Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 19:31, курсовая работа
Новые основы Афинского полиса были заложены в VI в. до н.э. реформами Солона и Клисфена.
Экономическая реформа Солона связана с проведени¬ем сисахфии - долговой реформы. Все долги афинских граждан аннулировались, долговое рабство отменялось, проданные за границу в долговое рабство афиняне под¬лежали выкупу государством. Закладывались экономи¬ческие и правовые основы для развития частной соб¬ственности. Разрешались свободная купля-продажа зем¬ли, дробление землевладений и устанавливалась свобода завещаний.
Введение 3
1.1.Демократическое государство Древних Афин 5
1.2.Становление демократической организации 5
1.3.Органы прямого народовластия 8
1.4.Должностные лица 11
2. Финансовая система 12
3. Суды в системе народовластия 13
4. Деформация афинской демократии 16
4.1.Полис и демократия 17
5. Правовая политика и законодательство афинской демократии 19
6. Заключение 22
7. Список литературы 24
1
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Тема: Афинское государство в период расцвета (V-IV века до н. э.).
Выполнил:
Студент __1_ курса
________1___ семестр
полная.. ф.о.
Ф.И.О. Мальгина Юлия Михайловна
1. Введение
1.1.Демократическое государство Древних Афин
1.2.Становление демократической организации
1.3.Органы прямого народовластия
1.4.Должностные лица
2. Финансовая система
3. Суды в системе народовластия
4. Деформация афинской демократии
4.1.Полис и демократия
5. Правовая политика и законодательство афинской демократии 19
6. Заключение
7. Список литературы
В VIII в. до н.э. в результате «синойкизма», т.е. слияния нескольких поселений с сельскими округами в единый крупный город, образуется Афинский полис. Реформа приписывается легендарному царю Тесею. Полис представлял собой город-государство, базировавшийся на гражданской политической общине. В Афинах складывается рабовладельческая демократическая республика.
Утверждение республиканского строя в Афинах связано с борьбой земледельческой аристократии (эвпатридов) против патриархальной царской власти. Эвпатриды ликвидируют власть базилевсов (вождей) и передают полномочия по управлению государством выборным из числа аристократии должностным лицам - архонтам.
Важным шагом на пути трансформации патриархально-клановой организации в гражданскую политическую общину стала борьба между аристократическими кланами (крупными земельными собственниками) и демократическими слоями (демосом). Великая греческая колонизация Средиземноморья подстегнула развитие экономики (ремесла, морской торговли). Захват отдаленных земель увеличил приток рабов, которые интенсивно эксплуатировались в ремесленном производстве, на рудниках, тяжелых портовых и корабельных работах. Развивается частновладельческое рабство: рабы становятся выгодным помещением капитала. Появляются новые категории населения: феты - зависимые крестьяне, попадавшие в долговую кабалу; метеки - неполноправные свободные люди. В результате в афинском обществе стали разрастаться социальные конфликты, потребовавшие немедленных реформ.
Новые основы Афинского полиса были заложены в VI в. до н.э. реформами Солона и Клисфена.
Экономическая реформа Солона связана с проведением сисахфии - долговой реформы. Все долги афинских граждан аннулировались, долговое рабство отменялось, проданные за границу в долговое рабство афиняне подлежали выкупу государством. Закладывались экономические и правовые основы для развития частной собственности. Разрешались свободная купля-продажа земли, дробление землевладений и устанавливалась свобода завещаний.
Цензовая реформа Солона разделила граждан на четыре разряда по имущественному принципу. Каждый разряд наделялся определенным объемом политических прав: все разряды участвовали в народных собраниях, первые три разряда могли занимать общественные должности, первый разряд получал право на занятие должности архонтов.
Государственные реформы Солона усилили роль народных собраний. Функции государственного управления были переданы Совету четырехсот. Он комплектовался по родовому принципу на основе имущественного ценза: по 100 человек от каждой филы (племени), избиравшихся из первых трех разрядов. Был создан судебный орган - гелиэя, куда могли избираться афинские граждане независимо от имущественного положения.
В конце VI в. до н.э. реформы Клисфена окончательно разрушили остатки родовой организации.
Административная реформа Клисфена разделила государство на 10 фил - территориальных образований, каждая из которых включала в себя три триттии из разных частей страны (городскую, прибрежную и земледельческую). Филы подразделялись на демы - территориальные самоуправляющиеся округа во главе с демархами.
Государственная реформа Клисфена заменила Совет четырехсот Советом пятисот. Совет пятисот формировался по территориальному принципу: по 50 человек от каждой филы. Он осуществлял функции государственного управления. Для военного управления была создана коллегия 10 стратегов: по одному представителю от каждой филы. Клисфен ввел процедуру остракизма - специального голосования народного собрания для определения лиц, представляющих опасность для государства. Подвергавшиеся остракизму, изгонялись за пределы полиса на 10 лет.
Реформы тиранов-законодателей - Солона и Клисфена разрушили родоплеменную организацию Афин, завершили становление Афинского полиса и заложили основы демократии. В рамках полиса складываются специфические общественные отношения, основанные на понятии гражданства. Гражданин - полноправный свободный человек, пользующийся политическими правами (т.е. обладающий правом участия в решении общих дел полиса). Полисная идеология основывалась на всемерной защите своих граждан как внутри полиса, так и за его пределами. Полис обеспечивал коллективу полноправных граждан право собственности на землю и рабов.
