Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:44, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является попытка обобщения имеющихся сведений о благотворительности в Сибири второй половины XIX – начала XX вв., исследование малоизученных и дискуссионных вопросов.
Задачи: 1) Выявить роль и значение органов местного самоуправления в благотворительности для крестьянского населения Сибири; 2) Показать, какие благотворительные общества вели свою деятельность в Сибири во второй половине XIX – начале XX вв.; 3) Провести анализ благотворительной деятельности купцов и предпринимателей в сфере духовного просвещения населения Сибири; 4) Выявить роль иностранного капитала в благотворительности Сибири; 5) Провести параллели между благотворительностью и сибирской культурой.
Введение…………………………………………………………………….3
1 Благотворительная деятельность органов местного самоуправления и общественных организаций в Сибири среди крестьян…………………………6
2 Благотворительные общества в Сибири………………………………11
3 Благотворительность купцов и предпринимателей в сфере духовного просвещения населения Сибири………………………………………………..16
4 Опыт деятельности иностранного капитала в Сибири……………….21
5 Национальная немецкая благотворительность в Сибири…………….28
6 Благотворительность и сибирская культура…………………………..33
Заключение………………………………………………………………..35
Список литературы……………………………………………………….37
Министерство образования Российской Федерации
ФГБОУ ВПО
«Новосибирский государственный педагогический университет»
Институт истории, гуманитарного и социального образования
Кафедра педагогики и психологии исторического факультета
Курсовая работа
Тема: «Благотворительность в Сибири во второй половине XIX – начале XX вв.»
Выполнил: студент (ка)…IV…курса
группы №…41…ИИГСО
Макеев Н.А.
Проверил: к. п. н., доцент кафедры педагогики и психологии
Катионова А.О.
Оценка________________
Новосибирск 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Благотворительная деятельность органов местного самоуправления и общественных организаций в Сибири среди крестьян…………………………6
2 Благотворительные общества в Сибири………………………………11
3 Благотворительность купцов и предпринимателей в сфере духовного просвещения населения Сибири………………………………………………..16
4 Опыт деятельности иностранного капитала в Сибири……………….21
5 Национальная немецкая благотворительность в Сибири…………….28
6 Благотворительность и сибирская культура…………………………..33
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Благотворительность как важнейшая сфера жизни развитого общества значима не только в нравственном, но и в социальном плане, ибо не может быть стабильным общество, спокойно взирающее на своих граждан, пребывающих в нищете.
Стремительный рост национального самосознания народов современной России обусловливает необходимость изучения истоков отечественной благотворительности и её опыта не только как некой системы социальной помощи, но и как части процесса национальной самоидентификации. Важными факторами становятся также возобновление практики ввоза иностранного капитала в Россию, пробуждение обострённого интереса к опыту его деятельности в целом и к филантропии иностранных инвесторов, в частности.
Первая задача, которая встаёт перед исследователем проблемы, связана с разработкой понятийного аппарата. Что понимать под благотворительностью? На мой взгляд, под благотворительностью следует понимать любую социальную помощь со стороны частных лиц, обществ, общин и органов местного самоуправления юридическим и физическим лицам, учреждениям в сфере нематериального производства. В лучшем случае к благотворительности можно отнести деятельность на этой ниве органов местного самоуправления типа земств, аккумулировавших и государственные, и общественные средства.
Относительно размаха благотворительности в Сибири не сложилось единого мнения. В значительной степени это связано с тем, что подсчитать общую сумму частных пожертвований не представляется возможным. Купцы вносили довольно много мелких вкладов в разные благотворительные организации, но проследить эти вклады сложно, поскольку соответствующая документация велась зачастую небрежно, к тому же значительная часть её просто утрачена.
Государственная социальная помощь в Сибири в изучаемый период находилась в зачаточном состоянии. Благотворительностью занимались приказы общественного призрения, перед которыми государство ставило большие задачи, но выделяло слишком мало средств. Например, в 1896 г. Енисейский приказ общественного призрения на содержание девяти больниц, двух богаделен и одного родовспомогательного учреждения израсходовал лишь 57.304 р. 67 к[1].
Актуальность темы исследования. Процессы, происходящие в современном обществе, обострили интерес к развитию человека в условиях социума, что привело к возникновению социальной педагогики – самостоятельной отрасли педагогического знания, имеющей целью изучение воспитательного потенциала общества, способов педагогизации социальной среды для более успешной социализации и развития личности на протяжении всей жизни. Современный этап теории и практики социальной педагогики характеризуется наличием различных точек зрения на понятийно – категориальный аппарат, цели и задачи социальной педагогики. Одна из причин данного обстоятельства заключается в недостаточном внимании к исследованию исторических условий формирования различных социально-педагогических направлений на разных этапах развития российского общества.
