Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:14, реферат
Это отставание было обусловлено рядом причин. Долгие годы ушли на преодоление разрухи, вызванной "смутой" и интервенцией начала XVIII в., когда были разорены наиболее развитые в хозяйственном отношении районы страны. Но разорительные войны, не единственная и не главная причина этого отставания. Решающее влияние на развитие страны оказывали ее природно-географические и социальные условия.
Обзор литературы 5
1. Исторические условия развития управления в эпоху
Петровских реформ: причины и основные реформы 7
2. Реформа высших и центральных органов.
Создание сенатов коллегий 10
2.1 Реформа центрального управления 10
2.2. Реформа высшего управления. Создание
органов надзора: фискалитет и прокуратура 16
3. Реформы местных органов управления.
Административно-территориальная реформа 21
Заключение 24
Список литературы 28
Обзор литературы
1. Исторические условия развития управления в эпоху
Петровских реформ: причины
и основные реформы
2. Реформа высших и центральных органов.
Создание сенатов коллегий
2.1 Реформа центрального
управления
2.2. Реформа высшего управления. Создание
органов надзора: фискалитет
и прокуратура
3. Реформы местных органов управления.
Административно-
Заключение
Список литературы
Итак, на рубеже XVII - XVIII вв., Россия стояла на пороге преобразований.
`Пигмеями, спорящими о наследии великана`, назвал Н.М.Карамзин сподвижников Петра I. Но едва ли оценку великого историка можно признать справедливой. Известен дар Петра угадывать таланты окружавших его людей и использовать их на благо государства. А в том, что соратники Петра обладали несомненными талантами, читатель убедится, прочитав предложенную его вниманию книгу. В ее основе — выдержавшее несколько изданий исследование Н.И.Павленко `Птенцы гнезда Петрова`, рассказывающее о четырех сподвижниках Петра— фельдмаршале Борисе Петровиче Шереметеве, дипломате Петре Андреевиче Толстом, кабинет-секретаре Петра I Алексее Васильевиче Макарове и выходце из Сербии, тайном агенте России и предпринимателе Савве Лукиче Владиславиче-Рагузинском. Настоящее издание дополнено биографиями еще двух знаменитых и близких Петру людей: Франца Яковлевича Лефорта и Якова Вилимовича Брюса.
Петр I полностью
разделял эти идеи, отсюда и
становится понятным то
Петр I исходя из традиционных представлений о роли самодержца в России, придавал огромное значение писанному законодательству. Он считал, что "правильный" закон, вовремя изданный и последовательно осуществленный в жизни, может все, начиная со снабжения народа хлебом и кончая исправлением нравов. Великий реформатор России мечтал создать
совершенное и всеобъемлющее законодательство, которым была бы охвачена
и регламентирована вся жизнь поданных. Он мечтал о точной идеальной
государственной структуре, через которую это законодательство могло
бы реализоваться.
Идею создания
совершенного государственного
аппарата Петр вынашивал давно,
Рассматривая
эту реформу, как и многие
другие преобразования Петра,
нельзя не коснуться вопроса
о степени заимствования им
западноевропейского опыта.
Представляется,
что, когда речь идет о
взаимовлиянии, подобная альтернативная
постановка вопроса в принципе
далека от научной. Существенней
знать, как и в какой степени
взятое из других культур
Всем памятны слова, произнесенные им в день Полтавской победы в
честь шведов-учителей, побежденных превзошедшим их учеником. Допуская, что это лишь красивая легенда, нельзя все же пройти мимо несомненно достоверного свидетельства. В 1716 году в Амстердаме шведский комиссион-секретарь Прейс виделся и разговаривал с Петром. В письме в Стокгольм Прейс вспоминал, как однажды Петр "сказал, что тому, что научился вести войну и приучил свой народ к войне он обязан, не кому
иному, как его величеству Карлу XII".
Неудивительно,
что, достигнув военной победы
над столь "регулярным народом,
Шведская государственная система бала построена на принципах камерализма - учения о бюрократическом управлении, получившего распространение в Европе XVI - XVII веков. Камерализм содержал ряд черт, привлекавших Петра. Во-первых, это функциональный принцип управления, который предусматривал создание учреждений, специализировавшихся в какой-либо сфере. Во-вторых, это устройство учреждения на началах коллегиальности, четкой регламентации обязанностей чиновников, специализации канцелярского труда, установление единообразных штатов и жалованья1.
Используя
шведский административный
2. Реформа высших и центральных органов. Создание сенатов и коллегий
2.1 Реформа центрального управления
Реформа государственного аппарата началась в конце 1717-го – в начале 1718 года, когда Петр I составил своеобразную программу предстоящих преобразований: он определил число и компетенции коллегий, назначил в них президентов, обязал их выбрать подручных. Но особенно для нас интересен документ от 12 декабря 1718 года, озаглавленный: "Реестр коллегиям. О должности, что в которой управляти надлежит." Он позволяет представить нам первоначальную структуру нового центрального аппарата:
1) Чужестранных дел (что ныне Посольский приказ). Всякие иностранные и посольские дела и пересылка со всеми окрестными государствами и приезды послов и посланников и приезды курьеров и других иноземцев;
2) Камор (или казенных сборов). Всякое расположение и ведение доходов денежных всего государства;
3) Юстиция (то есть расправа гражданских дел). Судные и розыскные дела; в той же коллегии в ведении и Поместный приказ;
4) Ревизион. Счет всех государственных приходов и расходов;
5) Воинской. Армия и гарнизоны и все воинские дела, которые были
ведомы в Военном приказе и которые прилучаются во всем государстве;
6) Адмиралтейской. Флот со всеми морскими воинскими служители, к
тому принадлежащими морскими делами и управлении;
7) Коммерц. Смотреть над всеми торгами и торговыми действиями;
8) Штатс-контор. (казенный дом). Ведение всех государственных
расходов;
9) Берг и Мануфактур. Рудокопные заводы и все прочие ремесла и рукоделия, и заводы оных и размножение, притом же и артиллерия."
Военная, Адмиралтейская
коллегии и Коллегия
граф Ф.М.Апраксин и канцлер граф Г.И.Головкин. Эти коллегии возникли не на пустом месте, так как в начале Северной войны создание новой армии, флота, активная дипломатия потребовали иных, отличных от старых, форм организации аппарата. Военный и Адмиралтейский приказы и Посольская канцелярия (Посольский приказ)были четко сориентированы на специализацию. Именно в них, быстрее чем где бы то ни было, прижились коллегиальные методы ведения дел. Все это впоследствии облегчило переход к коллегиям.
Из всех
коллегий особо выделяется
Камер - коллегия, ведавшая всем приходом денег и бюджетным планированием поступлений. Расход на нужды государства осуществлялся через Штат-контор-коллегию, игравшую роль центральной кассы, а наблюдение и контроль за расходами за работой финансовых органов поручался независимой от других коллегий Ревизион-коллегии. Трехчленное деление фиска имело огромное значение в государственном управлении. В старом приказном аппарате эти три финансовые функции - приход, расход и контроль - осуществлял практически каждый приказ. Как правило, приказ сам облагал население налогами, часто шедшими на его нужды и под его собственным контролем. Теперь все изменилось - финансовая "чересполосица" XVII века была существенно потеснена.