Актуальные проблемы истории Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 21:11, лекция

Описание

Но активно начавшееся движение за восстановление “забытых” в годы советской власти фактов истории могло привести к определенным перегибам, когда в пылу критики советского времени нередко весь этот период стал изображаться только в черном цвете. В результате сложилась ситуация, вследствие которой, восстанавливая страницы истории досоветской эпохи, можно было исказить советский период истории. Во избежание этого, как представляется, Указом Президента РК 1999 год был объявлен Годом преемственности поколений.

Работа состоит из  1 файл

ОГНЕТЕЛКИ.doc

— 234.00 Кб (Скачать документ)

Актуальные  проблемы истории  Казахстана

Задачи  возрождения национальной истории  в суверенном Казахстане поставили  перед необходимостью восстановления ее страниц, насильственно вырванных  в годы тоталитарного режима. С  этой целью 14 апреля 1993 года был принят Закон Республики Казахстан “О реабилитации жертв массовых политических репрессий”, а 1997 год Указом Президента РК был объявлен Годом памяти жертв массовых политических репрессий. Эти меры послужили предпосылкой воссоздания объективной национальной истории. Следующим шагом явился Указ Президента Республики Казахстан об объявлении 1998 года Годом национальной истории.

Но  активно начавшееся движение за восстановление “забытых” в годы советской власти фактов истории могло привести к  определенным перегибам, когда в пылу критики советского времени нередко весь этот период стал изображаться только в черном цвете. В результате сложилась ситуация, вследствие которой, восстанавливая страницы истории досоветской эпохи, можно было исказить советский период истории. Во избежание этого, как представляется, Указом Президента РК 1999 год был объявлен Годом преемственности поколений.

Важным  в исторической науке Казахстана в условиях суверенитета стало преодоление  прежних подходов, которые основывались на марксистско-советской, классовой, партийно-коммунистической идеологии. Исходя из этого, возникла необходимость переосмыслить историю Казахстана с позиций объективности, правдивости, документальности, с позиций новых информационных источников, которые ранее были недоступны исследователям. Историческая наука в Казахстане в советское время играла провинциальную роль. Все теоретические фундаментальные исследования проводились в Центре, а в Казахстане изучались только определенные, конкретные события. В таких условиях главными направлениями в исторической науке Казахстана были: процесс “добровольного присоединения” Казахстана к России; “прогрессивное” значение этого “добровольного присоединения” для казахов; история рабочего класса Казахстана; национально-освободительное движение трудящихся масс Казахстана под руководством лидеров из “черной кости”, не имевшее отношения к правящим слоям казахского общества.

В то же время практически  не были исследованы  вопросы внутреннего  саморазвития казахского общества. Большое  значение приобретает в связи с этим изучение такой фундаментальной проблемы, как этногенез казахов. Не менее актуальным является исследование связи истории Казахстана с общецивилизационным развитием, развитием тюркского мира. Очень важной остается проблема изучения вхождения Казахстана в состав Российской империи с новых позиций. Здесь особое значение имеет исследование процесса трансформации традиционного кочевого казахского общества в условиях колониального положения Казахстана. В данном контексте слабо разработанным звеном является история формирования административно-управленческой, предпринимательской, научной, творческой элиты казахского общества как составной части Российской империи. Слабо разработанным остается вопрос создания исторических портретов видных деятелей прошлого, внесших весомый вклад в развитие Казахстана: казахских ханов, биев, батыров, исследователей, ученых. Пока вышло несколько работ о ханах Абулхаире, Абылае, Кенесары и др. В истории Казахстана до сих пор нет целостного представления о национальной интеллигенции конца XVIII — начала XX века, об эволюции ее философских, социально-политических взглядов. Наряду с проблемами истории казахского общества большую актуальность представляют малоисследованные вопросы развития многонационального Казахстана в дореволюционный период. Это проблемы культурно-исторического развития этнических групп, конфессиональные процессы. Деидеологизация истории требует нового глубокого изучения советского периода. Это касается предпосылок и движущих сил Октябрьской революции. Необходимо переосмысление проблем гражданской войны. Важно уточнить численность жертв и потерь от массовых политических репрессий и голода в годы коллективизации. Малоисследованными остаются проблемы казахской диаспоры. До сих пор не изучены исторические истоки необратимых последствий экологических катастроф Арала, Балхаша, превращения территории Казахстана в полигон испытания оружия массового поражения.

