Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 14:12, реферат
Реформы Петра 1, проведенные на феодально-крепостнической основе, были продиктованы стремлением преодолеть отсталость страны и тем самым обеспечить ей национальную независимость, экономическое и культурное развитие, обороноспособность. Создана была крупная для своего времени промышленность в лице казенных и купеческих мануфактур в металлургическом, полотняном, суконном и шелковом производстве. Значительно выросли мелкотоварное производство, внутренняя и внешняя торговля. Была создана регулярная армия, одержавшая победу в Северной войне со Швецией. Существенные перемены произошли в социальном строе общества, преимущественно среди феодально-зависимого податного населения.
Введение 3
1. Необходимость создания регулярной армии 5
2. Начало образования регулярной армии 6
3. Система управления армией 9
4. Формирование военного законодательства. Воинский устав 11
5. Становление российского флота 16
6. Морской Устав 26
Заключение. 30
Список литературы: 34
немецкие (I кн.), шведские (II кн.), саксонские (II кн., 2-я часть), французские (экзерциции), а также богатый отечественный опыт. Воинский Устав Петра определил дальнейшее развитие русского военного законодательства.15
Попытки выйти на большую воду и обзавестись собственной военной силой на море предпринимались еще и в допетровское время. Но это были робкие первые шаги, которые не могли иметь большого значения. С петровским царствованием связано создание в России регулярного военного флота, и в первую очередь на Балтике, ибо этот район был решающим как в политическом, так и в экономическом плане. Попытки создать флот на Азовском море в начале правления Петра играли роль испытательного полигона. Но если нужда в галерах и бомбардирских судах в основном успешно удовлетворялась, то совсем иначе дело обстояло с крупными парусными кораблями, строительство которых еще только разворачивалось. Петр вынужден был прибегнуть к их покупке за границей. Качество этих судов было невысоким, но покупка обходилась казне дешевле, чем строительство у себя, и, главное, позволяла в короткий срок укомплектовать флот минимально необходимым числом боевых кораблей. Всего было куплено и построено по заказу за границей 17 линейных кораблей и 7 фрегатов, причем пик приходится на период с 1711 по 1715 год. Лишь два корабля и два фрегата из этого числа были заказаны в 1721 году.
Формирование корабельного состава Балтийского флота проходило в несколько этапов, что имело ряд причин. Первоначально, пока основные боевые действия происходили на суше и активно велось азовское строительство, от молодого Балтийского флота требовалось выполнение ограниченного круга задач — обороны строящейся новой столицы и помощи сухопутным силам. Судостроительная база для Балтики была очень слабой. Основные мастера работали в Воронеже. Поэтому в течение первого десятилетия на Олонецкой и Сясьской верфях были построены 15 фрегатов и 13 шняв, большинство из которых пришли в негодность уже к 1710 году. Лишь фрегат "Штандарт" и шнява "Мункер" ввиду добротности постройки прослужили долгие годы.16
Второй этап начинается после Полтавской битвы, когда стало ясно, что теперь основной театр военных действий перемещается на Балтийское море. Флоту потребовались линейные корабли — основная ударная сила на море. В это время было построено несколько 50 — 54-пушечных, линейных кораблей Тогда же начинает функционировать Санкт-Псгербургское адмиралтейство. Там был спущен на воду линкор "Полтава".
Увеличение
корабельного состава русского военно-морского
флота, расширение круга его применения
поставили во главу угла проблему
комплектования его кадрами, как
рядовыми, так и офицерскими. В
рядовые матросы набирали рекрутов
преимущественно из районов, жители
которых были знакомы с судоходством,
занимались рыбной ловлей и промыслом
морского зверя. Правда, для их обучения
пришлось прибегнуть к найму матросов
за рубежом. Среди офицерского состава
процент иностранцев был
Со временем, когда наш флот был уже достаточно укомплектован отечественными кадрами, отпала необходимость столь широкого найма специалистов за границей, и многим иностранцам была дана отставка, что особенно характерно для низших чинов. Так, уже в 1721 году на флоте не осталось ни одного матроса иностранца. Среди младшего и среднего комсостава была проведена строгая ревизия, приведшая к увольнению большого числа иностранцев, проявивших хоть в чем-то свою некомпетентность.17
Так
ликвидировались издержки, которые
были неизбежны в начале становления
русского флота, когда на службу порой
поступали люди, далекие от морского
дела, привлеченные высоким жалованьем
и легкой возможностью сделать в
России быструю карьеру. Однако случаев
предательства среди
При комплектовании войск Петр отдавал значительное предпочтение флоту по сравнению с армией. Лучшие рекруты всегда отправлялись на флот, и в тех случаях, когда нехватка личного состава была особо ощутимой, в матросы и корабельные плотники переводились солдаты из сухопутных частей. Морские офицеры были более приближены к Петру, чем сухопутные. Флот был любимым детищем Петра, и тот отдавал ему все самое лучшее. Неукомплектованность была хроническим явлением, и часто корабли не могли выйти в море именно по причине нехватки личного состава.
При составлении команд кораблей Балтийского флота за образец был взят голландский флот. Судовые экипажи состояли на две трети из матросов и пушкарей и на одну треть из морских солдат. Выгодно отличало русский флот от других очень ограниченное использование невольников на гребных судах. В основном использовались солдаты или вольнонаемные, которые во время боя являлись не пассивными, равнодушными зрителями, а дополнительной боевой силой, способной прийти на выручку в решающий момент.