1.1 Демократическое государство Древних Афин
К концу VI в. до н. э. в Афинском полисе сложилась завершенная государственная организация, построенная на прямом участии основной массы полноправных и свободных граждан в реализации государственной власти. Строй афинской демократии (V-IV вв. до н. э.) стал наиболее своеобразным достижением традиции всей античной государственности, спустя тысячелетия продолжая привлекать к себе политическое внимание. Для самих Древних Афин это было время не только стабильного в целом государственного порядка, но и особого экономического и культурного расцвета, активной внешней политики, когда Афины стали практически центром Средиземноморского мира.
1.2 Становление демократической организации
Принципы будущей демократической системы были заложены во второй половине VI в. до н. э. и в целом не менялись до периода политического упадка Афин в конце IV в. до н. э. Однако общая система институтов власти и управления выработалась не единовременно, а стала итогом, по меньшей мере, двух этапов политических реформ.
Первый этап (508 —462 гг. до н. э.) связан с реализацией политики, направленной на окончательное низвержение аристократического господства и традиций родового строя; начало ему положили реформы Клисфена, в 509 г. до н. э. ставшего лидером земледельческого и ремесленного населения в политической борьбе (9, с. 104).
В Афинах была создана новая территориальная организация, положенная в основу государственного строя. Все полноправное население (вне прежних фил и фратрий) было расписано на 100 демов (условных слобод). Каждый гражданин должен был быть приписан к такому дему; собственно с занесения в список и начиналось право гражданства. Дем обладал самоуправлением: на собрании избирали демарха, а также кандидатов в Совет полиса и в архонты. Демы были объединены в 10 фил (новых); каждая фила имела свой храм и своих выборных лидеров, пользовалась правами самоуправления (собрание филы, исполнительная комиссия, представители в общеполисном управлении). Помимо этого, вся Аттика была поделена на 3 тритии: Город, Берег, Внутренняя земля. Филы и демы были приписаны к тритиям произвольно, иногда даже из разных концов полиса. Тритии не имели существенного значения и влияли только на организацию пританов. Старые роды оказались разобщены на разные филы и демы, и сплочению знати и зависимости от них торгово-ремесленного населения был положен конец.
Произошло упрочение выборной власти. Совет полиса (булэ) был увеличен до 500 членов, по 50 от каждой новой Вилы; установлен и возраст для избрания в него. Булэ стал не только общеполитическим, но и исполнительным органом: он делился на 10 секций, каждая из которых занималась срочными решениями в положенную ей десятую часть выборного года. В 501 г. до н. э. булэ впервые принес присягу в том, что будет придерживаться в своей деятельности законов. Роль булэ несколько ограничивалась народным собранием, которое отныне должно было собираться раз в десятую часть года для избрания магистратов, решения вопросов обороны, лишения прав гражданства. Однако все вопросы выносились на Собрание лишь с одобрения Совета полиса. К этому же времени относится появление коллегии 10 стратегов (по одному от филы), которым вручалась военная и исполнительная власть, ранее принадлежавшая архонтам.
Сформировался новый политический статус Гражданина. Права афинского гражданина стали неразрывны с особыми правами на получение земли: в 506 г. до н. э. упрочена была система клерухий (первая клерухия устроена в 570-560 гг.), когда по решению народного собрания семьям выделяли землю во вновь завоеванных областях, главным образом в Малой Азии. Граждане получили право изгнать любого из своего числа, чья деятельность будет оценена опасной для блага полиса: в 506 г. до н. э. введена практика остракизма, особого голосования об изгнании того, чья деятельность вызывала осуждение большинства (там же, с. 105) . С 501 г. до н. э. утвердился порядок обязательной военной службы граждан безотносительно к их имущественному цензу.
Второй этап (462-412 гг. до н. э) знаменовался дальнейшим продвижением народовластия (после попыток олигархии в 496 г. до н. э., в связи с нашествием персов взять власть в свои руки), созданием правовых начал деятельности новых институтов на основе разграничения полномочий; конкретные преобразования были главным образом плодом реформ лидеров Перикла и Эфиальта, видных ораторов и военачальников.
Первым был Эфиальт (462 г. До н.э.), человек неподкупный и справедливый в глазах демократически настроенного большинства и неугодный знати. По мнению Платона, он «опоил демос неумеренной свободой» (5, с. 158.) Платон имел в виду ограничение и уменьшение политической власти ареопага в пользу народного собрания, Совета пятисот и гелиэи. Разногласия из сферы политической жизни были давно перенесены в сферу полемики любителей политической мудрости, далеко, однако, отстоявших от забот и тревог повседневной политики. «Для меня один муж стоит десяти тысяч, если он лучший», - заявил еще в веке Гераклит. Ему возражал Демокрит, полагавший за истину, что «бедность в демократическом государстве надо предпочесть тому, что называется счастливой жизнью в монархии» (там же).
Другим выдающимся вождем демоса стал Перикл (460-429), который ввел плату за посещение народных собраний и заседаний народного суда (гелиэи), что позволило привлечь к участию в делах государства малоимущие слои. Для решения даже самых важных вопросов на собраниях достаточно было поприсутствовать примерно пятой части всех полноправных граждан, что составляло 6 тысяч афинян.
Произошла демократизация органов власти и управления. Последний оплот аристократии, практически сокрушен был ареопаг как орган власти; ему сохранены были только управление и суд по религиозным делам. С 457 г. до н. э. должности архонтов были открыты впредь и для низшего цензового слоя — зевгитов. Чтобы предоставить реальную возможность небогатым гражданам участвовать в деятельности властных и судебных институтов, была установлена плата за исполнение гражданских обязанностей (членам гэлиэи — по 3, членам Совета — по 5 оболов, архонтам — по 4 обола в день, пританам — по 1 драхме в день).
Информация о работе Афинское государство в период расцвета (V-IV века до н. э.)