В современных условиях история Казахстана играет всевозрастающую  роль в формировании идентичности, гражданственности, патриотизма казахстанцев. Всегда на крутых изломах развития, когда в обществе происходит резкая смена идеалов, парадигм, ценностей, вызывающих напряженность, кризисы и смуты, стабилизирующим, консолидирующим началом, цементирующим общество, выступает история. Но для этого она сама должна быть правдивой и объективной. Задачи огромной научной и социальной значимости поставлены перед исторической наукой Казахстана в книге Президента РК Н.А. Назарбаева “В потоке истории”. “Для казахских гуманитариев нет сегодня задачи более актуальной, нежели проложить дорогу в этом колоссальном поле взаимодействия национальной идентичности и динамичных императивов времени”, — подчеркивается в ней [47. с. 12]. Таким образом, в современных условиях история Казахстана — не только академическая наука, она является основой формирования мировоззренческих позиций казахстанцев.

В мировом масштабе актуальные проблемы исторической науки  были определены на XIX Международном конгрессе  исторических наук, который проходил в Осло с 6 по 13 августа 2000 года [56, с. 134-136]. Этот форум историков созывается раз в пять лет. На данный конгресс собралось более 1900 ученых из 67 стран мира, в том числе из Норвегии, Финляндии, Швеции, США, Италии, Великобритании, Японии. Германии, Франции, Канады, России и др. А всего к этому времени в Международный комитет исторических наук (МКИН) входили национальные комитеты историков 56 стран и 24 других международных организаций историков — комиссий, ассоциаций, представляющих различные области и направления исторической науки. На конгрессе было представлено более 330 докладов и выступлений. Общие проблемы исторической науки обсуждались на секциях: “Перспективы глобальной истории. Концепции и методология”; “Тысячелетие. Время и история”; “Использование и злоупотребления историей. Ответственность историка в прошлом и настоящем”. Более узкие темы рассматривались на секциях: “Оценка историографии XX века: профессионализм, методологические течения, труды”; “Коллективная память и идентификация коллектива. Как различные общества создают и толкуют свое прошлое”; “Мусульманские общества в различных столетиях”; “Религия и взаимоотношения между полами”; “Структура семьи и демократия в азиатских и европейских обществах”; “Культура меньшинств и их взаимоотношения с преобладающим большинством”; “Формы тоталитаризма и диктатур”; “Власть, насилие и смерть в X1V-XX столетиях”.

Из  “круглых столов” XIX Международного конгресса  исторических наук наибольший интерес вызвали  заседания по темам: “Преподавание истории, новые приемы, учебники и место истории в школьной программе”, “Открытие архивов и история коммунизма”, “Холодная война”, “Китай и мир в XVII веке”.

В целом этот форум  историков (предыдущий конгресс проходил в 1995 г. в Монреале) показал  дальнейшее развитие тенденции к исследованию истории гуманистических ценностей человечества, взаимоотношений в семье и обществе, окружающей среды, сохранения мира. Появился интерес к “евразийству”, региональным процессам в Восточной Европе, к истории “холодной войны”. Возросло внимание к укреплению общественных функций истории как науки и как общеобразовательной дисциплины, влиянию историков на общество и государство. Одной из центральных стала проблема глобализации истории.

Среди методологических проблем  особое значение приобрели  такие, как коллективная память в истории; эсхатологические вопросы; сравнительные исторические исследования. В истории XX века значительное внимание было сосредоточено на проблемах тоталитаризма, диктатур, “холодной войны”.

В хронологическом  плане отмечено расширение диапазона исторических исследований в сторону новой, новейшей истории и современности.