Вместе с тем, в российской истории имело место такое явление, как благотворительность, которая имеет в России глубокие культурно – исторические традиции. Возникнув на ранних стадиях развития российского общества, получив новый импульс с принятием на Руси христианства, благотворительность прошла большой путь развития. Ознакомление с историей и традициями которого представляет не только познавательный интерес, но и практическую значимость. Многое из того, что было выработано нашими соотечественниками в прошлом, творчески переосмысленное и переработанное с учётом сложившихся условий и возможностей, может послужить богатым материалом для изучения этого явления, что поможет глубже понять основные закономерности, тенденции и проблемы социально – педагогических знаний и пути его воздействия на социально – педагогическую практику.
Таким образом, социально – педагогический аспект благотворительности как в плане теоретическом, так и в практическом приобретает на современном этапе актуальное значение.
Целью данной курсовой работы является попытка обобщения имеющихся сведений о благотворительности в Сибири второй половины XIX – начала XX вв., исследование малоизученных и дискуссионных вопросов.
Задачи: 1) Выявить роль и значение органов местного самоуправления в благотворительности для крестьянского населения Сибири; 2) Показать, какие благотворительные общества вели свою деятельность в Сибири во второй половине XIX – начале XX вв.; 3) Провести анализ благотворительной деятельности купцов и предпринимателей в сфере духовного просвещения населения Сибири; 4) Выявить роль иностранного капитала в благотворительности Сибири; 5) Провести параллели между благотворительностью и сибирской культурой.
1 Благотворительная деятельность органов местного самоуправления и общественных организаций в Сибири среди крестьян
На конец XIX – начало XX вв. приходится расцвет благотворительной деятельности в Сибири. В период капитализма завершилось формирование русской нации, был открыт простор для развития производительных сил региона, особенно после проведения Транссибирской железнодорожной магистрали. Число крупных промышленных предприятий с 1861 по 1893 гг. возросло здесь на 73,6%, сумма производства на фабрично – заводских предприятиях в 1908 г. достигла 64 млн. руб. По переписи 1897 г. в Сибири насчитывалось 11,2 тыс. жителей (с членами семей), которых можно отнести к крупной и мелкой буржуазии, сконцентрировавших в своих руках огромные капиталы[2].
Предприниматели способствовали развитию производительных сил края и его культуры. Значительный вклад в книгоиздание и распространение литературы внёс, к примеру, П.И. Макушин; иркутский городской голова В.П. Сукачёв собрал коллекцию картин, ставшую основой местного Музея изобразительных искусств; купцы Кухтерены на свои деньги содержали детский приют[3]. При этом многие жертвователи руководствовались в своей деятельности соображениями, лишёнными всякой корысти. Однако далеко не все купцы и промышленники занимались благотворительностью из сострадания к бедным: крупные пожертвования открывали путь к чинам и наградам. Как прекрасно показал московский исследователь А.Н. Боханов, все формы благотворительности считались «государственным делом» и регулярно поощрялись. Тем самым самодержавие стремилось стимулировать развитие общественных институтов, часто не вкладывая в это дело ни копейки. О наиболее крупных сибирских меценатах ежегодно сообщалось в отчётах губернаторов царю, о них систематически писала пресса, им присваивалось звание почётных членов тех организаций, в фонды которых они жертвовали деньги.
Большинство купцов и предпринимателей были набожными людьми, и для них характерны пожертвования убогим и на строительство церквей. Купец Трусов построил богадельню в Тюмени, братья Е.И. и В.И. Королёвы – богадельню и детский приют в Томске, супруги Баевы пожертвовали 15 тыс. руб. на возведение собора Александра Невского в Новониколаевске и т. д[4]. Но не все купцы занимались благотворительностью, о чём свидетельствуют, в частности, события в Каинске. 23 сентября 1859 г. чиновники города составили приговор об учреждении местного «учебного для девиц заведения» - одной из первых в Сибири женских школ. В этих целях они решили выделить по 0,5% из жалованья и по 1% из денежных вознаграждений. Под этим приговором подписались все служащие вплоть до беднейших фельдшеров, но к ним не присоединился ни один из 68 каинских купцов[5].