Такой
сложный организм, как военно-морской
флот, не мог нормально функционировать
без четкой системы управления. Одновременно
с флотом возникают, действуют и
развиваются особые учреждения,
обеспечивающие нормальную деятельность
всех его звеньев. С самого начала
существования петровского
Военное командование на Балтике осуществляли: корабельным флотом — вице-адмирал К. Крюйс, галерным — шаутбенахт И. Боцис. Так было до 1707 года. Здесь не приходится говорить о четкости и слаженности управления делами флота. Обязанности административных лиц четко не разграничивались. Сферы их деятельности постоянно перекрещивались. Кроме того, некоторые были некомпетентны во флотских делах, что часто приводило к различного рода конфликтам, погасить которые порой было способно лишь радикальное вмешательство самого Петра.18
После смерти в 1707 году адмирала Ф. Головина и олонецкого коменданта И. Яковлева в управлении Адмиралтейством и флотом произошли значительные перемены. Адмиралом и президентом адмиралтейств был назначен Ф. Апраксин, должность адмиралтейца была упразднена, а Воинский морской приказ присоединен к Адмиралтейскому. Таким образом, верховная морская власть сосредоточилась в руках одного из наиболее выдающихся сподвижников Петра Ф. Апраксина. Как адмирал он осуществлял общее командование корабельным и галерным флотом, как президент Адмиралтейства — управлял верфями и адмиралтейством Балтийского флота, для чего при нем была образована Адмиралтейская канцелярия. Непосредственным управлением адмиралтейскими и экипажескими делами в С.-Петербурге после смерти И. Яковлева стал заниматься А. Кикин, назначенный на должность адмиралтейского советника.
Крайне неудобным было территориальное размещение управленческих учреждений. В то время как высшая морская власть находилась в С.-Петербурге, целый ряд важнейших вопросов оставался в ведении Приказа адмиралтейских дел, расположенного в Москве. Работа там шла по старинке, что явилось значительным тормозом ходу дела. Поэтому в 1712 году функции Приказа были возложены на специально созданную Военную морского флота канцелярию. Ей же передавались аптека и вычеты денег на госпитали. Во главе был поставлен ооер-комиссар И. Тормасов.
В связи с такими изменениями Адмиралтейский приказ в Москве постепенно терял свои функции. Он был преобразован в Московскую адмиралтейскую контору, в ведении которой с 1718 года оставались "до указу" Математическая школа, Ха-мовный двор, поставлявший парусину, сбор средств для флота с денежных дворов и из приказов, а также сбор "корабельной запущенной доимки" с Московской губернии за прежние годы.
В 1717 году организуется Обер-сар-ваерская контора во главе с обер-сар-ваером И. Головиным, занимавшаяся вопросами кораблестроения, и Адмиралтейская подрядная контора во главе с обер-комиссаром полковником Г. Норовым, в подчинение которого поступили обер-провиантмейс-тер со своей канцелярией, цалмейс-тер со своим аппаратом и военные комиссары.
Осуществленные
преобразования явились, несомненно,
крупным шагом вперед, но в целом
управление было еще весьма далеким
от идеала. Допускались значительные
злоупотребления, конфликты продолжали
возникать, и сам Ф. Апраксин при
их разрешении часто принимал сторону
нарушителей, особенно если они были
приближенными царя. Это не могло
не вредить делу. Видя трудности
и противоречия сложившейся ситуации,
Петр решает ввести коллегиальное управление
по примеру других стран. После нескольких
лет организационных
Военный флот подразделялся на корабельный и галерный2. Корабель-нын состоял из двух эскадр — Ре-вельской и Котлинской. Флагман эскадры осуществлял и общее командование портом приписки. В отсутствие флагмана портом управлял его сухопутный комендант.
Таков вкратце путь развития русского флота и его учреждений в первой четверти XVI И века.
Становление русского военно-морского флота сопровождалось составлением различного рода законодательных документов, регулирующих все аспекты его деятельности. Русское военно-морское законодательство совершенствовалось параллельно со всеми структурами флота, направляло этот процесс. Работа по формированию военно-морского законодательства петровского времени была огромна по объему и завершилась только на исходе первой четверти XVIII века изданием таких важнейших документов, как Устав морской (1720 г.) и Адмиралтейский регламент (1722 г.).
Надо отметить, что определенный, хотя и небольшой, опыт в этой области имелся. Первым российским специальным актом военно-морского законодательства справедливо принято считать "Артикульные статьи", составленные в 1668 году капитаном Ботлером, которые явились руководством к плаванию по Каспийскому морю на единственном крупном корабле того времени "Орел". Документ состоял из 34 статей, две трети которых кратко и конкретно определяли обязанности капитана корабля и его подчиненных во время плавания, стоянки на якоре и боевых действий. Лишь 10 заключительных статей касались общих и дисциплинарных вопросов. Мы отмечаем этот документ вовсе не случайно. По сути дела, он является зрелым морским уставом, пусть очень кратким (составлялся только для одного корабля), но тем более поразителен достаточно глубокий и всесторонний охват главных аспектов военно-морской службы. Примечательно, что "Артикульные статьи" практически не содержат пунктов об уголовных наказаниях: здесь лишь оговаривается, что наказание за неисполнение приказа определяется капитаном корабля (ст. 29), а за измену предусмотрены арест и передача виновного на берегу приставам для дальнейшего судебного разбирательства (ст. 30). Этим "Статьи" значительно отличаются от всех дальнейших уложений, где уголовная часть занимает солидное место. К сожалению, видимо, после сожжения "Орла" документ этот затерялся и никак не использовался. Упоминание о нем встречается лишь единожды в Указе Петра от 13 января 1720 г. по поводу создания Устава морского.20