Местом  проведения очередного XX Международного конгресса  исторических наук в 2005 году избран Сидней (Австралия)

ИСТОРИКИ  И ИСТОЧНИКИ ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА

.Задача историка заключается в поиске истины или реконструирование прошлого. Историк проникает в тайны прошлого по следам, которые пощадило время. Их принято называть историческими источниками.  
В настоящее время выделяют различные группы исторических источников: археологические, вещественные, письменные, устные, изобразительные и этнографические.  
        На рубеже новой эры появляются письменные источники – греко-латинские, персидские, арабские, китайские сочинения, тюркские надписи на каменных стелах. История средних веков отражена в книгах собственно тюркских историков, филологов, философов, в сочинениях арабских, китайских летописцев, дневниках и трудах европейских путешественников и миссионеров (например, сочинения Аль-Фараби, Иугнеки, Яссауи, Беды Достопочтенного, Роджера Бэкона, Марко Поло и других, анналы английских монастырей).  
         К важнейшим историческим источникам относятся этнографические материалы, помогающие воссоздать, представить хозяйство, семейный быт, обычаи,обряды древнего населения.  
Важными источниками являются данные истории казахского языка, изменения в словаре, заимствования из других – арабского, персидского, русского и др. – языков также важны для исследователя.  
История казахов, как и многих кочевых народов, передавалась из уст в уста, от поколения к поколению, а потому к источникам по истории Казахстана относятся и памятники устного народного творчества– эпосы, сказания, легенды, родословные (шежире), названия различных географических пунктов (Калмак-кырылган, Зайсан и др.).  
Изучение истории собственно казахского общества имеет свою историю и различные аспекты. В средние века были созданы выдающиеся сочинения «Тарих-и Рашиди» Мухаммада-Хайдара Дулати, «Жами ат-тауарих» Кадыргали Жалаири, «Шежіре и-Түрк» Абулгази, до сих пор являющиеся бесценными историческими источниками о начальном этапе казахского этногенеза, становления казахского ханства. А сочинение «Жами ат-тауарих» Кадыргали Жалаири повествует в двух первых главах об истории воцарения Бориса Годунова. После присоединения Казахстана к России историей, географией, этнографией Казахстана стали заниматься и русские ученые (Рычков, Левшин, Радлов, Бартольд и др.). В 19 веке появились исторические сочинения Шокана Чингисовича Валиханова, Ибрая Алтынсарина. Новое развитие изучение истории получило в трудах представителей “новой элиты” – Алихана Букейхана, Ахмета Байтурсынова, Мустафы Чокая.  
После событий 1917 года работы по истории Казахстана появились в большом количестве, они интересны богатым архивным материалом, в них не видно сильного идеологического давления. В качестве примера можно привести такие работы, как “История Казахстана” Санжара Асфендиярова, “Туркестан-колония” Георгия Сафарова и др.  
С конца 20-х годов для историков наступили тяжелые времена, объективное освещение истории стало заменяться идеологическими схемами, часть архивов была закрыта. Несколько изменилась ситуация после ХХ съезда КПСС. Вышла масса трудов по различным проблемам казахской истории, которые и мы будем использовать в процессе подготовки к занятиям, экзаменам, при написании рефератов и докладов, подготовке к тестированию.  
          Это труды археологов А.Маргулана, К.Байпакова, К.Акишева, Курманкулова, составивших археологические карты Казахстана, изучивших эпохи палеолита, неолита, бронзы, раннего железа.  
Большое внимание историков привлекала тема разложения феодального строя, зарождения капиталистических отношений. В работах Ж.Касымбаева, Аполловой, М.Асылбекова изучалось развитие и особенности капиталистических отношений в Казахстане, появление в казахском обществе новых социальных слоев жатаков, рабочих. Итогом этого периода стало появление в конце 70-х годов академического издания “Истории Казахстана с древнейших времен до наших дней” в 5-ти томах

