Федерации от 27.12.91 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»

 

3.      Закон Российской Федерации от 22.07.05 г. № 118-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации»- М.: АБАК, 2006.

 

4.      Закон Российской Федерации от 22.07.05 г. № 119-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерациио налогах и сборах»

 

5.      Бухгалтерия «по-еврейски», или Оптимизация налогооблажения / К.Н. Середа. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 224с.

 

6.      Коваль Л.С. Налогообложение коммерческих организаций: Учебное пособие. – М.: Гелиос АРВ, 2005. – 304 с.

 

7.      Кожинов В.Я. Бухгалтерский учет. Оценка прибыльности хозяйственной хозяйственных операций. – М.: Экзамен, 2006. – 800 с.

 

8.      Козлова Е.П. и др. Бухгалтерский учет в организациях / Е.П. Козлова, Т.Н. Бабченко, Е.Н. Галанина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 800 с.: ил.

 

9.      Налоги  и налогообложение: учебное пособие / Н.В. Миляков. – М.: КНОРУС, 2006. – 656с.

 

10. НДС: отмена учета «по оплате» и другие проблемы 2006года. Глава 21 НК РФ в новой редакции. Практический комментарий / Под ред. Г.Ю. Касьяновой. - М.: АБАК, 2006. – 120с.

 

11. Пансков В.Г. Российская система налогообложения: проблемы, развития. – М.: Международный центр финансово – экономического развития, 2005. – 240 с. – (Приложение к журналу «Консультант», 20 – 2004).

 

12. Прокудина О.В., Цибизова О.Ф., Хромова О.Н. «О налоге на добавленную стоимость» // Налоговый вестник. – 2006. - №12. – С. 41-46.

 

13. Соснаускене О. «Исчисление НДС в 2006 и 2007гг.. Сравнительный анализ» // Право и экономика. – 2006. - №12. – С. 39-45.

 

14. Черник И.Д. «Об изменениях в налоговом законодательстве с 2007 года» // Финансы. – 2006. - №12. – С. 31-36.

 

15. Чуевская Е. «Как изменения в кодексе повлияли на способы оптимизации НДС» // Главбух. – 2006. - №9. – С. 78-81.

 

39

 



Информация о работе Порядок исчисления и уплаты НДС