Объектами благотворительности среди крестьянства были переселенцы, голодающие, сироты и престарелые. В филантропической деятельности в Сибири в конце XIX – начале XX вв. по отношению к этим категориям населения можно выделить два периода: до 1906 г. и 1906 – 1917 гг. Рубежом между ними стала первая российская революция. На первом этапе благотворительная помощь оказывалась преимущественно представителями буржуазии, создавшими благотворительные комитеты, и общиной. Государство выделяло на эти цели минимальные средства, хотя постепенно, со снятием ограничений на переселения, размер средств на социальные нужды возрастал.
Рост переселений привёл к организации специальных комитетов для оказания помощи переселенцам. В 1883 г. по инициативе тобольского губернатора В.А. Лысогорского в Тюмени, крупнейшем перевалочном пункте на пути в Сибирь, возник первый Временный комитет для оказания помощи переселенцам. Комитет стремился, прежде всего, обеспечить новосёлов помещениями для жилья.
Забота об одиноких стариках и сиротах в сельской местности лежала на общине. Одинокие дряхлые старики кормились по дворам – эта общественная повинность раскладывалась общиной на своих членов. Каждый домохозяин в порядке расположения усадеб давал такому старику ночлег и пропитание в течение стольких суток, сколько было у него платёжных душ. Если старик не мог переходить из дома в дом, то его переносили на руках. Погребение осуществлялось на общественный счёт. Общеустановленный 60 – летний возрастной потолок для платежа податей в отношении глав семей, подвергшихся «зорению», т. е. члены которых выполняли тяжёлые общественные и государственные службы, например, военную, снижался до 45 – 50 лет. Вопрос о бесплатном наделе земли для стариков, потерявших способность к платежу податей, а также для вдов и сирот решался без всяких правил.
По народным обычаям, если у сирот не оставалось родственников, опека над ними передавалась крёстным. Если и крёстных не оказывалось, то общество назначало опекуна по своему выбору. Желающие стать опекунами сирот из богатых семей обычно легко находились, для бедных обществу приходилось их приискивать. О сиротах, которым родители вовсе не оставили имущества, общество не заботилось, и они существовали подаянием. За годы опекунства наследство нередко расхищалось, и наблюдались случаи, когда опекаемые дети превращались в нищих и становились работниками. Общество не контролировало действия опекуна, за исключением тех случаев, когда опекун слишком откровенно начинал проматывать имущество сирот. Стремясь предотвратить разорение плательщиков, государство предписывало продавать имущество сирот, а деньги до их совершеннолетия хранить в банке.
В период столыпинской аграрной реформы правительство взяло курс на поощрение переселений. Увеличение численности переселенцев, среди которых преобладала беднота, делало недостаточной частную благотворительную помощь, и государство в значительной степени взяло на себя функцию помощи переселенцам, их сиротам и престарелым. Если в 1905 г. казна выдала на нужды переселений 2 млн. 600 тыс. руб., то в 1910 г. – уже 25 млн. 277 тыс. руб.
После первой российской революции в благотворительную деятельность активно включились политические партии, в результате чего эта сфера деятельности становится ареной ожесточённой политической борьбы, проявившейся с особой силой во время неурожая 1911 г. Правительство откликнулось на нужды голодающих, но казённых средств было недостаточно. Уступая давлению правых, считавших, что дармовая помощь развращает крестьян, правительство оказало поддержку голодающим в основном в виде субсидированных общественных работ.
Во второй период развития благотворительности в Сибири значительно расширился круг жертвователей, в это движение включились средние слои города. В 1912 г. на массовых гуляниях в городах Сибири, на праздниках, посвящённых Дню колоса ржи, осуществлялся сбор денег в помощь голодающим.
В среде крестьянства администрация пыталась, особенно в период юбилеев царской семьи, внедрить, говоря современным языком, добровольно – принудительную благотворительность. В случае отказа на крестьян заводили уголовные дела, но, как правило, никого не наказывали. Так было в 1909 г. в Тобольском уезде, когда крестьяне отказались вносить деньги в фонд стипендии, учреждённой в честь тобольского губернатора Л.П. Гондатти; так было в 1914 г., когда более ста сёл Енисейской губернии не внесли ни копейки на стипендию в память 300 – летия Дома Романовых, установленную генерал – губернатором Восточной Сибири в Иркутском учительском институте[6].
Таким образом, в благотворительной деятельности в Сибири второй половины XIX – начала XX вв. можно выделить два периода: первый – до 1906 г., второй – с 1906 по 1917 гг. В первый период государство выделяло на благотворительность минимальные средства, основную роль играли частные пожертвования и деятельность органов местного самоуправления в лице сельских обществ. Во второй период в помощи крестьянам резко возросла роль государства. Активно подключились к благотворительной миссии земства и политические партии.
Информация о работе Благотворительность в Сибири во второй половине 19 века