2.          Исторические знания о самых ранних этапах становления и развития человечества строятся на основе изучения памятников культуры, которые оставил древний человек, - это орудия труда, стоянки, наскальные изображения, погребения.   
          Задача историка заключается в поиске истины или реконструировании прошлого. Историк проникает в тайны прошлого по следам, которые пощадило время. Их принято называть историческими источниками.  
          Исторические источники разделяются на письменные и вещественные. Письменные источники: старинные книги, летописи, указы, всевозможные документы, художественная литература. Материалом для них может служить бумага, кожа, березовая кора, глиняная пластинка, камень, шелковая ткань и др. Письменные источники появились значительно позже – около пяти тыс. лет назад, когда люди научились писать.  
           Письменные источники в Казахстане – надписи на надгробных камнях, династийные хроники, литературные и научные произведения древних писателей, ученых, путешественников, освещающие отдельные стороны истории древних племен казахских степей. Сюда же относятся военные или мирные договора, дипломатические протоколы, путевые записи, дневники, прошения чиновников различных стран. Их можно условно разделить на несколько групп.   
           В первую группу входят письменные сообщения античных авторов. В трудах древнегреческого историка Геродота («История») и географа Страбона («География»), римского историка Плиния мы встречаем некоторые сведения о сакских и тюркских племенах, обитавших в степях Казахстана в глубокой древности.  
            Много полезной информации по истории древнего Казахстана содержится в китайских династийных хрониках. Китайские историки с интересом следили за событиями в казахстанских степях и скрупулезно записывали их. Бесценные данные о древнем периоде истории Казахстана имеются в сведениях Чжань Цяня, посетившего Семиречье во ІІ-ом веке до нашей эры, в «Ши цзи» («Исторических записках») «отца» китайской истории Сыма Цяня (135-67 гг. до н.э.), в «Цянь Ханьшу» (Истории ранней Хань Гу» (I в н.э.). В китайских архивах обнаружены рукописи Бухар-Жырау Калкаманова. В 1992 году историки-казахи КНР написали книгу «Древняя история казахов».  
           Следующую группу составляют ираноязычные памятники. Ранним письменным источником является «библия» зороастризма «Авеста» («Наставление»). Как известно, Заратуштра жил в конце ІІ - начале І тысячелетия до нашей эры. Также сведения о древних насельниках территории современного Казахстана обнаружены в персидских клинописных текстах, в частности в Бехистунской надписи Дария Т (522-486 гг. до н.э).  
            Важнейшую группу источников составляют древнетюркские. Особое место в познании истории Казахстана занимает первый тюркский летописец, описавший начало Тюрского Эля, первого его каганов, автор знаменитых надписей в честь Кюльтегина, Бильге-кагана, Тоньюкука – Йоллыг-тегин (ХІІІ в.)  
          Сведения о средневековом Казахстане содержатся в трудах арабского историка Ибн-аль-Факиха (начало Х в.), путешественников Плано Карпини, Гильома Рубрука, Марко Поло, посетивших территорию Казахстана в ХІІІ веке.  
         Богатым и ярким письменным источником по истории кипчако-кимакских племен являются русские летописи. Такие произведения, как «Слово о полку Игореве», «Ипатьевская летопись», «Сибирская летопись» и др., насыщены сведениями о жизни тюркских племен, обитавших в «половецкой степи», т.е. на территории от Дуная до Алтая.  
          Наиболее полные сведения о важнейшем периоде истории Казахстана – истории образования казхаского ханства – представлены в работе Мухаммеда Хайдара Дулати (1500-1551) «Тарихи-и Рашиди», в «Записках бухарского гостя» Ибн Рузбихана (ХVІІ в), в «Сборнике Летописей» Кадыргали Жалаири (начало ХVІІ в.).  
Важные для изучения истории факты содержат записки английского путешественника Дженкинсона, посетившего Казахстан в ХVІ веке.  
Для изучения раннего периода истории человечество используют вещественные источники, к которым относится все возможные предметы или объекты, сделанные человеком. Их отыскивают на земле, под водой, в некогда обитаемых пещерах. Это жилища и другие сооружения древних людей, предметы мебели, посуда, утварь, оружие, орудия труда, одежда, украшения и т.д.  
С целью наиболее полного восстановления образа прошлого историки прибегают к помощи различных наук. К ним относятся:  
Археология (от греч. архайс – древний и лотос – наука) - наука о древности.  
Лингвистика – наука о языках.  
Палеография – наука, которая изучает все, что связано с письменностью, письмом.  
Сфрагистика – помогает установить имена царей, даты появления документов. Доказывает их подлинности, обнаруживает подделки по печатям на документах.  
Метрология – наука об измерениях, единицах измерения.  
Геральдика – наука о гербах и символах.  
Вексиология - наука о флагах.  
Этнография – наука, изучающая быт народов.  
Источниковедение – наука об источниках, на основе которых пишется история того или иного народа. 

3.Периодизация. Для того чтобы задачи истории Казахстана были решены, в первую очередь необходимо рассмотреть ее периодизацию. Разные авторы неодинаково подходят к данной проблеме. Из всего множества вариантов мы предлагаем тот, который больше соответствует принятому делению всемирной истории, частью которой является история Казахстана.  
  
1. Древнейший период – охватывает время, от появления человека на территории Казахстана (2,5 млн. лет до н.э.) до начала возникновения государства на территории Казахстан (VІІ-VІІІ вв до н.э.)  
2. Древний период – появление первых государств на территории Казахстана (саки, усуни, канглы, хунну), их расцвет, кризис и падение (с VІІІ века до н.э. до V н.э.).  
3. Средневековая история Казахстана (V века н.э. до 30-х годов ХVIII века.. Условно ученые выделяют раннее (домонгольский период, до начала ХIII в), и позднее средневековье (до начала присоединения Казахстана к России).  
4. Новая история Казахстана с 30-х годов ХVIII в. до февраля 1917 года – вхождение Казахстана в состав Российской империи, колониальный период.  
5. Первый этап новейшей истории Казахстана начинается со времени свержения царизма, Октябрьской революции и установления Советской власти (1917-1920) до фактического распада СССР (август-декабрь 1991 г).  
6. Второй этап новейшей истории Казахстана начинается со дня провозглашения независимости 16 декабря 1991 г. до настоящего времени и характеризуется становлением и развитием Республики Казахстан как суверенного, демократического правового государства.  
  
         Таким образом, основу исторического знания составляют источники. Исторические источники – это вещественные предметы, письменные документы, отражающие историю развития человеческого общества. Чтобы история была научной, объективной, она, прежде всего, должна опираться на достоверные источники. Поэтому одним из ведущих принципов исторической науки является принцип документальности. Историки говорят: «Без документов нет истории». 
 

КУЛЬТУРА  ДРВНИХ КОЧЕВНИКОВ. 

Культура - это способ организации  жизни, специфический  для каждого этноса. Люди, независимо от того, к какому они  принадлежали обществу, всегда стремились к  совершенству в процессе эволюции, это свойственно  и кочевникам и  пастухам. Современная история имеет весьма туманные представления о времени формирования кочевых народов. В отличие от земледельцев, скотоводы после себя мало что оставили, кроме курганных захоронений, но истоки нашей культуры, конечно же, находятся в первобытности. Например, неандертальцы при захоронении своих сородичей посыпали умерших красной охрой, и строили сложные жилища круглой формы, первые примитивные аналоги юрты, и ели конину. Достоверно известно что круглая форма жилища считается наиболее древней. Язык нельзя назвать сознательным изобретением человечества, но и он совершенствовался на протяжении тысячелетий, и должен рассматриваться как часть культуры, связанной с мышлением и своей структурной завершенностью. Стремление номадов к совершенствованию отразилось на формировании их языка. Согласитесь, мало кто может понять в оригинале «Слово о полку Игореве», а ведь оно написано не так давно. В то же время тюркские руны Орхона написаны на 6 веков раньше «Слова», но легко читаются и понимаются в XX веке.

Информация о работе Актуальные проблемы истории Казахстана